Международный валютный фонд. Сотрудничество с Республикой Беларусь
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дисциплина: «Международная экономика»
Научная работа
на тему: "Международный валютный фонд. Сотрудничество с Республикой Беларусь"
Выполнила
студентка
ФБД, БУААП, 2 курс,
гр. №711513 К.Д.Трутько
Проверила А.Н. Каллаур
ПИНСК 2009
Содержание:
Введение ……………………………………………………………. с 3
Раздел I: МВФ как организация ………………………………………. с 4
1.1 Направления деятельности МВФ …………………………………… с 4
1.2 История создания МВФ …………………………………………..... с 7
1.3 Адаптация к новым условиям …………………………………….... с 8
1.4 Структура управления МВФ ……………………………………… с 11
1.5 Источники средств МВФ ………………………………………… с 13
Раздел II: Содействие МВФ государствам-членам …………………….. с 23
2.1 Рекомендации по мерам политики и глобальный контроль ……. с 17
2.2 Предоставление кредитов для оказания помощи странам, испытывающим трудности…………………………………………………. с 20
2.3 Техническая помощь и подготовка кадров ………...……………. с 23
Раздел III: Взаимодействие РБ с МВФ ………………………………...… с 26
3.1 Взаимодействие РБ с МВФ ……………………………………..….. с 26
3.2 Оценка основных экономических показателей РБ: анализ их взаимосвязи с уровнем доступности ресурсов с точки зрения МВФ …..... с 30
3.3 Прогноз МВФ и альтернативные рыночные реформы для избежания негативных последствий повышения цен на ресурсы …………………….. с 34
Заключение …………………………………………………...…… с 36
Список использованных источников ………………...…….……… с 37
Введение
Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом.
Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации производства импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.
Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями.
Кредиты международных финансовых организаций являются источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.
Внешнеэкономические связи Республики Беларусь — это важный фактор экономической стабилизации и развития страны.
В работе делается попытка проанализировать состояние взаимодействия Республики Беларусь с Международным валютным фондом.
Раздел I:
МВФ как организация
1.1 Направления деятельности МВФ
Международный валютный фонд (МВФ) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН (1944) в Бреттон-Вудсе в США и начал функцио-нировать в мае 1946, а к финансовым операциям приступил с 1 марта 1947 г. Местопребывание руководящих органов – Вашингтон [4,c.70-72].
МВФ — это организация, представляющая 185 стран (по состоянию на 21.09.07г.). Целями его работы являются укрепление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечение финансовой стабильности, развитие международной торговли, содействие высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращение бедности.
МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы — системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции.
Он стремится предотвращать кризисы в этой системе, поощряя принятие государствами обоснованной экономической политики; в то же время, как следует из названия, он также представляет собой фонд, который могут использовать государства-члены, нуждающиеся во временном финансировании для решения проблем платежного баланса.
МВФ служит на благо мирового процветания, содействуя:
- сбалансированному росту мировой торговли;
- стабильности обменных курсов;
- недопущению использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;
- упорядоченному решению проблем платежного баланса.
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов странам-членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы с целью устранить причины, вызвавшие такие затруднения [6].
Выдвигаемые МВФ требования к странам-должникам имеют жесткую дефляционную направленность, призваны устранить разбалансированность экономики страны, обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и тем самым гарантировать погашение ею долга Фонду [7,c.414-423].
Для реализации этих целей МВФ осуществляет следующую деятельность:
• Проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне и дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт. Например:
В своем годовом обзоре японской экономики за 2003 год Исполнительный совет МВФ призвал Японию принять комплексный подход для активизации своего корпоративного и финансового сектора, преодоления дефляции и устранения несбалансированности бюджета.
МВФ дал высокую оценку Мексике за успешное управление экономикой в 2003 году, но отметил, что стране необходимы структурные реформы налоговой системы, топливно-энергетического сектора, рынка труда и судебной системы, которые помогут ей конкурировать в мировой экономике.
В выпуске «Перспективы развития мировой экономики» (весна 2004 года) МВФ отметил, что в условиях, когда мировая экономика переживает подъем и происходит переход к более высоким процентным ставкам, необходимо упорядоченное преодоление глобальных диспропорций, в особенности крупного дефицита по счету текущих операций США и положительного сальдо в других странах.
• Предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем. Например:
Во время азиатского финансового кризиса в 1997–1998 годах МВФ принял решительные меры, призванные помочь Корее укрепить резервы. Он обязался предоставить 21 млрд. долларов США для оказания ей помощи в реформировании экономики, реструктуризации финансового и корпоративного секторов и преодолении экономического спада. За четыре года Корея добилась достаточного подъема в экономике, чтобы возвратить эти кредиты и одновременно восстановить свои резервы.
В октябре 2000 года МВФ утвердил дополнительный кредит Кении в размере 52 млн. долларов США, чтобы помочь ей справиться с последствиями жестокой засухи, в пределах трехлетнего кредита на сумму 193 млн. долларов США в рамках механизма финансирования МВФ на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (программа льготного кредитования для стран с низкими доходами).
• Оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции. Например:
После распада Советского Союза МВФ проявил инициативу в оказании помощи странам Балтии, России и другим государствам бывшего СССР по созданию казначейских систем центральных банков в рамках перехода от централизованного планирования к рыночным экономическим системам.
Являясь единственным международным учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, МВФ служит главным форумом для обсуждения не только экономической политики стран в глобальном контексте, но и вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы.
К ним относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих международных потоков капитала и разработка признаваемых в международном масштабе стандартов и кодексов для политики и институтов в соответствующих областях.
Цели МВФ:
1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
6. В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
Действуя в интересах укрепления международной финансовой системы и ускорения процесса сокращения бедности, а также поддерживая все государства-члены в проведении обоснованной экономической политики, МВФ помогает использовать результаты глобализации на благо всех.
1.2 История создания МВФ
МВФ был задуман в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.
В течение того десятилетия в основных промышленно развитых странах снизился уровень экономической активности, страны пытались защитить свою экономику путем введения более жестких ограничений на импорт, но это лишь усугубляло стремительный спад мировой торговли, производства и занятости. В целях сохранения истощающихся золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для своих граждан возможность покупать за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако эти решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться вперед. Такая «политика разорения соседа» подорвала международную экономику; объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни.
С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях; в результате на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или Статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов.
МВФ начал свое существование в декабре 1945 года, когда первые 29 стран подписали его Статьи соглашения. Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году.
С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов. МВФ гордится своим вкладом в эти достижения.
1.3 Адаптация к новым условиям
В течение десятилетий, прошедших со времени Второй мировой войны, в мировой экономике и валютно-финансовой системе, помимо роста благосостояния, произошли другие значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации и реформ. Быстрый прогресс в области технологии и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию более тесных связей между экономиками стран. В результате этого возникающие финансовые кризисы теперь обычно быстрее распространяются между странами.
В условиях такой растущей интеграции и взаимозависимости в мире экономическое благополучие любой страны как никогда зависит от показателей экономики других стран и от наличия открытой и стабильной глобальной экономической среды. От экономической и финансовой политики, проводимой отдельными странами, в равной степени зависит, насколько хорошо или плохо функционируют мировая торговая и платежная система.
Таким образом, глобализация требует развития более активного международного сотрудничества, которое, в свою очередь, возлагает дополнительную ответственность на международные учреждения, организующие такое сотрудничество, в том числе на МВФ.
Цели МВФ также приобрели более важное значение в связи с ростом числа его членов. Число государств-членов МВФ возросло более чем вчетверо по сравнению с 44 государствами, участвовавшими в его создании, что, в частности, было связано с обретением политической независимости многими развивающимися странами и позднее — с распадом советского блока.
Рост числа государств-членов, а также изменения в мировой экономике требуют от МВФ принятия различных мер адаптации, для того чтобы продолжать эффективно выполнять свои функции. Страны, вступившие в МВФ в период с 1945 года по 1971 год, обязались поддерживать привязку своих валютных курсов (то есть фактически стоимость своих валют в долларах США, а в случае США — стоимость доллара США в золотом эквиваленте) на определенных уровнях, которые могли корректироваться, но только для устранения «фундаментального неравновесия» платежного баланса и с согласия МВФ. Эта так называемая Бреттон-Вудская система обменных курсов действовала до 1971 года, когда правительство США временно отменило конвертируемость доллара США (и долларовых резервов правительств других государств) в золото.
С тех пор члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту): одни теперь допускают свободное плавание своей валюты, другие привязывают свою валюту к иной валюте или группе валют, третьи приняли в качестве собственной валюты валюту другой страны, а некоторые участвуют в валютных блоках.
Одновременно с МВФ был образован Международный банк реконструкции и развития (МБРР), более широко известный как Всемирный банк, для содействия долгосрочному экономическому развитию, в частности с помощью финансирования инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог и улучшение системы водоснабжения.
МВФ и Группа Всемирного банка — которая включает Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР) — дополняют деятельность друг друга. МВФ уделяет основное внимание макроэкономическим показателям, а также макроэкономической политике и политике в отношении финансового сектора, тогда как Всемирный банк занимается главным образом вопросами долгосрочного развития и сокращения бедности. В его деятельность входят кредитование развивающихся стран и стран с переходной экономикой в целях финансирования проектов в области инфраструктуры, реформы определенных секторов экономики и расширение структурных реформ. МВФ, напротив, предоставляет финансирование не для отдельных секторов экономики или проектов, а для общей поддержки платежного баланса страны и международных резервов на время принятия страной мер по преодолению возникших трудностей.
Одновременно с учреждением МВФ и Всемирного банка рассматривался вопрос о создании организации для содействия либерализации мировой торговли, но Всемирная торговая организация была создана только в 1995 году. До этого момента вопросы торговли решались в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
1.4 Структура управления МВФ
МВФ подотчетен своим государствам-членам, и эта подотчетность является необходимой предпосылкой его эффективности. Повседневную работу МВФ выполняют Исполнительный совет, представляющий 184 государства-члена, и нанимаемый на работу на международной основе персонал под руководством Директора-распорядителя и трех его заместителей, причем каждый член руководства назначается из разных регионов мира. Полномочия Исполнительного совета по осуществлению деятельности МВФ передаются ему Советом управляющих, который несет конечную ответственность за надзор.
Совет управляющих, в котором все государства-члены имеют своих представителей, является высшим руководящим органом МВФ. Обычно он проводит заседания один раз в год — на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка.
Каждое государство-член назначает управляющего (обычно министра финансов или управляющего национального банка страны) и заместителя управляющего. Совет управляющих принимает решения по основным вопросам политики, но ответственность за повседневное принятие решений делегируется Исполнительному совету.
Важнейшие вопросы политики, касающиеся международной валютной системы, рассматриваются два раза в год на заседаниях комитета управляющих, который называется Международным валютно-финансовым комитетом, или МВФК (до сентября 1999 года он именовался Временным комитетом). Совместный комитет Советов управляющих МВФ и Всемирного банка, именуемый Комитетом по развитию, консультирует управляющих и отчитывается перед ними по политике в области развития и другим вопросам, представляющим интерес для развивающихся стран.
Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, и его председателем является Директор-распорядитель. Заседания Исполнительного совета обычно проводятся в течение полного рабочего дня три раза в неделю, или чаще в случае необходимости, в штаб-квартире организации в Вашингтоне, округ Колумбия, США. Пять крупнейших акционеров МВФ (Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция и Соединенное Королевство), а также Китай, Россия и Саудовская Аравия имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок соответствующими группами стран.
Документы, лежащие в основе обсуждений на заседаниях Совета, подготавливаются главным образом персоналом МВФ, иногда в сотрудничестве со Всемирным банком, и представляются Совету после одобрения руководством МВФ.
Однако некоторые документы представляют сами исполнительные директора. В последние годы все больше документов Совета МВФ доводится до сведения общественности через сайт МВФ в сети Интернет (www.imf.org). В отличие от некоторых международных организаций, действующих по принципу «одна страна — один голос» (например, Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций), в МВФ существует система взвешенного распределения голосов: чем больше квота государства в МВФ, — определяемая в основном размером его экономики, — тем большим числом голосов оно располагает. Однако Совет редко принимает решения путем формального голосования — большинство решений основано на консенсусе государств-членов и поддерживается единогласно.
Исполнительный совет избирает Директора-распорядителя, который, помимо должности председателя Совета, является также главой персонала МВФ и осуществляет управление МВФ под руководством Исполнительного совета. Директор-распорядитель назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания; ему помогают Первый заместитель и два других заместителя Директора-распорядителя.
Сотрудники МВФ являются международными гражданскими служащими, которые несут ответственность перед МВФ, а не перед властями своих стран. Организация насчитывает около 2800 сотрудников, нанятых на работу из 141 страны.
Около двух третей сотрудников категории специалистов составляют экономисты. МВФ состоит из 26 департаментов и подразделений, которые возглавляют директора, подчиняющиеся Директору-распорядителю. Большая часть сотрудников работает в Вашингтоне, хотя примерно 90 постоянных представителей направляются в государства-члены, с тем чтобы содействовать им в выработке рекомендаций по экономической политике. МВФ имеет отделения в Париже и Токио для связей с другими международными и региональными учреждениями и организациями гражданского общества; он также имеет отделения в Нью-Йорке и Женеве — в основном для связей с другими учреждениями системы ООН.
1.5 Источники средств МВФ
Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается. Государства платят 25 процентов своей квоты в специальных правах заимствования (СДР) или в основных валютах, таких как доллар США или японская иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении СДР.
Квоты призваны в целом отражать относительную долю государства-члена в мировой экономике: чем больше экономика страны по объему выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли, тем, как правило, выше уровень ее квоты. Соединенные Штаты Америки, обладающие крупнейшей в мире экономикой, вносят самый большой взнос в МВФ — 17,8 процента от общего объема квот; Палау, с самой маленькой экономикой, вносит 0,001 процента. В рамках последнего (одиннадцатого) пересмотра квот, вступившего в силу в январе 1999 года, квоты МВФ были увеличены (впервые с 1990 года) приблизительно на 45 процентов до 212 млрд. СДР (примерно 300 млрд. долларов США).
В случае необходимости МВФ может брать займы для пополнения своих ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянных механизма для получения займов, если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе:
• Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 году, в которые входят 11 участников (правительства или центральные банки Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцария);
• Новые соглашения о займах (НСЗ), введенные в 1997 году, участниками которых являются 25 государств и учреждений.
В совокупности по этим двум соглашениям МВФ может получить займы на сумму до 34 млрд. СДР (примерно 50 млрд. долларов США).Го
Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.
Раздел II:
Содействие МВФ государствам-членам
МВФ оказывает содействие своим государствам-членам:
- проводя анализ и мониторинг экономической и финансовой ситуации на национальном и глобальном уровне и консультируя государства-члены
по их экономической политике;
- предоставляя им кредиты в твердых валютах для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на преодоление проблем платежного баланса и содействие устойчивому экономическому росту;
-оказывая широкий спектр технической помощи, а также проводя обучение для должностных лиц правительств и центральных банков в сферах своей компетенции.
2.1 Рекомендации по мерам политики и глобальный контроль
Статьи соглашения МВФ предусматривают контроль за международной валютной системой, в том числе посредством строгого «надзора» (то есть контроля) за курсовой политикой государств-членов. Согласно Статьям соглашения каждое государство-член обязуется сотрудничать с МВФ в обеспечении упорядоченности валютных режимов и содействии стабильности системы обменных курсов.
В частности, государства-члены обязуются проводить политику, направленную на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен в сочетании с упорядоченными базисными экономическими и финансовыми условиями, и избегать манипулирования обменными курсами для получения несправедливого преимущества в конкуренции. Кроме того, каждая страна обязуется предоставлять МВФ информацию, необходимую для ведения действенного надзора. Государства-члены договорились о том, что надзор МВФ за курсовой политикой каждого государства-члена должен осуществляться в рамках всестороннего анализа общей экономической ситуации и экономической стратегии данного государства-члена.
Регулярный мониторинг экономики стран и связанное с ним предоставление рекомендаций по экономической политике в рамках надзора МВФ могут помочь государствам-членам предвидеть предстоящие опасности и принять своевременные меры, чтобы избежать затруднений.
МВФ осуществляет надзор в трех формах:
Страновой надзор осуществляется в форме регулярных (обычно ежегодных) всесторонних консультаций с отдельными государствами-членами по их экономической политике, с проведением, при необходимости, промежуточных обсуждений. Эти консультации именуются «консультациями в соответствии со Статьей IV», поскольку они предписаны Статьей IV устава МВФ. (Они также называются «двусторонними» консультациями, но это, строго говоря, неверно: когда МВФ проводит консультации с государством-членом, он представляет все государства-члены, поэтому
консультации в действительности всегда являются многосторонними.)
Как проходят консультации в соответствии со Статьей IV? Сначала группа экономистов МВФ посещает страну для сбора экономических и финансовых данных и обсуждения с должностными лицами правительства и центрального банка экономической политики страны в контексте последних изменений. Сотрудники МВФ анализируют макроэкономическую (налогово-бюджетную, денежно-кредитную и курсовую) политику государства, оценивают надежность финансовой системы и рассматривают вопросы политики в отношении промышленности, социальной сферы, труда, государственного управления, охраны окружающей среды и в других областях, которые могут влиять на макроэкономические показатели и политику. Затем эта группа сотрудников представляет основанный на полученной информации доклад, утвержденный руководством МВФ, в Исполнительный совет, который проводит обсуждение выполненного персоналом анализа. Мнения членов Совета, подытоженные его Председателем, доводятся до сведения правительства страны. Это позволяет учитывать мнения мирового сообщества и уроки международного опыта в экономической политике, проводимой соответствующей страной.
В связи с повышением за последние годы степени прозрачности МВФ и его работы итоги обсуждений на заседаниях Совета по многим консультациям в соответствии со Статьей IV вместе с резюме анализа, подготовленного персоналом МВФ, публикуются в информационных сообщениях для общественности. Во многих случаях публикуются даже полные тексты докладов персонала, подготовленные для этих консультаций. Как и информационные сообщения, они помещаются на веб-сайте МВФ.
В дополнение к консультациям со странами, проводимым обычно один раз в год, МВФ при необходимости направляет своих сотрудников в государства-члены. Исполнительный совет также проводит частые неофициальные заседания для обсуждения изменений в экономической и финансовой ситуации в отдельных странах и регионах.
Глобальный надзор включает рассмотрение Исполнительным советом МВФ обзоров глобальных экономических тенденций и изменений. Основные обзоры такого рода проводятся по материалам докладов «Перспективы развития мировой экономики», подготавливаемых персоналом МВФ обычно два раза в год, перед полугодовыми совещаниями Международного валютно-финансового комитета. Полные тексты этих докладов публикуются перед совещаниями МВФК вместе с итогами, подведенными Председателем по завершении обсуждения на Исполнительном совете. Другим элементом глобального надзора МВФ является проводимое Советом, обычно ежегодно, обсуждение изменений, перспектив и вопросов политики на международных рынках капитала, доклады персонала по которым также публикуются. Кроме того, Исполнительный совет проводит более частые неофициальные обсуждения изменений в мировой экономике и ситуации на рынках.
Региональный надзор, в ходе которого МВФ рассматривает политику, проводимую в рамках региональных соглашений, включает, например, обсуждение Советом ситуации в Европейском союзе, зоне евро, Западноафриканском экономическом и валютном союзе, Центральноафриканском экономическом и валютном сообществе и Восточнокарибском валютном союзе.
Руководство и персонал МВФ также участвуют в обсуждениях вопросов надзора, проводимых такими группами стран, как Группа семи (крупнейших промышленно развитых стран) и Совет азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
2.2 Предоставление кредитов для оказания помощи странам, испытывающим трудности
МВФ предоставляет в кредит иностранную валюту странам, испытывающим проблемы платежного баланса. Кредиты МВФ облегчают процесс стабилизации, который должна осуществить страна, чтобы привести свои расходы в соответствие с доходами с целью преодоления возникшей проблемы платежного баланса. Однако кредиты МВФ также направлены на поддержку мер политики, в том числе структурных реформ, способствующих улучшению состояния платежного баланса и перспектив экономического роста страны на долговременной основе.
Любое государство-член может обратиться к МВФ за финансированием, если оно испытывает потребность в финансировании платежного баланса — то есть если оно нуждается в официальных займах для осуществления внешних платежей и поддержания надлежащего уровня резервов без использования «мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне». Такие меры могут включать ограничения торговли и платежей, резкое сокращение спроса во внутренней экономике или резкое снижение курса национальной валюты. Без кредитов МВФ государства, сталкивающиеся с трудностями в урегулировании платежного баланса, были бы вынуждены проводить более резкую стабилизацию или идти на другие меры, подрывающие благосостояние на национальном и международном уровне. Недопущение таких последствий является одной из целей МВФ.
Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) за национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ. Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются в зависимости от удельного веса государств-членов в мировой экономике. Основной процент за предоставляемые кредиты колеблется в пределах от 5,5 до 6,5% [8,c.155-160].
Что представляет собой программа, поддерживаемая МВФ?
Когда страна обращается к МВФ за финансированием, она, возможно, переживает экономический кризис или близка к кризису, ее валюта подвергается спекулятивным атакам на валютных рынках, ее международные резервы истощены, экономическая активность находится в состоянии застоя или снижается, а число банкротств растет. В этом случае для оздоровления ситуации в области внешних платежей страны и восстановления условий для устойчивого экономического роста требуется определенное сочетание экономической стабилизации и официального и/или частного финансирования.
МВФ дает властям страны рекомендации по мерам экономической политики, которые позволяют рассчитывать на наиболее эффективное решение существующих проблем. Чтобы МВФ смог также предоставить финансирование, он должен достичь договоренности с властями страны по программе мер политики, направленных на достижение конкретных, определенных в количественном отношении целей по обеспечению приемлемого характера внешних расчетов, денежно-кредитной и финансовой стабильности и устойчивого экономического роста. Содержание программы излагается в «письме о намерениях» правительства, направляемом Директору-распорядителю МВФ.
Программа, поддерживаемая финансированием МВФ, разрабатывается властями страны в тесном сотрудничестве с персоналом МВФ с учетом конкретных потребностей и обстоятельств страны. Это необходимо для обеспечения эффективности программы и для получения правительством eё поддержки со стороны населения страны. Такая поддержка — или «восприятие программы как своей собственной» — имеет решающее значение для успеха программы.
Кроме того, каждая программа разрабатывается на основе гибкого подхода, с тем чтобы в ходе ее выполнения можно было провести переоценку и пересмотреть программу в случае изменения обстоятельств. Многие программы действительно пересматриваются в процессе реализации.
Отдельные кредитные механизмы МВФ:
Договоренности о кредите «стэнд-бай» составляют ядро политики кредитования МВФ. Договоренность о кредите «стэнд-бай» гарантирует государству-члену возможность получения средств по кредиту в пределах установленной суммы, обычно в течение 12–18 месяцев, для урегулирования краткосрочной проблемы платежного баланса.
Механизм расширенного кредитования МВФ. Поддержка, оказываемая МВФ государствам-членам в рамках механизма расширенного кредитования, гарантирует государству-члену возможность получения средств по кредиту в пределах установленной суммы, обычно в течение трех-четырех лет, с тем чтобы помочь ему в решении экономических проблем структурного характера, которые существенно ослабляют состояние его платежного баланса.
Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (введенный в ноябре 1999 года на смену механизму расширенного финансирования структурной перестройки). Это механизм кредитования с низкими процентными ставками, призванный помочь беднейшим государствам-членам, испытывающим долговременные проблемы в области платежного баланса. Проценты для заемщиков субсидируются за счет средств, полученных ранее от продажи принадлежащего МВФ золота, а также займов и грантов, предоставленных МВФ на эти цели государствами-членами.
Механизм финансирования дополнительных резервов. Предоставляет дополнительное краткосрочное финансирование государствам-членам, испытывающим чрезвычайные трудности в области платежного баланса вследствие внезапной и дестабилизирующей утраты доверия рынка, проявляющейся в оттоках капитала. Процентная ставка по кредитам СРФ включает надбавку к обычной ставке по кредитам МВФ.
Чрезвычайная помощь. Эта форма помощи, введенная в 1962 году для содействия государствам-членам в преодолении проблем платежного баланса, вызванных внезапными и непредвиденными стихийными бедствиями, в 1995 году была распространена на ситуации, когда государства-члены пережили военные конфликты, подорвавшие их институциональный и административный потенциал.
2.3 Техническая помощь и подготовка кадров
Вероятно, наиболее известными аспектами деятельности МВФ являются рекомендации по экономической политике и кредиты на проведение реформ, предоставляемые странам в период экономических кризисов. Однако МВФ также регулярно делится с государствами-членами своим опытом и знаниями, оказывая техническую помощь и проводя обучение по широкому кругу областей, включая деятельность центрального банка, денежно-кредитную и курсовую политику, налоговую политику и администрацию и официальную статистику. Цель этой работы состоит в том, чтобы способствовать совершенствованию процесса разработки и осуществления экономической политики государств-членов, в том числе путем повышения квалификации персонала ответственных учреждений, таких как министерства финансов и центральные банки. Техническая помощь
дополняет рекомендации по экономической политике и финансовую помощь МВФ государствам-членам; на ее долю приходится приблизительно 20 процентов административных затрат МВФ.
МВФ начал предоставлять техническую помощь в середине 1960-х годов, когда большое число стран, получивших независимость, обратилось к нему за помощью в организации центральных банков и министерств финансов. Еще одно увеличение технической помощи пришлось на начало 1990-х годов, когда страны Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза начали переход от централизованного планирования к рыночной экономической системе. С недавнего времени МВФ увеличил объем технической помощи в рамках работы по укреплению архитектуры международной финансовой системы.
Он, в частности, помогает странам в укреплении их финансовой системы, совершенствовании методов сбора и распространения экономических и финансовых данных, усилении их налоговой и правовой систем и улучшении банковского регулирования и надзора. Он также предоставляет значительный объем рекомендаций по операционным вопросам странам, которым пришлось восстанавливать государственные институты после серьезных гражданских волнений или войн.
МВФ оказывает техническую помощь и проводит подготовку кадров в четырех областях:
- укрепление денежно-кредитного и финансового секторов путем предоставления рекомендаций по регулированию банковской системы, надзору за ней и ее реструктуризации, управлению валютными средствами и валютным операциям, системам клиринга и расчетов по платежам по структуре и развитию центральных банков;
- поддержка действенной политики и управления в налогово-бюджетной сфере посредством рекомендаций по налоговой и таможенной политике и администрации, составлению бюджета, управлению расходами, разработке систем социальной защиты и управлению внутренним и внешним долгом;
- подготовка статистических данных, управление ими и их распространение, а также повышение качества данных;
- составление и анализ экономического и финансового законодательства.
МВФ организует курсы обучения для сотрудников правительственных учреждений и центральных банков государств-членов в своей штаб-квартире в Вашингтоне и региональных учебных центрах в Бразилии, Вене, Сингапуре и Тунисе.
Сотрудники МВФ, а также работающие по контракту консультанты и эксперты, оказывают техническую помощь в ходе своих поездок на места. Дополнительное финансирование технической помощи МВФ и его деятельности по подготовке кадров предоставляют правительства таких стран, как Япония и Швейцария, а также международные организации, включая Всемирный банк, Европейский союз, Организацию экономического
сотрудничества и развития и Программу развития Организации Объединенных Наций.
Раздел III:
Взаимодействие РБ с МВФ
3.1 Взаимодействие РБ с МВФ
В целях укрепления взаимоотношений с международными финансово-кредитными организациями Республика Беларусь в 1992 году подписала соответствующие соглашения и стала членом множества международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного фонда (МВФ). Для эффективного ведения совместной работы МВФ (1992 год), открыл своё представительство в Республике Беларусь.
Сотрудничество с МВФ важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. После вступления Республики Беларусь в МВФ в 1992 году страна получает техническую помощь практически во всех областях деятельности Фонда. В 1994-1996 гг. Беларусь получила техническую помощь на создание казначейства [9, с.23].
За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям.
Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию. Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.
В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должно принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5% годовых, что в 1,5—2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).
Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларуси в июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда системных трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.
В сентябре 1995 г. было принято решение Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн. дол. США. Сумма данного кредита должна была быть предоставлена Республике в виде четырех долей (транш), первая из которых в размере около 70 млн. долларов США была получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической программ являются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим линиям.
Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам.
В период с 1996 по август 2000 года на постоянной основе в Минске работал представитель МВФ — основным направлением его деятельности стала статистика по платежному балансу и национальным счетам, которая по рекомендациям МВФ была приведена в соответствие с международными стандартами [10, с.14].
В 1998-1999 гг. Беларуси была оказана техническая помощь в разработке проекта Банковского Кодекса, введенного в действие 1 января 2001 года. Кроме того, совместно со Всемирным банком была оказана помощь в разработке проекта закона о банкротстве, который вступил в силу 1 февраля 2001г. [11, с.32].
В течение 2001 года оказывалась техническая помощь по проведению всестороннего анализа валютной системы в свете заинтересованности правительства в применении статьи VIII Статей соглашения МВФ, в результате чего в ноябре 2001-го была ликвидирована система множественного обменного курса. Потом Фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия его рекомендациям экономической политики Правительства Республики Беларусь [12, с.23].
В начале 2004 года Республикой Беларусь было принято решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством.
Взаимоотношения Беларуси с МВФ в 2005 – 2006 годах осуществлялись на основе обсуждений в министерствах и Национальном банке параметров экономического развития Республики Беларусь и получении технической помощи.
Беларусь полностью погасила свои обязательства перед МВФ по ранее полученным кредитам 1 февраля 2005 года. В мае 2006 года в республике работала комиссия МВФ по оценке финансового сектора Республики Беларусь.
Основными направлениями развития взаимоотношений с МВФ в 2007 году являлись: выработка согласованных подходов к определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учет и практическое использование рекомендаций экспертов Фонда при разработке и реализации экономической политики, в частности, привлечение технической помощи.
В период с 21 по 31 января 2008 г. в Министерстве финансов работала техническая миссия Международного валютного фонда по вопросам управления внешним государственным долгом, доступа к международным рынкам капиталов, стресс-тестированию, отчетам по финансовой стабильности, а также тенденциям в сфере кредитования и управления кредитным риском.
Успешно завершился первый этап работы правительства и Национального банка с миссией МВФ, которая находилась в Минске с конца октября 2008 года, над соглашением о предоставлении нашей стране кредита в размере 2 млрд. долларов США. Продолжение обсуждения вопросов, имеющих технический характер, ожидалось уже в декабре того же года во время следующего визита миссии МВФ в Беларусь.
12 января 2009 года исполнительный совет директоров МВФ одобрил выделение Беларуси кредита в размере 2,46 млрд. долларов. В рамках программы предусмотрено проведение экономических реформ в течение 15 месяцев, то есть до апреля 2010 года. Средства, как ожидается, будут поступать в Беларусь несколькими траншами.
Первый транш в размере 788 млн. долларов в Беларусь поступил в январе. Поступление второго транша ожидалось до 15 мая. Однако, Беларусь сможет получить второй транш кредита в июне – июле нынешнего года. Об этом 5 июня в Минске сообщил журналистам министр финансов Андрей Харковец. «Мы закончили консультации с МВФ, согласовали документы технического характера, определили предстоящие действия на ближайший квартал и до конца текущего года», — сказал он [37].
В случае, если белорусской стороне удастся соблюсти требования фонда, третий транш поступит до 15 августа, четвертый - до 15 ноября. Последний, пятый транш, МВФ намерен направить в Беларусь до 15 февраля 2010 года.
В январе этого года заместитель директора-распорядителя МВФ Такатоши Като заявил, что за проведенной девальвацией национальной валюты в Беларуси должны последовать важнейшие структурные реформы, в том числе либерализация цен и зарплаты. Речь, в частности, идет о сокращении целевого кредитования, достижении сбалансированности бюджета и проведении осмотрительной политики в области заработной платы в государственном секторе.
Сотрудничество с МВФ чрезвычайно важно для нашей республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Сотрудничая с Беларусью, МВФ оказывает ей техническую помощь, аналитическое и консультативное содействие.
3.2 Оценка основных экономических показателей РБ: анализ их взаимосвязи с уровнем доступности ресурсов с точки зрения МВФ
Рекомендации и прогнозы МВФ правительству Беларуси были представлены в докладе № 07/310, который был подготовлен к 10 августа 2007 года. Доклад отражает мнение экспертов, которые проводили анализ экономики Беларуси.
МВФ отмечает, что в последние годы Беларусь пользовалась очень выгодными схемами торговли энергетическими товарами с Россией. «Государство перераспределяло выгоды от условий торговли энергетическими товарами по всей экономике, стимулируя внутренний спрос». С 2002г. Беларусь получила от России наибольший объем субсидий из всех стран СНГ. 2007 год стал началом принципиально иного тренда. Повышение цены газа вдвое, по мнению МВФ, должно было привести к потере 5,5% ВВП в 2007 г(4,36 млрд. руб.). Фонд прогнозирует, что до 2012 года Беларусь потеряет в совокупности 10 – 15% (7,9-11,89 млрд. руб.) ВВП [24,25].
Но в 2006 г. ВВП составлял 79, 231 млрд. руб., а в январе-августе 2007 г. - 59, 825 млрд. руб., что превысило ВВП января- августа 2006 г.( 55,14 млрд. руб.) на 8, 5 % (4, 685 млрд. руб.) [26]. Эксперты МВФ отмечают эти достаточно высокие темпы роста ВВП в 2006 и первой половине 2007, и то, что их удержание за счет внешних кредитов и стимулирования потребления опасно для экономики страны. Снижение уровня доступности ресурсов доказывается тем, что существует высокий спрос на импортируемые товары.
Снижение инфляции сопровождалось усилением административного вмешательства в экономику [27]. Не без помощи ценового контроля инфляция в 2006г. составила 6,6%. В июне 2007 года один из основных показателей инфляции- прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,4%, что соответствует значению предыдущего месяца и на 0,2 процентных пункта выше июня 2006 года, рисунок В.1. [Приложение А]
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен – 0,2% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 0,4%). Непродовольственные товары подорожали на 0,5%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Тарифы на платные услуги возросли в июне по сравнению с маем на 0,1%, увеличив сводный индекс на 0,1%.
Всего за шесть месяцев 2007 года инфляция на потребительском рынке составила 3,6% против 3,1% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-июнь 2007 года (0,6%) был на 0,1 процентных пункта выше, чем за тот же период 2006 года (0,5%).
Цены производителей промышленной продукции за июнь 2007 года относительно мая возросли на 0,4%. Прирост их цен за шесть месяцев 2007 года составил 8,6% вместо 4,2% за тот же период 2006 года.
Ценовая ситуация в промышленности в июне определялась в основном ростом цен в топливной и нефтехимической промышленности, продукция которых подорожала на 1,3% и 0,5% соответственно. В электроэнергетике цены снизились на 0,2% [28].
Ухудшение платежного баланса в 2006г. (с профицита 1,6% в 2005 до дефицита 4,1% ВВП в 2006) продолжается в 2007году при благоприятных условиях торговли.
В конце 2006г. совокупный долг составил около 19% ВВП, но в 2007 году он растет очень быстро. Полученный кредитный рейтинг может еще больше ускорить этот процесс. В 2007г. правительство РБ привлекло 7,2% ВВП новых ресурсов, из которых 5,4% ВВП составляют иностранные заимствования. Однако, по мнению экспертов, ситуация с внешним долгом пока не критическая.
МВФ считает, что белорусский рубль переоценен приблизительно на 10%. С 2000 года обменный курс белорусского рубля повысился на 55% , реальный обменный курс белорусского рубля к российскому упал на 33%, а курс к доллару вырос на 131%. Нацбанк РБ, учитывая такую тенденцию и прогноз состояния платежного баланса, перешел с формальной привязки к российскому рублю на привязку к доллару.
Реалистичность обменного курса стала одним из основных предметов спора Фонда и НБ РБ. НБ РБ утверждает, что курс занижен, ссылаясь на расчеты по паритету покупательной способности. МВФ утверждает, что курс завышен, на основании сравнения структурного и базового состояния текущего счета. Если предположения экспертов Фонда истинны, то белорусскому рублю нужна девальвация.
Нацбанк предпринимает усилия, чтобы не допустить роста инфляции свыше 10%. Рублевая денежная масса (М2) за январь – июнь увеличилась всего на 5%,за аналогичный период 2006г. было 18,6%. Однако Нацбанк не в состоянии сочетать жесткую монетарную политику с фискальной, и, значит, не может остановить рост напряжения в финансовой системе страны самостоятельно.
Фискальную политику белорусских властей в 2006 - 2007гг. МВФ назвал противоречивой. С одной стороны, власти сократили налог с продаж с 3,9% до 3%, упразднили чернобыльский налог и отчисления в фонд занятости. В первой половине 2007г. Минфин тратил заметно меньше денег, чем собирал. Вместо дефицита бюджета в 1,5% отмечен профицит - 1,9% ВВП, но продолжается целевое кредитование предприятий через госбанки. Его объем увеличился с 4,25% ВВП в 2005г. до 5,5% ВВП в 2006г.
За первые пять месяцев 2007г. реальные доходы населения увеличились на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Для сравнения: в 2006г. реальные доходы увеличились на 17,3%. МВФ называет такой рост реальных доходов населения «приказным». Резкое увеличение объемов кредитования (более 50% в реальном выражении на конец апреля 2007г.) частично финансируется за счет привлечения банками иностранных займов и рублевых депозитов. В 2006г. их объем вырос более чем на 40%. Но все же рост кредитов выше роста депозитов. Несмотря на хорошее состояние формальных финансовых показателей, Фонд отмечает слабость финансовой системы. Чистые активы банков составляют 20% ВВП; 80% из них контролируется четырьмя госбанками. Причем ресурсы в большинстве своем краткосрочные, не выгодные для реализации крупных инвестиционных проектов. Без депозитов правительства ликвидность ведущих банков была бы еще хуже [29,30,31].
Эту ситуацию ухудшает ценовая политика в области энергетики. Цены на газ для предприятий выросли на 89%, а для населения - только на 20%. Тарифы на электричество и тепловую энергию увеличились для всех на 40%. Эти тарифы компенсируют лишь 60% шока от изменения условий торговли. Оставшуюся сумму необходимо брать либо из бюджета, либо из банков, либо поднимать цены для населения и бизнеса. Можно предположить, что госпредприятия увеличат свои требования к банкам и бюджету при получении дотаций и субсидий из-за дефицита оборотных средств.
3.3 Прогноз МВФ и альтернативные рыночные реформы для избежания негативных последствий повышения цен на ресурсы
МВФ и власти Беларуси убеждены, что возврата к нерыночным ценам на энергоресурсы не будет. Ухудшение условий торговли приведет к потере темпов роста ВВП, инфляции, дефициту текущего счета и бюджета. Устаревшее производственное оборудование и машины, сетевая инфраструктура не могут обеспечить европейский уровень энергоэффективности.
МВФ предлагает системные рыночные реформы для избежания негативных последствий, согласно которым:
потребители должны получать энергоресурсы по ценам, полностью компенсирующим затраты,
для сбалансирования финансов необходимо сократить темпы роста реальной зарплаты или заморозить их до 2012г.
следует ужесточить налогово-бюджетную политику с учетом ожидаемых потерь доходов и издержек структурных реформ.(Сокращения расходов следует сосредоточить на субсидиях, чистом кредитовании и трансфертах убыточным предприятиям.)
НБ РБ следует переориентировать денежно-кредитную политику на контроль за инфляцией. (Сотрудники МВФ отметили, что НБРБ следует быть готовым допустить бóльшую гибкость обменного курса в случае противоречия между целевыми показателями инфляции и обменного курса.) [29].
МВФ прогнозирует, что если белорусские власти сохранят темпы роста заимствований, дефицит бюджета и рост доходов, то сохранить привязку курса будет невозможно: на покрытие дефицита пойдут все валютные резервы, что может стать предпосылкой появления «черного рынка» и взрывной девальвации.
Эксперты МВФ отмечают, что проведение лишь ограниченных преобразований и сохранение государственного господства в экономике может повлечь за собой растущие макроэкономические и социальные издержки при ухудшении внешней среды и ослаблении традиционных источников роста.
МВФ призывает начать структурные реформы белорусской плановой экономики - пока дефицит платежного баланса и бюджета не достигли критических величин, пока не потерян российский рынок, пока платежи по долгам не начали душить социальные программы, пока Национальный банк не остался без золотовалютных резервов, а коммерческие банки - без большей части ликвидности.
Заключение:
Сотрудничество с МВФ чрезвычайно важно для нашей республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Сотрудничая с Беларусью, МВФ оказывает ей техническую помощь, аналитическое и консультативное содействие.
Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам.
Взаимодействие с РБ проявляется в выделении ей кредитов, помощи в создании казначейства, в разработке проекта Банковского Кодекса, в проведении всестороннего анализа валютной системы, консультировании РБ в важных экономических вопросах.
Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.
Республика Беларусь намерена и далее последовательно развивать сотрудничество с МВФ с учётом национальных интересов, исходя из понимания того, что сотрудничество с международными финансовыми структурами является неотъемлемым условием быстрейшего реформирования национальной экономики и интеграции ее в мировую экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА,205.-367 с.
2. Беларусь: энциклопедический справочник в 3 тт, т.1. Страна. Население. Внутренняя и внешняя политика.-774 с.: ил.- Минск, 2006
3. Сальваторе Д. Международная экономика. Пер. с англ. Рук. 714 с, Москва, 1998.
4. Александров Д.П., Бобков А.В., Васьковский С.А. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности. Под ред. В.С. Каменкова.-М.:Изд-во деловой и учебной лит-ры.-Мн.:Дикта, 2005.-800 с.
5. Евдоченко А. Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы//№2(11)/2007
6. Финансовая роль МВФ. - http://www.imf.org
7. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика:Учебник.-М.:ИНФРА-М,2004.-474 с.
8. Бровкова Е.Г., Продиус И.П.. Внешнеэкономическая деятельность:-М.,:МТ-Пресс,2001 г.-186 с.
9. По материалам Forbes. Прогнозы инфляции и экономического роста.МВФ в числе лидеров по неточности//Белорусский банковский бюллетень (5, 2002)
10. Одлинг Дж. Валютный союз Беларуси и России: точка зрения МВФ//Банковский вестник ( 34, 2003)
11. По материалам Forbes. Институциональные реформы МВФ//Банковский вестник ( 1, 2002)
12. По материалам The Economist. Международный финансовый кризис. Во всем виноват МВФ?//Белорусский банковский бюллетень (26, 2002)
13. Международный валютный фонд. - http// www.un.org/.
14. Турбан Г.В. Управление внешнеэкономической деятельностью: учебное пособие для слушателей программы Master of Business Administration/Мн.:Изд. Центр БГУ.-256 с.
15. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.- 368 с.- М.,1999
16. Торговать с Европой выгодней.//Белорусы и рынок: Еженедельная аналитическая газета.-2006.-№17
17. Основные тенденции в экономике и денежно- кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение январь-июнь 2007.
18. Иностранные инвестиции в экономику Беларуси. - http// www.nbrb.by.
19.Внешняя торговля РБ со странами – основными партнерами. - http://www.bdg.by/news.
20. Внешняя торговля Республики Беларусь. http://belstat.gov.by/index.htm.
21. Внешняя торговля РБ с ЕС. - http:// www.mintorg.gov.by/
22. Леонидов А. Новая газовая парадигма.//Директор, июль №7(85) 2006
23. Современная Беларусь: энциклопедический справочник в 3 тт, т.2. Экономический и научный потенциал.-680 с.:ил.-Минск,2007
24. Рекомендации и прогнозы МВФ белорусскому правительству. - http://www.president.gov.by/.
25. РБ в цифрах 2007: краткий статистический сборник.-347 с.- Минск,2007
26. Регионы РБ 2007. Статистический ежегодник.
27. Снижение инфляции усилением административного вмешательства в экономику. - http:// news.akavita.by/economics
28. Ценовая ситуация в промышленности. - http://liberty-belarus.info//
29. Доклад МВФ по стране № 07/311. Республика Беларусь.Статистическое приложение. Сентябрь 2007 года. - http://www.imf.org/external/russian/
30. “Приказной” рост реальных доходов населения. - http://n-europe.eu/
31. Привлечения банками иностранных займов и рублевых депозитов. - http://www.charter97.org//
32. Ковалев М.М. //Мир и Беларусь: Аспекты устойчивого развития-
Мн.:УП «Технопринт», 2003.-171 с.
33. Республика Беларусь в цифрах 2006. Краткий статистический сборник.- 342 с.- Минск.-2006.
34. Регионы РБ 2007. Статистический ежегодник.
35. Внешняя торговля РБ услугами. - http:// rccnews.ru/
36. Динамика индекса потребительских цен. - http://www.minfin.gov.by/.
37. Андрей Харковец: второй транш кредита от МВФ ожидается в июне-июле. - http://naviny.by/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Основной показатель инфляции в РБ
Рисунок В.1- Динамика индекса потребительских цен с января 2005 до июня 2007 гг
Примечание - Источник: [36]
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ