Мировая экономика 2
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГСХА
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
“МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”
РЫЖОВА ТАТЬЯНА ВИКТО-
РОВНА.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Роль государства в переходный период. Особенности государственного регулирования экономической деятельности 3
1.1 Функции государственного регулирования государственной экономики 6
Роль ТНК (Транснациональных корпораций) в мировом хозяйстве 12
Экономика Великобритании 19
3.1 Природные ископаемые 20
3.2 Промышленность 20
3.3 Сельское хозяйство 21
3.4 Финансы 22
Список литературы 24
1.Роль государства в переходный период.
Особенности государственного регулирования экономической деятельности.
Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.
Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В течение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики [1, с.381].
Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в экономику и постепенно сужается государственное регулирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.
Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.
Отрицательные черты командной экономики - отсутствие стимулов для предпринимательства, продуктивного труда, инновационной активности, эффективного использования ресурсов, иждивенчество, безответственность и безынициативность. Такой тип экономики и общества, такая роль государства оказались совершенно несовместимыми с переходом к постиндустриальной экономике.
Одним из главных устоев экономической политики последних лет явилась приватизация государственной собственности. Разгосударствление собственности и хозяйства было совершенно необходимо как очень важное условие формирования современной системы хозяйства.
С повальной приватизацией был тесно связан и постепенный беспорядочный демонтаж системы государственного управления экономикой: массовая либерализация цен, единовременное сокращение более чем на половину госзаказа на оборонную продукцию, открытие национального рынка внешней конкуренции, резное уменьшение государственных инвестиций и т.д. Фактически государство отказалось от проведения структурной и научно-технической политики, от активного воздействия на инвистиционно-амортизационный процесс [2, с.25].
Оживление предпринимательской деятельности происходило лишь в сфере мелкого и среднего бизнеса, в банковско-финансовой сфере и торговле. В промышленности оно коснулось лишь отраслей, работающих на внешний рынок. В основном же на уровне предприятий рыночные стимулы заработали только в сторону остановки производства, но не его обновления. Что касается макроуровня, то здесь управление экономикой в современных условиях вообще не мыслимо без активной роли государства [6, с.29].
Без повышения роли государства, восстановления управляемости экономики из её нынешнего кризисного состояния не вывести. Нужен двуединый процесс: с одной стороны, движение к современным механизмам рыночного саморегулирования, создание конкурентной среды, полнокровных рынков товаров, капитала, труда, недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, разветвленной рыночной инфраструктуры.
С другой стороны, необходима выработка с учетом мирового опыта оптимальных для стороны форм и методов государственного регулирования. Это должно означать не возврат к прежним функциям государства в командной экономике, а становление его новой роли в рыночной экономике постиндустриального типа.
В заключение данной главы следует повторить, для переходной экономики свойственны изменчивость и нестабильность. Особенности функционирования переходной экономики связаны с преемственностью воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере. Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов.
1.1 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Необходимость и функции государственного регулирования
В условиях переходного периода большую роль играют регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов. Ядром системы могло бы стать индивидуальное планирование, его место в системе экономических регуляторов и порядок разработки. На реализацию экономической стратегии должны быть настроены и другие экономические регуляторы - налоговые, бюджетные, финансово-кредитные, государственные заказы, федеральные и региональные целевые программы и др.
Государственный сектор экономики должен стать важным, реально и эффективно действующим инструментом проведения социально - экономической стратегии. Учитывая значимость государственного сектора для стабилизации и подъема экономики, следует изменить подход к продолжению приватизации, сохранить контроль за крупными предприятиями, имеющими важное значение для национальной экономики, снять ограничения на сроки закрепления в государственной собственности пакетов акций акционерных предприятий [3, с.291].
Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем: регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области заработной платы, регулирование цен на социально значимые услуги и товары и т.п.
Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявляться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных планов и групп. Государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.
Целесообразно провести изменения в организации, методах управления и регулирования правительственных органов, в первую очередь в системе функционального и отраслевого управления. Необходимо придать новое качество Министерству экономики. Ему должна принадлежать лидирующая роль в разработке долго- и среднесрочных программ, индивидуальных планов, целевых программ по их реализации [7, с.42].
Важной задачей отраслевых органов управления должна стать поддержка предпринимательства, взаимодействие с корпорациями и их альянсами - финансово промышленными группами, консорциумами. Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов.
Следует прежде всего четко разграничить экономическую роль государства в условиях свободной конкуренции или свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики.
Так как свободный рынок характеризуется такими признаками, как [8, с.332]:
неограниченное число участков конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же вывод из него;
абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;
наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о предложении и спросе, ценах, нормах и т. п.;
абсолютная одноименность однородных продуктов, в частности отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качеств товара;
ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Даже в экономике свободного предпринимательства остаются, по крайней мере три следующие проблемы, которые не подвластны рыночному механизму:
Государственное регулирование внешних эффектов. Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое участвует в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего сделать не может. Без участия государства здесь не обойтись. Во многих странах государство использует правовые и административные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды.
Государственное регулирование потребления общественных товаров. Речь идет прежде всего о товарах и услугах коллективного пользования. Таких как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике свободной конкуренции.
Обеспечение государством экономики нужным количеством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем предоставление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два ведущих звена - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходиться даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве.
Государство также участвует в распределении товаров, так как рыночное распределение не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Здесь государство активно включилось в перераспределение доходов, чем ослабило острые социальные конфликты [4, с.21].
Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике неизбежна безработица. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.
Вмешательство государства необходимо и в области науки и технологий, глубоких структурных преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.
Для решения региональных проблем также требуется вмешательство государства, нужна региональная политика. Регулирование на национальном и межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики [7, с.47].
Таковы основные направления объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства — это основные направления его деятельности. Можно выделить две группы регулирующих функций государства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.
Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста [5, с.208].
Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике.
Цель государственного вмешательства — сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения. Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субсидий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.
В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.
Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.
2. Роль ТНК(Транснациональных корпораций)
в мировом хозяйстве.
Современное развитие капиталистической экономики характеризуется все увеличивающимся ростом концентрации производства и капитала как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне корпораций. Транснациональные корпорации – это гигантские монополии, которые осуществляют производственную, исследовательскую, торговую, финансовую деятельность на мировом капиталистическом рынке.
В научной экономической литературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорации не существует. Корпорации называют многонациональными, транснациональными, планетарными, глобальными, мировыми, межнациональными, интернациональными, супернациональными, наднациональными, международными и т.д. Такая пестрота терминов отчасти объясняется тем, что при анализе деятельности корпораций для их характеристики используются различные критерии как количественного, так и качественного порядка. Для определения ТНК предлагаются классификации, учитывающие количество стран, в которых корпорации имеют свои филиалы, величину оборота филиалов в общем объеме продаж корпорации в целом, национальную принадлежность капитала и др.
Важным является освещение вопроса, связанного с анализом природы и факторов роста международного бизнеса, который развивается на основе процессов концентрации и централизации предприятий, приводящих к формированию крупных компаний и ТНК
Главными формами объединения(интеграции) компаний являются:
а) горизонтальная интеграция, имеющая целью получение экономии на масштабе и усиление рыночной власти;
б) вертикальная интеграция, направленная на обеспечение большей безопасности снабжения сырьем и необходимыми компонентами и рынков сбыта;
в) диверсификация деятельности компаний с целью более эффективного распределения рисков.
В последние годы процесс слияния и поглощения компаний в Европе охватил все ведущие отрасли: химическую, электронную, электромашиностроение, автомобилестроение, пищевую и
аэрокосмическую. За последние 25 лет число ТНК ведущих промышленно развитых стран возросло с 7 тыс. до 24 тыс. в настоящее время в мире действует 37тыс. ТНК, которые контролируют около 1/3 активов в частном секторе, их обороты составляют около 5,5 трлн. долларов. К концу 1990 г. Накопления международных прямых инвестиций в мире достигли 1.7 трлн. долл. Против 517млрд. в 1980, 211 млрд. в 1973 и 112 млрд. в 1967 г.. После 1983 г. Вывоз прямых инвестиций возрастал (в текущих ценах) в среднем на 29% в год, что в
3 раза быстрее прироста экспорта (9,4% в год) и в 4 раза - мирового производства (7,8% в год).[10]
Рост международных прямых инвестиций отражает тот факт, что ТНК приобретают все более важную и многостороннюю роль в мировой экономике. К началу 90-х годов они превратились в главный двигатель мирового экономического роста. ТНК обеспечивали в последние годы 80% частных расходов всего мира на исследования и разработки. При этом они контролировали такую же долю международной торговли. Стоимость продукции, производимой зарубежными отделениями ТНК, превысила объем международной торговли.
Основная роль в глобализации предпринимательской деятельности принадлежит ТНК в Северной Америке, Западной Европе и Японии. Эти три центра экономики дают 75% мирового производства, а ТНК в странах этих регионов обеспечивают выпуск 80% общего объема продукции всех ТНК во всем мире.
Ускоренному росту международного производства в последние годы предшествовало значительное накопление научно-технического потенциала. Число ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками, увеличилось в ведущих индустриальных странах а 1,5 раза за период с 1975 по 1986 г. - с 1032 тыс. до 1558 тыс. человек. Число изобретений, ежегодно патентуемых в США пятью ведущими индустриальными странами, почти удвоилось за десятилетие, окончившееся в 1990 г. Оно возросло с 54,8 тыс. До 102,1 тыс.[9]
Новейший этап предпринимательства характеризуется сдвигами в соотношении сил между экспортерами капитала и изменениями веса отдельных регионов - импортеров капитала. Однако сдвиги в структуре экспорта произошли в основном внутри группы развитых стран. Доля развивающихся стран в кумулятивном итоге вывоза прямых инвестиций составляла 3% в 1990 г. И практически не изменилась за предшествующую четверть века.
Прямые инвестиции и ТНК.
Доля американских ТНК в фонде международных прямых инвестиций снизилась с 50,4% в 1967 г. до 25,9% в1990 г. В то же время суммарная доля Японии и Германии увеличилась за тот же период с 4,0% до 21,6%. Накопления заграничных прямых инвестиций западногерманских ТНК в 1990 г. Достигли 155 млрд. долл.
Япония вышла ныне на первое место по интенсивности ежегодного вывоза капитала в форме прямых инвестиций, отодвинув на второе и третье места соответственно Великобританию и США. За период с 1988 по 1990 г. Япония экспортировала в форме прямых инвестиций капитал стоимостью 126 млрд. долл., не считая реинвестиций заграничных отделений. В те же годы заграничные прямые инвестиции Великобритании с учетом реинвестиций составили 94 млрд. долл., а США (также с учетом реинвестиций) - 72 млрд.
Резко возрос годовой экспорт прямых инвестиций развивающихся стран за счет главным образом новых индустриальных стран. Еще в начале 80-х на развивающиеся страны приходился всего 1% ежегодного вывоза прямых инвестиций, а к 1990 г. эта доля увеличилась до 5%.
Начиная с середины 20 в. основная часть международных прямых инвестиций направлялась в развитые страны. Особенно притягательными в этом отношении были США и Западная Европа. За последние годы значение регионов как импортеров капитала в форме прямых инвестиций еще более возросло. В 1990 г. международные прямые инвестиции, вложенные в развитые страны, достигли 1329 млрд. долл., или 81% мирового итога, против 73 млдр. в 1967г., когда они составили 69% итога. В том числе доля Западной Европы как
импортера прямых инвестиций еще более возросла до 44% (726 млрд. долл. в1990 г.), против 30% в 1967 г. Доля США как импортера в мировом итоге возросла за те же годы с 10 до 25%, а сумма накоплений прямых иностранных инвестиций достигла в 1990 г. 397 млрд. долл.
По состоянию на 31 марта 1991 г. на долю США и ЕС пришлось 60% кумулятивной суммы прямых инвестиций за рубежом японских ТНК, против 35% десятью годами раньше. Особое значение японские ТНК придают в последние годы приобретению действующих предприятий в США и Западной Европе. Доля Европы в японских ассигнованиях на эти цели повысилась до 25% в первой половине 1990 г., против 13% в 1986 г., а доля США снизилась соответственно с 62 до 54%. В целом для всех ТНК в последние годы является типичным расходование 80% международных прямых инвестиций для покупки действующих предприятий или для слияния с ними. Соответственно только 20% международных прямых инвестиций идет на создание новых предприятий.
Прямые инвестиции в США корпораций, базирующихся в странах ЕС, достигли в 1990 г. 338 млрд. долл., увеличившись более чем в 3 раза по сравнению с 1982 г., при этом примерно 1/3 пришлась на долю английских ТНК.В 1990 г. капиталовложения фирм ЕС в США на 25% превышали капиталовложения американских компаний в ЕС. В 1972 г. соотношение было 3:1 в пользу США.
ЕС выдвинулся на первое место в планах американских ТНК. По данным министерства торговли США, иностранные отделения американских ТНК предполагали вложить половину своих инвестиций в основные фонды в странах ЕС в 1991 и 1992 гг., тогда как в 1985 г. доля этого региона составляла около 39%, в 1972 г. — 24 и в 1957 г. - 8% (с. 183). Продажи отделений американских корпораций в ЕС составили 456 млрд. долл. в 1988 г., против 184 млрд. в 1977 г., а отделений европейских компаний в США - 398 млрд. долл. в 1988 г., против 99 млрд. в 1977 г.[11]
Характерной особенностью ситуации в области международных инвестиций в последние годы для Западной Европы и США является выравнивание их позиций как экспортеров и импортеров прямых инвестиций. В 1990 г. накопления стран Западной Европы как экспортеров примерно на 13% превышали кумулятивную сумму международных прямых инвестиций в этом регионе, тогда как в 1967 г.
экспортные накопления превышали импортные в 1,5 раза. Экспортные накопления прямых инвестиций США в 1990 г. всего на 7% превышали сумму ввезенного капитала, тогда как в 1967 г. превышение было почти десятикратным, Япония на несколько десятилетий отстает от США по соотношению экспорта и импорта прямых инвестиций. Ее экспортные накопления в 1990 г. в 20 раз превышали импортные.
Изменение отношения правительств к транснациональным корпорациям.
От конфронтации к кооперации — такова сейчас эволюционная политика большинства стран мира, и прежде всего индустриальных, в отношении ТНК. Решающие перемены в странах ЕС произошли в конце 80-х — начале 90-х годов. В числе перемен — переход от разрешительной к регистрационной системе регулирования импорта капитала. Были отменены или существенно сокращены отраслевые ограничения на покупку предприятий иностранным капиталом, аннулированы или ослаблены все валютные ограничения, связанные с вывозом капитала. Произошла также либерализация правил использования местных ресурсов.
Остающиеся ограничения, снятие которых возможно на условиях взаимности, сохраняются в основном в отношении стран — не членов ЕС.В частности, в большинстве стран ЕС сохраняются требования о том, чтобы согласованная часть продукции, реализуемой дочерним предприятием иностранной компании, производилась в рамках ЕС. Столь же распространенным является требование об организации по истечении определенного срока
ресурсоемких производств. Такие ограничения объективно направлены против японских ТНК, придерживающихся стратегии сохранения ключевых позиций на территории собственной страны.
Что касается вывоза капитала в форме прямых инвестиций, то к началу 90-х годов в странах ЕС практически не осталось ограничений ни на получение разрешения, ни на осуществление финансирования. Однако профсоюзы (и некоторые журналисты) все еще полагают, что вывоз капитала не способствует перестройке отечественной промышленности и созданию новых рабочих мест.
Перемены области международных инвестиций — не только свидетельство тенденции к либерализации международной торговли и других форм международных экономических отношений. Возрождение веры в могущество рыночного механизма регулирования экономики и желание "более активно участвовать в международном разделении труда" связывается, с одной стороны, с провалом социалистических режимов в обеспечении политической
свободы своих граждан и создании эффективной экономики, а с другой — с успехами в экономическом развитии и экспортной экспансии ряда новых индустриальных стран Азии.[12]
Перемены в политике связаны и с осознанием того факта, что
международные инвестиции способствуют интенсивному развитию международного разделения труда и получению от этого выгод, а также интеграции национальных хозяйств в систему мирового хозяйства. Эти перемены отражают признание того, что рост ТНК и развитие кооперации между ними — непременные условия научно-технического прогресса в современных условиях и повышения конкурентоспособности участников такого процесса. Это также и реакция на современные тенденции в движении международных прямых инвестиций и реорганизации ТНК. При примерном равенстве экспортных и импортных потоков капитала они не оказывают дестабилизирующего воздействия на платежные балансы индустриальных стран, а стратегия полицентрических ТНК строится с
большим учетом интересов стран, где развертывается их деятельность. Не случайно, что имеющиеся ограничения на иностранные прямые инвестиции в ЕС направлены против ТНК, придерживающихся в отличие от европейских и американских компаний прежней националистической ориентации.
Определить различия в позициях американских и японских ТНК, может пример Великобритании. Здесь в 1990 г. 85% продукции американских ТНК, реализуемой на английском рынке, было произведено на предприятиях, размещенных в стране сбыта. Японские ТНК произвели в Великобритании лишь15% объема реализуемой здесь продукции, а остальное ввезли из Японии. Вместе с тем в книге приводятся свидетельства определенной эволюции японских ТНК в направлении предоставления большей самостоятельности
заграничным отделениям, в том числе в разработке новых продуктов. Увеличивается число европейцев и американцев, назначаемых на ключевые посты дочерних предприятий японских ТНК, действующих в соответствующих странах.
Особое место в планах ТНК занимает регион Восточной Европы и СНГ. Большинство наблюдателей не сомневаются в колоссальных возможностях этого региона для помещения международных прямых капиталовложений. Однако регион с населением в 400 млн. человек (не считая земель Германии) к концу 1990 г. привлек такой же объем прямых капиталовложений, как Ирландия и Норвегия с населением в 5 млн. человек. Если сравнивать с индустриальными странами с таким же средним доходом на душу населения, как в наиболее развитых из стран Восточной Европы, то последние привлекли в 40 раз меньше иностранных прямых капиталовложений в расчете на душу населения. Если предположить, что основные страны Восточной Европы сумеют повысить вдвое свой жизненный уровень и завершат процесс приватизации к 2000 г., то международные прямые инвестиции в этот регион могут вырасти до 100 млрд. долл., против 2—3 млрд. в 1990 г. Примерно такой же величины к этому сроку могут достигнуть прямые инвестиции ТНК в странах СНГ.
Резкая интенсификация потока иностранных капиталовложений в этот регион должна наступить во второй половине 90-х годов. До сих пор мощному притоку международных инвестиций мешали, по его мнению, отсутствие в странах Восточной Европы должной институциональной структуры, недостаток опыта у руководящих кадров местных компаний, низкий уровень предпринимательской и трудовой культуры, ограниченный доступ этих стран на внешние рынки, недостаток организационных возможностей и материальных
стимулов.
В 1991 г. генеральный директор Европейского парламента Майкл Палмер выдвинул Страсбургский план для Восточной Европы. В плане обосновывалась необходимость оказать помощь Восточной Европе в объеме 16,7 млрд. долл. В год в течение двух ближайших десятилетий для радикальной реконструкции транспортной сети и сети связи, резкого снижения уровня загрязнения окружающей среды, создания эффективной рыночной системы, стабилизации валют
и поддержки платежных балансов. Необходимость такой помощи мотивировалась тем, что страны Восточной Европы на два - три поколения отстали от стран Западной Европы по производственной и институциональной инфраструктуре. Страсбургский план должен, как это было сделано в свое время по "плану Маршалла", создать необходимые предпосылки для стимулирования частных инвестиций, включая иностранные прямые капиталовложения.
Многое, однако, зависит от политики правительств восточноевропейских стран, от их умения эффективно содействовать перестройке хозяйства и убедить свои народы в необходимости пройти этот путь, несмотря на "дополнительные экономические тяготы".
Подводя итоги, можно сказать, что ТНК во все возрастающей степени превращаются в двигатели экономического роста, поскольку они создают наилучшие условия для раскрытия возможностей предпринимательства, развития передовой технологии и роста квалификации рабочей силы. Задача национальных правительств состоит в том, чтобы использовать эти возможности ТНК.
Особенности современного этапа глобализации.
Характеризуя особенности современного этапа глобализации производства, следует отметить, что на первом этапе (до первой мировой войны) вывоз капитала в форме прямых инвестиций имел главной целью эксплуатацию природных ресурсов на территориях, находившихся под контролем стран -экспортеров капитала. На втором этапе (в третьей четверти XX в.) вывоз капитала в форме прямых инвестиций был направлен на перемещение в другие страны производства тех товаров и услуг, которые завершили фазу быстрого
роста в странах - экспортерах капитала.
Третий, современный этап характеризуется, не столько желанием ТНК приобрести природные ресурсы или рынки сбыта, сколько их стремлением рационализировать структуры капиталовложений и воспользоваться преимуществами глобальной либо региональной экономической интеграции, приобрести дополнительные технологические, организационные или рыночные
возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять и повышать глобальные конкурентные позиции.
Еще одна особенность деятельности ТНК в современных условиях - это стремление укрепить свои позиции на наиболее быстро растущих рынках. Именно в свете этой тенденции представляются грандиозными перспективы роста международных прямых инвестиций в странах Восточной Европы и СНГ в ближайшие десятилетия.[13]
3.Экономика Великобритании
Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высоко развитой, сильной и независимой экономикой. Восстановление экономики после Второй Мировой Войны заняло почти сорок лет. Кроме внутренних ресурсов, процесс восстановления подхлестнуло вступление Великобритании в Европейское Сообщество в 1973 году, что способствовало подъему конкурентоспособности страны. Теперь Великобритания находится в первых рядах среди развитых стран по уровню прироста производства, производительности и конкурентоспособности. Доля производства и машиностроения за годы после Второй Мировой Войны упала с одной трети до одной пятой, в то время, как сфера услуг значительно расширилась и стала приносить значительную часть дохода страны. США и Япония - наиболее значительные торговые партнеры Великобритании, а японские компании часто выбирают именно Великобританию в качестве своей базы в Европе. Другие развивающиеся страны Восточной Азии с экспортно-ориентированной экономикой активно участвуют на открытом рынке Великобритании. Таким образом, Великобритания активно сотрудничает не только со странами - членами Содружества, но и с Европой, Азией и Северной Америкой.
80-е годы стали свидетелями широкомасштабной приватизации государственных предприятий, которые были национализированы в предыдущие годы. Также поднялся средний уровень жизни, хотя по-прежнему осталось деления на более преуспевающие территории юго-восточной части страны, включая Лондон, и менее богатые территории запада и севера. Уровни безработицы и инфляции постепенно были снижены, но оставались достаточно высокими. Страна играла роль мирового финансового лидера, что, наряду с открытием месторождений природного газа и нефти в Северном море снизило зависимость экономики от более традиционных источников энергии и значительно оздоровило внутреннюю экономику страны и экономическую политику правительства.
Главными пунктами экономической политики правительства стали регулирование и частая перемена процентных ставок, постепенное снижение прямого налогообложения, снижение роли и влияния профессиональных объединений, поощрение недвижимой собственности среди населения, увеличение доли физических лиц - держателей акций компаний, повышение уровня фактической подготовки учащихся образовательных заведений к работе в реальном мире. Значительные усилия предпринимаются для того, чтобы улучшить производительность труда и конкурентоспособность товаров и услуг.
Работоспособное население составляет почти половину всего населения Великобритании. Внутри этой группы небольшая доля человек занята собственным делом, другие заняты в военном секторе и правительстве. Более двух третей наемных работников занято в сфере услуг, причем наибольшее их количество работает в финансовом секторе. Производство, хотя и уменьшившееся за последние полвека, занимает одну пятую всех работников. Меньшие доли наемных работников заняты в строительстве, энергодобывающих отраслях, сельском хозяйстве. Значительно увеличилось количество работников, занятых неполный рабочий день.
ПРИРОДНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Ценных природных ископаемых на территории Великобритании не так уж много. Однажды важнейшая добыча железной руды теперь снизилась практически до нуля. Другие экономически важные ископаемые руды включают свинец, добыча которого удовлетворяет потребности экономики лишь на половину, и цинк. Достаточно много других ресурсов, таких, как мел, известь, глина, песок, гипс.
С другой стороны, Великобритания обладает большими запасами ресурсов энергии, включая нефть, природный газ и уголь, чем любая из стран Европейского Сообщества. Ранее жизненно важный источник энергии уголь продолжает утрачивать свое значение. Если сравнить добычу угля в 1913 году, когда было произведено более 300 миллионов тонн угля более чем одним миллионом работников, с сегодняшним днем, то окажется, что добыча угля упала более чем в три раза с еще большим снижением уровня работников, занятых в добывающей промышленности. Электростанции по-прежнему потребляют большое количество угля, но с ростом конкуренции со стороны альтернативных видов топлива добыча угля остается в не лучшей ситуации.
Открытие залежей нефти в Северном море привело к стремительному развитию нефтедобывающей промышленности. С начала работы в 1975 году количество добытой ежегодно нефти увеличивается с каждым годом, что сделало Великобританию практически самодостаточной в плане потребления нефти, и даже ее экспортером. При среднем уровне добычи 2,6 миллионов баррелей в день Великобритания занимает шестую строчку мирового производителя нефти. Запасы нефти в Великобритании достигают цифры 770 миллионов тонн.
С началом добычи природного газа в 1967 году уголь в городах постепенно заменили на газ, а по всей стране построили газопровод. Запасы натурального газа оцениваются в пределах 22,7 триллионов кубических футов.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Как указывалось выше, угледобывающая промышленность снизилась и энергетический сектор экономики был преобразован внутренними залежами природного газа и нефти. Ядерное топливо незначительно повысило уровень вырабатываемой в стране энергии, в то время как гидроэлектростанции сохранили свои позиции, а кое-где, например, в Шотландии, остались главным источником энергии. Подавляющее большинство энергии производится на обычных электростанциях.
В целом сфера производства продолжает сокращаться как в плане работников, занятых в этой области, так и в плане доли (теперь менее одной четверти) в валовом национальном продукте (ВНП). Этот сектор экономики был главной причиной стремительного увеличения уровня безработицы в начале 80-х годов. Когда же производство снова стало расти, произошло значительное увеличение в производительности труда и прибылях. Наиболее важными секторами промышленности являются машиностроение, пищевая промышленность (включая производство безалкогольных и спиртных напитков), табачная и химическая промышленности, бумажная и печатная промышленности, легкая промышленности. Наиболее быстро развивающимися секторами промышленности стали химическая, лесная, мебельная, резиновая промышленности и производство пластиков. Внутри химической промышленности особенно активно стала развиваться фармацевтическая индустрия. Пищевая и легкая промышленности, а также машиностроение в целом работают ниже среднего.
В восьмидесятых годах значительно увеличился импорт промышленной продукции, но, несмотря на это, Великобритания продолжает экспортировать значительную часть своих товаров, баланс все равно остается в пользу импорта. Тем не менее, поддержка конкурирующей промышленности считается первостепенно важной для международной торговли, где она имеет больший вес, чем сфера услуг.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Великобритания выделяется в сельском хозяйстве среди европейских стран тем, что в этом секторе экономики у нее занято менее двух процентов населения. При коммерческой интенсификации урожаев и высоком уровне механизации по некоторым позициям объемы агропромышленного производства превзошли уровень спроса в стране. Постепенно снижается уровень занятости в этой области. Чтобы создать альтернативную работу для людей в сельской местности, правительство предпринимает попытки перебросить рабочую силу в другие отрасли. Площадь земли, используемой в сельском хозяйстве (около трех четвертей всей площади), тоже уменьшается, при этом земли, пригодные для выращивания злаков отдают под пастбища.
Государственная политика по отношению к сельскому хозяйству предполагает повышение уровня производительности и уровня жизни занятых в агропромышленном комплексе людей, в то же время сохраняя разумные цены на товары. Чтобы этого достичь, была создана система минимальных цен на внутренние товары и пошлин на импорт. Производителям говядины и баранины специально доплачивается, чтобы сделать их товар конкурентоспособным на европейском рынке. Из недавно принятых мер можно упомянуть ограничения на производство молока и компенсации фермерам за неиспользуемые земли.
Наиболее важными злаками являются пшеница, овес, рожь. Значительная часть злаков идет на прокорм скота, однако остальное идет на производство хлеба, крупы и т.д. В животноводстве наиболее важными является рогатый скот. В сельском хозяйстве стараются поддерживать высокий уровень самодостаточности, за исключением производства сахара и сыра, которые импортируются.
ФИНАНСЫ
В то время, как Великобритания традиционно сохраняла положение финансового лидера мира, в 80-е годы произошли значительные изменения в структуре и регулировании финансовых институтов. Они повлияли на систему банков, систему страхования, строительные общества, фондовую биржу, а также на рынок потребительских товаров. Некоторые раньше четко очерченные разграничения сфер деятельности стали более размытыми, например, если раньше кредиты на строительство дома были исключительной прерогативой строительных обществ, то теперь эти кредиты стали выдавать как банки, так и страховые компании. Произошли два связанных с этим изменения: трансформация филиалов строительных обществ в фактические банки со своим собственным запасом наличности и расширение сфер деятельности всех трех типов организаций на рынок недвижимости. Строительные общества также участвуют в какой-то мере в услугах по капиталовложению, страховании и земельных услугах.
Лондон продолжил расти как центр международных финансовых операций. Увеличились притоки капитала, а также обмен валюты и торговля ценными бумагами, таким образом, в Лондоне представлено большое количество иностранных банков. Увеличившаяся конкуренция и развитие техники ускорило процесс обмена и торговли - Фондовая биржа была реорганизована, и традиционная система брокеров и джобберов была отменена. В результате, образовался ряд компаний, которые стали промежуточным звеном между британскими и иностранными банками и бывшими брокерами и джобберами. В конце 80-х подоспели и законы, регулирующие деятельность этих новых финансовых организаций. Пришлось даже создать новые контролирующие органы, которые следили за выполнением буквы закона в этой сфере деятельности.
Все коммерческие банки находятся под присмотром Банка Англии, который имеет право выпускать банкноты в Англии и Уэльсе (банки Шотландии и Северной Ирландии обладают ограниченными правами выпускать деньги на их территориях). Банк Англии лицензирует банки, которые в основном работают с населением (как Сбербанк), инвестиционные, ипотечные и другие британские или иностранные банки. Разделительные линии в этом секторе тоже стали менее различимы, при том, что банки, работающие с физическими лицами, разделились на ипотечные банки, страховые банки, банки по работе с ценными бумагами и т.д. Банк Англии также контролирует ставку рефинансирования, которая влияет на структуру и уровень процентных ставок. Он активно вмешивается на иностранные валютные рынки, охраняя стабильность фунта. Фунт стерлингов - одна из главных валют мира, а Лондон является одним из важнейших торговых центров мира.
Сбережения населения вкладываются в развитие экономики через сеть финансовых организаций. Примерами могут послужить страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды. Другие организации специализируются в отдельных областях финансирования; таким образом, финансовые организации обеспечивают деньги под залог недвижимости. Есть еще компании, которые финансируют лизинг оборудования и средне- и долгосрочные рынки капитала, которые также финансируют банки или фондовый рынок, включая рынок инновационных технологий.
В Великобритании существует несколько организованных финансовых рынков. Рынки ценных бумаг состоят из Международной фондовой биржи, которая работает с зарегистрированными ценными бумагами и акциями (включая государственные ценные бумаги и опционы), Рынок незарегистрированных ценных бумаг, для более мелких компаний, и Третий рынок, для небольших компаний, ценные бумаги которых не зарегистрированы. Действия на валютном рынке включают торговлю депозитными сертификатами, краткосрочными депозитами и др. Другие рынки имеют дело с Евро, обменом валюты, фьючерсами и др.
Список литературы
Булатов А.С. Экономика.- М.: Издательство »ЮРИСТЬ», 1999-590с
Беляцкий Н.П ,Тележников В.И. Эволюция государственного управления: налогово-бюджетный аспект//Вестник БДЭУ-1 998-№2-с.16-30.
Основы экономической теории: Учебное пособие/ под. ред. В.Л.Клюни- Мн: Экоперспектива,1996-336с.
Ткачев С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик- некоторые выводы из опыта Беларуси// Предпринимательство в Беларуси-2001-№8-с14-27.
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред.Мамедова О.Ю- Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2000-544.с.
Журавлев С., государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист-1991- №5.- С.28-38.
Крюков М. Совершенствование систем государственного управления: обзор тенденций и проблем//Белорусский экономический журнал-2002- №2- с.38-49.
Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: Экоперспектива, 2001. - 637с.
Юданов А.Ю «Секреты финансовой устойчивости международных монополий», М.: Финансы и статистика, 1991
Зубарев И.В, Ключников И.К «Механизм экономического роста корпораций» М.: Высшая школа., 1990
Штен Ю «Иностранные прямые инвестиции в промышленно развитых странах», Журнал «Российская академия наук, экономика» М. 1994
«Проблемы зарубежного инвестирования», Журнал «Российская академия наук» М.: 1994
«ТНК». Новый взгляд, 1995 – 30 сентября – 6 октября (№40).
Экономика Великобритании, сайт в Интернете: // http:/www.uk.ru //
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ