Определение эффективности использования транспорта


Тема 1 Определение эффективности использования транспорта


Анализ использования грузового автотранспорта


Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей, которые позволяют оценить работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., а также производительности работы машин и себестоимость перевозок.

Исходные данные для выполнения работы по варианту берутся из приложения 1. Порядок выполнения следующий.

Составляется таблица исходных данных по данному варианту согласно приложения 1.

Таблица 1

Исходные данные для использования автотранспорта


Показатели

Условное

обозначение

Отчетный

период

План

Факт

+,-

1

2




Среднее годовое количество машин, шт.

А




Средний тоннаж машины, т

q




Количество машино-дней пребывания в хозяйстве

АДx




В т. ч. в работе

АДр




Общий пробег машин, км

Lобщ




В т. ч. с грузом, км

Lгр




Перевезено грузов, т

Q




Выполнено тонно-километров, т-км

Р




Среднесуточный пробег одной автомашины, км

Lсут




Средняя продолжительность рабочего дня, ч

t см




Затраты на работу грузового автотранспорта, тыс. руб.

Зобщ








Методика расчета коэффициентов и показателей

использования грузового транспорта


Отработано одной машиной за отчетный период (месяц) дней

,

где АДрколичество машино-дней пребывания в работе, дней;

А – среднегодовое количество машин, шт.

Средняя техническая скорость, км/час

,

где Lсутсреднесуточный пробег одной автомашины, км;

Lсм – средняя продолжительность рабочего дня, час.

Время нахождения машины

а) в наряде; ч:

,

где АДХколичество машино-дней нахождения в хозяйстве

б) в пробеге, ч.:

,

где АДр – количество машино-дней нахождения в работе.

Средняя загруженность машины, т

,

где Р – выполнено тонно-километров (грузооборот),т-км;

Lгр – общий пробег машин с грузом, км.

Коэффициент использования в работе:

,

Коэффициент использования пробега:

,

где Lобщобщий пробег машин, км.

Коэффициент использования тоннажа

,

где q – средний тоннаж машины, т.



Себестоимость 1 т-км.

,

где Зобщзатраты на работу грузового автотранспорта.

Себестоимость 1 км

.

Среднее расстояние перевозок

,

где Q – общий объем перевозок, т

Производительность на среднесписочную машино-тонну пребывания в хозяйстве

.

Месячная производительность на среднесписочную машину

.

Дневная производительность одного списочного автомобиля

.

Показатели использования подвижного грузового состава сводятся в таблицу 1.2, рассчитывая согласно методики расчета на основании данных таблицы 1.1.

По результатам расчета таблицы 1.2 необходимо провести анализ использования автомобилей по всем расчетным показателям и наметить пути по выявлению резерва улучшения использования автомашин как за счет экстенсификации увеличения занятости машин за отчетный период, так и за счет интенсификации. Наметить мероприятия и сделать заключение.

Далее из таблицы 1.1 необходимо установить, как изменяются плановые показатели по сравнению с фактическими и определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, проведя факторный анализ этого показателя.


Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:

.

Таблица 1.2

Эффективность использования автомобильного транспорта


Показатели

Услов-

ные обозначения

Отчетный период



План

Факт

+,-

1

2




Коэффициент использования пробега

β




Коэффициент использования грузоподъемности

γСТ




Коэффициент использования в работе

Кр




Отработано одной машиной за отчетный период, дней

Др




Среднее расстояние перевозок, км

Lп




Средняя техническая скорость, км/ч

VT




Время нахождения машины в наряде, ч.

АЧН




Время нахождения машины в пробеге, ч.

АЧР




Средняя загруженность машины, т

qср




Производительность на среднесписочную машино-тонну нахождения в хозяйстве ,т

Wп




т-км





Месячная производительность, т

WТ




т-км





Дневная производительность 1-го списочного автомобиля, т

WДН




т-км





Себестоимость, руб. км

Sкм




т-км

Sт-км





Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью способа абсолютных разниц:

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

.


Выводы: * Необходимо сделать анализ влияния каждого фактора на увеличение или снижение объёма грузооборота и почему.

*Выявить на анализируемом предприятии используемые резервы увеличения объёма грузооборота за счёт сверхплановых целодневных и внутри-сменных простоев автомашин, а также сверхплановые холостые пробеги (таблица 1.1).


Определение структуры себестоимости перевозки грузов


Необходимо рассчитать структуру себестоимости 1 т. и 1 т. км. перевозки грузов заданного варианта.

Данные для исчисления структуры себестоимости берутся из приложения 2 (табл. 1.3).


Таблица 1.3

Исходные данные для определения структуры

себестоимости 1 км и 1 т. км. перевозки грузов


Показатели

Условные обозначения


План

Факт

+,-

Перевезено грузов, т.

Q

6500

3832

-

Выполнено т. км., км.

P

85000

22317

-

Затраты на работу грузового транспорта, тыс. руб.

Зобщ

255,0

198,7

-

в т.ч. зарплата с начислениями, тыс. руб.


80,7

41,5

-

Горючесмазочные материалы, тыс. руб.


74,0

90,9

+

Амортизация машин и гаража, тыс. руб.


2,6

3,0

-

Текущий ремонт гаража, тыс. руб.


55,2

38,6

-

Резина (ремонт), тыс.руб.


10,2

-


Мероприятия по технике безопасности, прочие расходы, тыс. руб.


32,3

24,7

-


Затраты на 1 т, т-км перевозки грузов определяется делением их суммы по отдельным статьям на величину перевезённых грузов и выполнено т-км. соответственно. Результаты расчётов приведены в таблицах 1.4 и 1.5.

Таблица 1.4

Себестоимость 1 т. перевезенного груза и её структура


Статьи затрат

План

Факт

руб.

%

руб.

%

Зарплата с начислением, руб.

12,42

31,66

10,83

20,89

Горюче-смазочные материалы, руб.

11,38

29,01

23,72

45,75

Амортизация машин и гаража, руб.

0,40

1,02

0,78

1,50

Текущий ремонт гаража, руб.

8,49

21,64

10,07

19,42

Резина (ремонт), руб.

1,57

4,00

-

-

Мероприятия по технике безопасности и прочие расходы, руб.

4,97

12,67

6,45

12,44

Итого

39,23

100

51,85

100


Таблица 1.5

Себестоимость 1 т.-км перевозок и её структура


Показатели

План

Факт

руб.

%

руб.

%

З/плата с начислением, руб.

0,95

31,67

1,86

20,90

Горючесмазочные материалы, руб.

0,87

29,00

4,07

45,73

Амортизация машин и гаража, руб.

0,03

1,00

0,13

1,46

Текущий ремонт гаража, руб.

0,65

21,67

1,73

19,44

Резина (ремонт), руб.

0,12

4,00

-

-

Мероприятия по технике безопасности и прочие расходы, руб.

0,38

12,67

1,11

12,47

Итого

3,0

100

8,9

100

Наибольшая доля затрат на перевозки 1 т. груза приходится на з/плату, ГСМ, текущий ремонт гаража и мероприятия по ТБ и прочие расходы.

В себестоимость 1 т. км. затраты на з/плату и ГСМ составляют более 60 %.

В себестоимости перевозки 1 т. груза почти в 2 раза увеличились фактические расходы на ГСМ по сравнению плановыми, а заработная плата в действительности снизилась почти на 11 %. Аналогичная картина наблюдается и при анализе структуры себестоимости 1 т-км.

Итак, на себестоимость 1 т. и 1 т-км перевозки влияют наиболее затраты на ГСМ и текущий ремонт и т.д., согласно результатов своего задания.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ