Определение эффективности использования транспорта
Тема 1 Определение эффективности использования транспорта
Анализ использования грузового автотранспорта
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей, которые позволяют оценить работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., а также производительности работы машин и себестоимость перевозок.
Исходные данные для выполнения работы по варианту берутся из приложения 1. Порядок выполнения следующий.
Составляется таблица исходных данных по данному варианту согласно приложения 1.
Таблица 1
Исходные данные для использования автотранспорта
Показатели
Условное
обозначение
Отчетный
период
План
Факт
+,-
1
2
Среднее годовое количество машин, шт.
А
Средний тоннаж машины, т
q
Количество машино-дней пребывания в хозяйстве
АДx
В т. ч. в работе
АДр
Общий пробег машин, км
Lобщ
В т. ч. с грузом, км
Lгр
Перевезено грузов, т
Q
Выполнено тонно-километров, т-км
Р
Среднесуточный пробег одной автомашины, км
Lсут
Средняя продолжительность рабочего дня, ч
t см
Затраты на работу грузового автотранспорта, тыс. руб.
Зобщ
Методика расчета коэффициентов и показателей
использования грузового транспорта
Отработано одной машиной за отчетный период (месяц) дней
,
где АДр – количество машино-дней пребывания в работе, дней;
А – среднегодовое количество машин, шт.
Средняя техническая скорость, км/час
,
где Lсут – среднесуточный пробег одной автомашины, км;
Lсм – средняя продолжительность рабочего дня, час.
Время нахождения машины
а) в наряде; ч:
,
где АДХ – количество машино-дней нахождения в хозяйстве
б) в пробеге, ч.:
,
где АДр – количество машино-дней нахождения в работе.
Средняя загруженность машины, т
,
где Р – выполнено тонно-километров (грузооборот),т-км;
Lгр – общий пробег машин с грузом, км.
Коэффициент использования в работе:
,
Коэффициент использования пробега:
,
где Lобщ – общий пробег машин, км.
Коэффициент использования тоннажа
,
где q – средний тоннаж машины, т.
Себестоимость 1 т-км.
,
где Зобщ – затраты на работу грузового автотранспорта.
Себестоимость 1 км
.
Среднее расстояние перевозок
,
где Q – общий объем перевозок, т
Производительность на среднесписочную машино-тонну пребывания в хозяйстве
.
Месячная производительность на среднесписочную машину
.
Дневная производительность одного списочного автомобиля
.
Показатели использования подвижного грузового состава сводятся в таблицу 1.2, рассчитывая согласно методики расчета на основании данных таблицы 1.1.
По результатам расчета таблицы 1.2 необходимо провести анализ использования автомобилей по всем расчетным показателям и наметить пути по выявлению резерва улучшения использования автомашин как за счет экстенсификации увеличения занятости машин за отчетный период, так и за счет интенсификации. Наметить мероприятия и сделать заключение.
Далее из таблицы 1.1 необходимо установить, как изменяются плановые показатели по сравнению с фактическими и определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, проведя факторный анализ этого показателя.
Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:
.
Таблица 1.2
Эффективность использования автомобильного транспорта
Показатели
Услов-
ные обозначения
Отчетный период
План
Факт
+,-
1
2
Коэффициент использования пробега
β
Коэффициент использования грузоподъемности
γСТ
Коэффициент использования в работе
Кр
Отработано одной машиной за отчетный период, дней
Др
Среднее расстояние перевозок, км
Lп
Средняя техническая скорость, км/ч
VT
Время нахождения машины в наряде, ч.
АЧН
Время нахождения машины в пробеге, ч.
АЧР
Средняя загруженность машины, т
qср
Производительность на среднесписочную машино-тонну нахождения в хозяйстве ,т
Wп
т-км
Месячная производительность, т
WТ
т-км
Дневная производительность 1-го списочного автомобиля, т
WДН
т-км
Себестоимость, руб. км
Sкм
т-км
Sт-км
Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью способа абсолютных разниц:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
Выводы: * Необходимо сделать анализ влияния каждого фактора на увеличение или снижение объёма грузооборота и почему.
*Выявить на анализируемом предприятии используемые резервы увеличения объёма грузооборота за счёт сверхплановых целодневных и внутри-сменных простоев автомашин, а также сверхплановые холостые пробеги (таблица 1.1).
Определение структуры себестоимости перевозки грузов
Необходимо рассчитать структуру себестоимости 1 т. и 1 т. км. перевозки грузов заданного варианта.
Данные для исчисления структуры себестоимости берутся из приложения 2 (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Исходные данные для определения структуры
себестоимости 1 км и 1 т. км. перевозки грузов
Показатели
Условные обозначения
План
Факт
+,-
Перевезено грузов, т.
Q
6500
3832
-
Выполнено т. км., км.
P
85000
22317
-
Затраты на работу грузового транспорта, тыс. руб.
Зобщ
255,0
198,7
-
в т.ч. зарплата с начислениями, тыс. руб.
80,7
41,5
-
Горючесмазочные материалы, тыс. руб.
74,0
90,9
+
Амортизация машин и гаража, тыс. руб.
2,6
3,0
-
Текущий ремонт гаража, тыс. руб.
55,2
38,6
-
Резина (ремонт), тыс.руб.
10,2
-
Мероприятия по технике безопасности, прочие расходы, тыс. руб.
32,3
24,7
-
Затраты на 1 т, т-км перевозки грузов определяется делением их суммы по отдельным статьям на величину перевезённых грузов и выполнено т-км. соответственно. Результаты расчётов приведены в таблицах 1.4 и 1.5.
Таблица 1.4
Себестоимость 1 т. перевезенного груза и её структура
Статьи затрат
План
Факт
руб.
%
руб.
%
Зарплата с начислением, руб.
12,42
31,66
10,83
20,89
Горюче-смазочные материалы, руб.
11,38
29,01
23,72
45,75
Амортизация машин и гаража, руб.
0,40
1,02
0,78
1,50
Текущий ремонт гаража, руб.
8,49
21,64
10,07
19,42
Резина (ремонт), руб.
1,57
4,00
-
-
Мероприятия по технике безопасности и прочие расходы, руб.
4,97
12,67
6,45
12,44
Итого
39,23
100
51,85
100
Таблица 1.5
Себестоимость 1 т.-км перевозок и её структура
Показатели
План
Факт
руб.
%
руб.
%
З/плата с начислением, руб.
0,95
31,67
1,86
20,90
Горючесмазочные материалы, руб.
0,87
29,00
4,07
45,73
Амортизация машин и гаража, руб.
0,03
1,00
0,13
1,46
Текущий ремонт гаража, руб.
0,65
21,67
1,73
19,44
Резина (ремонт), руб.
0,12
4,00
-
-
Мероприятия по технике безопасности и прочие расходы, руб.
0,38
12,67
1,11
12,47
Итого
3,0
100
8,9
100
Наибольшая доля затрат на перевозки 1 т. груза приходится на з/плату, ГСМ, текущий ремонт гаража и мероприятия по ТБ и прочие расходы.
В себестоимость 1 т. км. затраты на з/плату и ГСМ составляют более 60 %.
В себестоимости перевозки 1 т. груза почти в 2 раза увеличились фактические расходы на ГСМ по сравнению плановыми, а заработная плата в действительности снизилась почти на 11 %. Аналогичная картина наблюдается и при анализе структуры себестоимости 1 т-км.
Итак, на себестоимость 1 т. и 1 т-км перевозки влияют наиболее затраты на ГСМ и текущий ремонт и т.д., согласно результатов своего задания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ