Определение оптимального объема производства продукции
Определение оптимального объема производства продукции
25 июня 2009
Владимир Петрович Гpузинoв, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой Российского заочного института текстильной и легкой промышленности.
К наиболее распространенным методам определения оптимального объема производства относятся метод сопоставления валовых показателей и метод сопоставления предельных показателей. Если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.
Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.
К наиболее распространенным методам определения оптимального объема производства относятся:
метод сопоставления валовых показателей;
метод сопоставления предельных показателей.
При использовании этих методов применяются следующие допущения:
предприятие производит и реализует только один товар;
целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;
оптимизируются только цена и объем производства (предполагается, что все остальные параметры деятельности предприятия остаются неизменными);
объем производства в рассматриваемый период равен объему реализации.
Приведенные допущения могут показаться достаточно жесткими, однако если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты верные решения.
Суть предложенных методов рассмотрим на примере гипотетического предприятия, действующего на рынке свободной конкуренции (исходные данные приводятся в табл. 1).
Таблица 1. Объем реализации продукции и издержки на ее производство.
Объем реализации, тыс. шт.
Постоянные издержки, тыс. руб.
Переменные издержки, тыс. руб.
Валовые издержки, тыс. руб.
0
1200
0
1200
10
1200
200
1400
20
1200
360
1560
30
1200
490
1690
40
1200
610
1810
50
1200
760
1960
60
1200
960
2160
70
1200
1220
2420
80
1200
1550
2750
90
1200
1980
3180
100
1200
2560
3760
Метод составления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:
определяется величина объема производства, при котором достигается нулевая прибыль;
определяется объем производства с максимальной прибылью (табл. 2).
Таблица 2. Объем реализации продукции с максимальной прибылью.
Объем реализации, тыс. шт.
Цена, руб.
Валовая выручка, тыс. руб.
Валовые издержки, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
0
-
0
1200
-1200
10
48
480
1400
-920
20
48
960
1560
-600
30
48
1440
1690
-250
40
48
1920
1810
110
50
48
2400
1960
440
60
48
2880
2160
720
70
48
3360
2420
940
80
48
3840
2750
1090
90
48
4320
3180
1140
100
48
4800
3760
1040
В нашем примере нулевая прибыль достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продукции, что соответствует значению валовой выручки и издержкам соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. руб.
С увеличением объемов производства валовая выручка начинает превышать издержки и появляется прибыль, максимальная величина которой 1140 тыс. руб. достигается при объеме производства и реализации продукции в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.
Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производства и реализации будет рентабельно.
Проиллюстрируем это на основе данных, приведенных в табл. 3.
Таблица 3. Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей.
Объем реализации, тыс. шт.
Предельный доход, тыс. руб.
Предельные издержки, тыс. руб.
Валовая прибыль, тыс. руб.
10
48
20
28
20
48
16
32
30
48
13
35
40
48
12
36
50
48
15
33
60
48
20
28
70
48
26
22
80
48
33
15
90
48
43
5
100
48
58
-10
В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 руб., а предельные издержки исчисляются как разница между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем производства.
Предельная прибыль исчисляется как разница между предельным доходом и предельными издержками.
Из данных таблицы видно, что до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного дохода на единицу продукции, что приведет к уменьшению валовой прибыли.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ