Организация приемки товаров в магазине



Организация приемки товаров в магазине

Приемка товаров — важнейший элемент торгово-технологического процесса, от которого во многом зависят качество товаров в торговом зале и культура обслуживания покупателей.

Различают приемку товаров по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству представляет собой проверку соответствия количества поступивших товаров (массы брутто, нетто, количества единиц, объема, площади) данным сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству — проверка соответствия качества поступивших товаров (физико-механических, химических свойств, внешнего вида и др.) данным сопроводительных документов (стандартам, ТУ, сертификатам, удостоверениям качества).

Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в соответствии:

  • с Положением о приемке товаров по количеству и качеству (2008 г.);

  • Положением о поставках товаров в Республике Беларусь (1996 г.);

  • уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта и правилами перевозки грузов.

Нормы этих документов применяются но всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами поставки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.

Положение о приемке товаров по количеству и качеству — основной документ, регулирующий отношения юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц — предпринимателей без образования юридического лица.

В Положении о приемке товаров оговариваются обязанности продавца (поставщика) и покупателя (магазина).

Продавец обязан:

  • соблюдать правила и нормы упаковки, затаривания и маркировки товаров;

  • обеспечивать поставку товаров, по качеству и комплектности соответствующих нормативно-технической документации;

  • правильно оформить все отгрузочные документы (накладные, счета-фактуры, технический паспорт, сертификаты качества, ярлыки, кипные карты и т.д.);

  • соблюдать действующие на транспорте условия погрузки, крепления и перевозки грузов.

При приемке товаров от органов транспорта покупатель обязан:

проверить исправность траЕ1спортного средства и тарного
места, наличие пломб отправителя, маркировку груза;

  • проконтролировать соответствие товаров и их маркировки данным сопроводительных документов;

    • осмотреть товар;

  • проверить соблюдение сроков доставки и правил перевозки грузов;

    • принять товар по количеству мест или весу;

  • требовать от перевозчика отметки на документах, если груз принят без проверки веса и состояния товара, проверить, имеются ли повреждения или нарушения условий перевозки.

При окончательной приемке покупатель обязан:

  • правильно и своевременно произвести приемку, обеспечив сохранность товаров;

  • обеспечить исправность средств измерений и испытаний;

  • осуществлять контроль за работой лиц, осуществляющих приемку.

Общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, складе продавца или ином месте в соответствии:

  • с требованиями нормативно-технической документации и правилами;

  • данными маркировки;

  • данными сопроводительных транспортных документов (счета-фактуры, спецификации, описи, сертификаты и удостоверения качества и др.).

О несоответствии количества и качества товара этим документам покупатель должен уведомить продавца. В уведомлении указываются:

  • наименование товара, даты отгрузки, номера товарно-транспортных документов;

  • количество недостающих товаров, его стоимость и характер недостачи;

  • состояние пломб;

  • основные недостатки качества товаров;

  • время двухсторонней (если необходимо) приемки.

Уведомление по любому средству срочной связи направляется поставщику в течение 24 часов, а по скоропортящимся товарам — безотлагательно после обнаружения нарушений количества или качества товаров.

Представитель продавца должен явиться не позднее следующего дня, а по скоропортящимся товарам — не позднее 4 часов после получения вызова, если не указан иной срок.

Продавцы обязаны на следующий день после получения уведомления дать ответ о направлении представителя для приемки.

Представитель иногороднего поставщика должен явиться в трехдневный срок (не считая дороги) или уполномочить для приемки юридическое или физическое лицо, находящееся в месте получения товара.

Представители поставщика должны иметь должным образом оформленные удостоверение или доверенность на право приемки.

При неявке представителя поставщика количественная приемка может осуществляться:

  • с участием компетентного представителя органа государственного управления и иной государственной организации;

  • с участием представителей органов контроля качества (центры стандартизации, сертификации, гигиены и т.д.);

  • с участием представителей Торгово-промышленной палаты.
    Представители, выделяемые для участия в приемке, должны иметь удостоверение, в котором указываются:

  • дата выдачи и номер;

  • фамилия, имя, отчество, место работы и должность;

  • наименование получателя;

  • наименование товара.

Сроки приемки. Приемка товаров но количеству производится в следующем порядке:

  • товары, поставляемые без тары, в открытой или поврежденной таре, по весу брутто в исправной таре; в момент приемки от продавца или перевозчика;

  • товары в исправной таре по весу (нетто) и количеству товара в таре — со вскрытием тары в течение 10 дней, по скоропортящимся — не позднее 24 часов с момента доставки.

Приемка товаров по качеству производится на складе покупателя:

•   при поступлении товара из другого населенного пункта —
не позднее 20 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения;

•   при поступлении товара из данного населенного пункта —
не позднее 10 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 часов после получения.

Особенности приемки товаров по количеству. Приемка товаров по количеству зависит от способа доставки и упаковки.

При централизованной доставке без тары, в открытой или поврежденной таре приемка осуществляется в момент доставки.

При поставке товара в исправной таре проверяются вес брутто, количество тарных мест и маркировка. Покупатель имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом тарном месте.

По весу нетто и количеству товарных единиц товары принимаются со вскрытием тары на складе конечного покупателя.

При невозможности взвесить товар без тары (масло растительное, олифа, жиры и т.д.) при приемке определяется вес брутто, а вес тары — при ее освобождении.

В случае обнаружения недостачи товара покупатель обязан:

  • приостановить приемку;

  • обеспечить сохранность товара и предотвращение его смешения с однородным товаром;

  • вызвать для участия в приемке представителя продавца или иного незаинтересованного лица;

  • оформить факт выявленной недостачи актом.

Особенности приемки товаров по качеству. Приемка товаров но качеству осуществляется в соответствии со стандартами, договорами, сопроводительными документами (сертификаты, ветеринарные свидетельства, удостоверения о качестве и т.д.), образцами (эталонами).

При обнаружении несоответствия качества товара, тары требованиям нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, в котором указываются количество проверенного товара и характер выявленного несоответствия качества.

При атом приемка приостанавливается, обеспечиваются условия для сохранения качества и уведомляется поставщик.

При неявке поставщика в состав комиссии по качеству приемки могут быть включены эксперт по качеству и представитель общественности своей или другой организации.

Сложнотехнические товары с гарантийным сроком проверяются но качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее гарантийного срока. При обнаружении скрытых недостатков в течение 24 часов с момента обнаружения составляется акт. При проверке качества товаров может быть произведен отбор образцов, о чем также составляется соответствующий акт.

Важным элементом качественной приемки является экспертиза, которая осуществляется на основе соответственного договора или гарантийного письма. Экспертиза может проводиться:

  • Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

  • Министерством торговли Республики Беларусь, а также ее местными организациями;

  • Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь и ее структурами;

  • санитарно-эпидемиологическими центрами;

•   центрами стандартизации и метрологии.
Срок проведения экспертизы — 14 дней.

Ее результаты оформляются соответствующим актом экспертизы.

При несогласии с оценкой экспертизы возможна повторная экспертиза или решение вопросов в суде.

Порядок составления актов приемки товаров. Если при приемке товаров по качеству или количеству выявлены недостача или излишки товара или ненадлежащее его качество, то результаты приемки оформляются актом, который составляется в день их выявления.

В акте должны быть указаны и приложены развернутые характеристики всех сопроводительных документов, характер выявленных нарушений, адреса сторон и целый ряд другой документации (по Положению — 27 пунктов).

Акт подписывается всеми должностными лицами, участвовавшими в проверке. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано изложить свое мнение в письменной форме.

Акт утверждается руководителем принимающей стороны не позднее следующего для после приемки, регистрируется и хранится покупателем в установленном порядке.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ