Разработка общего бюджета промышленного предприятия 2
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Факультет права и финансов
Кафедра «Экономика и управление проектами»
Курсовой проект
По курсу: Планирование на предприятии
«Разработка общего бюджета промышленного предприятия»
вариант №19
Выполнил: студент группы №566
Насонова Э.Р.
Принял__________В.М. Новосад
Челябинск
2009
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………………...4
Глава 1.Контроль исполнения сводного бюджета…………………………….6
1.1. Общее понятие системы контроля исполнения бюджета…………………...6
1.2. Центры ответственности системы внутреннего контроля…………………..6
1.3. Службы аппараты управления как объекты контроля……………………...10
1.4. Контроль исполнения бюджета структурными подразделениями………...15
Выводы…………………………………………………………………….. ……...15
Глава 2.Разработка общего бюджета промышленного
предприятия………………………………………………………….............. 17
2.1. Исходные данные для 19 варианта………………………………… ……….17
2.2. План реализации………………………………………………………………17
2.3. План производства и переходящих запасов готовой продукции.................18
2.4. План потребности в сырье и материалах…………………………………... 19
2.5. План закупки и переходящих запасов сырья и материалов………..............19
2.6. План прямых затрат на производство и расходов по переделу……………20
2.7. План цеховой себестоимости продукции……………………………………23
2.8. План общехозяйственных и коммерческих расходов………………………23
2.9. План полной себестоимости продукции………………………….................26
2.10.План реализации готовой продукции кассовым методом………... ……....27
2.11.План полной себестоимости реализации продукции « по оплате»……….28
2.12.Бюджет доходов и расходов………………………………………................30
2.13.План прибылей и убытков…………………………………………...............32
2.14.План расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость……….32
2.15.Бюджет ДДС………………………………………………………….............34
2.16.Бюджет по балансовому листу……………………………………………... 36
Глава 3.Анализ планируемого состояния хозяйствующего субъекта…….41
3.1.Горизонтальный и вертикальный анализ активов предприятия……………42
3.2.Система показателей и методика оценки ликвидности и платежеспособности…………………………………………………………………………………..44
3.3.Оценка динамики финансовой устойчивости………………………………..47
Вывод……………………………………………………………………….............49
Заключение…………………………………………………………………………50
Библиографический список……………………………………………….............51
Введение:
Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов)
является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением.
На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования, притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия.
Наиболее остро проблема внедрения эффективного механизма планирования стоит перед промышленными предприятиями.
«Сквозное» управленческое планирование требует ведения эффективного управленческого учета и планирования движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия на всех стадиях финансового цикла.
Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Целью выполнения курсового проекта является разработка общего бюджета промышленного предприятия, а также закрепление теоретических знаний по курсу «Планирование на предприятии» с использованием методики бюджетирования.
Объектом курсового проекта является условный трубопрокатный завод, состоящий из двух цехов, каждый цех производит только один вид продукции с использованием одного вида сырья.
В главе 1 рассматриваются и исследуются вопросы, связанные с системой контроля исполнения сводного бюджета предприятия в течение бюджетного периода. Дается понятие системы внутреннего контроля исполнения сводного бюджета. Объясняется, какую роль в системе внутреннего контроля играет планирование и оценка деятельности подразделений- центров ответственности; происходит знакомство с системой внутреннего документооборота в процессе контроля исполнения бюджетных заданий подразделений со стороны служб управления предприятия; дается представление о принятии специальных управленческих решений, а также рассматриваются основные технологии, применяемые в оперативном управлении предприятием.
В главе 2 рассчитывается и выполняется в соответствии с вариантом общий бюджет предприятия, представляющий собой систему планов и смет, связывающих операционную и финансово-инвестиционную деятельность предприятия и отражающих изменение его финансово-экономического состояния за плановый период.
В главе 3 делается анализ планируемого финансового состояния на конец бюджетного (планового) периода, делаются выводы и даются рекомендации по эффективному управлению средствами и источниками их образования.
И, наконец, в заключении делаются выводы по работе в целом.
Глава 1.Контроль исполнения сводного бюджета.
1.1. Общее понятие системы контроля исполнения бюджета.
Система внутреннего контроля исполнения бюджета- это структура формальных и/или неформальных процедур для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании, сравнение объемов и затрат с бюджетными стандартами и избежание чрезмерных расходов). А это:
- текущее принятие управленческих решений в течение всего бюджетного периода структурными подразделениями – объектами планирования или центрами ответственности предприятия.
-поступление от центров ответственности соответствующим управленческим службам соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;
- анализ текущей информации о выполнении бюджета и подготовка рекомендаций высшему руководству по корректировке оперативной деятельности.
Контроль исполнения бюджета осуществляется самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания, управленческими службами, ответственными за разработку тех или иных показателей сводного бюджета.
Управленческие службы на основе анализа текущей информации разрабатывают рекомендации высшему должностному лицу компании, ответственному за бюджет для централизованной корректировке оперативной деятельности подразделений.
1.2. Центры ответственности системы внутреннего контроля.
Для управления бюджетами необходимо:
- определить набор служб и должностных лиц (руководителей и специалистов) различного уровня управления, ответственных за все этапы составления, согласования, утверждения, оценки исполнения и контроля бюджетов в компании.
-распределить между ними функции и должностные обязанности, сферы
компетенции и ответственности.
- определить должностное лицо в компании, на которое будет возложена ответственность за окончательное решение по всем вопросам.
- установить порядок взаимодействия между различными службами одного уровня управления и между службами различных уровней управления для бюджетного документооборота.
- закрепить в системе внутренних нормативных документов компании (положениях, приказах и должностных инструкциях) распределение функций, обязанностей и полномочий.
Распределение ответственности за выполнение различных подбюджетов
определяется существующей на предприятии организационной структурой
и системой управления, то есть:
- распределением функциональных обязанностей различных структурных подразделений по обеспечению хозяйственной деятельности компании
-регламентом соподчиненности и координации различных подразделений предприятия
Планирование, учет и контроль - это система, которая оценивает планы и действия по каждому центру ответственности.
Если ЦФО представляет собой крупное структурное подразделение, то на нижнем уровне управления бюджетами может формироваться свой собственный аппарат управления. Это в случае планирования по принципу «снизу вверх», первоначальные варианты бюджетов разрабатываются самими структурными подразделениями.
Если речь идет о небольшом подразделении, все функции по составлению, согласованию и обработке бюджетов могут быть возложены на одного из специалистов планово-экономического отдела или специалиста бухгалтерии. Если ЦФУ или МВЗ сформирован на базе существующих структурных подразделений и составляет отдельные виды операционных бюджетов, то
разработкой бюджетов здесь скорее всего будет заниматься кто-то из выделенных и обученных специалистов, либо специально обученные уполномоченные сотрудники ПЭО или других экономических служб.
В крупной и средней компании, в крупном филиале или структурном подразделении, а также на уровне предприятия или компании в целом предстоит решить вопрос о том, что лучше: поручить какому-то из структурных подразделений определенные функции и операции по бюджетированию или создать новое структурное подразделение, которое будет заниматься бюджетированием.
Все центры ответственности можно классифицировать следующим образом:
1. Центр управленческих затрат – подразделение, руководитель которого ответственен за обеспечение наилучшего уровня услуг. Это наиболее приемлемо для административных департаментов предприятия, где трудно поддаются измерению как затраты, так и результаты.
2.Центр нормативных затрат – подразделение, в котором руководитель ответствен за достижение нормативного/планового уровня затрат по выпуску продукции/работ, услуг.
3.Центр доходов- подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответственен за максимизацию дохода от продаж. Руководители таких подразделений не имеют полномочий ни по дополнительному (сверх бюджета) расходованию средств для привлечения дополнительных ресурсов, ни по варьированию ценами реализации с целью максимизации прибыли.
4. Центр прибыли — этот центр ответственности отличается от предыдущего расширением полномочий руководителя: он имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций.
5. Центр инвестиций — здесь при оценке эффективности деятельности включается процент на задействованный капитал. Целевой функцией, по которой оценивается эффективность деятельности ЦО является отдача на инвестированный капитал или прибыль за вычетом процента на задействованный капитал.
Все бюджетные показатели в разрезе центров ответственности делятся на:
1.централизованно устанавливаемые аппаратом управления;
2.устанавливаемые самими структурными подразделениями.
Ответственность за выполнение показателей несет соответствующий центр ответственности, поэтому оба указанных выше вида показателей называются «контролируемыми» центром ответственности.
Виды бюджетных показателей, относящихся к отдельному подразделению: контролируемые центром и не контролируемые.
1. В промежуточный (помесячный) отчет центра ответственности контролирующей управленческой службе входят только контролируемые подразделением бюджетные параметры (как централизованные, так и устанавливаемые самим подразделением).
2. По централизованным бюджетным параметрам управленческая служба либо глава аппарата управления в отношении центра ответственности обладает властными полномочиями.
Например, при превышении сметы установленных административных расходов ГТЭУ может дать распоряжение бухгалтерии предприятия приостановить финансирование текущих расходов подразделения и т.п.
По параметрам, службы аппарата управления имеют лишь консультативные функции, а властные полномочия осуществляются строго в соответствии с линейным подчинением.
Например, первый вице-президент по экономике может дать рекомендации по корректировке уровня и структуры затрат производственных подразделений первому вице-президенту по производству, либо обратиться с соответствующей служебной запиской непосредственно к Президенту компании. Однако решение о корректировке показателей затрат могут принять лишь сам первый вице-президент по производству, либо Президент компании.
3.Регламент принятия решений по контролю и корректировке отдельных бюджетных показателей по различным центрам ответственности четко специфицируется внутренними нормативными актами предприятия, в первую очередь Положением о планировании.
4. «Двойной» контроль исполнения бюджета осуществляется в соответствии со статусом подразделения в рамках организационной структуры предприятия:
• структурные подразделения контролируют и принимают оперативные решения в рамках бюджетного задания по тем показателям, которые входят в их полномочия.
• в промежуточные отчеты подразделений входят только контролируемые центром ответственности показатели (как централизованные, так и находящиеся в сфере полномочий подразделения);
• аппарат управления предприятием имеет право корректировки политики подразделений только по централизованным показателям, входящим в бюджетное задание.
Следовательно, два направления контроля исполнения бюджета (управленческими службами и структурными подразделениями) являются составными частями единой системы «сквозного» внутреннего контроля.
1.3.Службы аппарата управления как объекты контроля исполнения бюджета
Структурные подразделения в течение бюджетного периода находятся в функциональном подчинении различных служб аппарата управления.
Система контроля управленческих служб складывается из:
- распределение функций между управленческими службами по контролю исполнения бюджета;
-система внутреннего документооборота;
Важнейшим моментом внутренних положений должен являться перечень стандартных процедур, описывающий ежедневные функции в процессе сбора и анализа учетной информации, а также устанавливающий ответственность за ненадлежащее исполнение этих функций. Так, в частности для планово-экономического управления это могут быть функции по своевременному занесению в единую базу данных предприятия необходимой учетной информации по текущим затратам, для управления капитального строительства — проведение периодических внутренних ревизий фактического расходования сметных сумм по строительно-монтажным работам и пр.
Как правило, распределение функций контроля между службами аппарата управления имеет место следующим образом:
• бухгалтерия предприятия выполняет чисто расчетные функции сбора и систематизации сводной плановой и фактической информации в течение бюджетного периода в рамках системы комплексного нормативного учета. Производственный отдел бухгалтерии занимается учетом производственных затрат и калькуляцией себестоимости выпуска и учетом движения основных средств и материальных ресурсов, а финансовый отдел — калькуляцией себестоимости реализации, учетом коммерческих расходов, движения денежных средств и расчетов.
• планово-экономический отдел — занимается вопросами контроля исполнения смет текущих расходов по центрам ответственности, калькуляцией фактической себестоимости в разрезе отдельных видов продукции, аналитического учета фактических затрат в разрезе отдельных подразделений и видов продукции. Основной контрольной функцией ПЭУ является контроль исполнения производственной программы, а так же исполнения смет общехозяйственных расходов по подразделениям.
• отдел закупок контролирует объемы, структуру и цены по заготовлению материальных ресурсов. Как правило, управление закупок в качестве отдельной службы аппарата управления целесообразно выделять только на очень крупных предприятиях.
• управление маркетинга и сбыта (УМиС) занимается контролем объема и структуры сбыта, движения расчетов по реализованной продукции, уровнем коммерческих и сбытовых расходов. Основной контрольной функцией УМиС является отслеживание графиков выполнения бюджетных заданий службой сбыта по валовому объему реализации (выручке), физическому объему продаж по видам продукции, денежным поступлениям за реализованную продукцию. На средних предприятиях функции контроля сбыта берет на себя обычно планово-аналитический отдел;
• финансово-экономическое управление осуществляет контроль соблюдения финансовых нормативов предприятия и составляет промежуточные отчеты о движении денежных средств, а также ведет текущую деятельность по дополнительному привлечению средств (кредиты, эмиссия акций и пр.) Для нее центром ответственности является предприятие в целом, так как финансовые нормативы (ликвидность, финансовая маневренность, чистый оборотный капитал, собственные оборотные средства) и движение денежных средств относятся к предприятию как единой планово-учетной единице.
- управление капитального строительства (УКС) следит за графиком освоения утвержденных смет в разрезе отдельных проектов капитальных вложений, то есть за деятельностью службы главного инженера предприятия, занимающейся вопросами освоения капитальных вложений.
• отдел труда и заработной платы контролирует соблюдение нормативной сетки и утвержденного штатного расписания в разрезе отдельных производственных подразделений и административных служб;
• планово-аналитический отдел следит за ходом исполнения сводного бюджета предприятия в целом и, при отсутствии в составе аппарата управления маркетинга и сбыта, — за выполнением установленного бюджета продаж в натуральном и стоимостном выражении.
Для осуществления контрольных функций управленческие службы предприятия периодически в течение бюджетного периода (для квартального бюджета — раз в месяц) получают отчеты о текущем выполнении бюджетного задания по подразделениям предприятия, занимаются сводом данных (составление сводных оперативных отчетов), анализом данных отчетов и разработкой корректив графика исполнения бюджета в разрезе подразделений.
Главным в регламенте работы управленческих служб являются стандартные процедуры деятельности. Они служат в качестве свода правил деятельности управленческих служб и структурных подразделений и порядка их взаимодействия с другими службами и подразделениями. Стандартные процедуры определяют, что должна делать управленческая служба, когда, как и в какой форме.
Процедуры контроля исполнения бюджета:
- каждое управленческое решение должностного лица, связанное с движением товарно-материальных и финансовых ценностей, должно быть зарегистрировано или задокументировано;
- четкая спецификация внутреннего документооборота подразделений компании (бизнес-процессы), включая ответственность должностных лиц за перемещение документов внутри и передачу их в другие организации;
- формальное определение и документальное закрепление (на основе должностных инструкций) порядка деятельности (действий) и взаимоотношений определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа деятельности компании.
Эти процедуры позволяют своевременно выявлять возможные отклонения фактических показателей деятельности от бюджетных цифр и своевременно предотвращать несанкционированное бюджетным заданием расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия.
1.4. Контроль исполнения бюджета структурными подразделениями.
Контроль исполнения бюджета со стороны самих структурных подразделений производится для двух основных целей.
Во-первых, руководителю структурного подразделения и вышестоящей службы необходимо самому располагать количественной информацией о выполнении бюджетного задания.
Контроль текущего выполнения бюджета необходим структурным подразделениям для анализа собственных «слабых мест» и разработки эффективных способов управления в рамках бюджетного задания. На основе самоконтроля подразделение регулярно проводит экспресс-анализ собственной деятельности с целью выявления внутренних резервов повышения эффективности «входящих» в хозяйственную деятельность ресурсов и «выходных» результатов их использования.
Во-вторых, при взаимодействии подразделений в процессе хозяйственной деятельности компании ежедневно возникает масса ситуаций, по которым необходимо принимать согласование управленческие решения. Оперативные управленческие решения влияют на фактические результаты деятельности обоих взаимодействующих подразделений. Каждое из подразделений подсчитывает, насколько эффективно принятие данного решения с точки зрения выполнения собственного бюджетного задания.
Оперативное принятие управленческих решений возможно лишь на основе ежедневного мониторинга собственных бюджетных показателей.
Выводы:
При организации управления бюджетами прежде всего необходимо определить участников-субъектов бюджетного процесса. Предстоит установить, какое число уровней управления соответствует числу уровней консолидации бюджетов согласно применяемой на предприятии бюджетной системе (двух- и трехуровневые системы).
Необходимо разобраться с распределением функций между различными службами финансово-экономического блока и сферой их компетенции, позволяющей эффективно решать те или иные вопросы, связанные с бюджетированием.
Для эффективной постановки бюджетирования необходимо сосредоточить управление им на уровне компании в целом в одних руках, в одном структурном подразделении. Лучше создать для этого специализированное подразделение – отдел бюджетирования или полноценную финансовую службу.
Контроль за исполнением бюджетов с бюджетными прогнозами, выработка рекомендаций по устранению негативных тенденций, исправлению финансовой ситуации в компании или отдельном ЦФО являются важнейшей задачей бюджетного процесса.
В компании должны быть предусмотрены различного рода (административные, материальные) санкции за неисполнение распоряжений и указаний вышестоящих руководителей по организации и осуществлению бюджетных процессов.
Составление бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным регламентом и по бюджетным форматам, утвержденным в компании. Исполнение бюджетов осуществляется одновременно с корректировкой бюджетов на следующие периоды.
Составление сводных бюджетов является функцией службы заместителя генерального директора компании по экономическим вопросам. Эта служба готовит также все материалы для заседаний бюджетного комитета, запрашивает при необходимости любую финансовую, бухгалтерскую и бюджетную информацию у ЦФО, выдает рекомендации руководству компании в отношении формирования финансовой и инвестиционной стратегии компании, по части направления инвестиций на те или иные проекты, ЦФО.
Служба заместителя генерального директора компании по экономическим вопросам делает представления руководству компании относительно возможных мер воздействия в отношении руководителей и специалистов ЦФО, отвечающих за бюджетирование, в случае ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей.
В бюджетировании каждая служба, каждый уровень управления, каждое структурное подразделение должны знать, что называется свои функции и обязанности, сферу полномочий и ответственности.
Грамотное распределение функций в бюджетировании одно из непременных условий эффективного бюджетного контроля и оптимизации финансовых показателей.
Глава 2. Разработка общего бюджета промышленного предприятия (на примере условного трубопрокатного завода).
2.1. Исходные данные для 19 варианта:
Промышленное предприятие состоит из двух производственных подразделений (цехов). Каждый цех производит только один вид продукции из одного вида материалов. Плановый объем продаж в натуральном выражении по трубе 1 составляет 111000 тонн, а трубы 2-18500 тонн.
2.2. План реализации:
Цель расчета: определить продажи в стоимостном выражении (без НДС).
Таблица № 2.1.
План продаж.
Наименование продукции
Объем продаж, т.
Цена, т.р./т.
Выручка, т.р.
Цех 1: Труба 1
87000
24
2088000
Цех 2: Труба 2
14500
29
420500
ИТОГО
2508500
Далее, планируем отгруженную продукцию, планируется отгрузка продукции в счет увеличения долговых обязательств покупателей перед предприятием
(в счет увеличения дебиторской задолженности) и рассчитывается отгрузка в счет уменьшения обязательств предприятия перед своими покупателями (кредиторская задолженность перед покупателями.
Таблица № 2.2.
План отгрузки, тн.
Наименование продукции
Продажа
Снижение КЗ
Увеличение ДЗ
Итого отгрузка
Цех 1: Труба 1
87000
4350
4350
95700
Цех 2: Труба 2
14500
725
725
15950
ИТОГО
101500
1750
1750
111650
2.3. План производства и переходящих запасов готовой продукции.
Определяем требуемый объем производства и схему усреднения стоимости
запасов и себестоимости производства для формирования себестоимости
отгружаемой продукции.
Определяем производственную программу на плановый период (учитываем запас на начало периода), так же переходящий запас готовой продукции на конец планового периода.
Рассчитываем себестоимость отгружаемой продукции (рассчитываем себестоимость производства товарной продукции /таб.№ 2.8./).
Таблица № 2.3.
План производства и переходящих запасов готовой продукции.
Вид продукции
Труба 1
Труба 2
Остаток на начало периода, т.
15000
5000
Стоимость остатков на начало периода, т.р.
255000
53500
Объем производства, т.
90270
17330
Себестоимость производства единицы продукции, т.р./т
12,7434
24,0994
Стоимость производства, т.р.
1150346,309
417642,0012
Объем отгрузки, т.
95700
15950
Себестоимость отгружаемых единиц продукции, т.р./т.
13,3499
21,0991
Стоимость отгрузки, т.р.
1277587,553
336530,0008
Остаток на конец периода, т.
9570
6380
Стоимость остатков на конец периода, т.р.
127758,7553
134612,0003
2.4. План потребности в сырье и материалах.
Определяем потребность в сырье и материалах, необходимых для производства продукции в плановом периоде.
Таблица № 2.4.
План потребности в материалах на производственную программу.
Подразделение
Материал
Расходный коэффициент
Объем производства, т.
Потребность в ресурсах, т.
Цех 1
заготовка углеродистая
1,08
90270
97491,6
Цех 2
штрипс листовой
1,2
17330
20796
По заводу
107600
118287,6
2.5.План закупки и переходящих запасов сырья и материалов.
Определяем необходимый объем закупки сырья и материалов и рассчитываем стоимость, по которой сырье и материалы планируется списывать в производство.
Таблица № 2.5.
План закупки и переходящих запасов сырья и материалов.
Вид сырья
Заготовка углеродистая
Штрипс листовой
Объем остатков сырья на начало периода, т.
300
200
Стоимость остатков сырья на начало периода, т.р.
3027
2658
Потребность на производственную программу, т.
97491,6
20796
Средняя себестоимость сырья, заданного в производство, т.р./т.
11,0969
18,9461
Стоимость сырья, заданного в производство, т.р.
1081856,862
394002,1752
Необходимая закупка, т.
98191,6
20946
Вагонная норма перевозки груза, т./вагон
50
30
Потребность в вагонах, шт.
1963,832
698,2
Скорректированная потребность в вагонах, шт.
1964
699
Итого закупка, т.
98200
20970
Цена сырья, т.р./т.
11,1
19
Стоимость закупки, т.р.
1090020
398430
Норма остатков сырья на складе, т
1000
350
Фактический объем остатков сырья на складе, т
1008,4
374
Средняя себестоимость сырья, заданного в производство, т.р./т.
11,0969
18,9461
Стоимость остатков сырья на конец периода, т.р./т.
11190,13802
7085,824846
2.6. План прямых затрат на производство и расходов по переделу.
Формируем данные для определения статей цеховой и полной производственной себестоимости продукции. При составлении опираемся на данные плана производства плана потребности в сырье и материалах и плана закупки и переходящих остатков сырья и материалов. Необходимо учесть факт возникновения возвратных отходов, стоимость которых следует вычесть из общей стоимости материалов при формировании себестоимости.
Таблица № 2.6.1.
Расчет себестоимости в разрезе прямых материальных затрат для Трубы 1
Наименование затрат
На годовую программу
На единицу
На выпуск
расходный коэффициент
себестоимость, т.р./т
стоимость, т.р./т
количество, т.
стоимость, т.р.
заготовка углеродистая
1,08
11,0969
11,9847
97491,6
1081856,862
Итого сырья и материалов
1,08
11,0969
11,9847
97491,6
1081856,862
Отходы:
концы и обрезки
0,0578
0,6
0,0347
5217,606
3130,5636
некондиция
0
3,565
0,0000
0
0
стружка
0,0009
0,28
0,0003
81,243
22,74804
шлак и окалина
0,0211
0,0823
0,0017
1904,697
156,7565631
угар
0,0002
0
0,0000
18,054
0
Итого отходов
0,08
-
0,0367
7221,6
3310,068203
Итого задано за вычетом отходов
1
-
11,9480
90270
1078546,794
Таблица №2.6.2.
Расчет себестоимости в разрезе прямых материальных затрат для Трубы 2
Наименование затрат
На годовую программу
На единицу
На выпуск
расходный коэффициент
себестоимость, т.р./т
стоимость, т.р./т
количество, т.
стоимость, т.р.
штрипс листовой
1,2
18,9461
22,7353
20796
394002,1752
Итого сырья и материалов
1,2
18,9461
22,7353
20796
394002,1752
Отходы:
концы и обрезки
0,2
0,6
0,12
3466
2079,6
некондиция
0
3,565
0
0
0
стружка
0
0,28
0
0
0
шлак и окалина
0
0,0823
0
0
0
угар
0
0
0
0
0
Итого отходов
0,2
0,12
3466
2079,6
Итого задано за вычетом отходов
1
17330
391922,5752
Необходимо отметить, что расходы по переделу включают в себя как прямые затраты, так и накладные общепроизводственные расходы. Согласно технологическому процессу на условном трубопрокатном заводе к прямым затратам по переделу относят газ природный и электроэнергию. Накладные расходы: затраты по заработной плате и отчисления на нее, расход вспомогательных материалов, амортизация основных средств, участвующих в переделе, хозяйственный инвентарь, текущие и капитальные ремонты, содержание основных средств, прочие цеховые расходы.
Таблица №2.7.
Смета затрат по переделу, тыс. руб.
Наименование затрат
Цех 1
Цех 2
По заводу
Газ природный, 1000 м3
8882,568
407,255
9289,82
Энергетические затраты:
электроэнергия, т.Квт*ч
16022,925
2098,663
18121,6
пар (Гкал)
558,43
124,65
683,08
Вода техническая, 1000 м.3
1719,35
2214,05
3933,4
кислород, м3
612,55
153,43
765,98
сжатый воздух, 1000 м3
4473,53
1070,13
5543,66
Итого энергозатрат
23386,785
5660,923
29047,7
Основная заработная плата
7808,2
6553,3
14361,5
Начисления на заработную плату
2030,132
1703,858
3733,99
Вспомогательные материалы
94,92
55,38
150,3
Амортизация основных средств
409,23
2422,09
2831,32
Хозяйственные принадлежности
2218,8
1418,88
3637,68
Текущие ремонты
8587,94
1161,48
9749,42
Капитальные ремонты
6745,4
248,74
6994,14
Содержание основных средств
6921,4
2290,56
9211,96
Прочие цеховые расходы
4714,14
3796,96
8511,1
Итого расходы по переделу
71799,515
25719,43
97518,9
2.7 План цеховой себестоимости продукции.
Определяем цеховую себестоимость производства продукции.
Исходными данными для формирования плана являются:
стоимость сырья и материалов и возвратных отходов, списываемых в производство на выпуск продукции, тыс. руб. (таблицы 2.6.1 и 2.6.2);
количество сырья и возвратных отходов, списываемых в производство на выпуск продукции (таблицы 2.6.1 и 2.6.2);
расходы по переделу (таблица 2.7).
Таблица №2.8.
План цеховой производственной себестоимости.
Наименование статей затрат
Цех 1
Цех 2
Всего по заводу
т.
т.р.
т.
т.р.
т.
т.р.
Всего сырья
97491,6
1081857
20796
394002,2
118288
1475859,037
Всего отходов
7221,6
3310,068
3466
2079,6
10687,6
5389,668203
Итого за вычетом отходов
90270
1078547
17330
391922,6
107600
1470469,369
Расходы по переделу
71799,52
25719,43
97518,941
Итого цеховая себестоимость
1150346
417642
1567988,31
2.8. План общехозяйственных и коммерческих расходов.
Разнесем общехозяйственные и коммерческие расходы для определения полной себестоимости продукции.
Общехозяйственные расходы (ОХР) связаны с обеспечением производственной деятельности, и не являются прямо связанными с производством определённого вида продукции. К таким расходам относятся:
-заработная плата административного персонала;
-начисление отчислений в государственные внебюджетные фонды (ЕСН);
-амортизация основных фондов;
-вспомогательные материалы;
-затраты на электроэнергию;
-налоги, включаемые в себестоимость продукции.
Коммерческие расходы (КР) связаны с обеспечением сбытовой деятельности, и не являются прямо связанными с производством определённого вида продукции. Именно по этому эти расходы иногда также могут объединены в группу накладных коммерческих расходов (общие коммерческие расходы). В рамках рассматриваемой задачи к КР относятся:
вспомогательные материалы;
товарно-экспедиторские расходы;
услуги железной дороги
реклама.
В данной работе приведены два метода распределения общехозяйственных и коммерческих расходов, являющихся наиболее простыми и распространенными:
-распределение накладных расходов пропорционально производству: применяется для расчета полной себестоимости продукции произведенной в плановом периоде (таблица 2.9.1.)
-распределение накладных расходов пропорционально отгрузке: предназначенные для формирования себестоимости отгруженной продукции (таблица 2.9.2.)
Таблица № 2.9.1.
Смета ОХР и КР: распределение пропорционально производству
Подразделение
Наименование статей
Показатель
Завод
Стоимость производства, т.р.
1567988,3099
ОХР, т.р.
38812,7732
КР, т.р.
7044,9400
Цех 1
Стоимость производства, т.р.
1150346,3088
доля, %
73,3645
ОХР, т.р.
28474,7852
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,3154
КР, т.р.
5168,4829
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,0573
Цех 2
Стоимость производства, т.р.
417642,0012
доля, %
26,6355
ОХР, т.р.
10337,9880
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,5965
КР, т.р.
1876,4571
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,1083
Таблица № 2.9.2.
Смета ОХР и КР: распределение пропорционально отгрузке.
Подразделение
Наименование статей
Показатель
Завод
Объем отгрузки, т.р.
2759350
ОХР, т.р.
38812,7732
КР, т.р.
7044,9400
Цех 1
Объем отгрузки, т.р.
2296800
доля, %
83,23699422
ОХР, т.р.
32306,58578
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,3376
КР, т.р.
5863,996301
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,0613
Цех 2
Объем отгрузки, т.р.
462550
доля, %
16,7630
ОХР, т.р.
6506,1874
ОХР на единицу продукции, т.р./т.
0,4079
КР, т.р.
1180,9437
КР на единицу продукции, т.р./т.
0,0740
2.9. План полной себестоимости продукции.
Калькулируем затраты на производство и реализацию продукции. В связи с тем, что изменение незавершенного производства (НЗП) при годовом планировании предсказать практически невозможно, предполагается, что его изменение на
конец периода равно нулю. Таким образом, соответствующие строки в расчете
калькуляции не заполняются. Результатом калькуляции является полная себестоимость продукции условного трубопрокатного завода по каждому из цехов и по заводу в целом.
Таблица № 2.10.
Калькуляция полной себестоимости готовой продукции
Наименование затрат
Цех 1
Цех 2
Завод
себестоимость
стоимость
себестоимость
стоимость
Материал
11,9847
1081856,862
22,7353
394002,1752
1475859,037
Отходы
0,0367
3310,0682
0,12
2079,6
5389,6682
Итого задано за вычетом отходов
11,9480
1078546,7938
22,6153
391922,5752
1470469,3689
Расходы по переделу
0,7954
71799,515
1,4841
25719,426
97518,941
Цеховая производственная себестоимость
12,7434
1150346,3088
24,0994
417642,0012
1567988,3099
НЗП на начало периода
0
0
0
0
0
НЗП на конец периода
0
0
0
0
0
ОХР
0,3154
28474,7852
0,5965
10337,9880
38812,7732
КР
0,0573
5168,4829
0,1083
1876,4571
7044,9400
Полная себестоимость
13,1161
1183989,5769
24,8042
429856,4462
1613846,0231
2.10. План реализации готовой продукции кассовым методом («по оплате»)
В соответствии с правилами п.1 ст.273 НК РФ предприятия с незначительными оборотами имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если за четыре предыдущих квартала сумма нетто-выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиона рублей за каждый квартал. При этом датой получения дохода при применении кассового метода признается день поступления средств на банковский счет организации, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
Целью составления плана реализации «по оплате» является определение реализации «по оплате» в стоимостном выражении для возможного расчёта налога на прибыль кассовым методом (таблица 2.11).
Таблица №2.11.
План реализации продукции «по оплате»
Наименование показателя
Труба 1
Труба 2
Всего
т.
т.р.
т.
т.р.
т.р.
Отгрузка в счет оплаты в плановом периоде
87000
2088000
14500
420500
2508500
Отгрузка в счет гашение КЗ
4350
104400
725
21025
125425
Поступление финансовых ресурсов в счет погашения ДЗ, без НДС
4000
15254,2373
1000
7203,38983
22457,6271
Итого реализация "по оплате"
95350
2207654,24
16225
448728,39
2656382,63
Необходимо отметить, что стоимостные оценки отгрузки не учитывают НДС. Поэтому необходимо скорректировать стоимостные значения погашения дебиторской задолженности путем извлечения налога на добавленную стоимость из исходной величины.
2.11 План полной себестоимости реализации продукции «по оплате».
Наименование показателя
Труба 1
Труба 2
Объем, т.
Себестоимость, т.р./т
Стоимость, т.р.
Объем, т.
Себестоимость, т.р./т
Стоимость, т.р.
Неоплачено на начало бюджетного периода цеховых производственных затрат прошлых периодов
10000
10
100000
2500
8
20000
Отгрузка в бюджетном периоде
95700
13,3499
1277588
15950
21,0991
336530
Расчет средней величины цеховых производственных затрат в бюджетном периоде
105700
13,032995
1377588
18450
19,3241
356530
Цеховая производственная себестоимость реализации продукции "по оплате" в бюджетном периоде
95350
13,03299
1242696
16225
19,3241
313533,8
ОХР, неоплаченные на начало бюджетного периода
10000
0,2
2000
2500
0,2
500
ОХР, начисленные за бюджетный период по отгрузке
95700
0,3376
32306,6
15950
0,4079
6506,1874
Расчет средней величины ОХР в бюджетном периоде
105700
0,3245656
34306,6
18450
0,37974
7006,1874
ОХР для расчета себестоимости "по оплате"
95350
0,324566
30947,3
16225
0,37974
6161,268
Продолжение таблицы 12
Наименование показателя
Труба 1
Труба 2
Объем, т.
Себестоимость,
Стоимость, т.р.
Объем, т.
Себестоимость,
Стоимость, т.р.
т.р./т
т.р./т
КР, неоплаченные на начало бюджетного периода
10000
0,04
400
2500
0,04
100
КР, начисленные за бюджетный период по отгрузке
95700
0,0613
5864
15950
0,0740
1180,9437
Расчет средней величины КР в бюджетном периоде
105700
0,059262
6264
18450
0,06943
1280,9437
КР для расчета себестоимости "по оплате"
95350
0,059262
5650,63
16225
0,06943
1126,467
Полная себестоимость реализации продукции "по оплате" в бюджетном периоде
95350
13,416822
1279294
16225
19,7733
320821,57
Неоплачено на конец бюджетного периода цеховых производственных затрат
10350
13,032995
134891
2225
19,3241
42996,165
Неоплачено на конец бюджетного периода ОХР
10350
0,3245656
3359,25
2225
0,37974
844,91962
Неоплачено на конец бюджетного периода КР
10350
0,059262
613,362
2225
0,06943
154,47695
В том случае, если доходы определяются кассовым методом, то и расходы должны формироваться только после их фактической оплаты. Из этого вытекает цель формирования таблицы 2.12, то есть определение планируемых затрат, соответствующих оплаченной продукции.
Формируя себестоимость «по оплате», выделяются соответствующие оплаченной продукции комплексные элементы затрат:
производственная себестоимость;
общехозяйственные расходы;
коммерческие расходы;
Эти три статьи затрат суммарно образуют полную себестоимость оплаченной продукции.
2.12 Бюджет доходов и расходов
Цель формирования БДР – расчет прибыли и налоговых обязательств по налогу на прибыль в плановом периоде. Бюджет доходов и расходов формируется на основе данных о реализации и затратах методом начисления или кассовым методом (способ предприятие выбирает самостоятельно, отразив его при этом в своей учетной политике). Составление бюджета доходов и расходов кассовым методом целесообразно в случае расчета налога на прибыль «по оплате», что оговаривалось выше.
К прибылям и убыткам от прочей деятельности завода можно отнести:
прибыль от реализации прочей продукции и основных средств;
аренда помещений;
налог на имущество;
налог на рекламу;
отрицательные или положительные курсовые разницы.
Вся сумма платежей, относящихся на финансовые результаты, за данный период составляет 13,87 млн. руб.
Таблица 2.13
Бюджет доходов и расходов, тыс. руб.
Наименование статьи
"по оплате"
"по отгрузке"
Выручка от реализации
2656382,627
2759350
Стоимость реализованной продукции
1600115,593
1659975,267
Прибыль от реализации
1056267,034
1099374,733
Прочие операционные доходы и расходы
Налоги выплачиваемые из Прибыли от реализации
27750
27750
Прибыль балансовая
1028517,034
1071624,733
База для расчета налога на прибыль
1028517,034
1071624,733
Налог на прибыль
246844,0882
246844,0882
Прибыль, остающаяся в распоряжение
781672,946
824780,6443
рентабельность, %
48,85102986
49,68632127
Использование прибыли
резервный фонд
39083,6473
41239,03222
проценты за кредиты
0
0
пени и штрафы
0
0
Подлежит к распределению
742589,2987
783541,6121
Распределение прибыли
финансирование капитальных вложений из чистой прибыли
16291,36
16291,36
Остаток
726297,9387
767250,2521
2.13 План прибылей и убытков.
Цель- заполнение стандартной формы №2 бухгалтерской отчетности по прибыли как «по оплате», так и «по отгрузке» за плановый период. Необходимо разделить общую сумму себестоимости на три составляющие: себестоимость реализации, продукции, услуг; коммерческие расходы; общехозяйственные расходы.
2.14 План расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
Цель- расчет НДС, начисленного за плановый период.
В соответствии с НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Указанная разница формируется как сальдо специального субсчета «Налог на добавленную стоимость» счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», где по кредитовой стороне счета формируется сумма НДС, полученного от покупателей, а по дебету - сумма НДС, уплаченная поставщикам (к возмещение из бюджета). В результате кредитовое сальдо счета 68 указывает на то, какую величину налоговых обязательств перед государством имеет организация. Необходимо помнить, что счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» является пассивным и сальдо по счету формируется по общим правилам отражения оборотов и остатков по счету в бухгалтерском учете.
Следует учитывать, что рассматриваемое сальдо является промежуточным, так как его следует скорректировать на величину НДС уплаченного предприятием при приобретении и монтажу внеоборотных активов, то есть выплаты НДС в бюджет уменьшаются на сумму НДС, уплаченного поставщикам внеоборотных активов.
Таблица 14
План о прибылях и убытках, тыс. руб.
Показатель
«по оплате»
«по отгрузке»
наименование
Код
1
2
3
4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога
10
2656383
2759350
на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
20
1556230
1614118
Валовая прибыль
29
Коммерческие расходы
30
6777
7045
Управленческие расходы
40
37109
38813
Прибыль (убыток) от продаж
50
1056267
1099374
Прочие доходы и расходы
Прочие операционные расходы
100
27750
27750
Прибыль (убыток) до налогообложения
140
1028517
1071624
Текущий налог на прибыль
150
246844
246844
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
190
781673
824780
СТОРНО НДС (зачет денежного аванса). Смысл данной бухгалтерской операции состоит в следующем: у предприятия на начало планового периода имеется полученный в предыдущем периоде денежный аванс с НДС. Одновременно с получением аванса с него начисляется в бюджет НДС. После того как произошла отгрузка, в счет оплаты зачитывается сумма полученного аванса. При этом восстанавливается сумма НДС, начисленная ранее в бюджет (дебетуется счет).
2.15 Бюджет движения денежных средств (БДДС)
Исходной целью БДДС является формирование информации о денежных поступлениях и выплатах, любых изменениях в состоянии денежных средств организации за плановый период.
БДДС дает возможность оценивать потребность организации в капитале, вырабатывать стратегию финансирования предприятия, оценивать эффективность использования капитала и качества развития предприятия.
Бюджет движения денежных средств составляется в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. При этом в российской практике под данными видами деятельности понимают:
под текущей деятельностью - основную производственно-хозяйственная деятельность предприятия (операционная деятельность);
под инвестиционной - деятельность, связанная с приобретением или продажей внеоборотных активов с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации и работой на рынке ценных бумаг долгосрочного характера;
под финансовой - деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, продажей ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.
Таблица 2.15
План расчетов с бюджетом по НДС
Статьи
Дебет
Кредит
База для расчета налога, т.р.
Ставка, %
Сумма НДС, т.р.
База для расчета налога, т.р.
Ставка, %
Сумма НДС, т.р.
НДС от реализации продукции
-
-
-
18,0000
496683
Авансы полученные денежные
-
-
-
10000,0000
15,2542
1525,4237
Закупка основного сырья и материалов
1488450
18,0000
267921,0000
-
-
-
Закупка вспомогательного сырья
2257,3000
18,0000
406,3140
-
-
-
Закупка энергоресурсов
38737,5310
18,0000
6972,7556
-
-
-
Хозяйственные принадлежности
4015,8500
18,0000
722,8530
-
-
-
Текущие и капительные ремонты
16743,5600
18,0000
3013,8408
-
-
-
Прочие услуги
23768,0000
18,0000
4278,2400
-
-
-
Гашение КЗ за поставленные сырье и материалы
8000,0000
15,2542
1220,3390
-
-
-
Сторно НДС по гашению КЗ отгрузкой
125425
18
22576,5000
-
-
-
ОБОРОТЫ
307111,8424
498208,4237
Промежуточное сальдо
191096,5814
Корректировка сумм, причитающихся к уплате в бюджет (возмещение уплаченного НДС по капитальным вложениям)
20000
18
3600,0000
Итоговое сальдо
187496,5814
2.16 Бюджет по балансовому листу
Целью формирования ББЛ является получение информации о финансовом и имущественном положении организации на конец планового периода.
Таблица 2.16
Бюджет движения денежных средств, тыс. руб.
Наименование показателя
Показатель
Операционная деятельность
Поступления
2996530
Поступления выручки от реализации
2960030
Поступления в счет гашения ДЗ
26500
Авансы полученные
10000
Выплаты
2425063,687
Гашение КЗ за поставку энергоресурсов
8000
Выданные денежные средства
40000
Закупка основного сырья
1756371,0000
Закупка вспомогательного сырья
2663,6140
Оплата энергозатрат
45710,2866
Закупка хоз. принадлежностей
4738,7030
Оплата услуг по проведению текущих и капитальных ремонтов
19757,4008
Оплата прочих услуг сторонних организаций
28046,2400
Оплата подрядных работ по монтажу оборудования
3540
Заработная плата
27099,82
Начисления на заработную плату
7045,9532
НДС
187496,5814
Налоги, включаемые в ОХР
20000
Налог на прибыль
246844,0882
Налоги из прибыли от реализации
27750
Сальдо по операционной деятельности
571466,3128
Инвестиционная деятельность
Поступления
0
Реализация имущества
0
Прочие
0
Выплаты
20060
Капиталовложения
20060
НИОКР
0
Сальдо по инвестиционной деятельности
-20060
Сальдо по операционной и инвестиционной деятельности
551406,3128
Наименование показателя
Показатель
Финансовая деятельность
Поступления
0
Кредиты
Финансовые вложения
0
Прочее
0
Выплаты
0
Проценты по кредитам
0
Возврат кредитов
0
Дивиденды
0
Пени и штрафы
0
Поощрения
0
Сальдо по финансовой деятельности
0
ИТОГОВОЕ САЛЬДО
551406,3128
Таблица 2.17
Расчеты с контрагентами
Контрагенты
Операция
Изменения ДЗ
Изменения КЗ
Со стороны предприятия
Потребители
Отгрузка в счет гашения КЗ
-148001,5
Потребители
Отгрузка в счет увеличения ДЗ
148002
Поставщики
Гашение КЗ денежными средствами
-8000
Поставщики
Денежные авансы выданные
40000
Со стороны поставщиков и потребителей
Поставщики
Поступление сырья в счет уменьшения ДЗ
0
Поставщики
Поступление сырья в счет увеличения КЗ
0
Потребители
Поступление денег в счет уменьшения ДЗ
-26500
Потребители
Денежные авансы полученные
10000
Сторно НДС гашения КЗ
22576,5000
Проводка НДС по авансу денежному
-1525,4237
ИТОГО
161502
-124950,4237
Изменение дебиторской и кредиторской задолженности (ДЗ и КЗ соответственно) отражаются в ББЛ с учетом косвенных налогов, в том числе и НДС. Это связано с тем, что и предприятие и самому предприятию выставляются счет-фактуры. Счет-фактура является тем документом, согласно которому налогоплательщик НДС может возместить данный налог из бюджета.
Стоит отметить, что знаком « - » обозначается снижение обязательств, знаком «+» - увеличение обязательств.
Таблица 2.18
Бюджет по балансовому листу
АКТИВ
Код показателя
На начало планового периода
Обороты за плановый период
На конец планового периода
1
2
3
4
5
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы
110
0
0
0
Основные средства
120
157500
16291
173791
Незавершенное строительство
130
0
0
0
Прочие внеоборотные активы
150
0
0
0
Итого по разделу I
157500
16291
173791
II. Оборотные активы
Запасы:
210
314185
-28149
286036
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
5685
17981
23666
готовая продукция и товары для перепродажи
214
308500
-46129
262371
НДС по приобретенным ценностям
220
1563
-1220
343
Дебиторская задолженность
230 (240)
35000
161502
196502
Денежные средства
260
50000
551406
601406
Прочие оборотные активы
270
0
0
0
Итого по разделу II
290
400748
683539
1084287
БАЛАНС
300
558248
699830
1258078
ПАССИВ
Код показателя
На начало планового периода
Обороты за плановый период
На конец планового периода
1
2
3
4
5
III. Капитал и резервы
Уставный капитал
410
25000
0
25000
Добавочный капитал
420
234213
0
234213
Резервный капитал
430
0
41239
41239
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
0
767250
767250
Итого по разделу III
490
259213
824781
1083994
VI. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность
620
299035
-124950
174085
Прочие краткосрочные обязательства
660
0
0
0
Итого по разделу VI
690
299035
-124950
174085
БАЛАНС
700
558248
699830
1258078
Глава 3. Анализ планируемого состояния хозяйствующего субъекта
В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и предприятия вынуждены мобилизовать все имеющееся внутренние ресурсы, большую роль в этом процессе играет анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия. Кроме того, финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей предприятия и финансовой деятельности в целом.
Финансовый анализ позволяет проконтролировать правильность движения финансовых потоков денежных средств организации и проверить соблюдение норм и нормативов расходования финансовых, материальных ресурсов и целесообразность осуществления затрат.
Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность.
Результаты финансового анализа используются как внутренними пользователями (руководство, менеджеры), так и внешними (собственники, кредиторы, поставщики и покупатели, консультанты, биржи ценных бумаг, юристы, пресса).
Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объект исследования, целевую направленность, метод и методику, способы и приёмы для выявления того существенного в предмете и объектах, что интересует данную науку и пользователей результатов экономического анализа. В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйственная деятельность организации. Экономический анализ выступает не только основной составляющей любой из функций управления, но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений для поддержания бизнеса на необходимом уровне. (Гиляровская)
3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ активов предприятия
В процессе функционирования экономического субъекта его активы и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа показателей отчетности.
Вертикальный анализ показывает структуру средств экономического субъекта их источников. Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо модифицированную (с укрупненной или трансформированной номенклатурой статей) отчетность. Из аналитического баланса можно получить ряд важных характеристик имущественного и финансового состояния организации.
Преимущество вертикального анализа заключается в том, что в условиях инфляции относительные величины показателей бухгалтерского баланса на начало и конец года лучше поддаются сравнению, чем абсолютные величины этих показателей.
Горизонтальный анализ дает характеристику изменений показателей отчетности за отчетный период или динамику их изменений за ряд отчетных периодов.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными – темпами роста или снижения.
В зависимости от степени подверженности инфляционным процессам все статьи баланса классифицируются на монетарные и немонетарные.
Монетарные активы – статьи баланса, отражающие средства и обязательства в текущей денежной оценке. Поэтому они не подлежат переоценке. К ним относятся: денежные средства, КФВ, средства в расчетах.
Немонетарные активы – основные средства, незаконченное капитальное строительство, производственные запасы, незавершенное производство, ГП, товары для продажи. Реальная стоимость этих активов изменяется с течением времени и изменением цен и поэтому требует переоценки.
В процессе анализа в первую очередь следует изучить динамику активов предприятия, изменения в их составе и структуре и дать им оценку (Таблица 3.1)
Таблица 3.1
Горизонтальный и вертикальный анализ активов предприятия
Средства
предприятия
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
на
начало
периода
на
конец
периода
изменение
на
начало
пер- а
на
конец
пер-а
Изме-
нение
абс.
Отн., %
Внеоборотные
активы
Оборотные
активы
ИТОГО
В том числе:
Монетарные
активы
Немонетарные
активы
157500
400748
558248
85000
471685
173791
1084287
1258078
797908
459829
+16291
+683539
+699830
+712908
-11856
+10,34
+170,5
+125,3
+838,7
-2,5
28,2
71,8
100
15,2
84,5
13,8
86,1
100
63,4
35,5
-14,4
+14,4
-
+48,2
-48,0
Горизонтальный анализ активов предприятия показывает, что абсолютная их сумма за отчётный период возросла на 699830 тыс. руб. или на 125,3%. Если бы не было инфляции, то можно было бы сделать вывод, что предприятие существенно повысило свой экономический потенциал, В условиях инфляции этого однозначно сказать нельзя, поскольку основные средства, остатки незавершенного капитального строительства периодически переоцениваются с учётом роста индекса цен.
Рассчитаем показатель темпа роста активов для данного предприятия:
Такт.=ИТОГОактивов(КП)/ИТОГОактивов (НП)*100=1258078/558248*100=225,3% (3.1)
На основании данного показателя можно сделать вывод, что на предприятии произошло резкое увеличение деловой активности.
Вертикальный анализ активов баланса, отражая долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изменения по каждому виду активов.
ВАА = Сумма средств(КП) – Сумма средств(НП)/ Сумма средств(НП)*100. (3.2),
где ВАА – вертикальный анализ активов.
Из таблицы 3.1 видно, что за отчетный год структура анализируемого предприятия несколько изменилась: доля основного капитала, т.е. внеоборотных активов уменьшилась на 14,4%, а доля оборотного, соответственно, увеличилась.
Значительный удельный вес имеют монетарные активы в общей валюте баланса, причем за отчетный год их доля увеличилась на 48,2%.
3.2Система показателей и методика оценки ликвидности и платёжеспобности.
Ликвидность активов представляет собой их возможность при определённых обстоятельствах обратиться в денежную форму (наличность) для возмещения обязательств
Таблица 3.2
Динамика количественных значений коэффициентов ликвидности
Показатель
оптималь
ное значение
показателя
На
начало
года
На
конец
года
Измене-
Ние
(+ и -)
А
1
2
3
4
А
1
2
3
4
1.Коэф - т абсолютной ликвидности
2. Коэф – т
критической
ликвидности
3. Коэф – т
текущей
ликвидности
4. Оборотные
активы, тыс.
руб. (строка
290)
5. Краткосроч-
ные обязятель-
ства (390)
6. Абсолютное
превышение +
или непокрытие
- оборотными активами краткосрочных
обязательств
(п.5-п.6)
0,2 – 0,4
0,5 – 1,0
1,0 – 2,0
-
-
-
50000/299035=0,17
35000+50000/299035=0,28
400748/299035=1,34
400748
299035
101713
601406/174085=3,45
196502+601406/174085=
=4,6
1084287/174085=6,2
1084287
174085
910202
+3,28
+4,32
+4,86
683539
-124950
808489
Абсолютная ликвидность – это отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается на основе данных бухгалтерского баланса по формуле:
К аб. ликв. = ДС+КФО/КО (3.3)
Рассчитывается также коэффициент критической ликвидности или, как ещё его называют, «промежуточной ликвидности»:
К крит ликв. = ДЗ+ДС+КФВ+ПОА/КО (3.4)
Для обобщающей оценки ликвидности оборотных активов рассчитывается коэффициент текущей ликвидности:
К тек. ликв. = ОА/КО (3.5)
Этот показатель характеризует степень обеспеченности (покрытия) всеми оборотными активами (ОА) краткосрочных обязательств(КО).
По данным таблицы 3.2 можно сделать вывод, что на начало года уровень ликвидности составляющих элементов оборотных активов данного предприятия не высокий, это видно по показателям абсолютной и критической ликвидности, они значительно ниже установленных нормативных значений, по показателю текущей ликвидности можно оценить финансовую состоятельность организации, в нашем случае этот показатель равен 1,34, что свидетельствует о том, что у организации имеется достаточно оборотных средств, которые при необходимости могут быть использованы для погашения ее краткосрочных обязательств.
На конец года показатели ликвидности значительно увеличились, это превышение оказало влияние на коэффициент текущей ликвидности, с 1,34 до 6,2, это свидетельствует о нерациональном вложении средств в пополнение оборотных активов и неэффективном их использовании.
В рамках данного анализа можно рассчитать показатель чистых оборотных активов – это оборотные активы сформированные за счёт собственных средств.
ЧОА=400748-1563-299035-0=100150 (на начало года)
ЧОА =6014062-343-174085-0=426978 (на конец года).
За плановый период данный показатель увеличился на 326828 тыс. руб.
Далее рассчитаем показатель – чистый оборотный капитал. Это та часть оборотных активов, которая финансируется за счёт собственных средств. ЧОК должен быть больше нуля.
ЧОКнг=400748/299035=1,34 и ЧОКкг=1084287/174085=6,23.
Нужно отметить, что значение данного показателя возросло за исследуемый период, а именно на 4,89 – это говорит об эффективной деятельности предприятия, т.к данный показатель больше нуля.
3.3 Оценка динамики финансовой устойчивости
Расчет показателей финансовой устойчивости представлен в таблице 3.3, данные которой позволяют оценить их состояние на начало и конец года и динамику.
Таблица 3.3.
Показатели оценки финансовой устойчивости
Показатель
Оптимальное
значение
На начало года
На конец года
Изменение
Коэф. автономии (СК/А)
≥ 0,5
259213/558248=0,46
1093994/1258078=0,87
0,41
Коэф. фин. устойчивости (СК+ДО)/А
≥ 0,7
259213/558248=0,46
1093994/1258078=0,87
0,41
Коэф. фин. зависимости (ЗК/А)
≤ 0,5
299035/558248=0,53
174085/1258078=0,14
-0,39
Коэф. финансиров-я (СК/ЗК)
≥ 1,0
259213/299035=0,87
1083994/174085=6,2
5,53
Коэф. маневренности (СК-ВА)/СК
0,5
101713/259213=0,39
910203/1083994=0,84
0,45
Коэф.обеспеченности оборотных активов СС (КОСС=(СК-ВА)ОА)
0,1
101713/400748=0,25
910203/1083994=0,84
0,59
Таблица 3.3
Показатель
Оптимальное
значение
На начало года
На конец года
Изменение
Финансовый рычаг (леверидж) (ЗК/СК)
≤ 1
299035/259213=1,15
174085/1083994=0,16
-0,99
По данным таблицы 3.3 видно фактическое превышение нормативного значения коэффициента автономии и его устойчивую динамику: на конец года этот коэффициент составил 0,87. Коэффициент финансовой устойчивости применяется для расчета в качестве дополнения и развития показателя финансовой автономии, из таблицы видно, что этот коэффициент не обеспечил прироста собственных средств предприятия. Финансовая зависимость организации уменьшилась с 0,53 до 0,14. Коэффициент финансирования организации собственного капитала заемным оказался значительным по размеру, к концу года собственный капитал в 6 раз превысил заемный, что обеспечило устойчивое развитие организации.
По показателю финансового рычага видно, что на начало года предприятие финансировалось, в большей мере, за счет заемного капитала, т.к этот показатель равен 1,15, на конец года этот показатель снизился до 0,16, это говорит о том что, в большей мере, организация стала финансироваться за счет собственного капитала. Можно сделать вывод, что предприятие финансово устойчивое, и может инвестировать свое развитие.
Вывод:
В данной главе курсового проекта был проведён анализ деятельности производственного предприятия, а именно условного трубопрокатного завода, состоящего из двух цехов.
Первым шагом экономического анализа, стал горизонтальный и вертикальный анализ активов данного условного предприятия. По результатам этого анализа можно сделать вывод, что предприятие повысило свой экономический потенциал за отчетный период и работает достаточно эффективно.
Следующим шагом стал анализ ликвидности предприятия. Здесь очень важно отметить, что оптимальное значение для предприятия имеет лишь коэффициент текущей ликвидности на начало года, а в последствии значение данного коэффициента и других коэффициентов ликвидности ухудшается, следовательно, предприятию необходимо провести более тщательный и развёрнутый анализ ликвидности.
Оценка динамики финансовой устойчивости была рассчитана коэффициентным методом, и показала, что предприятие финансово устойчивое, деятельность предприятия эффективна.
Заключение:
В первой главе данного курсового проекта освещаются вопросы, связанные с системой контроля исполнения сводного бюджета предприятия в течение бюджетного периода. Даётся понятие системы внутреннего контроля исполнения сводного бюджета, объясняется, какую роль в системе внутреннего контроля играет планирование и оценка деятельности подразделений – центров ответственности; происходит знакомство с системой внутреннего документооборота в процессе контроля исполнения бюджетных заданий подразделений (центров ответственности) со стороны служб аппарата управления предприятия; даётся представление о таких важнейших инструментах внутрифирменного взаимодействия подразделений в процессе исполнения бюджета, как внутрифирменный арбитраж и принятие специальных управленческих решений.
Во второй главе, на основе индивидуального варианта, был сформирован упрощенный общий бюджет производственного предприятия, а именно условного трубопрокатного завода, состоящего из двух цехов. При этом каждый цех производит только один вид продукции с использованием одного сырья.
Также, в рамках разработки общего бюджета производственного предприятия, был сформирован ряд планов и смет.
В третьей глава на основе сформированных бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и бюджета по балансовому листу (Глава 2), был проведён экономический анализ планируемого состояние хозяйствующего субъекта, а именно: горизонтальный и вертикальный анализ активов предприятия, оценка ликвидности и платёжеспособности, оценка финансовой устойчивости. На основе данных анализов, были сделаны выводы о деятельности предприятия.
Библиографический список:
Щиборщ К. В. «Бюджетирование деятельности промышленных предприятий в России», г. Москва, «Дело и Сервис», 2004г. Второе издание (дополненное).
Стр. 257 – 315.
Савицкая Г. В. «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности», краткий курс. г. Москва « инфра – М», 2003 г.
Гиляровская Л. Т. «экономический анализ», г. Москва, «Юнити», 2001 год.
Стр.215, 230…
4. Л.А. Баев, Веселов П.Г., Новосад В.М., Е.В. Дементьева « Учебное пособие по курсовому проектированию» г.Челябинск, ЮУрГУ
5. Руденская И.П., Скрипка В.И. «Финансовый анализ в аудите» 1/2001
6. Яцюк Н.А. «Финансовые результаты деятельности предприятия»

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ