Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь особенности формирования, перспективы развития
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: страниц, источника.
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, ЦЕННАЯ БУМАГА, ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
В данной курсовой работе изучен и подробно описан рынок ценных бумаг и выявлено влияние рынка ценных бумаг на экономический рост страны.
Представлены виды ценных бумаг в Республике Беларусь, а также проведен анализ проблем и перспектив развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, который показал насколько перспективен рынок ценных бумаг страны. Проанализирована динамика развития рынка ценных бумаг в стране. Указаны задачи и цели стоящие перед развитием рынком ценных бумаг Республики Беларусь, пути и методы их решения, а также выявлены факторы, препятствующие развитию рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
подпись
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Экономическая теория
Дисциплина: Макроэкономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь: особенности формирования, перспективы развития.
Студент:
ФЭУП, 2 курс, гр.
Руководитель:
ПИНСК 2008
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………4
1.1 Ценные бумаги и их основные свойства…………………...…………4
1.2 Сущность и функции ценных бумаг……………………………..……8
1.3 Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….…12
2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА..17
2.1 Акции и облигации…………………………………………………..17 2.2 Депозитные и сберегательные сертификаты…………………............……23
2.3 Векселя и государственные ценные бумаги………………….........25 АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ............28
3.1 Тенденции развития рынка ценных бумаг в Беларуси …………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………...33
Введение
Целью моей работы является определение понятия “Рынок ценных бумаг’’, рассмотреть особенности формирования рынка ценных бумаг и выяснить перспективы развития рынка ценных бумаг в РБ.
Рынок ценных бумаг — это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Главная функция данного рынка проявляется в перераспределении денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности. Рынок ценных бумаг способствует не только перераспределению денежных средств, но и перераспределению права собственности путем купли-продажи долевых ценных бумаг — акций.
Важную роль этот рынок играет и в осуществлении денежно-кредитной политики государства: посредством выпуска государственных ценных бумаг осуществляется финансирование дефицита государственного бюджета страны; для регулирования объема денежной массы в обращении центральные банки проводят операции на открытом рынке и используют для этого не только государственные ценные бумаги и ценные бумаги собственной эмиссии, но и надежные ценные бумаги других эмитентов.
В условиях рыночной экономики развитие рынка ценных бумаг является основой для создания конкурентной среды, повышения мобильности и эффективности производства, оказание услуг, расширение инвестиционной деятельности, что обеспечивает стабильность в развитии экономики страны.
В этих условиях важное значение имеет и подготовка квалифицированных специалистов для работы на этом рынке. За прошедшие годы орган, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, аттестовал более четырех тысяч человек. Ряд учебных заведений страны приступили к подготовке специалистов по соответствующей специальности.
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Ценные бумаги и их основные свойства
С экономической точки зрения ценная бумага — это совокупность имущественных прав на те или иные материальные объекты, которые обособились от своей материальной основы и получили собственную материальную форму. Чтобы получить первоначальное представление о различиях между ценными бумагами, дадим следующие определения:
облигация — ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода;
акция — единичный вклад в уставный фонд акционерного общества с вытекающими из этого правами;
банковский сертификат — свободно обращающееся свидетельство о вкладе в банк с обязательством банка выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок;
вексель — письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством — вексельным правом;
чек — письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег;
коносамент — документ стандартной формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение;
варрант — а) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного периода по установленной цене; б) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе;
опцион — договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определенного времени продать (купить) другой стороне соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определенной суммы денег (премии);
фьючерсный контракт — стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определенный срок по цене, установленной в момент заключения сделки.
Классификация ценных бумаг. В настоящее время существуют различные подходы к отнесению ценных бумаг к тем или иным классам, группам, видам, типам по определенным признакам, характеристикам, функциям, т.е. к их классификации.
По способу выпуска и регистрации выпуска ценных бумаг:
Эмиссионные ценные бумаги выпускаются отдельными сериями (выпусками), внутри которых все ценные бумаги имеют абсолютно одинаковые характеристики (номинальная стоимость, срок обращения и др.). К ним относятся акции и облигации. Так, акции одного эмитента, независимо от срока выпуска, предоставляют их владельцам одинаковые права, имеют одинаковую номинальную стоимость, выпускаются на весь период существования акционерного общества (в рамках законодательства Республики Беларусь).
Неэмиссионные ценные бумаги имеют индивидуальный характер выпуска. К ним можно отнести практически все ценные бумаги, за исключением акций и облигаций. Наиболее типичными из них в Республике Беларусь являются векселя и банковские сертификаты. Так, банковские сертификаты, бланки которых регистрируются в Национальном банке путем присвоения им идентификационных номеров, могут выписываться коммерческими банками на любые сроки и суммы.
По форме выпуска и существования: ценные бумаги, выпущенные в бумажной или документарной форме; ценные бумаги, выпущенные в виде записей на счетах, т.е. в безбумажной или бездокументарной форме.
По способу передачи права собственности по ценной бумаге: именные; на предъявителя; ордерные.
Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). В этом случае лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.
Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи — индоссамента, который несет ответственность не только за существование права, но и за его осуществление.
По типу выраженных в них прав и отношений (функциональному назначению): долевые ценные бумаги; долговые ценные бумаги; производные ценные бумаги.
Долевые ценные бумаги выражают отношения совладения и предоставляют их владельцам право долевого участия, как в собственности, так и прибыли эмитента. Долевыми ценными бумагами являются акции. Посредством выпуска акций эмитент — акционерное общество — привлекает денежные средства инвесторов на весь период своей деятельности.
Долговые ценные бумаги выражают отношение займа и представляют собой долговые обязательства, гарантирующие их владельцам возврат денежных средств в установленный срок и с оговоренной ставкой дохода. К ним относятся облигации, векселя, банковские сертификаты. Облигации, как правило, выпускаются на относительно длительные сроки. Векселя и банковские сертификаты, имеющие относительно простую по сравнению с облигациями процедуру выпуска, используются для привлечения "коротких" денег.
По признаку организационно-правовой принадлежности эмитента: государственные ценные бумаги; муниципальные ценные бумаги; корпоративные (частные) ценные бумаги.
Государственные ценные бумаги выпускаются от имени правительства, которое несет по ним ответственность имуществом государства. В настоящее время в Республике Беларусь выпускаются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, облигации государственного сберегательного займа, векселя правительства. Именные приватизационные чеки "Имущество" и чеки "Жилье" также являются государственными ценными бумагами.
Муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени местных органов управления и обеспечиваются имуществом (объектами) муниципальной собственности.
К частным (корпоративным) ценным бумагам относятся ценные бумаги, выпускаемые всеми прочими эмитентами. Акции могут выпускать только акционерные общества.
Отдельно необходимо отметить возможность выпуска ценных бумаг центральными банками. В целях регулирования текущей ликвидности банковской системы Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию краткосрочных облигаций.
По сроку обращения: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные; "бессрочные".
Деление ценных бумаг по срокам обращения является условным. Так, иногда в литературе можно встретить указание конкретных временных рамок. Например, краткосрочные — срок обращения до трех лет, среднесрочные — от трех до пяти лет
или от трех до семи лет, долгосрочные — свыше пяти или семи лет.
Что касается "бессрочных" ценных бумаг, то к ним однозначно можно отнести акции, поскольку они выпускаются на весь период существования акционерного общества. [5, с. 6]
1.2 Сущность и функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг характеризуется тем, что он включает в себя часть денежного рынка и часть рынка капиталов, поскольку на нем реализуются отношения по поводу заимствования денежных средств и по поводу совладения предприятиями.
На рынке ценных бумаг обращаются высоколиквидные и низколиквидные, краткосрочные и долгосрочные активы. Рынок ценных бумаг интегрировал в себя рынок краткосрочных обязательств, секьюритизированную часть банковского кредита, рынок государственных ценных бумаг, рынок коммерческого кредита, рынок корпоративных облигаций, рынок акционерного капитала. Таким образом, рынок ценных бумаг различают не по характеру опосредуемых экономических отношений и ликвидности обращающихся активов, а по форме активов — все финансовые активы на этом рынке являются ценными бумагами. Общепринятым является следующее определение. Рынок ценных бумаг — совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками или часть финансового рынка, где осуществляется эмиссия и обращение специальных документов (ценных бумаг), имеющих собственную стоимость и способных самостоятельно обращаться на рынке.
Первичный и вторичный рынок.
Жизненный цикл ценной бумаги состоит из трех фаз:
• подготовка, конструирование выпуска, т.е. определение вида ценных бумаг в зависимости от конкретных целей, их номинальной стоимости, объемов размещения, доходности, сроков обращения и др.;
• продажа ценных бумаг первым владельцам;
• обращение размещенных ценных бумаг на рынке.
Первые две фазы проходят на первичном рынке, а третья — на вторичном. В свою очередь, вторичный рынок может быть организованным, когда обращение ценных бумаг осуществляется на основе устойчивых правил между участниками рынка, и неорганизованным — без соблюдения единых для всех участников рынка правил.
Кроме того, рынок ценных бумаг может быть биржевым и внебиржевым. Биржевой рынок — это торговля ценными бумагами на фондовых биржах, внебиржевой — минуя фондовую биржу. Биржевой рынок — это всегда организованный рынок ценных бумаг, потому что сделки заключаются по строго установленным правилам и только между членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок может быть как организованным, так и неорганизованным.
В международной практике различают три модели организации рынка ценных бумаг.
Американская модель организации рынка ценных бумаг характеризуется максимальным ограничением, накладываемым на деятельность коммерческих банков на этом рынке. К особенностям этой модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; большой удельный вес коммерческих бумаг; доминирующая роль брокерских компаний, инвестиционных фондов и других небанковских институциональных инвесторов; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики.
Европейская модель, наоборот, характерна тем, что крупнейшими участниками рынка ценных бумаг являются универсальные коммерческие банки. Кроме того, этой модели присущи такие особенности, как преобладание доли финансирования за счет облигационных займов, высокая доля прямого банковского кредита в финансировании экономики страны, относительно высокая степень участия банков в уставных фондах промышленных предприятий и др.
Смешанная модель организации рынка ценных бумаг предполагает присутствие на нем одновременно и банков, и небанковских инвестиционных институтов при наличии у них равных прав и возможностей при проведении операций с ценными бумагами.
Функции рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг выполняет целый ряд функций, основными из которых являются следующие:
• перераспределительная, означающая перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности, а также перевод сбережений домашних хозяйств из непроизводительной в производительную форму. Рынок ценных бумаг способствует не только перераспределению денежных средств, но и перераспределению права собственности путем купли-продажи долевых ценных бумаг — акций;
• обслуживание государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг осуществляется финансирование дефицита государственного бюджета страны. Уровень доходности по государственным облигациям служит, как правило, ориентиром, относительно которого оценивается целесообразность совершения операций с другими финансовыми инструментами;
• операции с ценными бумагами в качестве важнейшего инструмента осуществления центральным банком денежно-кредитной политики государства. Для регулирования объема денежной массы в обращении центральные банки проводят операции на открытом рынке и используют для этого не только государственные ценные бумаги и ценные бумаги собственной эмиссии, но и надежные ценные бумаги других эмитентов, включенные в ломбардный список, т.е. финансовые активы, принимаемые в залог по выдаваемым центральным банком кредитам коммерческим банкам;
• страхование ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, путем использования производственных ценных бумаг, в основном фьючерсных и опционных контрактов;
• информационная — аккумулирование необходимой информации об объектах торговли и ее участниках и предоставление этой информации широкому кругу потребителей, которыми являются граждане, предприниматели, мелкие и крупные предприятия, органы государственного управления и т.д.
• коммерческая функция, позволяющая получить доход от операций с ценными бумагами;
• регулирующая функция — рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, в том числе посредством создания саморегулируемых организаций;
• ценовая функция, реализующаяся посредством определения цен на конкретные финансовые активы, постоянное их обновление;
• социальная функция, проявляющаяся в предоставлении широким слоям населения права управления предприятиями в форме акционерных обществ посредством владения акциями этих предприятий, а также выражающаяся в возможности использования ценных бумаг в качестве объекта инвестиций и
получения дохода. [6, с. 13]
1.3 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Участники рынка ценных бумаг — это физические и юридические лица, вступающие в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. К ним относятся не только физические лица и организации, которые продают или покупают ценные бумаги, но и те, которые обслуживают их оборот и расчеты по ним.
В зависимости от роли и функционального назначения участников рынка ценных бумаг можно разделить на следующие основные группы: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; государственные органы регулирования и контроля; саморегулируемые организации.
В качестве эмитентов выступают юридические лица и органы государственного управления, выпускающие в обращение ценные бумаги.
Инвесторами могут выступать любые юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги с различными целями, главными из которых являются получение дохода, управление акционерным обществом и т.д.
Фондовые посредники обеспечивают связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. Наиболее известными посредниками являются брокеры и дилеры.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, — это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функций купли-продажи этих ценных бумаг. К ним в числе прочих относятся фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка, депозитарии, клиринговые центры, расчетные палаты, регистраторы, информационные органы или организации.
К государственным органам регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Республике Беларусь относятся: высшие органы управления (Президент, Правительство), министерства и ведомства (Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь, Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь), Национальный банк Республики Беларусь.
Саморегулируемые организации — объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые берут на себя часть регулирующих и иных функций на фондовом рынке. В Республике Беларусь таковой является Белорусская ассоциация участников рынка ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:
• создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;
• лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;
• страхование инвесторов и защита их прав;
• аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
• постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);
• контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;
• систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности — вплоть до уголовных наказаний;
• предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);
• предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.
Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.
Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Государство через законодательную базу и свои органы управления регулирует рынок ценных бумаг напрямую — административно, и косвенно — экономически. Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Банковский кодекс республики Беларусь;
• Законы Республики Беларусь: "О ценных бумагах и фондовых биржах", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь", "Об обращении переводных и простых векселей";
• законодательные акты Республики Беларусь по вопросам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств.
В процессе регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь в той или иной мере принимают участие многие государственные органы.
Президент, Национальное собрание, Совет Министров Республики Беларусь принимают соответствующие нормативные правовые акты, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.
Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления рынком ценных бумаг.
Национальный банк Республики Беларусь выполняет двойную роль, являясь одновременно профессиональным участником рынка ценных бумаг и государственным органом.
Министерство финансов Республики Беларусь — эмитент государственных ценных бумаг, выступающий от имени Правительства Республики, выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед их владельцами.
Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются в форме их добровольных объединений. Основные цели их существования — обеспечение условий деятельности профессиональных участников рынка, соблюдение ими стандартов профессиональной этики, защита интересов владельцев ценных бумаг, установление правил и процедур проведения операций с ценными бумагами, обеспечение связи и представительства, в том числе и защиты, интересов участников рынка ценных бумаг в государственных органах управления.
2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Акции и облигации
Акционерное общество представляет собой общество, имеющее собственные правовые особенности. Это юридическое лицо с основным капиталом, разделенным на акции. По задолженности такого типа обществ ответственность перед кредиторами ограничивается только собственностью данного предприятия.
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, является открытым акционерным обществом. Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Если же участник акционерного общества может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, такое общество признается закрытым. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти, иначе оно подлежит реорганизации в течение одного года. Если по истечении года такое общество не реорганизовано, то оно ликвидируется в судебном порядке.
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание его акционеров. Могут выпускаться акции двух категорий: простые (обыкновенные) и привилегированные.
Каждая простая (обыкновенная) акция удостоверяет одинаковый объем прав ее владельца.
Уставом акционерного общества может быть предусмотрен выпуск привилегированных акций одного или нескольких типов. Каждая привилегированная акция одного типа удостоверяет одинаковый объем прав ее владельца. Типы привилегированных акций могут различаться фиксированным размером дивиденда, очередностью его выплаты, фиксированной стоимостью имущества, подлежащего передаче в случае ликвидации акционерного общества, очередностью его распределения.
Доля привилегированных акций всех типов в общем объеме уставного фонда акционерного общества не должна превышать 25%.
Владельцы простых (обыкновенных) акций имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, получение в случае ликвидации акционерного общества части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимости, а также право голоса на общем собрании акционеров.
В отличие от них владельцы привилегированных акций имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивидендов.
Спектр различных видов акций в мировой практике достаточно широк. С целью защиты против нежелательной перемены собственника выпускаются винкулированные именные акции, т.е. акции с ограниченными возможностями передачи. Цель их выпуска состоит в усиленной защите против нежелательной перемены собственника.
Существует понятие народных акций, реализуемых широким слоям населения в процессе приватизации государственной собственности. Как правило, данные акции имеют небольшой номинал, в первую очередь они предлагаются людям со средними и низкими доходами, их приобретению способствует гарантия скидок с цены покупки, преимущественное право акционера на покупку новых акций ограничивается определенным числом акций, право голоса ограничено, быстрая продажа затрудняется определенным сроком блокировки.
Коллективные акции распределяются между участниками трудового коллектива либо бесплатно, либо по льготным ценам. Выпуском таких акций стремятся обеспечить капиталом коллектив, а также более сильную связь работников с предприятием.
Акции с корректировкой образуются трансформацией накоплений из нераспределенной прибыли в основной капитал без вливания свежего капитала в общество от акционеров и новых инвесторов. Эта нераспределенная прибыль делится между акционерами в соответствии с их долей в уставном фонде.
Целый ряд разновидностей имеют привилегированные акции:
• кумулятивные, по которым невыплаченные или не полностью выплаченные дивиденды, размер которых определен при выпуске акций, накапливается и выплачивается впоследствии;
• конвертируемые, при выпуске которых определяются условия конвертации их на простые (обыкновенные) акции или привилегированные акции иных типов;
. отзывные или возвратные. Возможны два варианта выкупа: по инициативе эмитента с премией или через выкупной фонд; по инициативе держателя акций, в этом случае выпускаются ретрективные привилегированные акции;
• с долей участия, дающие право не только на фиксированные дивиденды, установленные при выпуске акций, но и на дополнительные дивиденды, если дивиденды по простым акциям по итогам года превышают уровень фиксированных;
• с плавающей ставкой дивидендов, ориентированной на доходность каких-либо общепризнанных ценных бумаг, например, государственных облигаций;
• с увеличивающейся долей в ликвидационном фонде предоставляют акционеру преимущественное право при роспуске общества.
Номинал акции — это стоимость, указанная на ее лицевой стороне в случае, если акции выпускаются на бумажной основе, поэтому номинальную стоимость часто называют лицевой, или нарицательной, стоимостью. Номинал всех акций акционерного общества должен быть одинаковым и обеспечивать всем держателям акций этого общества равный объем прав. Номинальная стоимость акций, выпущенных на территории Республики Беларусь, может выражаться только в белорусских рублях.
Владельцы акций имеют право на получение дивидендов — часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемая среди акционеров, приходящаяся на одну простую и привилегированную акцию.
Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и в соответствии с категориями принадлежащих им акций.
Облигация — ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Основной принципиальной разницей между облигациями и акциями является следующее: инвестор — владелец акции (акционер) — становится одним из собственников предприятия-эмитента, инвестор — владелец облигации — его кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют конкретный срок обращения, по истечении которого они погашаются.
Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и только затем дивиденды; при делении имущества акционерного общества в случае его ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. [9, с, 43]
Облигации, классифицируемые по сроку займа без фиксированного срока погашения:
• бессрочные или непогашаемые (примером таких облигаций могут быть выпущенные в XVIII в. английские консоли, которые обращаются до настоящего времени, или выпущенные в начале XIX в. российские бонны, которые не принимались к погашению, но по которым выплачивался фиксированный процент);
• отзывные облигации (могут быть отозваны эмитентом до наступления срока погашения, при их выпуске эмитент устанавливает условия востребования: по номиналу или с премией);
• облигации с правом погашения (предоставляют инвестору право на возврат облигаций эмитенту до наступления срока погашения и получения за них номинальной стоимости);
• продлеваемые облигации (предоставляют инвестору право продлить срок погашения облигации и продолжать получать проценты в течение этого срока);
• отсроченные облигации (дают право эмитенту на отсрочку погашения).
Облигации, классифицируемые по способу погашения, которое осуществляется:
• по указанному номиналу одноразовым платежом;
• некоторыми долями от номинала через определенные промежутки времени, в течение указанного интервала времени;
• с последовательным погашением фиксированной доли от общего количества выпущенных облигаций.
Облигации, классифицируемые по характеру выплат:
• облигации, по которым выплачиваются только проценты и нет гарантий возврата номинала; при этом эмитент указывает на возможность выкупа, не связывая себя какими-нибудь сроками (пример, облигации бессрочного займа — английские консоли);
• дисконтные, по которым выплачивается только номинал в момент их погашения;
• облигации, по которым проценты выплачиваются в момент погашения и добавляются к номиналу (пример, сберегательные сертификаты серии Е, выпускаемые в США);
• доходные или реорганизационные облигации, которые погашаются по номинальной стоимости, а выплата процентов не гарантируется и находится в прямой зависимости от производственной деятельности компании-эмитента;
• купонные облигации с вырезным талоном, на котором указывается купонная ставка выплаты (как правило, в виде процента).
Облигации, классифицируемые по характеру обращения. Их разновидность — конвертируемые облигации. Владелец имеет право обменять эти бумаги на акции того же эмитента (как на обыкновенные, так и на привилегированные). Важное значение для держателя конвертируемых облигаций имеет коэффициент конвертации, т.е. показатель, указывающий, на какое количество акций может быть обменена одна облигация. [7, с. 48]
Объем эмиссии облигаций может составлять не более 80% стоимости обеспечения. Акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного фонда.
Первичная продажа облигаций осуществляется только профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на посредническую деятельность.
Оплата облигаций может проводиться денежными средствами или имуществом.
Погашение облигаций проводится в срок не более 10 дней с Момента окончания их обращения.
2.2 Депозитные и сберегательные сертификаты
Депозитные и сберегательные сертификаты появились в начале 60-х гг. XX в. в США, в конце 1960-х гг. в Великобритании, позднее в других странах. Что касается Республики Беларусь, то банковские сертификаты приобрели статус ценных бумаг только с 01.07.1999 г. — с даты вступления в силу новой редакции Гражданского кодекса Республики Беларусь, который к ценным бумагам наряду с другими (акции, облигации, векселя) относит депозитные и сберегательные сертификаты [10].
В соответствии со ст. 197 Банковского кодекса Республики Беларусь сберегательный сертификат — это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (физического лица — держателя сертификата) или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему в банке, выдавшем сертификат, или любом филиале (отделении) этого банка.
Депозитный сертификат — ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (юридического лица, индивидуального предпринимателя — держателя сертификата) или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему в банке, выдавшем сертификат, или любом филиале (отделении) этого банка.
Депозитный и сберегательный сертификаты должны содержать: наименование "сберегательный сертификат" или "депозитный сертификат"; серию и номер; дату внесения вклада; сумму вклада цифрами и прописью с указанием валюты вклада; процентную ставку, сумму процентов по вкладу и периодичность их выплаты; срок возврата вклада; наименование и место нахождения банка; фамилию, имя, отчество и паспортные данные (для вкладчиков — физических лиц); наименование, место нахождения и номер расчетного счета (для вкладчиков — юридических лиц); отрывной талон, который отделяется от основного бланка при выписке сертификата и остается у эмитента.
Срок обращения и процентная ставка сертификата устанавливаются эмитентом при выписке сертификата и не могут быть изменены в течение срока обращения этого сертификата. Права, удостоверенные сберегательным сертификатом, могут быть переданы только физическому лицу, депозитным сертификатом — только юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю.
Обращение именных депозитных и сберегательных сертификатов осуществляется с использованием цессии — уступки права требования по сертификату, которая оформляется на его оборотной стороне двусторонним соглашением лица, уступающего свои права (цедента), и лица, приобретающего эти права (цессионария).
Сертификаты выпускаются только в национальной валюте. Собственниками их могут быть резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Расчеты по выпуску, обращению и погашению депозитных сертификатов осуществляются только в безналичном порядке с использованием текущих (расчетных) счетов, сберегательных сертификатов как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами.
Бланки сертификатов должны обладать определенной степенью защиты от подделки, что подтверждается соответствующим заключением экспертизы.
2.3 Векселя и государственные ценные бумаги
Вексель — это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте в определенный срок.
В соответствии со ст. 144 Гражданского Кодекса Республики Беларусь вексель является ценной бумагой.
В соответствии со ст. 1 Закон Республики Беларусь "Об обращении переводных и простых векселей" переводный вексель должен содержать:
• наименование "вексель", включенное в текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
• простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму денег;
• наименование того, кто должен платить (плательщика, трассата);
• указание срока платежа;
• указание места, в котором должен быть совершен платеж;
• наименование лица, кому или приказу кого платеж должен быть произведен;
• указание даты и места составления векселя;
• подпись того, кто выдает вексель (векселедателя, трассанта). При этом документ, в котором отсутствует один из указанных реквизитов, не имеет силы переводного векселя.
Простой вексель регулирует вексельные отношения двух сторон. В этом случае векселедатель является прямым должником и обязан по простому векселю так же, как акцептант по переводному, следовательно, простой вексель акцептовать нет необходимости.
Простой вексель должен содержать следующие реквизиты:
• наименование "вексель", включенное в текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
• простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму денег;
• указание срока платежа;
• указание места, в котором должен быть совершен платеж;
• наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;
• указание даты и места составления векселя;
• подпись того, кто выдает документ (векселедателя).
Любой простой и переводный вексель может быть передан посредством индоссамента (индоссамент — это передаточная надпись на оборотной стороне векселя). Индоссамент может быть совершен и в пользу плательщика, независимо от того, акцептовал он вексель или нет, либо в пользу векселедателя, либо в пользу любого другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут в свою очередь индоссировать вексель.
В настоящее время на вексельном рынке Республики Беларусь обращаются векселя банков, предприятий, Национального банка и векселя Правительства. Основная масса — это векселя банков, объем которых составляет более четверти общего объема рынка ценных бумаг страны. Более того, векселя являются основными долговыми бумагами, выпускаемыми банками. [6, с.57]
Выпуск государственных ценных бумаг является более экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег.
Государственные ценные бумаги выпускаются также для финансирования различных программ центрального правительства и программ местных органов власти, одобренных правительством. В последнем случае ценные бумаги гарантируются правительством, поэтому они имеют статус государственных.
Рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие основные функции:
• финансирование текущего бюджетного дефицита;
• погашение ранее размещенных займов;
• обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
• сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей;
• обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
• финансирование целевых программ, осуществляемых органами власти;
• поддержку социально значимых учреждений и организаций.
В соответствии с Основными условиями выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 13.02.2003 г. № 173, к государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:
• государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года;
• государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более;
• государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.
Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций.
Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше номинальной стоимости. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций и вознаграждение — процентный доход. Размеры и порядок выплаты процентного дохода устанавливаются Министерством финансов и оговариваются в условиях выпуска. [4, с. 68]
3 АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Тенденции развития рынка ценных бумаг в Беларуси
Беларусь начала формирование национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» (12 марта 1992 г. № 1512-ХП; изменения и дополнения внесены 28 июня 1996 г. № 487-ХШ).
Закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи.
Основной объем операций с ценными бумагами совершаются на биржевом рынке. Так, суммарный объем сделок купли-продажи здесь в 2006 г. составил 8,1 трлн р., или 80,3 млн ценных бумаг (2005 г. — 5,6 трлн р., или 67,3 млн ценных бумаг). Общее количество сделок достигло более 59 тыс. в 2007 году. При этом 99,8 % суммарного объема торгов представлено сделками с государственными ценными бумагами; 0,002 % — с негосударственными; 0,1 % — с векселями ОАО «Белтрансгаз». Основными участниками рынка, как и ранее, были коммерческие банки. Причина чрезмерно высокой доли, с одной стороны, государственных ценных бумаг как объекта сделок, а с другой, — банков как субъекта сделок состоит в том, что операции с государственными ценными бумагами стали одним из основных инструментов регулирования ликвидности банковской системы.
Несмотря на значительный удельный вес выпущенных акций (более 70 % общего объема эмиссии ценных бумаг), прослеживаемую из года в год динамику увеличения объема торговли ими, по сравнению с другими инструментами, вторичный рынок акций крайне невелик. По мнению специалистов, данный дисбаланс на рынке акций обусловлен следующими причинами:
• основное количество акций (около 85 % всех выпущенных акций ОАО) принадлежит государству, и, следовательно, они не попадают в сферу обращения;
• от 5 до 10 % акций находится под мораторием (акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь на льготных условиях, т.е. по цене на 20 % ниже номинальной стоимости, или за чеки «Имущество», запрещены к отчуждению в период безвозмездной приватизации).
В результате небольшое количество оставшихся в свободном обращении акций (в пределах 5—10 % общего объема их выпуска) не способствует созданию ликвидного рынка акций в нашей республике и, как следствие, использованию его потенциала в процессе привлечения инвестиций.
В настоящее время роль фондового рынка в развитии экономики страны недостаточна. Невелика она и в России: за последние 4 года только 10 % всех инвестиций в реальный сектор приходилось на рынок ценных бумаг и еще 20 % — на банковские кредиты.[13]
Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иностранных инвестиций в его инструменты, что при сформированной инфраструктуре обусловлено теми же причинами, что и в целом для иностранных инвестиций. Другая причина заключается в невысоком уровне капитализации национального фондового рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.
Наряду с перечисленными выше наиболее важными проблемами белорусского рынка ценных бумаг являются следующие:
• не развит такой сегмент рынка, как рынок корпоративных облигаций (за 12 лет существования национального фондового рынка осуществлено только четыре выпуска корпоративных облигаций, два из них — в 2003 г.);
• ставки налогообложения на рынке ценных бумаг чрезмерно завышены, что серьезно тормозит его развитие;
• отсутствует необходимый и достаточный уровень информационного и аналитического обеспечения населения и участников фондового рынка, в том числе информационной системы данных об эмитентах, состоянии торговли их ценными бумагами, профессиональных участниках рынка.
Основной целью развития фондового рынка в Республике Беларусь является создание целостного высоколиквидного прозрачного и эффективного рыночного института, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг. Это невозможно без комплекса общих мер по формированию благоприятного инвестиционного климата, в числе которых обеспечение защиты прав собственников, изменение налоговой системы, либерализация валютного законодательства и ряд других. Кроме того, необходима глубокая модернизация системы действующего рынка.
В начале пятилетия (2006—2010 гг.) предполагается реализовать следующие направления:
• расширение спектра инструментов рынка;
• активизация рынка корпоративных ценных бумаг;
• совершенствование спектра финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
• развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации). Для становления кредитной кооперации как специализированной формы небанковских кредитных организаций необходимо усовершенствовать законодательное обеспечение ее функционирования;
• формирование и активизация развития системы финансовых рынков и институтов, в том числе банковского сектора и сети небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного, рискового, капитала, лизинговые и факторинговые, а также страховые компании).[14]
В условиях глобализации мирового фондового рынка практически невозможно поддерживать изоляцию национальных фондовых рынков. Следовательно, важным шагом в этом направлении является интеграция финансовой системы республики и в мировое инвестиционное пространство, прежде всего путем выхода на рынок евробумаг как наиболее перспективный источник инвестиций для эмитентов стран с переходной экономикой, а также создания общего рынка ценных бумаг Союза Беларуси и России.
Получение Республикой Беларусь кредитного рейтинга и выход на международный рынок путем выпуска еврооблигаций должны создать благоприятные предпосылки для использования иностранного капитала с целью развития национального, фондового рынка, технологического перевооружения и наращивания производственного потенциала страны.
Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг, отвечающие требованиям международных стандартов, а с другой — размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализация национального фондового рынка не соответствуют уровню и динамике макроэкономических показателей экономики Беларуси и отстают от других стран с переходной экономикой. [5, с.481]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь позволяет сделать вывод, что в настоящее время он по-прежнему находится в состоянии своего формирования. По вопросу о развитии рынка государственных ценных бумаг необходимо отметить следующее. Беларусь может дестабилизировать финансовый рынок, поэтому государственный долг нужно сокращать или, по крайней мере, остановить темпы его наращивания. Надежное функционирование рынка ценных бумаг зависит от развитости вторичного рынка, так как он напрямую влияет на ликвидность ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь сегодня представляет собой развивающийся сектор финансового рынка. В стадии становления находятся все его сегменты, в том числе и рынок государственных ценных бумаг.
Принимая во внимание, что на данном этапе рынок ценных бумаг не может обойтись без эффективного государственного регулирования, в качестве первостепенной задачи необходимо совершенствовать единую государственную политику, направленную на развитие рынка ценных бумаг, в том числе государственных.
Рынок ценных бумаг неразрывно связан со всеми сегментами финансового рынка и успешное его функционирование, помимо привлечения инвестиций, позволит снять напряжение, складывающееся в других сегментах финансовой системы и экономики в целом.
В направлениях денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь весьма прогрессивным средством борьбы с инфляцией названо безинфляционное кредитование дефицита бюджета за счет увеличения рынка государственных ценных бумаг. Прогрессивность перехода к нему от прямого кредитования бюджетного дефицита Национальным банком очевидна, хотя и здесь должен быть известный предел.
Список использованной литературы
1.Гражданский кодекс Республики Беларусь
2. Банковский кодекс республики Беларусь;
3. Закон Республики Беларусь: "О ценных бумагах и фондовых биржах".
4. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др: «Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления»: Учеб. пособие / БГЭУ,2005. – 844 с.
5. Александрович, А.В. Богданович [и др.] « Национальная экономика Беларуси» : учебник / 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : БГЭУ, 2006. – 751 с.
6. П.А. Маманович «Рынок ценных бумаг»: учеб. пособие / - Минск : соврем. шк., 2006. – 320с.
7. Тихонов Р.Ю. Рынок ценных бумаг. – Мн.: “Армита - Маркетинг, Менеджмент”, 1999. – 208 с.
8. Шелег Е.М. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие / под общ. ред. Е.М. Шелег. – Мн., БГЭУ, 2000. – 188 с.
9.Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело ЛТД, 1993, 432 с
10. http://3-07.olo.ru/news/economy/68544.html
11. http://www.justmedia.ru/news/24162/
12. http://kvnews.ru/banks/6061/
13. http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/2007/bulletin2007_12.pdf
14. http://www.basegroup.ru/tasks/datamining_prepare.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ