Сегментация рынка 8
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
Используя статистические данные, осуществляем сегментацию потребителей, относя их к разным группам, выбрав в качестве основных признаков заинтересованность в приобретении данного товара (электр. чайники) и финансовые возможности покупателей. Строим матрицу, разбив всех потенциальных потребителей на категории.
Матрица потребительских групп
К целевым сегментам относим потребительские категории (группы) 1,2 и 3.
Вероятность приобретения товара зависит от потребительской категории. Так для категории 1 вероятность приобретения товара 0,8-1,0, для категории 2 - 0,5-0,8, для категории 3 -0,3-0,5. Категории 4 и 5 не рассматриваем.
Таблица 2 – Сегментация рынка
Заинтересованность покупателя в приобретении товара
Финансовый потенциал покупателя
*
Высокий
Средний
Низкий
Высокая
1 . Люди с высоким уровнем дохода
2. Люди со средним уровнем дохода
3. Люди с низким уровнем дохода
Средняя
2. Работающие в магазинах
3. Работающие в учебных заведениях
4. Студенты
Низкая
3. Работающие в крупных фирмах
4. Работающие в частных фирмах
5. Пенсионеры
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРНЫХ КРИТЕРИЕВ И РАСЧЁТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ
Составим таблицу основных характеристик исследуемых образцов
Таблица 3 – Основные характеристики исследуемых образцов
№
Параметры
Ед. изм.
Гипо-тети-ческий образец
Характеристики образцов
Di
1
2
3
4
5
6
Techika
Sanusg
Viteк
Borк
Delto
Eltron
1
Время безотказной работы (надежность)
тыс.
час.
60
18
21
21
60
60
18
20
2
Многофункциональность
кол-во
функций
4
2
2
3
4
2
4
18
3
Энергопотребление
КВтч/сутки
0,2
0,2
0,2
0,21
0,22
0,2
0,25
15
4
Дизайн, внешний вид (по 10 балльной шкале)
балл
10
6
8
6
9
7
9
12
5
Эргономичность ( по 10 балльной шкале)
балл
10
6
8
7
9
6
8
11
6
Материалоемкость (вес)
кг
1
0,65
0,7
0,5
1
0,65
0,55
8
7
Экран
ЖК
ЭЛТ
СЛИМ
СЛИМ
ЖК
ЖК
ЭЛТ
5
8
Продажная цена
руб.
1500
600
780
1200
2000
550
1500
Методом экспертной оценки определяются эстетические и эргономические показатели, а также проводится обработка результатов экспертного опроса.
Таблица 4 – Результат экспертной оценки по дизайну, внешнему виду
№
Оценка эксперта
∆i
∆2i
1
2
3
4
5
1
1
1
3
1
1
7
-10,5
110,25
2
4
6
4
4
3
21
3,5
12,25
3
3
3
2
3
4
15
-2,5
6,25
4
6
6
5
5
6
28
10,5
110,25
5
2
2
1
2
2
9
-8,5
72,25
6
5
4
6
6
5
25
7,5
56,25
Итого
105
367,5
– сумма баллов
∆i – отклонение от среднего арифметического
∆2i – квадрат отклонения от среднего арифметического
Вычисляется коэффициент конкордации:
1) суммируются баллы, полученные для всех объектов экспертизы i по группе участников j:
7+14+10+19+25=75
2) определяется среднее арифметическое значение:
=
105/6=17,5
3) для каждого объекта экспертизы определяется отклонение ∆i суммы рангов от среднего арифметического значения:
∆i=
4) определяется сумма квадратов отклонений по всем объектам
экспертизы:
367,5
5) вычисляется коэффициент конкордации:
Степень согласованности экспертов высокая, 0,8 > 0,7.
Рассчитаем значения весовых коэффициентов:
b1=7/105=0,07
b2=21/105=0,2
b3=15/105=0,14
b4=28/105=0,27
b5=9/105=0,09
b6=25/105=0,24
Анологично производим расчеты и для остальных показателей качества.
Таблица 5 – Результат экспертной оценки по эргономичности
№
Оценка эксперта
∆i
∆2i
1
2
3
4
5
1
1
1
2
2
2
8
-9,5
90,25
2
6
6
6
6
6
30
12,5
156,25
3
2
3
1
3
1
10
-7,5
56,25
4
4
5
5
4
3
21
3,5
12,25
5
3
2
3
1
4
13
-4,5
20,25
6
5
4
4
5
5
23
5,5
30,25
Итого
105
365,5
Вычисляется коэффициент конкордации:
1) 75
2)
=
105/6=17,5
3) S = 365,5
4) вычисляется коэффициент конкордации:
Степень согласованности экспертов высокая, 0,83 > 0,7.
Рассчитаем значения весовых коэффициентов:
b1=8/105=0,08
b2=30/105=0,29
b3=10/105=0,09
b4=21/105=0,2
b5=13/105=0,12
b6=23/105=0,22
Методом экспертной оценки определяются коэффициенты значимости Di каждого единичного показателя качества Qi - параметра оцениваемых и сравниваемых изделий, причём коэффициент значимости устанавливается в диапазоне до 20 баллов (самый значимый параметр) до 1 балла (малосущественный и незначимый параметр). Заносим в таблицу 3 численные значения характеристик исследуемых образцов.
Далее рассчитываются показатели качества qi и определяются произведения Di*qi, для каждого параметра исследуемых образцов. Результаты расчетов для каждого параметра по всем исследуемым образцам сводятся в отдельную таблицу. Причем, лучшему из исследуемых образцов по каждому конкретному параметру соответствует большее значение Di*qi.
Исходя из формулы (где Рп – показатель исследуемого образца, Рб – показатель базового гипотетического образца), получим:
Таблица 8 – Относительные показатели качества qi
№
Параметры
q
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Образец 4
Образец 5
Образец 6
1
Время безотказной работы
0,3
0,35
0,35
1
1
0,3
2
Многофункциональность
0,5
0,5
0,75
1
0,5
1
3
Энергопотребление
1
1
0,95
0,9
1
0,8
4
Дизайн, внешний вид
0,6
0,8
0,6
0,9
0,7
0,9
5
Эргономичность
0,6
0,8
0,7
0,9
0,6
0,8
6
Материалоемкость
0,65
0,7
0,5
1
0,65
0,55
Составим таблицу произведений Di*qi.
Таблица 9 – Произведения Di*qi
№
Параметры
Di*qi
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Образец 4
Образец 5
Образец
6
1
Время безотказной работы
6
7
7
20
20
6
2
Многофункциональность
9
9
13,5
18
9
18
3
Энергопотребление
15
15
14,25
13,5
15
12
4
Дизайн, внешний вид
7,2
9,6
8,4
10,8
7,2
9,6
5
Эргономичность
6,6
8,8
7,7
9,9
6,6
8,8
6
Материалоемкость
5,2
5,6
4
8
5,2
4,4
После определения произведений Di*qi для всех параметров исследуемых образцов из таблиц выбираются эти значения для каждого образца и рассчитываются индексы технических параметров (индекс качества) по формуле:
,
где m – количество параметров, внесенных в таблицу 3, кроме продажной цены.
Образец 1:
IПК=6+9+15+7,2+6,6+5,2=49
Образец 2:
IПК=7+9+15+9,6+8,8+5,6=55
Образец 3:
IПК=7+13,5+14,25+8,4+7,7+454,85=54,85
Образец 4:
IПК=20+18+13,5+10,8+9,9+8=80,2
Образец 5:
IПК=20+9+15+7,2+6,6+5,2=63
Образец 6:
IПК=6+18+12+9,6+8,8+4,4=58,8
Составим сводную таблицу 5 показателей уровня качества исследуемых образцов.
Таблица 10 – Показатели уровня качества
Исследуемый образец
Индекс качества IПК
Образец 1
49
Образец 2
55
Образец 3
54,85
Образец 4
80,2
Образец 5
63
Образец 6
58,8
В то время как качество продукции носит технический характер, цена потребления изделия (образца) относится к экономическому аспекту товарного критерия ее конкурентоспособности и определяется по формуле:
Ц∑=Цпр+Зэ, где Ц∑ – цена потребления изделия, Цпр – цена продаж изделия, Зэ – суммарные затраты потребителя при эксплуатации изделия.
Для определения цены потребления принимаем для всех образцов время безотказной работы 10 лет. Стоимость 1 КВ = 1руб. 62коп. Отсюда производим следующие расчеты:
Образец 1: Ц∑=600+(10*365)*0,2*1.62=1782,6 (руб)
Образец 2: Ц∑=780+3650*0,2*1,62= 1962,6 (руб)
Образец 3: Ц∑=1200+3650*0,21*1,62= 2441,73 (руб)
Образец 4: Ц∑=2000+3650*0,22*1,62= 3300,86 (руб)
Образец 5: Ц∑=550+3650*0,2*1,62= 1732,6 (руб)
Образец 6: Ц∑=1500+3650*0,25*1,62= 2978,25 (руб)
Составим таблицу экономических показателей исследуемых образцов.
Таблица 11 – Экономические показатели
Исследуемый образец
Наименование экономических показателей
Цена продаж, руб
Эксплуатационные расходы, руб
Цена потребления, руб
Гипотетический образец
1500
1182,6
2682,6
Образец 1
600
1182,6
1782,6
Образец 2
780
1241,73
1962,6
Образец 3
1200
1241,73
2441,73
Образец 4
2000
1300,86
3300,86
Образец 5
550
1182,6
1732,6
Образец 6
1500
1478,25
2978,25
Определяется относительный показатель цены потребления исследуемого образца по формуле:
Образец 1:
Ц∑отн=1782,6/2682,6=0,66
Образец 2:
Ц∑отн=1962,6/2682,6=0,73
Образец 3:
Ц∑отн=2441,73/2682,6=0,91
Образец 4:
Ц∑отн=3300,86/2682,6=1,23
Образец 5:
Ц∑отн=1732,6/2682,6=0,65
Образец 6:
Ц∑отн=2978,25/2682,6=1,11
Для оценки положения товара на конкретном рынке самое важное значение приобретает использование интегрального показателя оценки конкурентоспособности продукции, заключающегося в сопоставлении значения показателя качества и суммарных затрат на потребление продукции.
Показатель конкурентоспособности продукции Кi для каждого образца находится по формуле:
где IПК - индекс качества для исследуемого образца;
Ц∑отн - относительный показатель цены потребления для исследуемого
образца.
Наиболее конкурентоспособным является образец, имеющий наибольшее значение КТ.
Образец 1:
КТ1=49/0,66=74,24
Образец 2:
КТ2=55/0,73=75,34
Образец 3:
КТ3=54,85/0,91=60,27
Образец 4:
КТ4=80,2/1,23=65,2
Образец 5:
КТ5=63/0,65=96,92
Образец 6:
КТ6=58,8/1,11=52,97
Составим сводную таблицу для полученных данных.
Таблица 12 – Показатели конкурентоспособности
Образец
Показатель конкурентоспособности
1
74,24
2
75,34
3
60,27
4
65,2
5
96,92
6
52,97
Наиболее конкурентоспособным является образец №5.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ