Сертификация продукции в РБ. Управление качеством продукции



СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Сертификация продукции. Цели и задачи сертификации

2. Органы сертификации и их функции

3. Контроль качества продукции. Управление качеством продукции

4. Сертификация продукции в Республике Беларусь

4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь

4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000

4.3 Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Становление Республики Беларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге.


1 СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕРТИФИКАЦИИ


Сертификация — это деятельность соответствующих органов управления и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Сертификация продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.[4, с. 200]

Основными целями сертификации являются:

создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;

защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья в окружающей среды;

подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;

содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.

Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технологических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» определено, что объектами оценки соответствия являются:

продукция;

процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

оказание услуг;

система управления качеством;

система управления окружающей средой;

компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг.

Документом, удостоверяющим, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта, является сертификат соответствия. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.

Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить ее проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.

Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.

Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции.

При обязательной сертификации предприятию в соответствии с правилами системы сертификации выдается сертификат соответствия, который подтверждает соблюдение всех установленных требований к продукции, а при добровольной сертификации предприятие получает знак соответствия, который указывает, что продукция или услуги соответствуют требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации, проводится инспекционный контроль. В 2005 г. подтверждение соответствия продукции и услуг регламентированным требованиям в Республике Беларусь осуществляли 95 аккредитованных органов, было выдано 36000 сертификатов соответствия, зарегистрировано 4500 деклараций. С 2006 г. показатель доли выпуска новой и сертифицированной продукции Постановлением Правительства Республики Беларусь №1566 от 29.12.2005 включен в перечень целевых показателей прогноза социально-экономического развития страны.[4, с. 201-202]


2. ОРГАНЫ СЕРТИФИКАЦИИ И ИХ ФУНКЦИИ


В зависимости от сложности системы и объема выполняемых работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующего органа (органа надзора), рис. 2.1.[19, с. 116]



Рисунок 2.1 – «Организация сертификации продукции»


Во главе системы стоит официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются:

- разработка порядка проведения сертификации;

- аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний;

- оценка систем обеспечения качества продукции на предприятиях-изготовителях;

- принятие решения о допуске предприятий к системе сертификации;

- выдача сертификатов или лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведения перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.

Важным звеном системы сертификации является испытательный орган (центр или лаборатория), который необязательно должен находиться в составе сертификационного органа.

Испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь:

документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру, функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытаний и др.;

квалифицированный персонал;

документацию по методике измерений, систему регистрации результатов испытаний;

помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний, аттестация персонала, проведение сравнительных испытаний и т.п.

Любая система аккредитации предусматривает выдачу аккредитованной лаборатории соответствующего документа (сертификата, аттестата) и регистрационного знака, а также осуществление периодического контроля за деятельностью лаборатории.

Надзор за функционированием системы обеспечения качества продукции на предприятии осуществляет инспектирующий орган, который по поручению сертификационного органа осуществляет контроль производства, в процессе которого выявляются условия для стабильного выпуска продукции, соответствующей стандартам. При этом контролю могут быть подвергнуты отдельные циклы производства, испытательные установки и системы качества.

Важным элементом в системе сертификации является национальная организация метрологической службы, которая обеспечивает единство измерений и единообразие средств их проведения, методов определения точности, а также создание эталонов и образцовых средств измерений.

Сертификация не снимает ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Правительства многих стран приняли в последние годы законы или постановления об усилении ответственности за качество выпущенной продукции.

Сертификационный центр несет ответственность за достоверность и объективность испытаний, а сертификационный орган — за соблюдение принятых правил и процедур проведения сертификации.

Процедура сертификации начинается с подачи заявки в соответствующую организацию. После предварительного определения соответствия продукции действующей нормативно-технической документации принимается решение об удовлетворении заявки.

После детального изучения материала принимается совместный документ, определяющий права и обязанности обеих сторон и дополнительное приложение, в котором называются технические средства контролера, используемые при испытаниях и контроле качества продукции.

Национальная система сертификации организуется в соответствии с действующими международными нормами и правилами ИСО и СЕРТИКО.

Целью системы является содействие выпуску и реализации безопасных товаров, работ и услуг, повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, увеличение экспорта. Системой сертификации предусматриваются следующие виды деятельности:

сертификация продукции;

сертификация производства;

аттестация изготовителей;

аккредитация испытательных лабораторий;

аккредитация органов по сертификации однородной продукции;

аккредитация органов по сертификации систем качества и аттестации предприятий;

аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.

Обязательная сертификация проводится на основании законодательных актов и правительственных постановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям межгосударственных (стран — участниц СНГ) стандартов, а также других нормативных документов, которые устанавливают обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

Проведение добровольной сертификации организует изготовитель продукции.

Сертификация продукция должна проводиться по схемам, принятым в международной практике. Решение о присоединении к международным системам принимает правительство.[19, с. 115-118]


3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ


Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала.

Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.

Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

а) групповой — по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;

б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;

в) выборочный — контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

г) сплошной — осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.

Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:

а) регулярность систематических наблюдений;

б) осуществление контроля выборочных проб;

в) нанесение результатов наблюдений на контрольный график;

г) использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.

Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара.[19, с. 105-107]

В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC). Основные особенности этой системы состоят в следующем.

1. Перенос полномочий контроля качества с высшего звена управления на уровень низшего звена.

2. Развитие движения в рамках малых коллективов под названием «кружки качества».

3. Стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.

4. Постепенное развитие на основе изучения прошлого опыта.

В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектного труда, которая распространилась на сферу производства, разработку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое распространение комплексная система управления качеством продукции, которая включала все сферы производства и методы экономического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел и государственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-х годов.

В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.

Во многих странах международные стандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).

Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом. Так, например, сравнение американской и японской систем управления качеством продукции (погоней за качеством), приведенное в журнале «Business week», свидетельствует о следующих особенностях:

1). Управленческая политика менеджеров

Япония. Разработка долгосрочного плана профилактики брака.

США. Работа по краткосрочному плану с устранением брака по ходу дела.

2). Основа управления промышленным предприятием Япония. Управленческий план с упором на качество продукции. США. В центре — маркетинг и финансовая сторона дела. Японский менеджмент качества основывается на тотальном контроле качества. Его место показано на рис. 3.1.[19, с.108]



Рисунок 3.1 – «Место тотального контроля качества и менеджмента качества»


Поскольку качество японских товаров высокое, и они теснят национальные рынки многих стран, есть основание для изучения и распространения японского менеджмента качества.

Условия, необходимые для существования менеджмента качества.

1. Укрепление организационной структуры предприятия. Реорганизация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.

2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного проявления потенциала работников.

3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.

4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.

5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.

6. Факт-контроль на основе строгих данных.

7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

8. Ориентация на потребителя.

9. Работник на следующем за мной участке — тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

10. Своевременная корректировка управленческой политики.

11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных организационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств сотрудников.

Французский опыт менеджмента качества имеет много общего с японским. Он представлен на рис. 3.2.[19, с. 109]

Нуждается в осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразным планировать количественные показатели качества работникам внутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мастерство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров.



Рисунок 3.2 – «Управление качеством продукции»


С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.

Основные цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.

1. Содействовать вкладу в рост и развитие компании.

2. Создавать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.

3. Активизировать использование человеческого фактора.

В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю качества, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.

Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте работы кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества — поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества.

1. Добровольное участие в кружках.

2. Отношение к рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов как к активным членам трудового коллектива, которые хотят содействовать процветанию своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.

3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.

Стимулирование повышения качества продукции рассматривается с двух точек зрения: стимулирование объекта (предприятия) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается престиж фирмы, который нужно постоянно поддерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На малых и средних предприятиях, где однозначно можно оценить вклад каждого подразделения в успех (или убыточность) фирмы, стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических доходов каждого центра ответственности. На крупных предприятиях возможно создание поощрительных фондов цеха за выпуск высококачественной продукции и возмещение ущерба смежникам за брак.

Мотивация труда работников за высокое качество продукции осуществляется по трем направлениям: материальное, моральное и организационно-техническое стимулирование. Материальное стимулирование идет по линии повременной или сдельной формы оплаты труда, а также через специальные премиальные выплаты. Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно оценить количество и качество продукции работника. Если организация коллективного труда, обусловленная особенностями технологического процесса, не дает возможности выявить вклад каждого работника, тогда применяется повременная форма оплаты труда и поощрение коллектива (или возмещение ущерба). Условия стимулирования высококачественной продукции указываются в трудовом контракте работника или коллективном договоре администрации и работающих.

Моральное поощрение проявляется в разных формах: престижность работы в известной фирме, разовые персональные знаки отличия.

Организационно-техническое стимулирование реализуется через кружки качества, где работники, имеющие большой творческий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационализаторские предложения и изобретательские способности. Участие в кружках качества, кроме того, для отдельных работников сопровождается материальным (разовым) и моральным поощрением.

Особое значение имеет мотивация высокоэффективного труда специалистов. Она осуществляется по тем же направлениям, что и для рабочих. Однако размеры вознаграждения должны существенно отличаться: выборы и назначение на ответственные должности, получение персональных окладов, надбавок, льгот и привилегий.

Высшей мерой поощрения инженеров, менеджеров является присуждение национальных и международных престижных премий.[19, с. 105-112]


4. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь


В Республике Беларусь отношения, возникшие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, регулируются Законом «О техническом нормировании и стандартизации» № 262-3 от 5 января 2004 года. Закон определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. [15, с. 93]

В процессе стандартизации разрабатываются нормы, правила, требования, характеристики объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных актов. К таким актам относятся стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.

Стандарт – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащей технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. [15, с. 94]

Стандарты бывают международными, межгосударственными (региональными), государственными (национальными), организации.

В Республике Беларусь в зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются, как правило, стандарты следующих видов:

основополагающие стандарты (организационно-методические и общетехнические), которые устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования;

стандарты на продукцию, которые устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции;

стандарты на работы (процессы), услуги, которые устанавливают требования к методам (способам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ (услуг) в технологических процессах изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;

стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), которые устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) проведения контроля продукции при ее создании, производстве, потреблении, утилизации.

В Государственной системе стандартизации Республики Беларусь устанавливаются нормативные документы по стандартизации следующих категорий:

государственные стандарты Республики Беларусь — СТБ;

государственные строительные нормы и правила Республики Беларусь — СНБ;

общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь -ОКРБ;

руководящие документы отраслей Республики Беларусь — РДРБ;

технические условия Республики Беларусь — ТУ РБ;

технические описания Республики Беларусь — ТО РБ;

стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ, концернов) — СТП.

На территории Республики Беларусь Государственные стандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют предприятия, объединения, в том числе с иностранными инвестициями учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности, министерства и другие органы государственного управления, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Государственные стандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют при разработке законодательных актов, а также при разработке, изготовлении, реализации, эксплуатации (использовании), ремонте, хранении, транспортировании и утилизации продукции (при оказании услуг) и т.д.

Руководящие документы отраслей применяют на территории Республики Беларусь предприятия и организации, входящие в систему органа, утвердившего данный документ, а также на добровольной основе другие предприятия и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Руководящие документы Госстандарта применяют в соответствии с областью их распространения.

Технические условия и технические описания применяют на территории Республики Беларусь организации, независимо от форм собственности и подчиненности, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

Стандарты организаций применяют в организации, утвердившей стандарт организации.

Продукция не подлежит реализации и передаче для реализации по назначению, если она не соответствует требованиям, подлежащим обязательному выполнению, предусмотренным в действующих стандартах. Указание в маркировке продукции стандарта (ГОСТ, СТБ и др.) осуществляется при наличии у изготовителя официально изданного экземпляра стандарта или экземпляра, приобретенного в организации, которой Госстандартом, Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь предоставлено право распространения стандартов.

Импортируемая продукция должна соответствовать обязательным требованиям действующих стандартов в части безопасности и охраны окружающей среды.

Информация о выпускаемой продукции представляется организацией в установленном порядке.

Международные, региональные и национальные стандарты других государств применяют на основе международных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученного Госстандартом от соответствующих организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребности республики и не противоречат действующему в республике законодательству. [16, с. 14-15] Применение международных и региональных стандартов осуществляют через государственные стандарты Республики Беларусь следующими способами:

прямое применение международного (регионального) стандарта как полного аутентичного перевода текста международного (регионального) стандарта;

прямое применение международного (регионального) стандарта с дополнительными национальными требованиями;

прямое применение международного (регионального) стандарта в качестве приложения к государственному стандарту Республики Беларусь.

Национальные стандарты других государств применяют непосредственно (при их издании на русском языке) или в качестве государственных стандартов Республики Беларусь аналогично международным и региональным стандартам.

Применение международных, региональных, национальных стандартов других государств, стандартов предприятий других государств на изготавливаемую и поставляемую только на экспорт продукцию производится на договорной (контрактной) основе с потребителем (покупателем) продукции.

Допускается применение отраслевых стандартов, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технических условий других государств (изданных или переведенных на русский язык) на основе соответствующих соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов, организаций, утвердивших эти документы и официально подтвердивших правильность перевода нормативного документа на русский язык.

Информация о применяемых нормативных документах по стандартизации других государств на поставляемую продукцию представляется предприятием (организацией) в Госстандарт (Минстройархитектуры) в течение месяца после реализации первого образца первой партии продукции.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона «О стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации. Основными целями стандартизации являются:

защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции, услуг, процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни людей, охрану окружающей среды;

повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и экономики государства;

обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции;

содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;

устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, участие республики в международном разделении труда;

обеспечение единства измерений;

содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности республики;

содействие выполнению законодательства Республики Беларусь методами и средствами стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции в интересах потребителя и государства;

развитие унификации продукции;

нормативное обеспечение межгосударственных я государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасность населения и т.д.);

согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

снижение материалоемкости и энергоемкости, применение прогрессивных технологий;

установление метрологических норм, правил, положений

и требований;

установление требований к испытаниям, сертификации.

контролю и оценке качества продукции;

ведение и развитие систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

На современном этапе государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку он в основном направлен на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Согласно закону «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.

Системы управления качеством продукции основываются на Государственной системе стандартов Республики Беларусь (СТБ).

На межотраслевом уровне управление качеством осуществляется на основе государственных стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципы построения систем управления качеством.

На отраслевом уровне управление качеством продукции осуществляется на основе государственных и отраслевых стандартов и других нормативных документов, которые разрабатываются для учета специфических особенностей отраслей. Отраслевые стандарты позволяют согласовывать специфические условия организации производства и управления конкретными отраслями промышленности с требованиями государственных стандартов» межотраслевой научной и нормативно-технической документации. На уровне организации управление качеством осуществляется на основе государственных отраслевых стандартов, технических условий и стандартов организаций, других нормативно-технических документов. Последние отражают организационно-техническую и технологическую специфику работ в организации и условия их выполнения.

Таким образом, образуется единая система, позволяющая увязать требования к уровню качества продукции, формируемые на всех стадиях жизненного цикла изделия. В целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства осуществляется государственный надзор за выполнением требований стандартов. [15, с. 93-99]


4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000


Систему международных стандартов характеризуют нормативные документы общемировых неправительственных организаций (ISO, IEC, WTO), международных отраслевых организаций и других международных региональных организаций.

Первая Международная неправительственная организация для разработки всемирных стандартов в области электротехнической промышленности International Ekctrotechnical Commission (IEC) была основана в 1906 г., в

1926 г. она была преобразована в Ассоциацию International Standardizing Associations (ISA). В 1942 г. в связи со Второй мировой войной деятельность ISA была прекращена.

В 1946 г. представители 25 стран собрались в Лондоне и решили создать новую организацию для содействия в области координации и унификации промышленных стандартов. Новая организация — International Standardizing Organization (ISO) -официально начала свою деятельность 23 февраля 1946 г. В ее состав входит более 90 стран.

После создания ИСО на автономных правах к ней присоединилась и МЭК, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения; ИСО — во всех остальных отраслях.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции. Стандарты ИСО серии 9000 получили наиболее широкое признание в мире. Они устанавливают требования к качеству и являются основой управления качеством продукции примерно в 400 тысячах систем качества частных и государственных предприятий 150 стран.

Стандарты ИСО серии 9000—это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ИСО/Технический комитет 176» (ISO/TC 176).

Стандарты ИСО серии 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предстоит выполнить организации. Данные международные стандарты не описывают как достичь решения этих задач, а представляют такой выбор руководству организации.

Действующие международные стандарты (МС) ИСО серии 9000 издания 2000 г. разработаны Техническим комитетом ИСО/ТК 176 и являются третьей версией данной серии стандартов.

Первая версия была утверждена в 1987 г. и состояла из пяти стандартов. Они образовали основополагающий комплекс международных стандартов по качеству:

ИСО 9000-87 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;

ИСО 9001-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ИСО 9002-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

ИСО 9003-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

ИСО 9004-87 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональные решения, накопленные в области управления качеством.[15, с. 100]

На протяжении всего периода существования стандартов ИСО 9000 продолжалась разработка новых и пересмотр действующих основополагающих стандартов (в 1994 г. и в 2000 г.). В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 г. ИСО/ТК 176 ориентировался на достижение следующих целей:

обеспечение отражения в стандартах лучшего практического опыта их применения;

обеспечение согласованности стандартов;

содействие применению стандартов любыми компаниями независимо от их размеров, отрасли или продукции

Изменения, внесенные в стандарты в 1994 г., не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Но при этом количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось.

В 2000 г. закончился второй плановый пересмотр международных стандартов ИСО и была принята третья версия стандартов ИСО серии 9000-2000 г. Основными причинами пересмотра были:

пересмотр в запланированный срок;

накопление опыта применения стандартов в крупных и мелких организациях;

развитие прогрессивных методов управления (процессный подход, реинжиниринг, бенч-маркетинг и др.);

появление необходимости поддержки бизнеса.

Стандарты третьей версии разработаны с учетом использования элементов TQM и международных премиях по качеству. Они включают:

ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

ИСО 9004 «Системы менеджмента качества. Руководство

по улучшению деятельности».

Стандарты третьей версии обладают следующими преимуществами:

применимы к любым организациям независимо от их вида, размера, выпускаемой продукции иди оказываемой услуги;

просты в применении, упрощена терминология, доступны для понимания;

существенно сокращен объем обязательных процедурных документов;

устанавливают связь системы менеджмента качества с организационными и бизнес-процессами;

обеспечивают естественное движение в направлении

улучшения деятельности организаций в соответствии с заложенными в них требованиями;

ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей;

образуют согласованный комплекс стандартов, совместимый с другими системами, связанными с управлением, развитием, финансированием, охраной окружающей среды, охраной труда и безопасностью, а также стандартами, устанавливающими отраслевые требования;

обеспечивают возможности по созданию системы менеджмента качества в специфических отраслях экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т.д.);

МС ИСО 9001, содержащий требования к системам менеджмента качества и МС ИСО 9004, содержащий условия и рекомендации для выполнения требований, являются согласованной парой и направлены на дальнейшее улучшение деятельности организаций;

учитывают потребности и выгоды для всех заинтересованных сторон (организаций, их собственников и персонала, потребителей, государства, общества в целом);

создают основу и методологию для самооценки деятельности организации в области качества.

Для организаций, применяющих стандарты на системы менеджмента качества согласно концепции третьей версии ИСО 9000, различают четыре общие категории продукции:

оборудование (технические средства), к которому относят всю промышленную продукцию, состоящую из отдельных единиц или собранную из разрозненных частей, предназначенную для поставки потребителю;

интеллектуальная продукция (средства), под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности, включающий информацию, выраженную в форме компьютерных программ, проектов и т.д.;

перерабатываемые материалы, к которым относится материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние. Перерабатываемые материалы представляют собой жидкость, газ, слитки или листы, порошок или гранулы, специфические материалы и могут поставляться в контейнерах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;

услуги, к которым относят услуги по обучению, бытовому обслуживанию, туристские услуги и т.д.

Важнейшим преимуществом в стандартах ИСО серии 9000—2000 является то, что требования к системам менеджмента качества для всех категорий продукции являются общими.

В МС ИСО серии 9000—2000 включены следующие новые требования:

ориентация на потребителя;

процессный подход;

постоянное улучшение (важнейшее направление совершенствования системы менеджмента качества);

возрастающая роль высшего руководства;

необходимость применения законодательных и нормативных требований;

установление целей, которые могут быть измерены (оценены);

мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности потребителя;

определение и оценка выделяемых ресурсов для достижения целей;

определение эффективности подготовки персонала:

проведение измерений, относящихся к системе, процессам и продукции;

проведение анализа данных, свидетельствующих о степени выполнения системой менеджмента качества своих функций.

В новой версии стандартов ИСО 9000 учитывалось и противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики, т.е. то, что в торговых отношениях страны зачастую ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства.[8, с. 121-123]

Для разрешения этого противоречия разработаны международные экологические стандарты» в первую очередь стандарты ИСО 14000. Стандарты этой серии ориентируют организации на внедрение экологического менеджмента. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.

В связи с обострением экологических проблем в мировом хозяйстве сертификация продукции на ее соответствие международным экологическим стандартам приобретает все большее значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную экологическую политику, имеет тенденцию к быстрому росту. Формируется активно развивающийся мировой рынок экологически чистой продукции. Международные организации разрабатывают единую международную классификацию этого рынка и единые критерии в отношении понятия «экологически чистая продукция». Влияние экологических факторов на возможности конкуренции, на развитие международной торговли и экспортного производства становится одной из доминант XXI в. Страны, имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, оказываются и наиболее конкурентоспособными. С этой целью созданы Всемирная промышленная конференция по экологическому управлению, Совет предпринимателей по устойчивому развитию, учитывающему его экологическую составляющую. Для своих членов (а первоначально в состав Совета вошли 50 ведущих компаний развитых стран) он устанавливает повышенные экологические стандарты. Существует уже большое число многосторонних и двусторонних международных соглашений и договоров по вопросам экологической безопасности. Так, Комитет ВТО по торговле и окружающей среде занимается установлением соотношения между принципами и задачами торговой политики отдельных стран и положениями международных договоров и соглашений по охране окружающей среды. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции уже во многом определяется именно экологическими ее параметрами: степенью соответствия международным экологическим стандартам и использования безопасных производственных технологий, экологическими издержками, уровнем экологического менеджмента и аудита, обязательствами по международным соглашениям об охране окружающей природной среды. Таким образом, пересмотр стандартов 2000 г. повлек за собой изменения, касающиеся ответственности управления, мониторинга, измерения, постоянного совершенствования и других вопросов. [15, с. 100-104]

4.3 Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь


Процесс сертификации начинается со сбора и подготовки изготовителем (продавцом) продукции необходимых документов и подачи заявки на проведение сертификации.

В заявке на проведение сертификации указывается наименование организации-изготовителя (продавца), ее юридический адрес, УНН, телефон, факс, фамилия я инициалы руководителя. Далее приводится наименование продукции, код ОЖП, код ТН ВЭД, серийность ее выпуска, товаросопроводительный документ и количество штук в партии. Кроме того, указывается наименование и обозначение документации изготовителя (ТУ, стандарты и т.д.) и подтверждается соответствие продукции, представленной на проведение сертификации, требованиям нормативных документов.

В заявке также отмечается вид сертификации (обязательная или добровольная) и предполагаемый номер схемы сертификации.

Наряду с просьбой о проведении сертификации обязуется выполнять все условия сертификации, обеспечивать стабильность сертифицированных характеристик продукции и оплатить все расходы по проведению сертификации.

Заявка подписывается руководителем и главным бухгалтером организации и скрепляется печатью.

Одновременно с заявкой представляются следующие материалы:

а) для серийного производства:

- нормативный документ на продукцию;

- в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях удостоверение о государственной гигиенической регистрации;

- при наличии, сертификат на систему качества и протоколы испытаний;

- дополнительная информация о качестве продукции и специфике ее производства;

- другие документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь (лицензии, разрешения и т. д.);

б) для партии продукции:

- товаросопроводительные документы;

- в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях удостоверение о государственной гигиенической регистрации;

- при наличии, документ о качестве продукции изготовителя;

- копия таможенной декларации;

- фитосанитарный сертификат, ветеринарный сертификат (для растениеводческой и животноводческой продукции);

- другие документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь (лицензии, разрешения и т. д.).

Информацию об аккредитованном органе по сертификации или о порядке сертификации продукции заявитель может получить в Республиканском органе по сертификации или в территориальном центре стандартизации и метрологии. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации продукции заявка направляется в Республиканский орган по сертификации.

При поступлении заявки орган по сертификации продукции проводит ее анализ и анализ поступивших вместе с ней материалов на предмет правильности заполнения, достаточности представленных материалов, соблюдения правил согласования, утверждения документов и их регистрации.

При неправильном оформлении заявки и (или) отсутствии необходимых материалов, заявка возвращается заявителю с письменным обоснованием отказа в приеме. При положительных результатах анализа орган по сертификации направляет заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации продукции:

- порядок сертификации;

- указания по отбору образцов продукции;

- перечень нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация;

- аккредитованную испытательную лабораторию;

- орган по сертификации систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации);

- условия оплаты работ по сертификации.

Одновременно с решением заявителю направляется проект договора на проведение работ по сертификации продукции. Стоимость работ определяется на основании калькуляции.

Экспертиза документации, представленной вместе с заявкой, предусматривает:

- сопоставительный анализ требований законодательных актов и нормативных документов Республики Беларусь с требованиями документов, предоставленных с заявленной продукцией;

- определение достаточности приведенной номенклатуры показателей, устанавливающих требования к однородной продукции;

- наличие ссылочных нормативных документов;

- наличие стандартизированных и аттестованных методов испытаний и их достаточность;

- определение достоверности и анализ документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям.

Порядок сертификации продукции определяется с учетом размера партии продукции, серийности ее производства. Также принимается во внимание целевое назначение продукции, безопасность ее использования. В зависимости от принятого порядка проводятся испытания или отдельных образцов с распространением результатов испытания на всю продукцию, или каждого изделия. В некоторых случаях может осуществляться проверка производства и инспекционный контроль сертифицированной продукции.

Испытания образцов продукции проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с СТБ 941.0 – СТБ 941.3 на право проведения испытаний, предусмотренных в нормативных документах на сертифицируемую продукцию.

Типовые представители продукции выбираются в случае большой номенклатуры продукции, изготовленной по типовому технологическому процессу, одинаково конструктивного исполнения и соответствия установленным требованиям безопасности. Конструкция, состав и технология изготовления образцов должны быть такими же, как у сертифицируемой продукции.

Выбор типового представителя от группового ассортимента пищевой продукции проводится при условии производства этой продукции на единой технологической линии, по одинаковой технологии, из однотипного сырья. По некоторым видам серийной продукции типовой представитель не выбирается (например, от алкогольной продукции).

Предложение по выбору типового представителя оформляется заявителем в произвольной форме и представляется в орган по сертификации, который принимает решение о проведении испытаний типового представителя.

Отбор образцов проводится в соответствии с нормативными документами на продукцию в присутствии заявителя и оформляется актом.

Одновременно с отбором образцов проводится идентификация партии продукции, которая предусматривает проверку соответствия маркировки продукции (штриховой код, изготовитель, дата изготовления, конечный срок реализации, нормативный документ). Кроме того, проверяется объем представленной партии (упаковка, тара, масса и т.д.), а также информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах.

При отборе образцов и идентификации продукции проверяются условия хранения продукции.

При отсутствии на пищевой, сельскохозяйственной и парфюмерно-косметической продукции (кроме той, на которой такая маркировка не предусмотрена нормативными документами) даты изготовления и срока годности или конечного срока реализации отбор образцов не производится, и продукция к сертификации не принимается.[15, с. 157-160]

При сертификации продукции используются методы испытаний, приведенные в нормативных документах на продукцию, или методики испытаний, аттестованные в установленном порядке.

При отсутствии на момент сертификации аккредитованной испытательной лаборатории по данному виду продукции (виду испытаний) орган по сертификации однородной продукции по письменному согласованию с Республиканским органом по сертификации определяет возможность, а также место и условия испытаний, обеспечивающих объективность их результатов.

Испытания продукция проводятся на основании договоров, заключенных заявителем с испытательной лабораторией. В договоре предусматриваются вопросы конфиденциальности я разрешения конфликтных ситуаций.

Заявитель представляет отобранные в установленном порядке образцы и техническую документацию в испытательную лабораторию. Испытания проводятся по программе, разработанной органом по сертификации. По результатам испытаний составляется протокол, который направляется органу по сертификации продукции и заявителю независимо от результатов испытаний.

При отрицательных результатах испытаний работы по сертификации прекращаются.

В случаях, предусмотренных порядком сертификации, проводится анализ состояния производства или сертификация системы качества.

Анализ состояния производства осуществляется комиссией, назначенной органом, проводящим сертификацию продукции.

При анализе состояния производства проверяются следующие элементы производственной системы:

входной контроль сырья, материалов и комплектующих изделий;

экспертиза договоров;

идентификация продукции;

управление процессами производства;

контроль и проведение испытаний;

управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

корректирующие и предупреждающие действия;

погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, маркировка, консервация, поставка;

управление регистрацией данных о качестве

По результатам анализа состояния производства составляют акт, выводы которого учитываются при выдаче сертификата.

В ходе анализа состояния производства орган по сертификации может приостановить или прекратить работы по сертификации продукции. Решение о приостановлении работ принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные несоответствия. Если этого сделать нельзя, работы по сертификации данной продукции прекращаются. Решение о приостановлении или прекращении работ по сертификации сообщается в письменном виде заявителю и заинтересованным органам.

После проведения корректирующих мероприятий заявитель представляет в орган по сертификации справку об устранении отмеченных несоответствий, на основании которой орган по сертификации проводит повторную проверку.

Сертификация системы качества проводится аккредитованными органами по сертификации систем качества, а при их отсутствии - Республиканским органом по сертификации в соответствии с СТБ 5.1.05.

При сертификации продукции в рамках международной системы или соглашения по сертификации, которые предусматривают сертификацию систем качества или иную оценку стабильности производства, она осуществляется в соответствии с требованиями, установленными этой системой или соглашением.

Если заявитель имеет сертификат на систему качества, выданный в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь или в рамках систем, к которым присоединилась Республика Беларусь, или с которыми заключены соглашения о взаимном признании систем сертификации, сертификация систем качества не проводятся.

По результатам анализа полученных данных принимается решение о возможности выдачи сертификата.

При сертификации продукции на основании заявления о соответствия орган по сертификации проводит следующие работы:

анализ заявления о соответствии продукции;

анализ представленных материалов (сертификат на систему качества, протоколы испытаний, другие документы, подтверждающие качество и безопасность продукции);

проверку материалов непосредственно в организации (при необходимости);

принятие решения о возможности (невозможности) признания заявления о соответствии продукции и выдаче сертификата.

Для сертификации продукции серийного и массового производства при наличии сертифицированной системы качества представляются протоколы квалифицированных, периодических или других испытаний, содержащие все показатели, контролируемые при сертификации продукции, если с момента их проведения не прошло более одного года.

При положительном решении орган по сертификации выдает изготовителю сертификат, а при отрицательных – дает письменное заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

Одновременно с выдачей и регистрацией сертификата с изготовителем продукции заключается соглашение по сертификации, которое вступает в силу с момента подписания обеими сторонами. В соответствии с заключенным соглашением орган по сертификации продукции дает право, а владелец сертификата берет на себя обязательства представлять на реализацию продукцию с сертификатом соответствия и маркировать каждое изделие знаком соответствия с учетом РСТ Беларуси 915, при условии, что он отвечает всем требованиям, установленным данным сертификатом. В свою очередь, орган по сертификации обязуется проводить инспекционный контроль с определенной периодичностью в течение года. [10]

Владелец сертификата обязан обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию организации представителей органов, осуществляющих инспекционный контроль, создавать им все условия, необходимые для его проведения, также оплачивать все расходы, связанные с осуществлением инспекционного контроля.

Владелец сертификата должен информировать орган по сертификации продукции обо всех вносимых изменениях в конструкторско-технологическую документацию, влияющих на качество продукции, вести учет всех рекламаций (претензий) на сертифицированную продукцию и незамедлительно информировать о них орган по сертификации продукции.

Владелец сертификата соответствия несет установленную, законодательством Республики Беларусь ответственность за поставку (реализацию) сертифицированной и маркированной знаком соответствия продукции, не отвечающей требованиям, установленным в нормативных документах, указанных в сертификате соответствия.

Признание иностранных сертификатов на продукцию включает:

подачу заявки на признание иностранного сертификата и материалов, прилагаемых к ней;

анализ полученных материалов и идентификацию продукции:

принятие решения о возможности признания иностранного сертификата или обоснование отказа и изложение предлагаемых процедур сертификации;

переоформление иностранного сертификата на сертификат Республики Беларусь и его регистрацию или регистрацию сертификата единой формы.

Для признания сертификата, выданного в рамках систем сертификации, к которым присоединилась Республика Беларусь и с которыми заключено соглашение о взаимном признании результатов сертификации, заявитель направляет в орган по сертификации однородной продукции или в Республиканский орган по сертификации типовую заявку на признание сертификата, заверенную копию сертификата. Также при необходимости представляются нормативный документ, на соответствие которому проводилась сертификация, протокол сертификационных испытаний (если предусмотрено соглашением о признании), удостоверение (сертификат) качества производителя, удостоверение о государственной гигиенической регистрации Республики Беларусь (если это предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь). Все прилагаемые документы, изданные на иностранном языке, должны сопровождаться аутентичным переводом на белорусском или русском языке. Состав и содержание документов устанавливаются в порядке сертификации однородной продукции.

Рассмотрение документов проводится в срок до семи дней. По результатам рассмотрения документов принимается решение, которое доводится до заявителя.

Анализ представленных документов предусматривает определение правильности и достаточности информации, указанной в них, в том числе правильности и достаточности требований безопасности и других требований, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь, в нормативных документах, указанных в иностранном сертификате. Условием признания иностранного сертификата является правильное и полное отражение требований безопасности и других требований, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь, в нормативных документах на ввозимую продукцию, указанных в иностранном сертификате, а также положительные результаты идентификации продукции.

При признании иностранного сертификата его переоформление на сертификат Национальной системы сертификации Республики Беларусь с одновременной регистрацией или регистрация сертификата единой формы (если это предусмотрено условиями соглашения о призвании) осуществляется без дополнительных процедур.

Переоформление иностранного сертификата на сертификат Республики Беларусь или регистрация сертификата единой формы (если это предусмотрено условиями соглашения о признании) на продукцию серийного производства осуществляется при условии подачи заявки на признание изготовителем данной продукции. При этом представляется копия, заверенная действительной печатью органа, выдавшего сертификат. Сертификат Национальной системы Республики Беларусь в этом случае выдается изготовителю или его официально уполномоченному представителю. В остальных случаях выдается сертификат на партию продукции.

Признание иностранного сертификата на отечественную серийную выпускаемую продукцию включает также проведение инспекционного контроля состояния производства при выполнении процедуры признания сертификата и заключение соглашения по сертификации.

При осуществлении признания орган по сертификации однородной продукции или Республиканский орган по сертификации может установить необходимость дополнительных испытаний в полном объеме, если требования, установленные в нормативных документах, законодательных актах Республики Беларусь и нормативных документах, указанных в иностранном сертификате на продукцию, не совпадают или если требования не учтены полностью.

Сертификаты, выданные в системах сертификации стран с которыми подписано соглашение о взаимном признании сертификатов, на продукцию, произведенную в третьих странах, не признаются. В отдельных случаях Республиканский орган по сертификации может принимать решение о признании сертификата на партию продукции, произведенную в третью странах.

Процедура регистрации сертификатов единой формы (если это предусмотрено условиями соглашения о признании) предусматривает:

регистрацию иностранных сертификатов и информации, указанной в нем;

присвоение номера сертификату в реестре Национальной системы сертификации Республики Беларусь;

занесение в сертификат регистрационного номера, даты и реквизитов органа, проводившего регистрацию.[15, с. 156-166]

сертификация качество беларусь стандарт


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь, перевода экономики на инновационный путь напрямую зависит от повышения эффективности процессов трансформации научных зияний в инновации, улучшения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

По мере развития экономики все большее внимание уделяется качеству.

Рынок стал требовать снижения рисков покупки, разработки новой продукции с лучшими характеристиками, но относительно низкими ценами. При обилии товаров и жесточайшей конкуренции качество продукции как соответствие заявленным характеристикам стало неотъемлемым условием успеха не только организаций, но и государства в целом.

Поэтому повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг и расширение их ассортимента имеют первостепенное значение для выхода наших производителей на зарубежные рынки, интеграции страны в мировую экономическую систему и присоединения к ВТО.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Гарантом выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ахмин А.М. Основы управления качеством продукции / А.М. Ахмин , Д. П. Гасюк. СПб., 2002. – 324 с.

2. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. СПб., 2002. – 561 с.

3. Волков О.И. Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М., 1997. – 379 с.

4. Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. Ек., 2008. – 464 с.

5. Горфинкель В.Я. Курс предпринимательства. Учебник. / Под ред. В.Я. Горфинкеля - М.: Финансы, 1997. – 253 с.

6. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандара. Учебник. - М.: Банки и биржи, 1998. – 397 с.

7. Деминг У. Новая экономика / У. Деминг; пер. с англ. Т. Гуреш. М., 2006. – 465 с.

8. Елиферов В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни: Стандарты ИСО 9000 и Система менеджмента / В.Г. Елиферов. М., 2006. – 435 с.

9. Ильенкова С.Д. Управление качеством / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Мхитаряна; под ред. С Д. Ильенковой. М- 1999. – 354 с.

10. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения. 2004.

11. Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции / Н.И. Новицкий, ВН. Олексюк. Минск, 2001. - 631 с.

12. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О'Коннор и И. Макдермотт. М., 2006. – 761 с.

13. Репин В.В. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В.В. Репин, В.Т. Елиферов. М., 2006. – 235 с.

14. Стандарты и качество – 2004. №6 с. 52-56

15. Титович А.А. Менеджмент качества: учеб. пособие / А. А. Титович. – Минск: Выш. Шк., 2008. – 254 с.

16. Товаровед и торговля – 2007 - №12 (54) с. 14-18

17. Фатхутдинов Р.А. Организация производства / Р.А. Фатхутдинов. М., 2001. – 423 с.

18. Харрингтон Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях / Д.Х. Харрингтон; сокр. пер. с англ.; под ред. Л. А. Конарева. М., 1990. – 421 с.

19. Хрипач В.Я. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; Под ред. В. Я. Хрипача. – 2-е изд. Стереотипное. – Мн.: Экономпресс, 2001 – 464 с.

20. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. Учебник./ Под ред. А.Г. Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 451 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ