Структура и виды цен. Расчет основных экономических показателей

1. Структура и виды цен


Цена - денежное выражение стоимости товара на рынке. Она является средством взаимодействия производителя и покупателя товара на рынке.

Цена образуется при наличии спроса на товар и его предложения производителями. На процесс ценообразования влияет наличие конкуренции и проявления государственного влияния.

В основе оценки спроса рассматривают полезность товара (в широком понимании этого термина). На бытовом уровне представление о полезности товара составляется с учетом поведенческих особенностей покупателей, их платежеспособности. На предпринимательском - выгодность приобретения определенного количества товара по данной цене.

Структура цены - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т. д. В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).

Оценка предложения осуществляется в некотором интервале цены на товар с нижним ее значением на уровне валовых расходов при изготовлении товара и верхним значением - с учетом оценки спроса и принятой производителем ценовой стратегии.

Теория ценообразования создавалась с развитием 2-х подходов: "затратного" и "полезного". С развитием идей монетаризма теория ценообразования была дополнена современными представлениями о роли государственного регулирования цен. Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, жизнеспособность и финансовую устойчивость.

Основные функции цены:

учет и изменение расходов общественного труда на производство продукта. Это макроэкономическая функция, она положена в основу государственного регулирования и ряда программ дотаций производства;

связь между производством и потреблением, спросом и предложением, функция и макро-и микроэкономические;

стимулирование производства в зависимости от движения платежеспособного спроса населения;

перераспределение национального дохода (регулируемые государством цены. Данная функция является логическим продолжением первой функции, носит макроэкономический характер.

Виды цен. Определяют по ряду признаков.

1. В зависимости от проявления государственного влияния различают: фиксированные, регулируемые, свободные и договорные цены. В странах с рыночной экономикой доля установленных государством фиксированных цен незначительна. В большинстве случаев государственное регулирование сводится к установлению верхнего предельно допустимого уровня цен или предельного уровня рентабельности. В промышленных развитых странах доля регулируемых государством цен составляет 25-40%. Свободные цены образуются под воздействием спроса и предложения на свободном рынке.

2. На ценообразование влияет тип рыночной среды, где в зависимости от наличия конкуренции различают: конкурентные и монопольные цены. Конкурентные цены значительно ниже монопольных за счет стремления большого количества производителей продать свои товары, сохраняя безубыточность производства.

3. По характеру оборота, обслуживаемого выделяют оптовые, закупочные, розничные, сметные цены, а также цены и тарифы на платные услуги населению, транспортные тарифы.

4. По абсолютному значению выделяют следующие виды цен:

- Для захвата массового рынка используется цена проникновения или демпинговая - низкая цена на значительном рынка при сильной конкуренции. Она ориентирована на высокое или низкое качество товара при высокой чувствительности рынка к цене;

- Для захвата рыночного сегмента, мало чувствительного к цене и озабоченного качеством, или уникальностью, статус товара, используется престижная (высокая) цена.

5. По способу включения расходов.

- Для длительного периода времени возможно применение стандартных цен. Это неизменные, но не гарантирующие неизменность содержания товара цены. Вместо их изменения фирма может изменить упаковку, состав товара или услуги. Используется в коммунальных услугах, ресторанах (вес порции в столовой, замена картонной упаковки на пластиковую и др.);

- Изменчивые цены учитывают изменение затрат, качество для ориентации на различные сегменты рынка.

6. По способу воздействия на покупателя:

- Единые цены - цены, устанавливаемые предприятием для всех потребителей на одном уровне для аналогичных товаров. Отклонение от цен не допускается.

- В отличие от них, гибкие цены ориентируются на покупательную способность клиентов. Например, цена на продуктовых и промышленных рынках у того самого продавца для разных покупателей;

- Неокругленные цены - цены, психологически действуют на покупателя. Нововведения, которые учитывают психологию покупателя (получение им сдачи). Эта разновидность цен привлекательна при использовании в массовом порядке системы электронных платежей, кредитных карточек и незначительного оборота наличности.

7. По признаку государственно-территориального ограничения различают: внутренние и внешние (экспортные) цены.

8. По времени действия цены подразделяются на твердые, текущие, сезонные, текучие и т.д.

В состав цены могут включаться расходы на транспортировку товарной продукции, ее перегрузку, страхование, хранение и т.п. Распределение этих расходов в цене, то есть между производителем и потребителем, называется франкированием.

При внутренней торговле различают:

франко-склад поставщика - в цену включают все транспортные расходы с момента отгрузки со склада предприятия-изготовителя;

франко-станция назначения - расходы от станции назначения и т.д.

При межгосударственной торговли различают цены:

DAF - потребитель несет все затраты, начиная от своей границы;

KAF - производитель несет все расходы по доставке груза в порт отгрузки;

FOB - производитель несет все затраты, включая нагрузку на борт судна;

CIF - все расходы по перевозке груза до станции (порта) назначения, уплаты таможенных пошлин и страхование груза несет производитель и т.д.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияет на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену, необходимо стремиться к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересов сторон соглашения.



Задание 1


Определить среднегодовую стоимость ОПФ; величину фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, рентабельности основных фондов; показатели обновления и выбытия ОПФ.

Исходные данные:


Показатели

Вариант

15

Стоимость оборудования, млн.грн

22000

Введено в эксплуатацию, млн.грн

22,5

Дата ввода

1.06

Выбыло оборудование стоимостью, млн.грн

15,6

Дата выбытия

1.08

Себестоимость выпускаемой продукции грн/т

667

Цена за 1т, грн

825

Производственная мощность тыс.т

1003,0

Численность персонала, чел

360


Решение:

Годовой выпуск продукции: 1003000 * 825 = 827,475 млн. грн.

Общая стоимость выпущенной продукции: 1003000 * 667 = 669,1 млн. грн.

1. Среднегодовая стоимость основных фондов:


=



2. Фондоотдача:


грн./грн


- Фондоемкость:


грн./грн.


- Фондовооружение:


млн.грн./чел.


- Рентабельность:




3. Коэффициент обновления:



= 22000 +22,5 - 15,6 = 22006,9 млн.грн


- Коэффициент выбытия:



Задание 2


На основании исходных данных определить коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота и изменение ОБС за счет проведенных изменений.


Показатели

Вариант

15

Объем реализованной продукции, тыс.грн

65873

Объем оборотных средств, тыс.грн

15560

Изменение коэффициента оборачиваемости


Изменение длительности оборота

+4

Решение:

1. Коэффициент оборачиваемости:


об


2. Длительность одного оборота:


дней


Длительность одного оборота за счет изменений: Т2 = 85,1 + 4 = 89,4 дней.

Тогда :

3. Изменение коэффициента оборачиваемости:


об


Задание 3


По приведенным в таблице показателям за базовый и отчетный период определить:

  1. Перерасход (экономию) скорректированного фонда зарплаты. Фонд зарплаты изменяется на 0,6 % на каждый 1 % изменения объема производства.

  2. Изменение фонда зарплаты за счет изменения численности и среднего заработка.

  3. Выполнение условия ΔЗ ≤ ΔПт.

  4. Изменение объемов производства за счет производительности труда и численности.


Показатели

Вариант

15

Базовый период


Объем, т

1000

Численность, чел

50

Годовой фонд з/п, тыс.грн

5120

Отчетный период


Объем , т

1500

Численность, чел

55

Годовой фонд з/п, тыс.грн

5115


Решение:

1. Расчет дополнительных показателей:


Таблица 2. Расчет дополнительных показателей:

Показатели

Значение

Изменение показателей

базовый период

отчетный период

абсолютное

в %

Объем производства (Q), т.

1000

1500

500

(Q1-Q0)

50

(Q1/Q0-1)*100

Численность (N), чел

50

55

5

(N1-N0)

10

(N1/N0-1)*100

Годовой фонд заработной платы, тыс. грн (Ф)

5120

5115

-5

-0,098

(Ф1/Ф0-1)*100

Средняя заработная плата (З), тыс. грн./чел

102,4

(Ф0/N0)

93

-9,4

-9,18

(З1/З0-1)*100

Производительность труда (Пт), т./чол

20

(Q0/N0)

27,27

7,27

36,35

(Пт1/Пт0-1)*100


2. Расчет скорректированного фонда заработной платы Фкор, тыс. грн:




Где: Ф0 - фонд заработной платы в базовом периоде, тыс. грн.

Q – изменение объема производства продукции отчетного периода в сравнении с базовым, % ("+" «увеличение», “-“ «снижение»);

К – Корректирующий коэффициент (находится в пределах от 0,4% до 0,6%)


тыс. грн.


3. Сравнение скорректированного фонда заработной платы с плановым:


Ф1 - Фкор = 5115 - 6656 = -1541 тыс. грн.


Экономия фонда заработной платы составила 1541 тыс. грн.

4. Влияние изменения численности и среднего заработка на изменение фонда заработной платы:

а) изменение фонда заработной платы за счет изменения численности

тыс. грн.


б) изменение фонда заработной платы за счет изменения среднего заработка:


тыс. грн.


N1 – численность отчетного периода;


тыс. грн


5. Проверка выполнения условия -

-9,18 < 36,5 – условие выполняется.

6. Влияние изменения производительности труда и численности на объем производства:

а) изменение объема производства за счет изменения численности:


т.


б) изменение объема производства за счет изменения производительности труда:


т.

т.



Задание 4


Новой технологией предусмотрено:

  • увеличение удельного расхода электроэнергии на 18% с удорожанием ее стоимости на 15 % и удельным весом статье энергозатрат 50%;

  • удорожание стоимости оборудования на 2%;

  • сокращение численности основных рабочих на 6%;

  • снижение удельного расхода сырья на 20% и удельным весом в статье затрат "Сырье и материалы" - 42%;

  • увеличение годовой производственной мощности на 23%.

Удельные затраты в себестоимости продукции (С=8800 грн./т) до внедрения мероприятий составляли: сырье - 50%; вспомогательные материалы - 5%; энергозатраты - 8%; зарплата основных рабочих с отчислениями в соцстрах - 2%; содержание и эксплуатация оборудования - 15%; цеховые расходы - 10%; общезаводские и внепроизводственные расходы - 5%.

Определить эффективность от внедрения мероприятий от снижения себестоимости при годовом объеме действующего производства - 250000 т.

Решение:

1.Индексы изменения удельных затрат и цены, годовых затрат по статье, годового объема производства:

  1. Определение изменения себестоимости по статьям затрат:


Статьи затрат

С0

С

С1= =С0+∆С,

грн./т.

грн./т

Уд. вес

%

грн./т

1. Сырье и материалы

4400

0,50

100▪(0,8▪1-1) ▪ 0,50 ▪ 0,42 =

= -4,2

-369,6

4030,4

2.Вспомогательные материалы

440

0,05

0

0

440

3.Энергозатраты

704

0,08

100▪(1,15▪1,18-1) ▪ 0,08 ▪ 0,5 =1,428

125,664

829,664

4. Зарплата основних работников

176

0,02


-41,36

134,64

5. РСЭО

1320

0,15

100▪(1,02/1,23-1)▪0,15= -2,56

-225,28

1094,72

6. Обще-производственные затраты

1320

0,15

100▪(1/1,23-1)▪0,15= -2,8

-246,4

1073,6

7. Прочие затраты

440

0,05

100▪(1/1,23-1)▪0,05= -0,93

-81,84

358,16

Полная себестоимость

8800

1

-9,53

-838,816

7961,184




Где: Iц – индекс цены на ресурс

Iр – индекс удельного расхода ресурсов

dст – доля статьи затрат в себестоимости

di – доля i-того ресурса в статье затрат


I=


  1. Сырье и материалы:




  1. Вспомогательные материалы:





  1. Энергозатраты:






  1. Зарплата основных работников:





Тогда:








  1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО):




Где: Iобор- индекс стоимости оборудования


dам – доля амортизации в статье затрат РСЭО




  1. Общепроизводственные затраты:



Где: IQ -индекс изменения объема производства

Iст – индекс изменения статьи затрат





  1. Прочие расходы:




В результате внедрения новых технологий себестоимость продукции снизилась на 9,53% или на 838,816 грн/тонну.

Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии за счет снижения себестоимости рассчитывается по формуле:


грн./год

т.


Годовой экономический эффект составляет 257935920 грн.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ