Энштейн
Эйнштейн, Альберт
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Albert Einstein)
Текущая версия (не проверялась)
Перейти к: навигация, поиск
Альберт Эйнштейн
Albert Einstein
Дата рождения:
14 марта 1879
Место рождения:
Ульм
Дата смерти:
18 апреля 1955
Место смерти:
Принстон
Гражданство:
Германия
(1879—1896, 1914—1933)
Швейцария (1901—1955)
США (1940—1955)
Научная сфера:
Физика
Место работы:
Патентное бюро в Швейцарии (Берн)/
Университет Цюриха/
Карлов университет/
Институт Кайзера Вильгельма/
Лейденский университет/
Институт фундаментальных исследований
Альма-матер:
ETH Zürich
Известен как:
Создатель общей и специальной теории относительности
Награды и премии
Нобелевская премия по физике (1921)
медаль Копли
Запрос «Эйнштейн» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.
Альбе́рт Эйнште́йн (нем. Albert Einstein см. немецкое произношение имени (info)), (14 марта 1879 — 18 апреля 1955) — физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.
Иностранный член-корреспондент РАН (1922), иностранный почётный член АН СССР (1926).
Эйнштейн жил в Швейцарии (с 1893), Германии (с 1914) и США (с 1933). Создал специальную (1905) и общую (1907—1916) теории относительности; открыл закон взаимосвязи массы и энергии (см. E=mc²), хотя авторство Эйнштейна ставится под сомнение[1]. Автор основополагающих трудов по квантовой теории: ввёл понятие фотона (1905), установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна), предсказал (1916) индуцированное излучение. Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций, создал квантовую статистику Бозе — Эйнштейна. С 1933 г. работал над проблемами коcмологии и единой теории поля.
В 30-е годы эмигрировал из Германии в США и позже в знак протеста против национал-социализма отказался от немецкого подданства и вышел из состава Прусской и Баварской Академий наук. Также выступал против войны, в 1940-х — против применения ядерного оружия. В 1940 г. подписал письмо президенту США об опасности создания мощного ядерного оружия в Германии. Горячо поддерживал идею создания еврейского государства.
Биография
Ранние годы
Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 г. в немецком городе Ульме в небогатой еврейской семье Германа и Паулины Эйнштейн. Герман Эйнштейн (1847—1902), обладавший незаурядными математическими способностями, владел небольшим предприятием, но постоянно стоял на грани разорения. Мать, Паулина (урожд. Кох, 1858—1920) происходила из семьи состоятельного торговца кукурузой Юлиуса Дерцбахера (в 1842 году сменил фамилию на Кох) и Йетты Бернхаймер [2]. У Эйнштейна была младшая сестра Мария (Майя, 1881—1951). Дом, в котором родился ученый, был разрушен во время бомбардировок 1944 года и не был восстановлен. Сохранилась городская регистрационная книга, в которой записано: «К нижеподписавшемуся чиновнику городского регистрационного бюро сегодня явился знакомый ему в лицо коммерсант Герман Эйнштейн, иудейского вероисповедания, проживающий в Ульме на Бронгофштрассе, 135…»
Эйнштейн в 14 лет.
Будучи ребёнком нерелигиозных родителей, Альберт Эйнштейн посещал католическую начальную школу в Мюнхене и до 12-ти лет был довольно глубоко верующим подростком, хотя и не разграничивал христианское и иудейское вероучения [3]. Однако, чтение научно-популярных книг вскоре сделало его вольнодумцем и навсегда породило в нём недоверие к авторитетам [4].
Когда Альберту было пять лет, его отец впервые показал ему компас. Это первое впечатление от знакомства с техникой у Эйнштейна сохранилось на всю жизнь и, как он сам признавал, определило его увлечение разнообразными механизмами и наукой. В 1889 г. знакомый студент-медик познакомил Эйнштейна с классической философией, в частности, с «Критикой чистого разума» Иммануила Канта. Сочинение Канта также в значительной степени побудило будущего учёного к изучению математики, физики и философии. Кроме того, в детстве по настоянию матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой также сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни, и в 1908 он даже выступал в квинтете музыкантов-любителей (совместно с математиком, полицейским, юристом и переплётчиком). Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 Альберт Эйшнтейн дал благотворительный концерт Моцарта для скрипки в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры.
Обучаясь в Луитпольской гимназии, Альберт Эйнштейн впервые обратился к самообразованию: в возрасте 12 лет в 1891 г. он начал самостоятельно изучать математику с помощью школьного учебника по геометрии. Хотя часто утверждается, будто Эйнштейн был некомпетентен в математике, но это также не соответствует действительности. В гимназии он уже был в числе первых учеников в изучении точных наук, однако укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися, которая, как он сам считал, наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению, как и относительно тираническое отношение учителей к ученикам вызывало у Альберта Эйнштейна неприятие, поэтому он часто вступал в споры со своими преподавателями, продолжавшими считать его бесперспективным учеником.
После окончательного разорения отца семейства в 1894 г. Эйнштейны переехали из Мюнхена в Италию в Павию близ Милана. Сам Альберт оставался в Мюнхене ещё некоторое время, чтобы окончить все шесть классов гимназии. Не получив аттестата зрелости, в 1895 г. он присоединился к своей семье в Милане. Осенью 1895 г. Альберт Эйнштейн прибыл в Швейцарию, чтобы сдать вступительные экзамены в Высшее техническое училище в Цюрихе и стать преподавателем физики. Блестяще проявив себя на экзамене по математике, он в то же время провалил экзамены по ботанике и французскому языку, что не позволило ему поступить в Цюрихский Политехникум. Однако директор училища посоветовал молодому человеку поступить в выпускной класс школы в Аарау (Швейцария), чтобы получить аттестат и повторить поступление.
В Аарау Альберт Эйнштейн посвящал своё свободное время изучению электромагнитной теории Максвелла. В сентябре 1896 г. он весьма успешно сдал все, за исключением экзамена по французскому языку, выпускные экзамены в кантональной школе Аарау, и получил аттестат, а в октябре 1896 г. был принят в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха на педагогический факультет. Здесь он познакомился с родившейся в Венгрии сербской студенткой факультета медицины Милевой Марич, впоследствии ставшей его женой. В этом же году Эйнштейн отказался от своего гражданства и стал апатридом. Чтобы получить швейцарское гражданство, ему требовалось выплатить 1000 швейцарских франков, однако бедственное материальное положение его семьи не позволило ему сделать это во время учёбы.
Стиль и методика преподавания в Политехникуме обнаруживали существенные различия с закостеневшей и авторитарной прусской школой, поэтому дальнейшее обучение давалось Альберту куда проще. Однако определённые трудности всё же возникали. В частности, за годы учёбы в Цюрихе у Эйнштейна предельно осложнились отношения с возглавлявшим кафедру физики профессором В. Г. Вебером (однофамильцем знаменитого физика Вильгельма Эдуарда Вебера). Вебер, занимательный лектор и одарённый экспериментатор, оставался чересчур консервативным в своём неприятии новых теорий в электротехнике. В частности, Вебер негативно относился к теории поля Максвелла, будучи сторонником концепции дальнодействия, и в этом плане у него возникали разногласия с молодым учеником, который интересовался трудами Майкельсона и независимо, не зная об опытах Майкельсона, предложил собственную интерференционную методику, но из-за несогласия преподавателя так и не смог провести задуманные им опыты.
Начало научной деятельности
В 1900 Эйнштейн закончил Политехникум, получив диплом преподавателя математики и физики. Хотя его успеваемость не была образцовой, однако он серьёзно заинтересовался целым рядом наук, в том числе геологией, биологией, историей культуры, литературоведением, политической экономией. Хотя в следующем, 1901, году Эйнштейн получил и гражданство Швейцарии, но вплоть до весны 1902 не был способен найти постоянное место работы, он мог лишь подрабатывать, заменяя учителя в Винтеруре. В армию он призван не был из-за плоскостопия и расширения вен. Вследствие отсутствия заработка Альберт Эйнштейн буквально голодал, не принимая пищу по несколько дней подряд. Впоследствии это стало причиной болезни печени, с которой учёный жил до конца жизни.
Несмотря на лишения, преследовавшие его в 1900—1902 гг., Эйнштейн находил время для дальнейшего изучения физики. В 1901 г. берлинские «Анналы физики» опубликовали его первую статью «Следствия теории капиллярности» (Folgerungen aus den Capillaritätserscheinungen), посвящённую анализу сил притяжения между атомами жидкостей на основании теории капиллярности.
Роберт Оппенгеймер и Эйнштейн.
На некоторое время Эйнштейну удалось устроиться учителем математики и физики в Шафхаузене, в пансионате для иностранцев, поступавших в высшие учебные заведения Швейцарии. Один из друзей Эйнштейна, математик Марсель Гроссман, бывший одновременно и отцом одного из его учеников, рекомендовал Эйнштейна на должность эксперта третьего класса в федеральное Бюро патентования изобретений с окладом 3500 франков в год. Великий физик работал в Бюро патентов Швейцарии с июля 1902 по октябрь 1909, занимаясь преимущественно патентованием изобретений, связанных с электромагнетизмом. С 1903 он был постоянным работником Бюро. Характер работы позволял Эйнштейну посвящать свободное время исследованиям в области теоретической физики.
6 января 1903 Эйнштейн женился на двадцатисемилетней Милеве Марич. Влияние Милевы Марич, дипломированного математика, на труды её мужа до нашего времени остаётся нерешённым вопросом. Тем не менее, их брак был скорее интеллектуальным союзом, и сам Альберт Эйнштейн называл свою жену «созданием, равным мне, таким же сильным и независимым, как и я». Между Эйнштейном и Марич всегда существовало определённое расстояние, так как великий учёный часто нуждался в одиночестве для проведения своих исследований. Интересно, что советский физик Абрам Фёдорович Иоффе, лично знакомый с Эйштейном, назвал последнего в некрологе Эйнштейном-Маричем, и этот факт часто приводится в качестве доказательства совместности научной деятельности выдающегося физика и его жены. Тем не менее, высказываются предположения, что Иоффе добавил к фамилии Эйнштейна фамилию его жены только потому, что считал это традицией, принятой в Швейцарии.
«Год чудес». Специальная теория относительности
Почтовая марка, посвящённая Альберту Эйнштейну
Ещё в 1904 «Анналы физики» получили от Альберта Эйнштейна ряд статей, посвящённых изучению вопросов статистической механики и молекулярной физики. Они были опубликованы в 1905, открыв так называемый «Год чудес» (лат. Annus Mirabilis), когда четыре статьи Эйнштейна совершили революцию в теоретической физике, дав начало теории относительности которая была разработана на основании «теории относительности» в геометрии, созданной Николаем Лобачевским, (в которой Эйнштейн заменил частицы событиями и рассматривал «материю» не как часть конечного материала мира, но просто как удобный способ связывания событий воедино) и перевернув представления о фотоэффекте и броуновском движении. Физическое сообщество в целом согласно с тем, что три из них заслуживали Нобелевской премии (которая в итоге досталась Эйнштейну лишь за работу по фотоэффекту — довольно примечательный факт, если учесть, что учёный лучше всего известен именно благодаря его теории относительности, тогда как ему так и не удалось согласовать её положения с квантовой механикой).
Общая теория относительности
Основная статья: Общая теория относительности
Статистика Бозе — Эйнштейна
В 1924 молодой индийский физик Шатьендранат Бозе в кратком письме обратился к Эйнштейну с просьбой помочь в публикации статьи, в которой выдвигал предположение, положенное в основу квантовой статистики. Бозе предложил рассматривать свет в качестве газа фотонов. Эйнштейн пришёл к выводу, что эту же статистику можно использовать для атомов и молекул в целом. В 1925 Эйнштейн опубликовал статью на немецком языке, в которой излагал модель Бозе, применимую к системам тождественных частиц с целым спином, называемых бозонами. На основании данной квантовой статистики, известной ныне как статистика Бозе — Эйнштейна, двое физиков ещё в середине 20-ых годов теоретически обосновали существование пятого агрегатного состояния вещества — конденсата Бозе — Эйнштейна.
В 1921 году
Суть «конденсата» Бозе — Эйнштейна состоит в переходе большого числа частиц идеального бозе-газа в состояние с нулевым импульсом при температурах, приближающихся к абсолютному нулю, когда длина волны де Бройля теплового движения частиц и среднее расстояние между этими частицами сводятся к одному порядку. Начиная с 1995, когда первый подобный конденсат был получен в университете Колорадо, учёные практически доказали возможность существования конденсатов Бозе — Эйнштейна из водорода, лития, натрия, рубидия и гелия. Аутентичные наброски данной теории, выполненные Эйнштейном, были обнаружены в библиотеке Лейденского университета в августе 2005.
Занимаясь разработкой статистики Бозе — Эйнштейна, Альберт Эйнштейн одновременно содействовал Эрвину Шрёдингеру в разработке уравнения Шрёдингера, объясняющего свойства волн де Бройля с позиций классической механики, что соответствовало статистике Больцмана. Вместе с тем, Эйнштейн считал, что исследования в данном направлении сочетания классической и квантовой моделей идеального газа менее перспективны, чем дальнейшее развитие статистики Бозе — Эйнштейна, поэтому отказался от соавторства.
Эмиграция
По мере нарастания экономического кризиса в Веймарской Германии усиливалась политическая нестабильность, содействовавшая усилению антисемитских и националистических настроений. В результате, усилилась и травля одного из величайших учёных современности со стороны антисемитских и консервативных кругов, называемых самим Эйнштейном «Компанией теории антиотносительности ltd». После прихода к власти нацистов в 1933 физик покинул Германию навсегда, выехав в Соединённые Штаты Америки. В скором времени в знак протеста против преступлений нацизма он отказался от немецкого гражданства и членства в Прусской и Баварской Академиях наук.
После переезда в США Альберт Эйнштейн получил должность профессора физики в недавно созданном институте фундаментальных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. В Принстоне он продолжал работу над исследованием проблем космологии и созданием единой теории поля, призванной объединить теорию гравитации и электромагнетизм. В США Эйнштейн мгновенно превратился в одного из самых известных и уважаемых людей страны, получив репутацию гениальнейшего учёного в истории, а также олицетворения образа «рассеянного профессора» и интеллектуальных возможностей человека вообще. Ежедневно он получал множество писем разнообразного содержания. Будучи естествоиспытателем с мировым именем, он оставался доступным, скромным, нетребовательным и приветливым человеком.
Физик, перевернувший представления человечества о Вселенной, Альберт Эйнштейн умер 18 апреля 1955 в 1 час 25 мин. в Принстоне во сне от аневризмы аорты. Не воспринимая никаких форм культа личности, он запретил пышное погребение с громкими церемониями, для чего пожелал, чтобы место и время захоронения не разглашались. 19 апреля 1955 без широкой огласки состоялись похороны великого учёного, на которых присутствовало всего 12 самых близких друзей. Его прах был сожжён в крематории Юинг-Симтери, а пепел развеян по ветру…
Политические убеждения
Альберт Эйнштейн был убеждённым демократическим социалистом, гуманистом, пацифистом и антифашистом. Авторитет Эйнштейна, достигнутый благодаря его революционным открытиям в физике, позволял учёному активно влиять на общественно-политические преобразования в мире.
В эссе под названием «Почему социализм?» («Зачем нужен социализм?», «Why Socialism?»), изданном в качестве статьи в крупнейшем марксистском журнале США «Ежемесячное обозрение»[5] (Monthly Review) в мае 1949, Альберт Эйнштейн изложил своё видение социалистических преобразований. В частности, великий физик обосновал нежизнеспособность экономической анархии капиталистических отношений, являющихся причиной социальной несправедливости, а главным пороком капитализма называл «пренебрежение человеческой личностью». Осуждая отчуждение человека при капитализме, стремление к наживе и приобретательству, Эйнштейн отмечал, что демократическое общество само по себе не может ограничить своеволие капиталистической олигархии, и обеспечение прав человека становится возможным только в условиях плановой экономики. Следует отметить, что статья была написана в разгар маккартистской «охоты на ведьм» по просьбе марксистского экономиста Пола Суизи и выражала смелую гражданскую позицию учёного.
Альберт Эйнштейн выступал за построение демократического социализма, который соединил бы социальную защиту населения и планирование экономики с демократическим режимом и правами человека. Он не одобрял тоталитарные методы построения социалистического общества, наблюдавшиеся в сталинском СССР, однако всегда оставался другом Советского Союза и противником конфронтации западных демократий и социалистического лагеря. Одновременно он отвергал национализм в любых его проявлениях и называл его «корью человечества»
Эйнштейн поддерживал ненасильственные средства борьбы за права народных масс, особо отмечая заслуги Махатмы Ганди: «Я считаю воззрения Ганди наиболее выдающимися из всех политиков-наших современников. Мы должны стараться совершать поступки в этом духе: не использовать насилие для борьбы за наши права». Он был одним из соучредителей леволиберальной Немецкой демократической партии и членом связанной с Американской федерацией труда Американской федерации учителей. Также он активно содействовал борьбе темнокожего населения США за гражданские права, будучи на протяжении двух десятилетий близким другом известного и в СССР темнокожего певца и актёра Поля Робсона. Так, Альберт Эйнштейн и Поль Робсон были сопредседателями «Крестового похода за отмену линчевания» (American Crusade to End Lynching).
Из-за своих политических убеждений и национального происхождения Эйнштейн принимал активное участие в борьбе с фашизмом и нацизмом, а его племянник Карл Эйнштейн, бывший анархо-синдикалистом, воевал на стороне республиканцев на фронтах Гражданской войны в Испании. В ответ на антифашистскую деятельность эмигрировавшего в 1933 году Эйнштейна в гитлеровской Германии теория относительности официально считалась частью вымышленного «еврейского заговора в физике».
Из-за своей «левизны» величайший учёный как поклонник истинной демократии и социализма часто подвергался нападкам со стороны правоконсервативных кругов в США. Во время разгула маккартизма ФБР располагало личным делом «неблагонадёжного» Эйнштейна, состоявшим из 1427 страниц. В частности, он обвинялся в том, что «проповедует доктрину, направленную на установление анархии». Архивы ФБР также свидетельствуют о том, что физик был объектом пристального внимания со стороны спецслужб, поскольку на протяжении 1937—1954 годов Эйнштейн «состоял или был спонсором и почётным членом в 34 коммунистических фронтах», а также являлся почётным председателем трёх подобных организаций.
Альберт Эйнштейн также известен как сторонник создания еврейского государства. Будучи сторонником левого сионизма, он содействовал организации Еврейского университета в Иерусалиме в 1925 и государства Израиль в 1947. В 1952 к нему даже поступило предложение стать президентом Израиля, от которого учёный отказался. Считается, что Эйнштейн был первым за всю историю американским гражданином, которому предлагали стать главой иностранного государства.
Борьба за мир
Значительным является и вклад Альберта Эйнштейна в борьбу за мир. Используя свою известность во всех странах мира, физик призывал народы мира к сопротивлению агрессивным устремлениям нацистской Германии и её союзников во Второй мировой войне. Опасавшийся возможности создания ядерного оружия в Германии Альберт Эйнштейн был в числе учёных и общественных деятелей, подписавшихся под написанным физиком-эмигрантом из Венгрии Лео Силардом обращением к президенту США Франклину Делано Рузвельту. Обращение взывало к необходимости предупреждения разработки атомного оружия гитлеровской Германией путём ускорения ядерной программы самих США, отмечая, что разрушительный потенциал урана и производных радиоактивных элементов может привести к созданию оружия невиданной раннее разрушительной силы.
Позже Альберт Эйнштейн сожалел о подписанном им письме, понимая, что для нового руководителя США Гарри Трумэна ядерная энергия служит инструментом устрашения и шантажа других государств. В дальнейшем он критиковал все разработки ядерного оружия, в особенности, испытание его на атолле Бикини, а свою причастность к ускорению работ над американской ядерной программой считал величайшей трагедией своей жизни. Широкую известность получило обращение гениального учёного к президенту США Гарри Трумэну по поводу угрозы ядерной войны: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями» (иногда приводится другой вариант: «Я не знаю, будет ли третья мировая война, но четвёртой — не будет»).
Эйнштейн был одним из основателей Пагуошского движения учёных за мир. Хотя его первая конференция проводилась уже после смерти Эйнштейна, в 1957, но инициатива созвания такого движения была выложена в получившем широкую известность Манифесте Рассела — Эйнштейна (написанном совместно с Бертраном Расселом), предупреждавшем также об опасности создания и применения водородной бомбы. В рамках этого движения Эйнштейн, бывший его председателем, совместно с Альбертом Швейцером, Бертраном Расселом, Фредериком Жолио-Кюри и другими всемирно известными деятелями науки вёл борьбу против гонки вооружений, создания ядерного и термоядерного оружия. После смерти Эйнштейна руководство движением взял на себя Рассел.
Религиозные взгляды
Отношение Эйнштейна к вере и религии менялось в течении его жизни.
В 1921 году Эйнштейн получил телеграмму от нью-йоркского раввина Герберта Гольдштейна: «Верите ли вы в Бога тчк оплаченный ответ 50 слов». Эйнштейн уложился в 24 слова: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей».[6]
В 1934 году Эйнштейн становится почетным членом Ассоциации рационалистской прессы, также он работал в комиссии экспертов Первого гуманистического общества Нью-Йорка.
В 1940 году он описал свои взгляды в журнале «Nature» в статье под названием «Наука и религия».[7] Там он пишет: «по моему мнению, религиозно просвещённый человек — это тот, кто в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера… безотносительно от того, делается ли попытка связать это с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Религиозность такого человека состоит в том, что у него нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются… В этом смысле религия — древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние». Он утверждает, что все конфликты между наукой и религией «происходили в результате фатальных ошибок», в результате непонимания того, что «сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены». В то же время «между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость». «Наука без религии хрома, религия без науки слепа… Подлинного конфликта между религией и наукой не может быть».
В то же время, он даёт понять, что не верит в персонифицированного Бога, и утверждает, что «не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы. Конечно, доктрина Бога как личности, вмешивающейся в природные явления, никогда не может быть в буквальном смысле опровергнута наукой, ибо эта доктрина может всегда найти убежище в тех областях, куда научное знание ещё не способно проникнуть. Но я убеждён, что такое поведение части представителей религии не только недостойно, но и фатально».
Эйнштейн одобрял работу психолога Пола Диля (англ. Paul Diel),[8] предлагавшего биологические и физиологические основы для нравственности вместо теологических или социологических.[9]
В 1950 году, в письме М. Берковитцу Эйнштейн писал: «По отношению к Богу я агностик. Я убеждён, что для отчётливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно — законодателя, работающего по принципу награды и наказания».[10]
Эйнштейн описал свои религиозные взгляды, отвечая тем, кто приписывал ему веру в иудео-христианского Бога: «То, что вы читали о моих религиозных убеждениях — разумеется, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного бога, и я никогда не отрицал этого, но выразил это отчетливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, насколько наша наука способна его постичь».[11][12]
В 1954 году, за полтора года до своей смерти, Эйнштейн так охарактеризовал свое отношение к религии: «Слово бог для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить»[13].
Наиболее полный обзор религиозных взглядов Эйнштейна опубликовал его друг, Макс Джеммер (англ. Max Jammer), в книге 1999 года «Эйнштейн и религия».[14]
Культурное влияние
Альберт Эйнштейн превратился в героя ряда художественных романов, фильмов и театральных постановок. В частности, он выступает в качестве действующего лица в фильме Николаса Рога «Insignificance», комедии Фреда Шепизи «I.Q.» (в которой его играет Вальтер Маттау), комической пьесе Стива Мартина, романах Жана-Клода Карье «Пожалуйста, месье Эйнштейн» (Einstein S’il Vous Plait) и Алана Лайтмэна «Мечты Эйнштейна» (Einstein’s Dreams). Юмористическая составляющая личности великого физика фигурирует в постановке Эда Метцгера «Альберт Эйнштейн: Практичный богемец». «Профессор Эйнштейн», создающий хроносферу и предотвращающий приход к власти Гитлера, является одним из ключевых персонажей созданной им альтернативной Вселенной в серии компьютерных стратегий реального времени Command & Conquer.
Эйнштейн и Нильс Бор
Внешний вид Альберта Эйнштейна, в зрелом возрасте обычно появлявшегося в простом свитере с растрёпанными волосами, принят за основу в изображении «безумных учёных» и «забывчивых профессоров» в популярной культуре. Кроме того, в ней активно эксплуатируется и мотив забывчивости и непрактичности великого физика, переносимый на собирательный образ его коллег. Журнал «Таймс» даже назвал Эйнштейна «сбывшейся мечтой мультипликатора».
Широкую известность приобрели фотографии Альберта Эйнштейна. Одна из наиболее знаменитых была сделана 11 февраля 1949 канадским фотографом армянского происхождения Юсуфом Каршем. Однако её популярность была превзойдена фотографией с 72-ого дня рождения физика в 1951. Фотограф Артур Сасс попросил Эйнштейна улыбнуться для камеры, на что тот показал язык. Это изображение стало иконой современной популярной культуры, представляя портрет одновременно и гения, и жизнерадостного живого человека.
Популярность Эйнштейна в современном мире столь велика, что возникают спорные моменты в широком использовании имени и внешности учёного в рекламе и торговых марках. Поскольку Эйнштейн завещал своё имущество (в том числе использование его изображений) Еврейскому университету в Иерусалиме, бренд «Альберт Эйнштейн» был зарегистрирован в качестве торговой марки. Соответственно, при использовании имени Эйнштейна в коммерческих целях необходимо добавлять к нему символ ™.
Признание
В архивах Нобелевского комитета сохранилось около 60 номинаций Эйнштейна в связи с формулировкой теории относительности, однако премия была присуждена только в результате номинации шведского физика Карла Вильгельма Озеена, в связи с объяснением фотоэлектрического эффекта. Озеен особенно подчеркивал, что на этот раз он номинирует Эйнштейна не в связи с теорией, которая представлялась спорной членам Нобелевского комитета, а в связи с объяснением природного явления, несомненно наблюдаемого в эксперименте. В результате этой номинации Эйнштейн получил премию за 1921 г. задним числом одновременно с Нильсом Бором осенью 1922 г.
Посмертно Альберт Эйнштейн был награждён целым рядом отличий:
В 1992 он был назван № 10 в подготовленном Майклом Хартом списке самых влиятельных личностей в истории.
В 1999 журнал «Тайм» назвал Эйнштейна «Личностью века».
В 1999 Gallup Poll привёл Эйнштейна под № 4 в списке самых почитаемых в XX веке людей.
2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом физики по случаю столетия «года чудес», увенчавшегося открытием специальной теории относительности Эйнштейном.
В честь Эйнштейна названы
Эйнштейн — единица энергии, применяемая в фотохимии
Химический элемент эйнштейний (№ 99 в Периодической системе элементов Менделеева)
Астероид 2001 Эйнштейн
Кратер на Луне
Квазар Крест Эйнштейна
Международная Золотая медаль ЮНЕСКО имени Альберта Эйнштейна[15]
Премия имени Альберта Эйнштейна
Премия мира имени Альберта Эйнштейна
Колледж медицины им. Альберта Эйнштейна при университете Йешива
Центр медицины им. Альберта Эйнштейна в Филадельфии
Дом-музей Альберта Эйнштейна на Крамгассе, Берн
Спутник-обсерватория «Эйнштейн»
многочисленные улицы многих городов мира
«кольца Эйнштейна»
Гимназия в городе Санкт-Августин
Культовое фото физика
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ