Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физики
Муниципальное бюджетное учреждение
школа №1 им. В. Носова
г.о. Тольятти
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
подготовила
учитель физики
Чимченко Ирина Юрьевна
г. о. Тольятти
2015
В течении нескольких лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но они обучаются в общеобразовательных классах .Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те конкретные задачи, которые я ставлю перед собой:
Развивать речь.
Развивать сообразительность.
Включать детей в разнообразную деятельность.
Активизировать умственную деятельность.
Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии:
Учу читать параграф и находить ключевые моменты, составлять план ответа по прочитанному материалу, отвечать на вопросы параграфа.
Для повышения самооценки детей даю опережающие задания . Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно ребята рисуют газету по материалу параграф: здесь и рисунок и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.
Готовлю индивидуальные карточки «сделай по образцу». Учащийся получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.
Для коррекции внимания предлагаю учащимся с ОВЗ карточки с определением физических величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное.
Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они должны получить посильное задание, с которым явно справятся.
Все задания предлагаемые детям с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы ребенок поверил в себя, повысил свою самооценку.
К доске такие ребята не любят выходить, но если я сама чувствую, что ребенок обязательно справится с задачей, вызываю. Задача решена! Успех очевиден.
При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного характера – ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – ученик позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы.
Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например: задание на молекулярное взаимодействие (7 кл.) Ученик получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания ребенок обязательно высказывает свое умозаключение.
Изучая тему «Сила Архимеда» ученик с ОВЗ получает задание: Определить зависит ли сила Архимеда от объема тела. Выдается сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Ребенок сам планирует эксперимент, проводит его, делает выводы. Такая работа развивает его сообразительность, активизирует умственную деятельность. Наблюдая за его работой, использую поощрения в виде похвалы, подбадривание, чтобы не утратил веру в свои способности. Ребята с ОВЗ любят такие задания, а в физике их достаточно.
Развивать творческие способности у детей с ОВЗ необходимо для дальнейшей успешной его деятельности. Я на своих уроках организую разные формы работы, способствующие решению именно этой задачи:
Провожу уроки-семинары в 9 -11 классах. Обычно это уроки изучения нового материала или обобщающие занятия. Например: «Тепловые двигатели», «Движение искусственных спутников Земли», «Электромагнитные волны». За неделю до проведения урока-семинара сообщаю учащимся тему, дату, список литературы. Класс делится на группы для решения определенных вопросов. Ребенок с ОВЗ получает от меня задание, с которым он имеет возможность справиться хорошо, что должно повысить его самооценку. Задание должно быть точно сформулировано и невелико по объему. А вот подход ребенка к выполнению задания самостоятельный, творческий. Он может воспользоваться энциклопедией, справочником, интернет ресурсами и др. В назначенный день каждый приносит весь «накопанный» материал и на уроке оформляют групповой отчет в виде газеты и защищают свою тему. Ребенок с ОВЗ защищает, делает свои выводы в той части проекта, которую готовил он.
На таких уроках создаются все условия для самоутверждения ребенка с ОВЗ и веры в свои силы, совершенствуется умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии.
Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу», почитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей . А так же при изучении определенных тем предлагаю задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об экологии: Например: задачи для 10 класса:
:
Во время проведения декады физики ребята с ОВЗ составляют кроссворды, ребусы. Получают индивидуальные задания: подготовить сообщение о выдающихся ученых – физиках, написать реферат по определенной теме, по возможности, с помощью родителей, выпустить газету.
Считаю, что каждый урок - это, прежде всего коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараюсь включать детей с ОВЗ в разнообразную деятельность. И готовясь к урокам, считаю своей важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию: научиться учиться, а не только освоить ребенком конкретные предметные знания.
Список использованной литературы
Боброва С.В. Физика. VII - X классы: нестандартные уроки
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html
http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ