Использование интерактивной доски SmartBoard на уроках физики


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Потаповская средняя общеобразовательная школа»

Волгодонского района Ростовской области















Статья «Использование интерактивной доски SmartBoard на уроках физики»





подготовил

учитель физики и информатики

Скляров Михаил Михайлович















х. Потапов 2014 год

XXI век – век технологического прогресса, где остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Благодаря информационным технологиям нынешнее поколение не боится нового, охотно экспериментирует, живет и думает «на других» скоростях. Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной.

Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информационным технологиям (играм, виртуальному общению через Интернет и др.) они не боятся нового, охотно экспериментируют, поэтому мы, работающие в системе образования, вынуждены гнаться за научно – техническим прогрессом. И здесь приходится сталкиваться с проблемами, в которых есть плюсы и минусы. Разумеется, вести урок легче, когда на экране мультимедийного проектора один слайд сменяет другой; когда не надо проводить опыты, а за учителя это виртуально сделает мульти – герои. Но эффективно ли это? За гонкой по использованию инновационных технологий ни в коем случае нельзя забывать о традиционных методах работы.

В нашей школе, в кабинете физики, установлена интерактивная доска «SmartBoard», с которой я работаю уже пять лет. Интерактивная доска Smart Board предоставляет учителю и ученикам уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: работа с любым программным обеспечением; одновременная реализация индивидуальной и коллективной, публичной («ответ у доски») работы учащихся; показывать слайды, видео, делать пометки; вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования. Программное обеспечение Smart Board Software Notebook – главный инструмент для разработки собственных учебных материалов; Средства записи – удобная утилита для записи всех выполняемых пользователем манипуляций при работе с той или иной программой, для создания обучающих видео - роликов; Видеоплеер – утилита для воспроизведения различных видеофрагментов; Клавиатура – встроенные средства ввода текста; Ориентация – утилита для калибровки интерактивной доски; Затемнение экрана, Подсветка, Лупа, Калькулятор – утилиты для реализации удобных режимов работы; Панель управления, Перемещаемая панель инструментов – комплекс для настройки параметров работы доски.

В своей работе я стараюсь по возможности чаще чередовать использование интерактивной доски и наглядных опытов. Так по теме «Агрегатное состояние вещества» в 8 классе использую интерактивные плакаты, которые содержат интерактивные рисунки, формулы, видеофрагменты, виртуальные эксперименты, таблицы значений физических величин. Особый интерес у учащихся вызывает виртуальный эксперимент «Зависимость температуры кипения от величины атмосферного давления». В ходе эксперимента учащиеся делают предположение о зависимости температуры кипения воды от давления атмосферы, а затем его проверяют. При изучении темы «Плавление и отвердевание» можно построить график плавления, который приобретает четкие формы, а не какие – то вымышленные рисунки. При изучении темы «Тепловые двигатели» в 10 классе использую ЦОР «Физика 10 – 11 классы, подготовка к ЕГЭ», издательство «Просвещение». Также применяю «Уроки физики» Кирила и МДля активизации познавательной деятельности учащихся использую в качестве доказательного иллюстрированного материала показ анимации, рисунки. Например, рассматривая применение паровых, газовых турбин, демонстрирую интерактивную модель паровой турбины.

Преимущества использования интерактивной доски для учащихся:

  • интерактивная доска делает занятия интересными;

  • развивает мотивацию;

  • появляется больше возможностей для коллективной работы;

  • в результате более ясной и динамичной подачи материала обучающиеся начинают понимать более сложные идеи;

Преимущества использования интерактивной доски для преподавателя:

  • допускает импровизацию, позволяя преподавателю делать рисунки и записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

  • усиливает подачу материала, позволяя эффективно работать;

  • позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом.

Учитель при работе с интерактивной доской может использовать следующие ресурсы:

  • Активные презентации.

  • Активные модели.

  • Активные видеофрагменты.

  • Собственные мультимедийные продукты.

На уроках физики наиболее простой формой применения интерактивной доски Smart Board является проведение занятий с помощью презентаций, подготовленных в программе Microsoft PowerPoint, которые состоят из слайдов с анимированными эффектами.Интерактивная среда Smart предоставляет гораздо больше возможностей при осуществлении контроля знаний обучаемых, позволяя реализовать принципиально новый формат проведения учебного занятия.

Компьютерное моделирование с использованием интерактивной доски Smart позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления. Особенно эффективен при этом метод «пошагового опоздания» с ответом, когда педагог сначала заслушивает ответы обучаемых, затем демонстрирует вопросы, комментарии, проводит рефлексию и формулирует выводы по изучаемой теме урока.

Для проверки текущего уровня знаний учащихся на уроках физики я использую интерактивные задания. Это могут быть самостоятельные лабораторные работы по физике или проектные задания, интерактивные кроссворды по изучаемой теме, интерактивное тестирование. Система управления интерактивными заданиями дает возможность сразу же проверить ответы и просчитать оценочные баллы.

Внедрение интерактивных SMART технологий в обучающий процесс приводит к его качественному изменению и обеспечивает устойчивую предметную мотивацию у учащихся к изучению физики, упрощает формирование у обучаемых основных понятий по изучаемой теме, самостоятельное освоение их отдельных аспектов. Формирует умения применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов, развивает наблюдательность, образное и аналитическое мышление, творческий подход. На мой взгляд, дидактический потенциал интерактивной доски еще до конца не раскрыт и в целом фактически бесконечен, открывая для учителя широкие возможности по совершенствованию образовательного процесса.

Таким образом, использование интерактивной доски помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.


Список использованной литературы


  1. Брыксина О.Ф., Телегина И.В. Интерактивная доска на уроке физики: реализация дидактического потенциала. Учеб.-метод. пособие. Самара: ПГСГА, 2010. 169 с.

  2. . Использование интерактивных досок по предметам [Электронный ресурс]. URL: http://www.smartboard.ru/ view.pl?mid=1131617522

  3. Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306

  4. Гомулина Н.Н. Модификация интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ