Излучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра (РЗИ)
ОТЧЕТ
Лабораторная работа по курсу "Общая физика"
Излучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда
Выполнил Студент ТМЦДО
Специальности 210302
8 марта 2010 г.
Когалым 2010
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда.
2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Машина Атвуда
4
1
5
3
2
4
6
7
9
8
Рис.2.1.
1 -стойка; 2 - блок; 3 - нить; 4 - грузы; 5 - средний кронштейн; 6 - фотодатчик; 7 - линейка; 8 - миллисекундомер; 9 - опора.
Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1.
На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна.
Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе.
Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться.
3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ
Стандартная абсолютная погрешность измерения времени опускания груза с пригрузком,
(3.1)
среднее значения времени опускания груза с пригрузком,
(3.2)
Случайная абсолютная погрешность измерения времени опускания груза с пригрузком
(3.3)
где – коэффициент Стьюдента. При доверительной вероятности α = 0,95 и числе измерений n = 5 коэффициент Стьюдента
= 2,8
Абсолютная суммарная погрешность измерения времени опускания груза с пригрузком
(3.4)
где абсолютная приборная погрешность
Для цифрового прибора, класс точности которого не указан, равна единице в младшем разряде прибора.
В используемом секундомере =0.001с
Абсолютная погрешность косвенного измерения квадрата времени опускания груза с пригрузком
(3.5)
Угловой коэффициент экспериментальной прямой:
=, (3.6)
Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика:
a = 22 (3.7)
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ.
Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице.
Таблица 4,1
Результаты прямых и косвенных измерений
S1 =0,39 , м
S2 =0,36 , м
S3 =0,33 , м
S4 = 0,30 , м
S5 = 0,27 , м
S6 =0,24 , м
Номер измерения
= 0,62 , м1/2
=0,6 , м1/2
=0,57 , м1/2
=0,55 , м1/2
=0,52 , м1/2
=0,49 , м1/2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
1
5,563
30,95
5,591
31,26
5,346
28,58
5,101
26,02
4,753
22,59
4,557
20,76
2
5,573
31,06
5,568
31,00
5,310
28,19
5,143
26,45
4,792
22,96
4,264
18,18
3
5,852
34,25
5,507
30,33
5,392
29,07
4,833
23,36
4,924
24,24
4,422
19,55
4
5,870
34,45
5,580
31,14
5,270
27,77
4,951
24,51
4,657
21,69
4,413
19,47
5
5,660
32,04
5,535
30,64
5,105
26,06
5,153
26,55
4,768
22,73
4,301
18,50
< t >, c
5,704
5,556
5,285
5,036
4,779
4,39
< t2 >, c2
32,55
30,87
27,93
25,38
22,84
19,29
Расчет стандартной погрешности σкв(t), случайной абсолютной погрешности σсл(t), абсолютной суммарной погрешности σ(t), абсолютной суммарной погрешности косвенного измерения квадрата времени σ(t2) для всех экспериментальных точек приведен в таблице 4,2, там же приведены результаты прямых и косвенных измерений времени опускания груза с перегрузком с учетом доверительных интервалов.
Таблица 4,2
Расчет погрешностей прямых и косвенных измерений
-
Номер серии опытов
σкв(t)
σсл(t)
(< t > ± σ(t)) с
(< t2 > ± σ(t2)) с2
1
0,067
0,19
5,7 ± 0,2
32,5±0,8
2
0,015
0,04
5,56 ± 0,04
30,9±0,2
3
0,049
0,14
5,3 ± 0,1
27,9±0,5
4
0,062
0,17
5,0 ± 0,2
25,4±0,6
5
0,043
0,12
4,8 ± 0,1
22,8±0,4
6
0,052
0,15
4,4 ± 0,2
19,3±0,5
Рис. 4.3.1. Зависимость пути от времени
Рис. 4.3.2. Зависимость пути от квадрата времени
Рис. 4.3.3. Зависимость корня квадратного из пути от времени
По формуле (3.6) определяется угловой коэффициент прямой как приращения функции к приращению аргумента t.
В качестве t выбрана разность координат крайних точек графика (t6 – t). При этом =
(t6) –
(t)
значение (t6) и
(t) определяется из графика Рис. 4.3.3.
,
Для определения погрешности углового коэффициента прямой через доверительные интервалы проводятся ещё две прямые .
Для первой из них значение максимально возможные, поэтому прямая проведена как можно круче и выше, для второй прямой значение минимально она проведена как можно полого и ниже.
расчет ускорение по формуле (3.7):
a = 2*0.1052
Расчет погрешности ускорения
5. ВЫВОД
В результате проделанной работы произошло ознакомление со строением и принципом действия машины Атвуда. И на виртуальном лабораторном макете (машины Атвуда) изучен закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения, полностью обоснована его справедливость, так как в пределах погрешностей измерений построен линеаризованные график :
- зависимости корня квадратного из пути, от времени пройденного грузом с прегрузком от времени
6. ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие силы действуют на груз с перегрузом во время движения?
Сила тяжести и сила натяжения нити.
2. Запишите уравнение движения для каждого из грузов.
Уравнение движения грузов имеют вид:
(M + m)g – T1 = (M + m)a1
Mg – T2 = Ma2
В силу не растяжимости нити a2 = - a1; при невесомом блоке T2 = T1.
(M + m)g – T1 = (M + m)a1
Mg – T1 = - Ma1
3. Укажите возможные причины, обусловливающие несовпадение теоретических выводов с результатами измерений.
Погрешности измерений физических величин обуславливает несовпадение теоретических выводов с результатами измерений.
4. Каким образом из линеаризованного графика можно оценить систематическую погрешность измерения времени?
Систематическая погрешность приводит к тому, что прямая не будет проходить через начало координат. Величина отклонения прямой от начала координат будет соответствовать систематической погрешности.
5. Укажите физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда.
Физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда: блок и нить невесомы, нить нерастяжима, сила трения отсутствует.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ