Изучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда 4

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


Кафедра физики





ОТЧЕТ



Лабораторная работа по курсу "Общая физика"





ИЗУЧЕНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

НА МАШИНЕ АТВУДА








Преподаватель Студент группы


___________ /____________. / Фокина Н.В. / 3-160а /


___________2011_ г. 20 апреля 2011 г.






2011










1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ


Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда.


2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА


Машина Атвуда

4

1

5

3

2

4

6

7

9

8

Рис.2.1.

1 -стойка; 2 - блок; 3 - нить; 4 - грузы; 5 - средний кронштейн; 6 - фотодатчик; 7 - линейка; 8 - Миллисекундомер; 9 - опора.

Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1.

На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна.

Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе.

Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться.


3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ


Стандартная абсолютная погрешность измерения времени опускания груза с пригрузком:


(3.1)

где

xi–время опускания груза с пригрузком при i – ом измерении (i=1, ... ,n),

n – число измерений (n = 5),

< x > - среднее значения времени опускания груза с пригрузком.


Случайная погрешность:

(3.2)


где t(α,n) – коэффициент Стьюдента. При доверительной вероятности α = 0,95 и числе измерений n = 5 коэффициент Стьюдента t(α,n) = 2,8


Общая погрешность:

(3.3)

где: приборная погрешность.



Угловой коэффициент экспериментальной прямой:

= (3.4)

Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика:

a = 22 (3.5)




Среднее значение измеренной величины:

(3.6)


где: - результаты измерения величины, n- число измерений.


Определение параметров прямой линии k и b методом наименьших квадратов

проводиться по следующим формулам:

(3.7)

где обозначено:

(3.8)

Погрешности косвенного измерения параметров прямой линии k и b методом наименьших квадратов определяются по следующим формулам:

(3.9)

где

(3.10)



4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ.

Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице 4.1.


Результат прямых и косвенных измерений.

Таблица (4.1)

Измерения

S1 = 40 см.

S2 = 33.9см.

S3 = 31 см.

S4 = 28 см.

S5 = 24 см.

= 6.3

см0,5

=5.8

см0,5

=5.6

см0,5

=5.3

см0,5

=4.9

см0,5

t, c

t2, c2

t, c

t2, c2

t, c

t2, c2

t, c

t2, c2

t, c

t2, c2

1

4.492

20.18

4.131

17.06

4.131

17.06

3.648

13.31

3.394

11.52

2

4.676

21.86

4.340

18.83

4.110

16.89

3.816

14.56

3.591

12.89

3

4.538

20.59

4.027

16.22

4.093

16.75

3.709

13.76

3.653

13.34

4

4.623

21.37

4.279

18.31

4.172

17.40

3.827

14.65

3.643

13.27

5

4.508

20.32

4.336

18.80

3.948

15.59

3.597

12.94

3.605

13

, c

4.57

4.22

4.09

3.72

3.58

2>, c2

20.86

17.83

16.73

13.84

12.80




Вычисления погрешностей для построения графиков:


Таблица 4.2


Номер
серии
опытов

Среднеквадратичное
отклонение
, с

Случайная
погрешность
, с

Полная
погрешность
, с

Погрешность
вычисления
, с2

1

0.073616

0.2061248

2

0.064140

0.179592

3

0.058366

0.163424

4

0.054963

0.153896

5

0.042059

0.117765





Построим три графика:

Рисунок 4.1. Зависимость пройденного пути от времени.



Рисунок 4.2 .Зависимость пути от квадрата времени.



Рисунок 4.3. Зависимость корня квадратного из пути от времени.






Определение параметров прямой линии k и b методом наименьших квадратов

проводиться по формулам (3.7),(3.8):

S1=19.45 с D=4.05с2

S2=27.9 см0.5 C=0.24 см

S3=109.3 ссм0.5 k=0.95 ссм0.5

S4=76.47 с2 b=1.88 см0.5

S5=156.9 см

Погрешности косвенного измерения параметров прямой линии k и b методом наименьших квадратов определяются по формулам (3.9),(3.10):

(b)=2.13см0.5

(k)=0.54 см0.5

Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика определяется по формуле (3.5):


м/с


5. ВЫВОДЫ

На примере выполненной нами лабораторной работы мы еще раз убедились в справедливости закона прямолинейного ускорения под действием сил земного тяготения, с помощью машины Атвуда :

Нам удалось в пределах погрешностей измерений построить линеаризованный график , который и свидетельствует справедливость вышеописанного закона.

Контрольные вопросы.

1. Какие силы действуют на груз с перегрузом во время движения?

Ответ: На груз с перегрузом во время движения действует сила тяжести и сила натяжения нити.

2. Запишите уравнение движения для каждого из грузов.

Ответ: Уравнение движения грузов имеют вид:

(M + m)g – T1 = (M + m)a1

Mg – T2 = Ma2

В силу не растяжимости нити a2 = - a1; при невесомом блоке T2 = T1.

(M + m)g – T1 = (M + m)a1

Mg – T1 = - Ma1

3. Укажите возможные причины, обусловливающие несовпадение теоретических выводов с результатами измерений.

Ответ: Погрешности измерений физических величин обуславливает несовпадение теоретических выводов с результатами измерений.

4. Каким образом из линеаризованного графика можно оценить систематическую погрешность измерения времени?

Ответ: Систематическая погрешность приводит к тому, что прямая не будет проходить через начало координат. Величина отклонения прямой от начала координат будет соответствовать систематической погрешности.

5. Укажите физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда.

Ответ: Физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда: блок и нить невесомы, нить нерастяжима, сила трения мала.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ