Изучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда 2
Федеральное Агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра физики
ОТЧЕТ
Лабораторная работа по курсу "Общая физика"
ИЗУЧЕНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
НА МАШИНЕ АТВУДА
Преподаватель Студент группы
___________ /________ / __________ / ___________ /
___________200_ г. 08 июля 2009 г.
2009
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда.
2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Машина Атвуда
4
1
5
3
2
4
6
7
9
8
Рис.2.1.
1 -стойка; 2 - блок; 3 - нить; 4 - грузы; 5 - средний кронштейн; 6 - фотодатчик; 7 - линейка; 8 - миллисекундомер; 9 - опора.
Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1.
На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна.
Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе.9
Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться.
3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ
(3.1) где, s- путь пройденный телом
a- ускорение тела
t- время движения груза
(3.2) где, σ(t2)- относительная погрешность t2
(3.3) где, - относительная погрешность
(3.4) где, -стандартная погрешность t
(3.5)
где, - случайная погрешность t
(3.6) где, - суммарная погрешность t
(3.7) где, - относительная погрешность a,при и
Δ(a)=ε(a)*a (3.8)
где, Δ(a) – абсолютная погрешность a
(3.9)
где, k- угловой коэффициент
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ.
Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице.
Таблица (4.1)
Результаты прямых и косвенных измерений
S1 = 30 , см
S2 =25, см
S3 = 20 , см
S4 =15 , см
S5 = 10, см
Номер измерения
=5,477 , см1/2
=5, см1/2
=4,472 , см1/2
=3,87 , см1/2
= 3,16 , см1/2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
1
4,39
19,28
4,04
16,32
3,83
14,07
3,20
10,24
2,70
7,33
2
4,68
21,92
4,29
18,44
3,66
13,39
3,31
10,98
2,54
6,49
3
4,72
22,32
4,02
16,2
3,77
14,22
3,14
9,89
2,54
6,47
4
4,38
19,23
4,08
16,68
3,85
14,84
3,30
10,93
2,50
6,26
5
4,65
21,68
4
16
3,68
13,54
3,21
10,33
2,6
7,02
< t >, c
4,55
4,14
3,75
3,23
2,6
< t2 >, c2
20,77
17,22
14,76
10,43
6,79
м/с2
м1/2
=0.072 с
с
с
0.6643 с2
Δ(a)=0.149*2.88=0.429
Таблица (4,2)
Рассчитанные погрешности
Время\Погрешности
σ(t) ,с
σсл(t), с
σ(t2), с2
4,55
0,072
0,2016
0,6643
4,56
0,073
4,14
0,059
0,1652
0,6044
5
0,06
3,75
0,032
0,0896
0,5475
5,59
0,033
3,23
0,038
0,1064
0,4715
6,45
0,039
2,6
0,036
0,1008
0,3796
7,91
0,037
график (4.1) зависимости s=f(t)
график (4.2) зависимости s=f(t2)
график (4.3) зависимости
5. ВЫВОДЫ
Закон прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения выполняется так как экспериментальные точки легли на прямую в приделах доверительных интервалов.
6. ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Обозначим массы грузов - М, массу перегрузка – m. Предположим, что блок и нить невесомы, нить не растяжима, сила трения мала. На каждый из грузов действует сила тяжести и сила натяжения нити.
2. Уравнения движения грузов имеют вид:
(M + m)g – T1 = (M + m)a1
Mg – T2 = Ma2
В силу нерастяжимости нити а2 = -а1: при невесомом блоке Т1 = Т2. В итоге имеем следующую систему уравнений:
(M + m)g – T1 = (M + m)a1
Mg – T1 = Ma1.
3. Возможные причины, обуславливающие несовпадения теоретических выводов с результатами измерений могут быть относительная погрешность, случайная погрешность и суммарная погрешность.
4. По величине отклоняющей кривизны от прямой.
5. Если массы грузов одинаковы, то система находится в равновесии. Если массы различны – грузы движутся с ускорением. При этом величина ускорения зависит от различия масс, момента инерции блока и момента сил трения в оси блока.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ