Изучения прямолинейного движения на машине атвуда
Федеральное Агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра физики
ОТЧЕТ
Лабораторная работа по курсу "Общая физика"
ИЗУЧЕНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
НА МАШИНЕ АТВУДА
Преподаватель Студент группы 220201
___________ /____________. / Стороженко Сергей Валерьевич
___________2011 г. 2011 г.
2011
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда.
2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Машина Атвуда
4
1
5
3
2
4
6
7
9
8
Рис.2.1.
1 -стойка; 2 - блок; 3 - нить; 4 - грузы; 5 - средний кронштейн; 6 - фотодатчик; 7 - линейка; 8 - миллисекундомер; 9 - опора.
Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1.
На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна.
Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе.
Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться.
3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ
Средние значения времени < t > и квадрата времени < t2 > прохождения грузом с перегрузом пути S:
(3.1)
(3.2)
Абсолютная суммарная погрешность измерения времени прохождения пути S:
(3.3)
Абсолютная случайная погрешность измерения времени прохождения пути S:
σсл(t) = t(, n) S(t) ; (3.4)
где t(, n) - коэффициент Стьюдента
стандартная абсолютная погрешность измерения времени:
(3.5)
где
ti - времени прохождения пути при i –ом измерении ( i =1. … , n),
n – число измерений, < t > - среднее значение времени прохождения пути.
Абсолютная суммарная погрешность косвенного измерения квадрата времени прохождения пути S:
σ(t2) = 2 <t> σ(t) (3.6)
Абсолютная погрешность косвенного измерения корня квадратного из расстояния:
(3.7)
Угловой коэффициент экспериментальной прямой:
= (3.8)
Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика:
a = 22 (3.9)
Абсолютную случайную погрешность ускорения сл(a) рассчитываем методом наименьших квадратов.
Рассчитываем параметры линеаризованного графика
(y = f(x) = Ax + B) и случайные абсолютные погрешности параметров.
Расчет производится по формулам: (3.10)
куда входят следующие величины:
(3.11)
где n – число экспериментальных точек.
Абсолютная случайная погрешность определения углового коэффициента: сл(β):
(3.12)
где вспомогательная величина:
(3.13)
Абсолютная случайная погрешность ускорения:
(a) = 4 () (3.14)
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ.
Макет № 82
Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице 4.1.
Результаты прямых и косвенных измерений Таблица 4.1
S1 = 10, см
S2 = 20, см
S3 = 30, см
S4 = 35, см
S5 =42, см
Номер измерения
=3,16 см1/2
= 4,47 см1/2
= 5,48 см1/2
= 5,92 см1/2
=6,48 см1/2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
t, c
t2, c2
1
1,558
2,427
2,425
5,881
3,186
10,150
3,297
10,870
3,627
13,155
2
1,423
2,025
2,178
4,744
2,964
8,785
3,017
9,102
3,538
12,517
3
1,446
2,091
1,856
3,445
2,585
6,682
3,015
9,090
3,145
9,891
4
1,341
1,798
1,554
2,415
2,662
7,086
2,783
7,745
2,775
7,701
5
1,376
1,893
1,396
1,949
2,505
6,275
2,694
7,257
2,530
6,401
< t >, c
1,43
1,88
2,78
2,96
3,12
< t2 >, c2
2,05
3,69
7,79
8,81
11,33
Средние значения времени < t > и квадрата времени < t2 > прохождения пути S, приведенные в таблице 4.1, рассчитаны по выражениям 3.1 и 3.2 (число точек измерения n=5 ).
Для первой точки измерения (S1 = 10 см):
Стандартную абсолютную погрешность измерения времени рассчитываем по формуле 3.5 для числа измерений n=5:
Δt1= t1−< t>1 = 1,558−1,43 = 0,13 с; Δt12 = ( 0,13)2 = 0,0169 с2;
Δt2= t2−< t>1 = 1,423−1,43 = -0,007 с; Δt12 = (-0,007)2 = 0,000049 с2;
Δt3= t3−< t>1 = 1,446−1,43 = 0,016 с; Δt12 = (0,016)2 = 0,000256 с2;
Δt4= t4−< t>1 = 1,341−1,43 = -0,089 с; Δt12 = (-0,089)2 = 0,00792 с2;
Δt5= t5−< t>1 = 1,376−1,43 = -0,054 с; Δt12 = (-0,0584)2 = 0,002916 с2;
0,0169 +0,000049+0,000256+0,00792+0,002916
S(t)1 = 5x(5-1) = 0,001 с;
Абсолютная случайная погрешность измерения времени прохождения пути определяется по формуле 3.4. При доверительной вероятности =0,9 и числе измерений n =5 коэффициент Стьюдента t(, n) = 2,1:
σсл(t)1 = 2,1×0,001 = 0,0021 c ;
Результаты расчетов погрешностей
прямых и косвенных измерений времени и квадрата времени.
Таблица 4.2
№
измерения
№ опыта
t, с
Δt, с
Δt2, с2
S(t), с
σ(t),с
σ(t2), с2
1
1
1,558
0,13
0,0169
1,43
0,001
0,0021
0,006
2
1,423
-0,007
0,000049
3
1,446
0,016
0,000256
4
1,341
-0,089
0,00792
5
1,376
-0,054
0,002916
t1 = 1,43 ± 0,0021, с
2
6
2,425
0,545
0,297025
1,88
0,036
0,076
0,286
7
2,178
0,298
0,088804
8
1,856
-0,024
0,000576
9
1,554
-0,326
0,106276
10
1,396
-0,484
0,234256
t2 = 1,88± 0,076 с
3
11
3,186
0,406
0,164836
2,78
0,012
0,0252
0,14
12
2,964
0,184
0,033856
13
2,585
-0,195
0,038025
14
2,662
-0,118
0,013924
15
2,505
-0,275
0,075625
t3 = 2,78 ± 0,0252, с
4
16
3,297
0,337
0,113569
2,96
0,011
0,0231
0,14
17
3,017
0,057
0,003249
18
3,015
0,055
0,003025
19
2,783
-0,177
0,031329
20
2,694
-0,266
0,070756
t4 = 2,96± 0,0231, с
5
21
3,627
0,507
0,257049
3,12
0,045
0,0945
0,56
22
3,538
0,418
0,174724
23
3,145
0,025
0,000625
24
2,775
-0,345
0,119025
25
2,530
-0,59
0,3481
t5 = 3,12 ± 0,0945, с
Абсолютную систематическую приборную погрешность измерения времени определяем как половину цены наименьшего деления секундомера :
σсис(t) = 0,0005 с ;
Абсолютная суммарная погрешность измерения времени прохождения пути по формуле 3.3 :
σ(t)1 = 0,0005²+0,0021² = 0,0021 с;
Так как величина σсис(t) много меньше величины σсл(t)1 (σсис(t) = 0,0005 с << σсл(t)1 = 0,0021 c), то в дальнейшем будем считать, что σ(t)1 ≈ σсис(t)1 .
Абсолютная суммарная погрешность косвенного измерения квадрата времени прохождения пути рассчитываем по формуле 3.6 :
σ(t2)1 = 2×1,43×0,0021 = 0,006 с2 ;
Результаты измерений записываем в виде < t > ± σ(t) :
t1= 1,43±0,0021 с.
Результаты расчетов случайной, приборной и общей погрешности измерений времени и квадрата времени приведены в таблице 4.2.
Абсолютную погрешность измерения расстояния определяем как половину цены деления линейки:
σ(S) = 0,05 см ;
Абсолютная погрешность косвенного измерения корня квадратного из расстояния по формуле 3.7 :
Для остальных точек измерений (при других значениях S) расчет проводится аналогично.
Результаты расчетов приведены в таблицах 4.2 и 4.3.
Таблица 4.3.
n/n
S , см
σ(S), см
, см0,5
σ(). см0,5
(
(
1
10
0,5
3,16
0,01
1,43
2,05
4,519
2
20
0,5
4,47
0,01
1,88
3,69
8,404
3
30
0,5
5,48
0,01
2,78
7,79
15,234
4
35
0,5
5,92
0,01
2,96
8,81
17,523
5
42
0,5
6,48
0,01
3,12
11,31
20,218
137
25,51
12,17
33,65
65,90
МНК
S6
S2
S1
S4
S3
На основании данных, приведенных в таблицах 4.2, 4.3 строим графики зависимостей S = f1(t) ( рис. 4.1.) и S = f2(t2) ( рис. 4.2.), на графиках наносим доверительные интервалы.
t, с
S, см
S = f1(t)
0
1
2
3
4
5
6
40
30
20
10
Рисунок 4.1. Зависимость пройденного пути S от времени t.
S, см
0
4
8
12
16
20
24
40
30
20
10
S = f2(t2)
t2, с2
Рисунок 4.2. Зависимость пройденного пути S от квадрата времени t2.
На рис.4.3. представлен линеаризованный график = f3(t) зависимости квадратного корня пройденного пути от времени t.
t, с
0
1
2
3
4
5
6
8
6
4
2
Δt
Рисунок 4.3. Зависимость от времени t.
На графике (рис. 4.3) видно, что прямая пересекает доверительные интервалы для всех экспериментальных точек.
Определим из графика угловой коэффициент прямой по формуле 3.8:
граф = 4 / 2,3 = 1,73 см0,5/с ;
Величину ускорения определим по формуле 3.9:
aграф = 2×1,732 =5,98 см/с2 ;
По методу наименьших квадратов (МНК) рассчитаем параметр линеаризованного графика = t и случайную абсолютную погрешность параметра сл( ).
По формулам 3.11, используя данные таблицы 4.3, определяем значение величин S1 − S6 для расчета по МНК (число точек n =5):
S1 = 12,17 c; S4 = 33,65 c2 ;
S2 = 25,51см1/2 ; S6 = 137 см ;
S3 = 65,90 cсм1/2 ; S5 = 5×33,65 − 12,17 2 = 20,14 c см1/2 .
По формуле 3.10 определим параметр линеаризованного графика:
= (5×65,90 − 12,17 ×25,51) / 20,14 = 0,94 см1/2/c.
Угловой коэффициент прямой = 0,94 см1/2/c.
Значение вспомогательной величины S0 по формуле 3.13:
S0 = 137/ 3 – (25,512 + 0,94 2×20,14 ) / 15 = 1,03 см.
По формуле 3.12 определим погрешность вычисления углового коэффициента прямой:
() = (5×1,032 /20,14) 0,5 = 0,513 см1/2/c .
Величина ускорения по формуле 3.9 :
a = 2×0,942 = 1,76 см/с2.
Абсолютная случайная погрешность ускорения по формуле 3.14 :
(a) = 4×0,94×0,513 = 1,93 см/с2 .
Получаем:
a = (1,76 ± 1,93) см/с2 = (1,76 ± 1,93)×10-2 м/с2 .
5. ВЫВОДЫ
В результате проделанной работы мы смогли в пределах погрешностей измерений построить линеаризованный график зависимости . Все точки в этой зависимости укладываются на прямую в пределах их погрешностей.
Подтвердили справедливость закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда:
при равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью справедливо выражение S = at2/2 ,
где S – путь пройденный телом за время движения t,
a – ускорение движения.
В ходе работы определена величина ускорения и сделана оценка ее погрешности:
a = (1,76 ± 1,93) 10-2 м/с2 .
1. Какие силы действуют на груз с перегрузком во время движения?
На груз с перегрузом во время движения действует сила тяжести Fтяж2 и противоположно направленная сила натяжения нити T2.
Сила тяжести Fтяж2 = (M + m)g, где M – масса груза, m – масса перегрузка, g – ускорение свободного падения.
2. Запишите уравнение движения для каждого из грузов.
Уравнение движения грузов имеют вид:
(M + m)g – T1 = (M + m)a1 - груз с перегрузом (справа)
Mg – T2 = Ma2 -груз (слева)
В силу не растяжимости нити a2= - a1; при невесомом блоке T1 = T2 имеем следующие уравнения движения:
(M + m)g – T = (M + m)a
Mg – T = - Ma
3. Укажите возможные причины, обуславливающие несовпадение теоретических выводов с результатами измерений.
- физические допущения, принятые при теоретическом анализе движения грузов в эксперименте; погрешности измерения величин;
- точность вычислений.
4. Каким образом из линеаризованного графика можно оценить систематическую погрешность измерения времени?
Систематическая погрешность измерения времени σсис(t) приводит к тому, что прямая на линеаризованном графике не проходит через начало координат. Величина отрезка, отсекаемого прямой при пересечении с осью t ( от точки пересечения до начала координат), есть величина систематической погрешности измерения времени σсис(t).
5. Укажите физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда.
Идеализация движения грузов на машине Атвуда:
- нить и блок невесомы, нить не растяжима, сила трения на оси блока мала, можно пренебречь.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ