Конпект урока на тему "Давление. Единицы давления"

Тема урока «Давление. Единицы давления».


Цели урока - ввести понятие о давлении как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.

- ознакомится с факторами, влияющими на увеличение и уменьшение давления;

- развивать физическое мышление умение сравнивать величину давление, меняя разные параметры (F и S), выделять главное от чего зависит давление;

- развивать познавательные и творческие способности, исследовательские навыки;

- воспитывать эстетические качества (аккуратность ведения записей).


Ход урока.


1.Организационный момент.

Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он, так же, как и все восхищается красотой и величием мира. Но кроме этого он видит еще и закономерности событий и явлений. Истинному физику свойственен дар понимания природы явлений. И мир становится во сто крат прекрасней, а эстетическое чувство человека развивается и насыщается новыми неповторимыми впечатлениями.

Вопрос «почему?» - главный вопрос в физике. Задавайте его почаще и не переставайте удивляться! Ведь «познание начинается с удивления!» (Аристотель)

Сегодня мы будем совершенствовать свои знания языка природы – языка предметов и явлений.(слайд 1)


2. Изучение нового материала.

Посмотрите на экран и сформулируйте вопрос по картинке, предоставив право отвечать на него своему однокласснику.

(примерные варианты вопросов:

  1. Почему на подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?

  2. Почему у рюкзака широкие лямки?

  3. Какая обувь наиболее подходит для походов по разной местности? Почему?

  4. Почему якорь имеет такую форму?

  5. Почему летом на асфальте часто остаются следы женских каблучков?

  6. Почему роза колется?)


Учитель. Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою». (слайд 2)


Одинаковый ли результат получится в итоге?

(Дети предлагают разные версии, но большинство ответов сводится к обсуждению массы слона и массы муравья. Вспоминаем, от чего зависит результат действия силы? Устанавливаем: от точки приложения, от модуля, от направления.)


Итак, делаем вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше.

Нам необходимо ввести новую физическую величину. Тема урока «Давление. Единицы давления». (слайд 3) Сегодня на уроке мы познакомимся с новой физической величиной «давление», с единицами давления; выясним, от чего зависит давление; найдём примеры изменения давления в быту и технике.

Рассмотрим эксперимент. Возьмем столик с вбитыми по углам гвоздями. Поставим его на песок двумя способами. Первый раз вверх ножками, а второй раз на ножки.

В первом случае столик только незначительно вдавливается в песок. А во втором случае под действием той же силы ножки значительно углубляются в песок. Результат действия одной и той же силы давления оказался разным. Почему? (слайд 4)

Потому что сила давления действовала на разную площадь опоры. В первом случае действие силы давления распределялось на площадь столешницы, в другом - на площадь четырех ножек столика. (слайд 5)

А если снять гирю, т.е. уменьшить силу давления, не меняя площадь опоры?

Ножки опустятся в песок, но не так сильно, как в случае, когда на столике находилась гиря. (слайд 6)

Отсюда можно сделать вывод: результат действия силы зависит от того, какая сила действует на единицу площади поверхности.

Результат действия силы давления на площадь опоры можно определить с помощью физической величины — давления. Обозначим давление буквой р (пэ).

Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. (слайд 7)

Как можно вычислить давление? От каких же величин зависит давление? (слайд 8)


Единица измерения давления в Международной системе единиц названа в честь французского физика, математика, философа Б. Паскаля (1623-1662). Он открыл закон, который носит его имя. Французский математик и физик, один из величайших умов XVII столетия. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными опытами доказал существование атмосферного давления. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования. Блез Паскаль изобрёл счётную машину - микрокалькулятор первого поколения. (слайд 9)

Давление 1 Па – это такое давление, которое производит сила 1 Н на площадь 1 м2 (слайд 10)

На практике используют гПа, кПа, МПа. (слайд 11) Примеры производимых давлений. (слайд 12)

Давленье как определить?

Должны мы силу разделить

Спокойно, не спеша на площадь.

Во всем нужна в науке точность!

Вниманье! Дальше продолжаем:

В Ньютонах силу выражаем.

В том совершенно нет секрета,

Что площадь здесь в квадратных метрах.

Стихи учить мы не устали!

Ответ получится в Паскалях.

Сейчас проведем физкультминутку. (слайд 13) При выполнении упражнений вы должны определить, как изменяется давление. Если увеличивается, ставим на талию левую руку (знак >), уменьшается правую руку (знак <). Будьте внимательны!

1. Встаньте на одну ногу. (левая рука)

2. На обе ноги. (правая рука)

3. Встаньте на цыпочки. (левая рука)

4. На обе ноги. (правая рука)

5. Возьмите в руку любой предмет. (левая рука)

6. Положите предмет на место. (правая рука)

Вопрос учащимся: А как можно было еще изменить давление? (сесть на пол, лечь)


Учащиеся выполняют упражнение, а учитель контролирует и выясняет, насколько учащиеся усвоили способы изменения давления.


Для практических целей иногда необходимо уменьшить давление, а в ряде случаев наоборот –увеличить. Какие пути уменьшения давления?

Обратимся к формуле р = F/S. Понятно: чтобы уменьшить давление, необходимо увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления, можно и то и другое сделать одновременно. (слайд 14)

Режущие, колющие инструменты мы затачиваем S↓ ═> р↑ (слайд 15). Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы танков, тракторов и лыжи делают широкими S↑ ═> р ↓ (слайд 16).

Животному миру природа сама обеспечила возможность создавать большое давление небольшим усилием, вооружив его иголками, клювами, ногтями, зубами, жалами и т.д. (слайд 17, 18)



3. Закрепление материала.

1. Учитель (раздаёт карточки-картинки). Первый вариант отбирает себе те карточки, на которых есть приспособления для увеличения давления, а второй вариант – для уменьшения давления. (Дети работают.) Проверяем, называя и комментируя вслух. (Обсуждение.) (слайд 19)

2. Выполнение тестового задания.

СОВЕТЫ ОТ ЗНАТОКА ФИЗИКИ

(Ф. и. ученика)…………………………………

1. Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; В) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела;

Б) смазывай поверхность разными смазками;

В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду;

Б) идти медленно по тонкому льду;

В) ползти на животе по тонкому льду. (слайд 20, 21)


3. Решение качественных задач.

  1. Мне ответ серьезный дайте, кто сейчас сказать готов

Почему следы в асфальте лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее, что девчонки тяжелее?


  1. Почему при ручном житье на палец надевается наперсток?


  1. Вбивал однажды гвоздик папка,

Приставил к стенке его шляпкой.

Наш папка разбивался в доску.

А гвоздик не вбивался в доску!

В чем папка допустил ошибку?

- Большой была опора шибко!

- И очень малое?...

(давленье)


4. Собрался Коля на охоту,

А утки жили на болоте.

До уток не добраться скоро,

Коль нет существенной?...

(опоры)

Пустым вернулся он с охоты!

Ах! Как утятины охота!

Пускай живут спокойно утки!

Да и с болотом плохи шутки!


5. Как то раз спросили розу,

Отчего, чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко? (острие шипа имеет очень малую площадь сечения)


6. Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то – то!

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту? ( копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало.)


7. Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?



4. Домашнее задание:

  • § 27

  • Решить задачу о принцессе на горошине (необходима миллиметровая бумага!!!)

  • Подобрать интересный материал о давлении в природе, животном мире, в жизни. (слайд 23)


5. Рефлексия.

Учитель:

Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько хорошо вы поняли тему. У каждого из вас на столе лежат жетончики розового, зеленого, голубого цвета. Кто хорошо понял тему, поднимите жетончики зелёного цвета, кто частично понял – голубого цвета, кто плохо понял – розового цвета.


Заключительный этап.

Учитель:

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Мне очень понравилось с вами работать.



































Государственное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Мяделя»




Урок изучения нового материала


«ДАВЛЕНИЕ. ЕДИНИЦЫ ДАВЛЕНИЯ»





Разработка учителя физики и математики

Ивашко Натальи Михайловны




Мядель 2009

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ