Конспект урока для 8 класса "Я - инженер"

Образовательный курс по физике

"Я - инженер"

для 5 - 8 класса.

Руководитель:Скачилова Светлана Михайловна, учитель физики.

 Внеурочная деятельность.

Пояснительная записка.

В настоящее время в работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность, повышение интереса к экспериментированию.

В учебном плане по физике этой деятельности уделяется время только при выполнении лабораторных работ, исследовательскую и проектную деятельность на уроках может организовывать учитель, но на индивидуальную работу на уроке не хватает времени.

Считаю, что наиболее эффективную работу по формированию этих навыков, можно организовать во внеурочной работе для заинтересованных учащихся. Также вне урока можно создать проект и выполнить исследование, работая индивидуально с каждым учеником.

Недостаток такой работы – масштаб привлечения учащихся, зато ученики заинтересованные, с интересом готовят свои работы, а лучшие представляются на суд жюри конкурсов различного уровня.

Поэтому курс «Я- инженер» решает существенную задачу совершенствования умения пользоваться современным инструментарием (компьютерные программы, электронные датчики и т.д) а также ознакомиться с методами проектной и исследовательской деятельности.

Курс «Я- инженер» рассчитан на работу в течении 4 лет ( 5-8 класс), хотя ученик может работать на курсе с любого года обучения.

В ходе реализации курса создаются условия для решения таких образовательных задач, как приобретение учащимися

  • знаний о методах научного познания природы; о цикле научного познания, месте эксперимента в нём, соотношении теории и эксперимента;

  • умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать их результаты; планировать и выполнять эксперимент; применять математические методы к решению теоретических задач; работать с учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программными средствами; готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; участвовать в дискуссии, уметь предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель курса :

Создание условий для формирования интеллектуальных и практических умений в области исследования явлений природы, физического эксперимента, развития творческих способностей учащихся.


Задачи курса:

– способствовать интеллектуальному развитию мышления учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию;
– способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
– развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основные виды деятельности:

– самостоятельные исследования;
– устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
– подготовка и защита презентаций;
– проведение лабораторных и практических работ;
– работа со справочной литературой, энциклопедиями, информационными источниками;



Планируемые результаты курса:

Учащиеся умеют:

– строить план исследования;
– фиксировать эмпирические данные (с учетом погрешностей) в виде графика и таблицы;
– описывать механизм явления;
– предлагать и проводить эксперименты или наблюдения, позволяющие выявить новые характеристики явлений;
– сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
– представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

Материально-техническое оснащение.

В процессе работы используется материально-техническая база кабинета физики.



Формы проведения занятий:

Лекция, практические занятия, выполнение фронтальных экспериментальных работ, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации, защита проектов.

Формы проверки уровня усвоения материала:

защита творческой работы на конференции, в виде компьютерной презентации, демонстрации эксперимента или изготовленного прибора, проекта или исследования.

Курс «Я- инженер» рассчитан на работу в течении 4 лет( 5-8 класс) , по четырём образовательным модулям, по 25 часов в год.

Образовательные модули курса «Я- инженер» :

МОДУЛЬ 1: 5 класс.

  1. Учимся проектировать. Этапы проектирования.

  2. Групповой проект «Мой дельтаплан».

  3. Представление проектов на школьной творческой конференции.

МОДУЛЬ 2: 6 класс

1. Учимся проектировать. Методы проектирования.

2. Тема «Путешествие по Вселенной». Знакомство с объектами космоса- звёзды, солнечная система, галактики, кометы, вселенная.

2. Подготовка индивидуальных проектов учащихся.

3.Подготовка проектов к представлению на городской конференции исследовательских работ учащихся, краевых конкурсах.

МОДУЛЬ 3 : 7 класс.

  1. Летняя площадка «Использование электронных датчиков для выполнения физических исследований»

  2. Этапы выполнения исследования.

  3. Методы исследований. Цели и гипотезы.

  4. Проведение физических исследований по группам.

  5. Школьный конкурс «Юный исследователь»

6. Подготовка учебных исследований к представлению на городской конференции исследовательских работ учащихся, краевых конкурсах.

МОДУЛЬ 4 : 8 класс

  1. Курс « Аквамир ». ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  2. Выполнение проектов и исследований по темам курса «Аквамир».

3. Подготовка учебных исследований к представлению на городской конференции исследовательских работ учащихся, краевых конкурсах.



Учебно-тематический план на 2014-2015 учебный год.

Название темы

Кол-во часов

В том числе

п/п

 

 

Теорет. занятий

Практич.занятий

1

Цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся

1

1

 

2

Физический эксперимент как часть научного познания природы, его роль в развитии науки.

1

0.75

0.25

3-4

Наблюдение физических явлений. Методика наблюдений

2

1

1

5

Гипотеза. Роль и место научных гипотез в создании научной теории.

1

0.75

0.25

6

Построение моделей в процессе познания. (Модель идеального газа, модель строения Солнечной системы, модель строения атома и др.)


1

1

 

7-8

Фундаментальные физические эксперименты.

2

1

1

 9-13

Физический практикум.

5

 

5

14-15

Занимательные опыты по физике.

2

 

2

16-18

Предпроектная и проектная деятельность учащихся.

3

1

2

19-24

Самостоятельные исследования по теме “Физика вокруг нас”.

5

1

4

25

Защита и обсуждение результатов исследования

1

 

1


Всего :

25





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ