Конспект урока на тему «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»

ГОУ СОШ 503

______________________________________________________________






Тема: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»




















Автор: Семенцова Л. В., учитель физики







Санкт-Петербург 2014

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»


Цели урока:

  • познакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов, добиться понимания ими факта реального и объективного существования магнитного поля, пояснить происхождение магнитного поля Земли;

  • продолжить развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций;

  • продолжить развивать у учащихся умений анализировать, сравнивать, строить аналогии.

Оборудование на столах учащихся: полосовые, дугообразные, керамические магниты, металлические опилки.

Средства обучения: учебник «Физика-8» Перышкин А.В, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Применяемые технологии (поэлементно):

  1. Проблемное обучение.

  2. Исследовательская деятельность.

  3. Здоровьесберегающая.


Этап 1. Организационные задачи урока (формулирует учитель)

Мотивация восприятия материала урока:

Обращение учителя к классу:

С НИМ издавна связано немало легенд. Фалес Милетский наделял его душой. Платон сравнивал его с поэтом.

В эпоху Возрождения его считали отображением неба и приписывали ему способность искривлять пространство.

Японцы считали, что ОН -  это сила, которая поможет повернуть к вам фортуну. В Англии он применялся в толченом виде как средство для продления молодости.

Галилей думал, что Земля вертится оттого, что похожа на НЕГО.



Формулировка темы урока


Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о НИХ - постоянных магнитах. Мы рассмотрим их свойства и объясним многие явления, связанные с ними, например: почему возникает северное сияние? Как ориентируются перелетные птицы? И другие.


Этап 2. Актуализация знаний

Для того чтобы лучше понять новый материал урока вспомним:

1. Что является источником магнитного поля?

2. Что представляет собой электромагнит?

3. Строение атома.



Этап 3. Информационный блок


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Учитель демонстрирует опыты по намагничиванию стального, алюминиевого, медного стержня


  1. Учитель дает определения постоянных магнитов, используя слайд № 4 компьютерной презентации


  1. Формулирует проблемную ситуацию:

Мы знаем, что источником магнитного поля являются движущиеся заряженные частицы, т.е. электрический ток. Возникает вопрос: как объяснить существование магнитного поля вокруг постоянных магнитов?


Учитель объясняет гипотезу Ампера, используя слайд № 5.


  1. Учитель предлагает учащимся провести фронтальные лабораторные работы для того, чтобы определить основные свойства постоянных магнитов:

  • Притяжение мелких железных гвоздиков,

  • Неоднородность магнитов,

  • Взаимодействие между полюсами магнитов


Учитель совместно с учащимися проводит систематизацию и обобщение полученных результатов с помощью слайдов № 6 – 10 компьютерной презентации урока .


  1. Учитель предлагает учащимся подумать: можно ли изолировать магнитные полюса и существуют ли в природе магнитные заряды?



Учитель мотивирует познавательную деятельность учащихся, рассказывая о последних открытиях ученых в области поиска магнитного монополя и открытии явления, названного магнетричеством. Учитель подчеркивает актуальность проблемы в условиях быстрого развития нанотехнологий, указывает на множество различных областей применения «магнитных» наночастиц от медицины до изготовления постоянных магнитов.



  1. Учитель предлагает учащимся выяснить - как выглядит магнитное поле постоянного магнита, и пронаблюдать вид магнитных полей при взаимодействии магнитов, проделав фронтальный эксперимент с помощью железных опилок и магнитов.


Учитель демонстрирует слайд № 11, затем предлагает учащимся, используя принятые изображения магнитных линий. изобразить магнитное поле на слайдах № 12 –13.


Учитель предлагает учащимся сравнить вид магнитных полей постоянных магнитов с полем электромагнита. Слайд № 14.


Учитель вместе с учащимися в процессе беседы выясняют основные свойства магнитных линий. Слайд №15



  1. Учитель: Уже много веков тому назад люди научились использовать основное свойство магнитов (краткий рассказ об истории открытия компаса). Слайд № 16


Учитель демонстрирует опыт «Поворот магнитной стрелки в магнитном поле Земли» и ставит перед учащимися очередную проблемную ситуацию: почему поворачивается и куда указывает стрелка компаса?

Предлагает объяснить наблюдаемые экспериментальные факты и построить модель физического явления (Земля как большой магнит). Слайд №17.


  1. Учитель, используя слайды №,17 рассказывает о магнитном поле Земли.



  1. Учитель объясняет существование северных сияний на Земле, способы ориентирования у перелетных птиц, образование магнитных бурь, существование магнитных аномалий, демонстрируя и поясняя слайды № 18 – 21 презентации.

  2. Рассказывает о влиянии магнитного поля на человека.





Наблюдают




Записывают определения в рабочий лист




Высказываются, делают предположения, отвечают на проблемный вопрос.










Проводят опыты, слушают учителя, отвечают на вопросы, просматривают слайды








Делают записи в рабочий лист




Высказываются, делают предположения, отвечают на проблемный вопрос.




Внимательно слушают учителя и анализируют полученную информацию.













Проводят опыты, слушают учителя, отвечают на вопросы.







Зарисовывают в рабочий лист вид магнитного поля с помощью магнитных линий, используя слайд № 12-14.



Делают вывод о идентичности магнитных полей. Делают записи в рабочий лист.


Внимательно слушают, просматривают слайд.

Делают записи в рабочий лист



Внимательно слушают, просматривают слайд.





Наблюдают опыт, отвечают на поставленные вопросы, делают предположения и выводы.








Учащиеся внимательно слушают учителя, обозначают магнитные и географические полюса в рабочем листе, с указание их географических координат.

Слушают учителя, просматривают слайды, делают записи в рабочем листе.




Этап 4. Закрепление, повторение, обобщение

  1. Учитель проводит обобщение и повторение изученного материала.

  2. Решаются задачи, представленные на слайде.


Вид окна слайда

Деятельность учителя и учащихся



Закрепление изученного материала проводится с помощью задания, показанного на слайде № 17. Проверка правильности ответов учащихся производится с помощью вывода на экран ответов.






  1. Учитель предлагает учащимся пройти интерактивный тест из Единой коллекции ЦОР http://class-fizika.narod.ru/test8.htm (используется интерактивная доска).

Тема: Электромагнитные явления. Тест «Постоянные магниты».

По результатам прохождения теста и активности учащихся на уроке учитель выставляет отметки за урок.


Этап 5. Подведение итогов урока и домашнее задание


Домашнее задание


Параграф 59, 60, №№ 1612, 1616, 1617.

Подготовить доклады, сообщения, презентации на тему «Нанотехнологии и постоянные магниты».*

«Влияние магнитного поля на человека».*

* По желанию любознательных учащихся.


Список использованных источников


  1. Уроки физики Кирилла и Мефодия, CD-курс, 9 класс

  2. Перышкин А. В. Физика 8.

  3. http://class-fizika.narod.ru



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ