Конспект урока на тему "Рентгеновское излучение"

« Рентгеновское излучение».



Открытый урок для преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжей.

Абилева Алма Казбековна

преподаватель высшей категории

КГУ«Северо-Казахстанский

профессионально-педагогический колледж»



Цели урока:

Образовательные - сформировать у учащихся представления о природе, свойствах и области применения рентгеновского излучения;

Развивающие – обеспечить развитие аналитических умений, выделения главного, существенного в изучаемом материале, применения ранее полученных знаний для объяснения изучаемого явления;

Воспитательные – обучение работать в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: интерактивные.

Оборудование урока: интерактивная доска, ресурсы, презентация к уроку, видеофрагмент, ватманы, фломастеры.

Время: 90 минут

Ход урока:

Стадия 1.Актуализация опорных знаний.(9мин)

На прошлом уроке мы познакомились с природой и свойствами инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Давайте повторим эту тему и в этом нам помогут лепестки ромашки.(На лепестках ромашки написаны вопросы. По желанию ребята отрывают по одному листочку и отвечает на вопрос.)

Вопросы:

-Что собой представляет инфракрасное излучение?

-В чем специфичность ультрафиолетового излучения?

-Почему сушить окрашенные изделия лучше не в печах, а в инфракрасных сушилках?

-Почему в облачную погоду на улице тепло?

-Для чего спецодежду сталеваров покрывают прочным слоем фольги?

-Почему в горах можно загореть значительно быстрее?

-Осенью в садах белят стволы, а иногда и ветви деревьев. Для чего это делают?

-Почему сварщики во время работы должны предохранять глаза темным стеклом?

-Ртутные лампы ультрафиолетового излучения делают из кварцевого, а не из обычного стекла. Для чего?


На доске записаны высказывания, из которых преподаватель предлагает учащимся выбрать девиз урока и обосновать свой выбор.(3мин)

Высказывания:

*То, что я слышу, я забываю.

*То, что я вижу и слышу, я немного помню.

*То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

*Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.

*Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.


Преподаватель показывает видеофрагмент «Интересный короткий мультик про мотивацию» и желает плодотворной работы.(3мин)


Cтадия 2. Вызов.(5мин)

Цель фазы вызова - активизация обучаемого, диагностика имеющихся знаний.

Преподаватель объявляет тему урока «Рентгеновское излучение» и предлагает заполнить две графы из таблицу ЗХУ «Знаем/Хотим узнать/Узнали». По желанию учащиеся зачитывают записи.

Стадия 3. Осмысление.(30мин)

На данной стадии учащийся под руководством преподавателя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на предыдущей стадии(«хочу узнать»).Здесь применяется метод «Мозаика» и «чтение с пометками». Преподаватель напоминает, что каждой группе в конце урока необходимо будет выбрать двух самых активных учащихся, которые будут оценены.

Преподаватель изготавливает таблички разного цвета с цифрами для распределения учащихся по группам. Каждый учащийся будет входить в две группы-«основную» и группу «экспертов». Основные группы можно обозначить номерами от 1 до 5. Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определенной теме(их обозначим цветами: красный, синий, желтый, зеленый и белый. После того как члены «основной» группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой, «эксперты» расходятся по «экспертным» группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме(с одним цветом),они изучают и обсуждают эту тему. Группа экспертов определяет чему каждый из «экспертов» научит свою основную группу. Затем «эксперты» возвращаются в свои «основные» группы и обучают своих основных товарищей. Происходит обмен информацией. В конце преподаватель проверяет уровень освоения материала учащимися.


Задания для групп. (раздаточный материал для каждой группы доступен для скачивания по ссылке: http://ipksko.kz/images/2015/dop_material.zip

Изучить тему: «Рентгеновское излучение» по следующему плану:

1.История открытия рентгеновского излучения.

*Расскажите в какой семье жил и рос Вильгельм Рентген.

*Где учился и работал великий ученый?

*Что отличало Рентгена от других ученых?

*Когда и как было сделано открытие Х-лучей?

*Как было воспринято открытие Рентгена в то время.

2.Свойства рентгеновских лучей.

*Сильная проникающая способность

*Способность вызывать свечение некоторых тел.

*Действие на фотографическую пленку.

*Способность ионизировать газы.

*Биохимическое действие на живой организм.

*Поглощение рентгеновского излучения веществом.

*Устройство рентгеновской трубки.

*Дифракция рентгеновских лучей.

3.Применение рентгеновских лучей в медицине.

*Рентгеноскопия.

*Флюорография.

*Рентгенография.

*Компьютерная рентгеновская томография.

*Влияние рентгеновских лучей на организм человека.

4.Применение рентгеновских лучей в науке и технике.

*Контроль качества материалов и дефектоскопия

*Осмотр груза и багажа.

*Изучение химического состава вещества.

*Рентгеновская астрономия.

*Рентгеновские лазеры.

E:\Семинар МО ООД 26.02.2015\фото семинар ЦМК ООД 26.02.15\P1070062.JPG

Для закрепления изученного преподаватель предлагает просмотреть видеофрагмент «Рентгеновские лучи».(7мин) и презентацию по данной теме.(3мин)

Размышление и обобщение того, что узнали на уроке по данной теме проводят по методу «Карусель».(20мин)

На листах ватмана записаны 4 вопроса. Для ответа на данный вопрос учащимся предлагается найти как можно больше доказательств, предложений, примеров, каждое из которых фиксируется на листе ватмана. Время ограничено. Затем листы передаются следующей группе и т.д. Все четыре группы читают записи своих товарищей и дополняют. После создания такого «банка идей» проводится анализ. обговаривание и презентация данного вопроса группой, которая первая сделала записи по данному вопросу.

Вопросы:

-Какие черты характера Вильгельма Рентгена Вам симпатичны?

-Докажите, что рентгеновское излучение - электромагнитные волны.

-Какие опасности существуют при работе с рентгеновским излучением и средства защиты от них?

-Рентгеновское излучение на службе человеку.(приведите примеры).


Стадия 4. «Рефлексия».(8мин)

*Учащиеся заполняют третью графу таблицы ЗХУ. Учитель предлагает прочитать свои записи некоторым учащимся, другие могут дополнить.

*В завершении ребята высказываются об уроке одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось



*Оценивание. Каждая группа предлагает оценить двух самых активных ребят.

*Домашнее задание.

Учитель предлагает записать в тетрадях вопрос и ответить на него дома.

Вопрос: при посещении врача иногда нам предлагают пройти флюрографию, а иногда сделать рентгеновский снимок. Это одно и тоже или между флюрографией и рентгеновским снимком есть различие?

Резерв времени- (2мин).

Примечание: рекомендую коллегам при проведении урока обязательно проговаривать, сколько времени вы даете для выполнения каждого задания. Я в кабинете установила таймер с звуковым сигналом.


Литература:

1.Дягилев Ф.М. "Из истории физики и жизни ее творцов". Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1986.

2.Кудрявцев П.С. "Курс истории физики". - М.: Просвещение, 1982.

3.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 11 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1991.

4. Дубицкий Л.Г. Радиотехнические методы контроля изделий. Изд. 2-е. М., 1963;

5. УО СКО КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования».Интерактивные методы обучения






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ