Конспект урока по Физике "Периоды математического и пружинного маятников" 9 класс

Технологическая карта урока.


Использование ИКТ –технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является самостоятельный вывод учащимися на основе проведенных экспериментов формул периода математического и пружинного маятников и включение полученных знаний в систему уже имеющихся. В процессе работы происходит смена деятельности – проведение опроса по тестовым вопросам, экспериментальная деятельность, работа на ноутбуках, рефлексия.
   Урок проводится преподавателем физики.

Проблема, над которой работает учитель: формирование позитивной мотивации учения при использовании ИКТ технологий на уроках.

Тема: «Периоды математического и пружинного маятников»

Исходный уровень состояния ЗУНа, необходимых для усвоения темы:

  • Знать и понимать понятия «свободные и вынужденные колебания, математический маятник, период, частота, амплитуда»;

  • Уметь применять полученные знания на практике.

Технология урока: проблемное обучение

Место в системе уроков: следует за ознакомлением с механическими колебаниями.

Цели:

  1. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

  2. Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  3. Создание мотивации к учебному материалу.

Задача урока:

  1. Образовательные

  • экспериментальное исследование зависимостей T от L,m,А;

  • аналитический вывод периода математического маятника;

  1. Воспитательные

  • управление собственной деятельностью;

  • рефлексия собственной деятельности по соотнесению целей и результатов, самооценка;

  1. Культурологические

  • развитие культуры познания через внимание к историческому аспекту и использование многообразия условий для исследования поведения объекта;

  1. Развивающие

  • развитие культуры мышления через использование различных форм интеллектуальной деятельности и научение использованию знаний в новых условиях.

Структура урока:


Основные этапы

Приёмы

Формы организации совместной деятельности

Формирование компетенций

Действие учителя

Действие ученика

Актуализация опорных знаний

Повторение материала с помощью вопросов в режиме обсуждения

Фронтальная работа.


Предметные компетенции: формирование умения работать с понятиями.

Коммуникативные компетенции: формирование умения работать в фронтально.

Работа с тестовыми вопросами на экране:

  1. Какая колебательная система называется «математическим маятником»?

  2. Для данного случая, в чём физический смысл понятия «материальная точка»?

  3. Какая колебательная система называется «пружинным маятником»?

  4. Какое движение мы называем «колебаниями» математического и пружинного маятников?

  5. Какая физическая величина называется «периодом колебания»?

  6. Какая физическая величина называется «частотой колебания»?

  7. Какая физическая величина называется «амплитудой колебания»?

  8. Под действием каких основных сил происходят колебания пружинного и математического маятников?


Отвечают на вопросы

 Постановка проблемы.


Диалог


  1. Где мы в жизни с вами встречаемся с использованием маятников?

  2. Какой параметр необходимо знать, для того, чтобы использовать маятники?

Учащиеся должны прийти к тому, что необходимо знать период и формулу его вычисления

Открытие нового знания













Работа в парах


Предметные компетенции: умение выполнять экспериментальные задания, обрабатывать результаты, анализировать, обобщать, пользоваться Excel.

Коммуникативные компетенции: формирование умения работать в минигруппах;

Раздача на ноутбуки заданий (файлы Excel) по группам (парам):

  1. Математический маятник (зависимость Т от l)

  2. Математический маятник (зависимость Т от A)

  3. Математический маятник (зависимость Т от m)

  4. Пружинный маятник (зависимость Т от l)

  5. Пружинный маятник (зависимость Т от А)

  6. Пружинный маятник (зависимость Т от m)

Ребята выполняют задание экспериментально, работая в группах. Учитель, подходя к каждой группе, задаёт вопросы: какие физические величины вы будете оставлять постоянными? Какие физические величины вы будете изменять? Какие – измерять? Какие – вычислять?


Выполнение экспериментальных заданий в парах, построение графиков зависимостей, анализ результатов и обсуждение результатов в минигруппах; Отправка выполненных таблиц и графиков учителю.



Предметные компетенции: умение делать выводы, основываясь на результатах и графиках.

Коммуникативные компетенции: формирование умения выступать.

Учитель комментирует.

К доске выходят по одному представителю от группы. Они докладывают о результатах их работы, показывают при помощи графика вид зависимости периода колебания данного маятника от данной физической величины. Одна группа докладывает, а другие группы записывают в тетрадь результаты их работы по данной задаче.


Рефлексия

Итоги урока и задание домашнего задания

Фронтальная беседа


Компетенция самоопределения: формирование умения определить способы своей работы.



АМО «Ресторан»

Отвечают на вопросы


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ