Конспект урока по Физике "Решение задач на тему «Механическое движение»" 7 класс

Тихонова Ирина Владимировна

210-869-575



Урок «Решение задач на тему «Механическое движение» (7 класс)


Цели:

Образовательные: повторить основные понятия, формулы равномерного движения, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел, изучить графическое представление движения.

Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.

Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, предлагаю вам составить сегодня на уроке осенний букет.

Осень – чудесная пора. Такая игра красок. Солнышко уже обманчиво, светит, но не греет. Но от солнечного света на душе всегда очень радостно. Давайте перенесем этот свет и игру красок на наш урок.

Сегодня в ходе урока мы должны закрепить навыки работы по теме «Механическое движение»: перевод единиц измерения физических величин в систему СИ, расчет пути, скорости и времени движения, и получить новые знания – научиться графически описывать механическое движение.

На рабочих столах вы видите листы самоконтроля и самооценки.


Лист самооценки и самоконтроля.

Фамилия, имя ______________________________


задания

Оценка

Затруднения, которые испытывал(а) при выполнении задания

Задание №1



Задание №2



Задание №3



Оценка за урок:


В этих листах в течение всего урока вы сами будете оценивать выполняемые задания.

Итак, начнем.


2) Давайте вспомним основные понятия темы «Механическое движение».

Вопросы для фронтального опроса: (вопросы выведены на мультимедийный экран – Презентация.pptx слайд №2)

Что называют механическим движением?

Приведите примеры механического движения.

Что такое траектория движения?

Какие виды прямолинейного движения существуют?


Учитель: Сегодня мы с вами порешаем задачи на равномерное движение.

Назовите один из важных моментов при решении задач. (умение переводить в систему СИ)

Давайте разомнемся.


Возьмите листочки с заданием №1 «Перевод в систему СИ»


I вариант II вариант

2 ч = 30 мин =

400 см = 20 км =

7,9 км/с = 6 км/мин =

1 сут = 2 сут =

72 км/ч = 108км/ч =


Проверим, как выполнено задание. (ответы появляются на доске - Презентация.pptx слайд № 4)

На экране появляются ответы - слайд № 4)

Ребята оценивают себя сами - количество правильных ответов соответствует оценке. Полученную оценку ставят в листы самоконтроля и самооценки.


Учитель: Чем отличается движение различных тел?

Ученики: У всех тел различная скорость.


Задание №2. (его можно выполнять в рабочих тетрадях) Презентация.pptx слайд №5.

Учитель: У кого самая большая скорость? А у кого самая маленькая? Расставить в порядке убывания скоростей.


Участник

соревнований

Скорость

Скорость в м/с

Место

Жираф

14,6 м/с



Ласточка

175 дм/с



Скворец

12360 дм/мин



Заяц

72 км/ч



Акула

8,3 м/с




Ребята проверяют выполненное задание (Презентация.pptx слайд №6) и в листах самоконтроля ставят оценку.


Участник

соревнований

Скорость

Скорость в м/с

Место

Жираф

14,6 м/с

14,6 м/с

4

Ласточка

175 дм/с

17,5 м/с

3

Скворец

12360 дм/мин

20,6 м/с

1

Заяц

72 км/ч

20 м/с

2

Акула

8,3 м/с

8,3 м/с

5



Учитель задает вопрос по интерактивной модели (рисунок 1).

На предыдущем уроке мы установили, что все тела могут двигаться равномерно или неравномерно. Причем, они могут двигаться в разных направлениях, быстро и медленно, замедляя или ускоряя свое движение, проделывая разный путь.





рисунок 1.


Учитель: Чем отличаются движения данных тел?


Учащиеся: Все тела прошли различное расстояние, у всех тел разная скорость.

Учитель: Предлагаю посчитать скорость всех тел и убедиться в том, что она, действительно, разная. Вспомним, как рассчитать скорость тела?


�� =


Расчет скорости на интерактивной модели (рисунок 2).


В международной системе (СИ) за единицу скорости принимают скорость такого равномерного движения, при котором движущееся тело за 1 секунду проходит путь, равный 1 метру. Эту единицу называют 1 метр в секунду и обозначают 1м/с.

В нашем примере поезд за 5 с проехал 100м, велосипедист – 60 м, а муха пролетела 25 м.

Вычислите скорости движения этих тел.


К интерактивной доске выходят поочередно 3 учащихся и рассчитывают скорости движения поезда, велосипедиста и мухи.



Рисунок 2.


Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Чем больше скорость движения тела, тем больше пройденное телом расстояние.

Учитель: Как в математике называется такая зависимость?

Ученики: Прямая зависимость.



3) Графическое представление движения (рисунок 3).


Анализ графиков зависимости пути от времени и зависимости скорости от времени.

Путь, пройденный телом, и скорость его движения с течением времени могут изменяться. Поэтому для большей наглядности эти изменения часто изображают графически. Для построения графиков на горизонтальной оси (абсцисс) откладывают время, а на вертикальной оси (ординат) путь, пройденный телом или его скорость. Тогда график будет наглядно отображать зависимость пути от времени или скорости от времени.

Посмотрите, как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости тела от времени при равномерном движении.




Рисунок 3.



Начертить графики в тетради.



Решим несколько задач письменно в тетрадях.

Задача 1.

Какой путь пройдет трактор за 30 минут, двигаясь со скоростью 30 км/ч?


Задача 2.

За какой промежуток времени, плывущий по течению, плот пройдет

1 км, если скорость течения 0,5 м/с?


Задача 3.

Трактор за 5 минут проехал 600 м. Какой путь он проедет за 0,5 ч, двигаясь с такой же скоростью.


На листах самоконтроля поставьте оценку за решение расчетных задач, а также итоговую оценку за урок. Листы самоконтроля и самооценки сдайте.


4) Домашнее задание:

Придумать задачу на тему «Механическое движение»


5) Рефлексия

Учитель: В начале урока мы с вами собирались составить осенний букет. Предлагаю тем ребятам, кто стал лучше разбираться в данной теме, поставить кленовый листочек в вазочку.


Итог урока: Букет из осенних листьев получился очень яркий и красивый.


Приложение. Презентация.pptx

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ