Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» 7 класс
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
урок по физике в 7 классе
Лабораторная работа № 5
«Определение плотности твердого тела»
Учитель физики высшей категории
Панчук Валентина Викторовна
МБОУ СОШ № 7
г.Сургут 2013г.
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»
Цели урока:
Образовательная – научиться экспериментально определять плотность твердого тела с помощью весов
Развивающая – развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся. развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.
ХОД УРОКА
1 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова)
Организационный момент. Здравствуйте! Какое у вас настроение? Что вы видите на своих столах?
Что же нам предстоит сделать? Да сегодня вы будете выполнять лабораторную работу. А вот тему вы сможете определить разгадав кроссворд.
Решение кроссворда
Сформулируйте тему и цель наших исследований.
Сценка:
Автор:
Как-то встретились втроем
Масса, плотность и объем
Посидели - поболтали,
И, конечно, спорить стали
Кто из них всего важнее.
Масса
«Я главней!» - сказала масса
Вы спросите хоть у класса
Ведь не сможет без меня
Человек прожить и дня.
Не построит даже дом
Кто со мною не знаком
Автор: И сказала очень мило
Масса «Знайте в массе моя сила!»
Плотность:
Погоди, моя подруга
Мы не можем друг без друга
Автор: Плотность молвила в ответ
Ты важна и спору нет
Но без нас бы, дорогая
Стала вся бы ты худая,
И худая, и пустая
В общем, просто никакая.
Автор:
Долго хмурился объем
Но сказал он о своем:
Объем:
«Дорогие, не шумите
И себя вы не хвалите
Без меня как ни крутись
Никому не обойтись
Даже платья не пошить
Коль со мною не дружить!
Без меня одна беда…»
Масса Ах, какая ерунда!
Автор:
Масса тяжело дыша
Перебила не спеша;
Разгорался спор сильнее
Кто же все таки важнее?!
Вдруг неведомая сила
Ворвалась и закружила
Что за чудо, за эффект?
Неизвестный сей объект?
Беспорядок навела
Да и такова была.
В неизвестность улетело
Неопознанное тело…
Объем:
Что ж, друзья, пора учесть
Что и нас сильнее есть
Автор:
Заявил старик объем
Объем:
Так останемся втроем
Несомненно, все важны
Для науки мы нужны.
2 этап урока: Проверка знаний, их актуализация
Выполнение теста на проверку домашнего задания
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг
3. Плотность данного вещества зависит …
а) от его массы б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается.
в) увеличивается. г) не меняется
1
2
3
4
5
б
в
г
а
б
3 этап урока: Здоровьесберегающая пауза
Используя знания молекулярного строения веществ покажите пожалуйста состояние:
Газообразное,
Жидкое,
Твердое.
Какой можно сделать вывод? Плотность зависит от строения вещества и его свойств.
Различные вещества, находясь в различных агрегатных состояниях, обладает разной плотностью, так как строение и свойства этих состояний различны.
4 этап урока: Постановка проблемы. Практическая работа «Определение плотности продуктов питания
Учитель:
Сколько бы не говорили о физической величине – плотности, но как говорил русский поэт А.С.Пушкин: “ О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …” . А потому сегодня на уроке вам необходимо выполнить интересную работу. Вы выступите в роли исследователей. Нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. А как же ее рассчитать?
Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Будем помогать друг другу, работая в группах. Недаром народная мудрость гласит: “ Ум - хорошо, а два – лучше!”
Предлагаю образовать группы по 4-5 человек (повернуться к учащимся за соседнюю парту).
Выдаю каждой группе лоток со следующим оборудованием:
Выполнение лабораторной работы.
Ф.И.ученика_________________________________________________ Класс 7______
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела правильной формы»
Цель работы: научиться определять плотность твердого тела
Приборы:: рычажные весы, набор гирь и разновесов, линейка, мензурка, стакан с водой, сливочное масло , плавленый сыр , морковь, огурцы, картофель, свекла, редька.
Правила техники безопасности.
1. Будьте осторожны при работе с посудой. Помните, что это хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
3. Будьте аккуратны при работе с водой.
С правилами ознакомлен(а)_____________ Обязуюсь выполнять__________________
Ход работы:
Определим цену деления приборов:
-
Измерительный прибор
Измеряемая величина
Единица измерения
Цена деления
Линейка
мензурка
весы
2. определим плотность твердых тел правильной формы. для этого:
С помощью линейки измерим линейные размеры данного тела:
-
Длина L см
Ширина a, см
Высота h, см
объём
V= L* a* h,
см3
Масса m,
г
плотность ρ
г/см3
кг/м3
Вычислим плотность данного тела:
ρ = ________________________________
Выразим плотность в г/см³ и кг/м³
Вывод: Я измерял (а) размеры и массу (указать исследуемое тело)и вычислил(а) плотность этого тела, результат которой равен _________, табличные данные ________.
___________________________________________________________________________________
Ф.И.ученика_________________________________________________ Класс 7______
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела неправильной формы»
Цель работы: научиться определять плотность твердого тела
Приборы:: рычажные весы, набор гирь и разновесов, линейка, мензурка, стакан с водой, сливочное масло , плавленый сыр , морковь, огурцы, картофель, свекла, редька.
Правила техники безопасности.
1. Будьте осторожны при работе с посудой. Помните, что это хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
3. Будьте аккуратны при работе с водой.
С правилами ознакомлен(а)_____________ Обязуюсь выполнять__________________
Ход работы:
Определим цену деления приборов:
Измерительный прибор
Измеряемая величина
Единица измерения
Цена деления
Линейка
мензурка
весы
Определим плотность тела неправильной формы, для этого:
С помощью мензурки определим объем тела неправильной формы.
Объем тела = объём воды вместе с телом - объём воды в мензурке, см3
объём воды в мензурке, см3 , V
Объём воды вместе с телом, см3 , V
Объём тела, см3 , V
Объём тела, м3 , V
Измерим массу тела с помощью весов.
По результатам опытов заполните таблицу.
Название тела
объём, V
масса тела, m
плотность р
см3
г
г/см3
кг/м3
Тело неправильной формы
Вычислим плотность тела ρ = ________________________________
Вывод: Я измерял (а) размеры и массу (указать исследуемое тело) и вычислил(а) плотность этого тела, результат которой равен _________,
5 этап урока: применение знаний в незнакомой ситуации
- Какой из указанных продуктов питания имеет наибольшую плотность?
- Какой из указанных продуктов питания имеет наименьшую плотность?
- Какие из указанных продуктов питания имеют одинаковую плотность?
- Что означает, что плотность … вещества рана … кг/м3?
6 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ