Мастер-класс «Использование интерактивных форм обучения на уроках физики»

Мастер-класс

«Использование интерактивных форм обучения на уроках физики»

Толстых Юлия Владимировна

учитель физики

МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки
Липецкого муниципального района Липецкой области


Задачи мастер-класса:

- создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя;

- мотивация слушателей на освоение технологии интерактивного обучения;

- освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Этапы мастер-класса:

  1. Представление педагогической концепции технологии.

  2. Моделирование занятия на основе данной технологии.

  3. Имитация урока.

  4. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)

Учиться можно только весело…

Чтобы переварить знания,

Надо поглощать их с аппетитом

А. Франс



Интерактивная- inter (взаимный), act(действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Сравнение целей традиционного и

интерактивного подхода к обучению

  • Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

  • Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

  • Модель односторонней коммуникации.

  • Цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

  • Модель многосторонней коммуникации.

Данная технология может использоваться не только на уроках физики, а всеми учителями предметниками.

Методы интерактивного обучения

  • Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

  • Упражнения - энергизаторы

  • Работа в группах, парах

  • Кооперативное обучение

  • Ролевая (деловая) игра

  • Аквариум

  • Карусель

  • Дерево решений

  • Синквейн


Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Я хочу показать применение технологии на уроке физики в 7 классе по теме, которую вы сейчас узнаете сами.

Вашему вниманию представлен фрагмент мультфильма, давайте его вместе посмотрим и попробуем понять, о чем в нем ведется речь.

(фрагмент мультфильма «Почемучка. Сила трения»)








И прежде чем мы с вами ответим на вопрос Сережи и Лены: «Почему самокат останавливается?», давайте проделаем еще один маленький эксперимент. Перед вами лежит чистый лист и простой карандаш. Нарисуйте на листе все, что хотите. А теперь вернемся к вопросу Лены и Сережи, но добавим второй вопрос: «Почему пишет карандаш на бумаге?».

Тема урока: Сила трения

А как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны ответить? Давайте попробуем их сформулировать

  1. Что такое сила трения?

  2. Виды силы трения?

  3. Почему возникает трение?

  4. Применение. Польза и вред.

Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и препятствующая их относительному движению. (слайд 5)

Что бы ответить на второй вопрос, проделаем несколько экспериментов. Перед каждой группой на столе находится оборудование и карточка с описанием задания. Попробуйте его выполнить.

Группа 1: динамометр, брусок (перевернутая каретка) – трение скольжения

Группа 2: динамометр, каретка – трение качения

Группа 3: наклонная плоскость, брусок – трение покоя













Переходим к третьему вопросу.











Продолжим наш эксперимент с карандашом и бумагой, только теперь попробуем написать не на бумаге, а на стекле. Какой вывод мы можем сделать? Почему на бумаге карандаш пишет, а на стекле нет?

Причины возникновения трения:

  • Шероховатость (неровность) поверхностей соприкасающихся тел;

  • Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Остался один неразрешенный вопрос. Где же находит применение трение?

В технике и в повседневной жизни силы трения играют огромную роль. В одних случаях силы трения приносят пользу, в других - вред. При отсутствии силы трения нельзя было бы сшить одежду, собрать станок, сколотить ящик.

Наличие трения покоя позволяет человеку передвигаться по поверхности Земли. Идя, человек отталкивает от себя Землю назад, а Земля с такой же силой толкает человека вперед. Вспомним, как трудно ходить по скользкому льду. Чтобы легче было идти, необходимо увеличить трение покоя. С этой целью скользкую поверхность посыпают песком.

Силой трения также пользуются для удержания тел в состоянии покоя или для их остановки, если они движутся. Вращение колес прекращается с помощью тормозных колодок, тем или иным способом прижимаемых к ободу колеса.

Подведем итог. Предлагаю рассмотреть несколько пословиц разных народов мира и выяснить какую роль в них играет трение.

  • Коси, коса, пока роса (русская)

  • От безделья и лопата ржавеет (русская)

  • Не смазанное колесо ось перетрет (узбекская)

  • На льду не строятся (русская)

  • Что кругло - легко катится (японская)

  • Жнущий серп всегда блестит.



Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.



Список литературы:

  1. Физика. 7 класс. Учебник.  Перышкин А.В.

  2. Физика №15/2010. Приложение к газете «Первое сентября»

Электронные ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/213574/

  2. http://festival.1september.ru/articles/417553/

  3. http://video.yandex.ru/



































Раздаточный материал

  1. Оборудование для групп

Группа 1: динамометр, брусок (перевернутая каретка) – трение скольжения

Группа 2: динамометр, каретка – трение качения

Группа 3: наклонная плоскость, брусок – трение покоя

  1. Карточки с заданиями

Группа 1

  1. Динамометр – прибор для измерения величины силы.

  2. Взять брусок, закрепить динамометр к бруску и плавно тянуть по столу.


Вопросы:

  1. Записать показания динамометра _____ Ньютонов

  2. Какой вид силы трения вы наблюдали? _________________

1 деление = 0,1 Н

Группа 2

  1. Динамометр – прибор для измерения величины силы.

  2. Взять каретку, прикрепить динамометр к ней и плавно тянуть по столу.


Вопросы:

  1. Записать показания динамометра _____ Ньютонов

  2. Какой вид силы трения вы наблюдали? _________________

1 деление = 0,1 Н

Группа 3

  1. Установить плоскость под наклоном и поместить на ней брусок.

Вопросы:

  1. Почему брусок не падает? Что его удерживает?

  2. Какой вид трения вы наблюдали? ________________________




  1. Карандаши, ручки, 3 листа бумаги, стекло.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ