Метод проектов в процессе обучения физике и внеклассной работе





Из опыта работы учителя физики

МОУ СОШ №9 ст. Расшеватской

Новоалександровского района

Ставропольского края

Богдановой Александры Алексеевны.



Метод проектов

в процессе обучения физике и внеклассной работе.

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Гениальный учитель вдохновляет.

Физика как обязательная составляющая содержания общего образования формирует у учащихся знания о явлениях природы, о свойствах пространства и времени, вещества и поля, современной технике и технологиях. Эти компоненты содержания остаются постоянными независимо от социально-экономических и политических изменений в обществе и составляют неотъемлемую часть общекультурного развития личности.

Как известно, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ввёл слово «physis» («природа»), но под природой он понимал скрытую от чувств человека сущность вещей и событий. С тех пор вопрос «почему?» - главный вопрос в физике. Многие ответы на него учащиеся, у которых я преподаю физику, получают в результате собственной проектной деятельности. П.Л.Капица считал, что задача образования заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, но и в том, чтобы развивать самостоятельность мышления, исследовательские способности.

Технология проектно-исследовательской деятельности впервые была предложена в 1998 году американским психологом, педагогом К.Патриком.

Он считал метод проектов одним из эффективных методов обучения. В России данный метод стал известен в 1905 году, его сторонниками были известные педагоги В.Шацкий, Н.Крупская, широкой известности метод проектов в то время не получил, постановлением ЦК ВКПБ в 1931 году был осуждён и не использовался.

Сегодня данный метод возродился в новом качестве. Он помогает








формировать исследовательские подходы к анализу физических проблем у обучаемых, масштабное мышление. Как показывает мой опыт. Это возможно, и наиболее увлечённые проблематикой учащиеся могут выполнять интересные и полноценные проекты. Эти проекты создают у учеников и у меня не только атмосферу серьёзной деятельности, но и одновременно формируют заряд для противостояния рутине.

При обучении учащихся в классе организую учебный процесс для всех, но познание физики и творчество индивидуально. В последние годы ситуация в области проектов среди учащихся заметно изменилась в связи с новыми

компьютерными технологиями. Ученик, как обычно, выбирает тему проекта, получает задачи исследования с минимальным списком литературы. Далее он самостоятельно знакомится с выполненными по теме проектами, составляет библиографию и т. д., полностью осваивая суть проблемы. Проекты теоретического или экспериментального характера я провожу совместно с учащимися. Вся эта деятельность находит отражение в рабочей тетради ученика, по которой осуществляю текущий контроль. По результатам проекта ученик оформляет работу. Практика моей деятельности в школе показывает, что такая система позволяет осуществить непрерывное накопление проектных работ, повышается их уровень, научная новизна.

Чтобы правильно организовать процесс обучения при внедрении метода проектов, соблюдаю ряд общих педагогических условий:

  1. воспитываю у учащихся желание учиться;

  2. при выполнении проекта ученик должен иметь соответствующую подготовку;

  3. вырабатываю чёткую программу проекта;

  4. индивидуально подхожу к дозировке и степени сложности проекта;

  5. для успешного выполнения проекта стараюсь создать хорошие отношения с учеником.

Начинаю работать с учащимися с простых исследований по истории физики, экологии, естествознанию. В дальнейшем усложняю и дифференцирую задачи проектов, дополняя психологическими методами и философскими обобщениями.

Проектная деятельность формирует у учащихся познавательные умения (работа с литературой, проведение наблюдений и их объяснение, самостоятельная подготовка эксперимента), практические умения (использование измерительных приборов, построение графиков, математическая обработка результатов), организационные умения (самооценка знаний, оценка результатов исследования).

Какие же советы можно дать учащимся и их руководителям при выполнении проекта?







  1. Формулируем цели (для чего?)

  2. Выбираем объекты (что исследуем?)

  3. Изучаем условия (где выполняем проект?)

  4. Составляем план проекта (как выполняем?)

  5. Выбираем способ фиксирования информации (чем выполняем проект?)

  6. Анализируем полученные в ходе наблюдения данные (что получилось?)

  7. Формулируем выводы (как описать?)


Структура деятельности учащихся при выполнении проекта


п/п


Действие

Цель

действия

Умения, формируемые

в процессе

выполнения действий

Пример.

Тема: «О волнах вокруг нас»

1 этап – мыслительно-ориентировочный.

1.

Определение цели проекта

Формулировка

цели работы

Умение формулировать

цель

Определить зависимость

между состоянием здоровья

человека и воздействием различных видов волн на его

организм.

2.

Выдвижение гипотезы.

Выдвинуть предположение

о конечном

результате

Умение прогнозировать результат

(интуитивно-

научное

предположение)

Ученица выдвинула гипотезы:

- ритмы в организме человека зависят от

влияния радиоволн;

- человек реагирует на низкие и высокие температуры;

- режим сна человека зависит от влияния электромагнитных волн.



3.



Мыслительный эксперимент.



Выработать программу мыслительных

действий по

переработке

исходной

информации



Умение построить цепь рассуждений на базе наглядных образов.



Ученица мысленно провела эксперимент, отвечая на вопросы: что лучше?, что будет, если?, как лучше? и т.п.

Изучала действие инфракрасных лучей и радиоволн на состояние здоровья человека.

4.

Определить

условия проведения

эксперимента.

Формулировка

условий успешного

проведения проекта.

Умение ориентироваться

в условиях исследования.

Условия:

- ежедневно в течение месяца измерять температуру воздуха, температуру тела, артериальное давление;

- наблюдать за состоянием своего сна, наличием стресса.

2 этап – технико-подготовительный.

1.

Изучение литературы, описание работы.

Сведения о свойствах конкретного объекта и физических

основах метода его исследования.

Умение обосновать выбор объекта и метода, приводящего к достижению цели.

Темы: 1.«Электромагнитные волны».

2. «Звуковые волны».

3. «Сейсмические волны».

2.

Отбор приборов и материалов.

Научиться самому выбирать необходимые для выполнения данного исследования приборы и материалы.

Умение подобрать необходимые материалы или изготовить приборы из подручных средств.

Термометры, тонометр, часы.













3.





Подготовка к проведению

исследования





Схема установки,

протокол с таблицами

для записи результатов измерений.





Умение обосновывать

последовательность действий, умение анализировать схему установки, готовить таблицы для записи результатов.





Записать в тетради цель проекта, гипотезы, задачи проекта, условия, последовательность действий, заготовить таблицу.

  1. Проводить

ежедневные измерения температуры своего тела и окружающего воздуха, построить таблицу зависимости между ними.

2.Регулярно наблюдая за ритмом своего организма, определить зависимость между состоянием здоровья и временем, проведённым у компьютера, телевизора, сотового телефона.

3 этап – опытно-измерительный.

1.

Непосредственное

проведение исследования

согласно его проекту.

Научиться самостоятельно

проводить эксперимент,

проводить измерения.

Умение работать с приборами, надёжно снимать показания, записывать их, выдерживать и фиксировать условия опыта.

Из работы Филимоновой А. (10 кл.) «Исследованиями, проведёнными мною в течение месяца, установлено, что использование сотового телефона, просмотр телевизионных и компьютерных программ оказывают существенное влияние на ритм организма. Ежедневно измеряя температуру тела, своё артериальное давление и температуру окружающего воздуха, спроектировала зависимость между ними».

2.

Заполнение таблицы.

Оформить результаты

измерений в виде таблицы.

Умение заполнять таблицу измерений.

Таблица 2, таблица 3.

4 этап – математически-обрабатывающий.

1.

Обработка результатов измерений.

Оценка погрешностей.

Научиться определять значение величин, измеренных прямо или косвенно.

Умение обрабатывать результаты и оценивать погрешности измерений.

Построение графиков зависимости температуры тела и температуры воздуха. Сравнение графиков температур. Построение графика зависимости артериального давления и времени, проведённого у компьютера, телевизора.

2.

Кодирование результатов в виде таблиц, графиков, рисунков.

Научиться применять графический метод при определении зависимости между величинами.

Умение вычислять по формулам искомые величины, заполнять таблицы, строить графики, делать рисунки.

График 1, график 2.

5 этап – осмыслительный (аналитико-синтетический)

1.

Анализ результатов проекта.

Проведение осмыслительных операций сравнения, анализа, обобщения, установление причинно-следственных связей.

Умение построить логические умозаключения, умение сравнивать результат с гипотезой, проанализировать правильность выбранных условий проекта.

Из работы Филимоновой А. (10 кл.) «По графику 1 видно, что температура тела человека зависит от параметров окружающей среды и условий теплообмена между поверхностью тела и средой, в чём огромную роль играет инфракрасное излучение. График 2 показывает, что длительное воздействие электромагнитных волн оказывает влияние на состояние сна и учебной деятельности».

2.

Обобщение результатов проекта (вывод).


Умение обобщать данные проекта на целый класс подобных явлений.

Ученица формулирует вывод исследования: «Волны вошли в жизнь человека, изменили условия его труда и быта. Состояние здоровья каждого из нас зависит от воздействия различных видов волн на организм».

6 этап – контролирующий.

1.

Составление отчёта о проекте.

Научиться упорядоченной работе при выполнении проекта.



2.

Выступление на научно-практических конференциях любого уровня,

участие в дискуссиях.

Научиться применять полученные знания на практике.

Умение использовать универсальные учебные действия, объяснять явления природы.









Темы проектов, которые были выполнены учащимися, разнообразны. При их выполнении учащиеся используют компьютер. Для моделирования различных физических процессов при выполнении проекта применяю компьютерную обучающую программу «Лаборатория L - микро», которая позволяет использовать измерительные блоки при выполнении проектных работ.

Эффективность проектной деятельности изучаю вместе с детьми, для чего выделяю результативный и процессуальный критерии. Первый связываю с развитием учащихся и определяю с помощью «срезовых работ», проверяющих усвоение учебных знаний, упражнений. Процессуальный критерий включает в себя воспитательную эффективность проектной деятельности, которая проявляется в самореализации ребёнка, его активности и заинтересованности, удовлетворённости своими успехами.

Участие детей и их одноклассников в анализе проектных работ формирует у учащихся критичность мышления, ответственность. Анализ проектной деятельности помогает мне смотивировать учащихся на дальнейшую работу, выявить их проблемы и трудности, а также является важным ориентиром для меня при планировании проектной деятельности на последующих этапах.

Используя рефлексию, т. е. возможность предоставить ребёнку размышлять о том, как протекала его проектная деятельность и мониторинг успеваемости учащихся, составляю диаграммы, отражающие результаты проектной работы учащихся. Провожу психолого-педагогическую диагностику, которая призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения; во-вторых, определить уровень сформированности у учащихся знаний, умений, навыков, уровень их развития и, с учётом полученных данных, привлекать учащихся к выполнению проектных работ. Тестирование провожу в начале и конце учебного года, сравнивая результаты продвижения детей, выявляя их склонности к проектной деятельности и личный рост учащихся.

В чём же состоит значимость проектной деятельности? Что даёт она ребёнку?

Во-первых, она выполняет функцию психологической защиты ребёнка. В конференциях и семинарах расширяются контакты детей, повышается эмоциональность атмосферы общения.

Во-вторых, это функция социальной поддержки – ученик познаёт физику, при этом приобретая опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные решения.

В-третьих, это стимулирующая функция, у школьников актуализируются и проявляются качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: инициативность, исполнительность, способность искать и находить решения.







В-четвёртых, проектная деятельность развивает мотивацию учения. Познавательные интересы учащихся, создавая условия для активного применения и углубления знаний.

В-пятых, способствует развитию сотворчества учителя, ученика и его родителей, основанием которого является коллективное планирование, совместное обсуждение проекта.

Поэтому, по моему мнению, проектная деятельность учащихся сегодня – это неотъемлемая составляющая обучения физике в средней школе. По словам Луи де Бройля: «Исследование и преподавание почти неотделимы друг от друга. Исследование питает преподавание, а преподавание, необходимое для того, чтобы факел науки переходил от предыдущего поколения к последующему, укрепляет исследование». Каждый из нас, учителей, должен быть очень внимателен к своим ученикам. И одна из главных ролей в отсвете великих свершений, в предчувствии грядущих достижений человечества, принадлежит проектной деятельности в средней школе.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ