Обобщение педагогического опыта Использование электронных образовательных ресурсов, как средство наглядности и индивидуализации учебного процесса
ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»
Еловский филиал
ПЦК общеобразовательных дисциплин
Обобщение педагогического опыта
Тема: Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как средство наглядности и индивидуализации учебного процесса
Подготовил преподаватель высшей квалификационной категории: Головков А.Н.
Елово 2011
Содержание
Введение
3
1.
Значение применения новых технологий в обучении учащихся.
4
2
Применение ЭОР в учебном процессе
6
3
Организационные формы применения ЭОР
8
4
Виды уроков с использованием ЭОР
10
5
Применение презентаций на уроках
13
6
Результативность применения ЭОР
14
Заключение
18
Литература
20
Введение.
Стремительно обновляющаяся информационная составляющая культуры социальной среды меняет традиционные представления о сущности образования как управляемом извне процессе обучения, воспитания и развития ребенка в строгих рамках доминирующих отношений «учитель–ученик», «педагог–воспитанник». Совершенствование системы доступных учащимся источников информации и изменение масштабов информационного обеспечения образования в совокупности с процессами его демократизации убеждают нас в том, что основу образовательной практики в ближайшем будущем будет полновесно представлять более широкий спектр социальных отношений. Суть этих отношений определяется иной схемой взаимодействия, а именно: «индивид–информационнообразовательная среда», а их содержание составляет инициативная образовательная деятельность субъекта учения в глобальной информационной системе. Преподаватель как источник информации, ранее, безусловно, лидирующий на «информационном поле» системы образования, постепенно вытесняется со своих привычных позиций. Сегодня школа в целом работает уже в условиях «потери своей монополии на предоставление фактологической и иной информации ученикам и студентам » (К. Корсак). Новые тенденции в развитии информационной культуры общества никоим образом не исключают учителя из системы образования, но влекут за собой изменения в соотношении его функций. Становится очевидным, что профессиональная деятельность педагога на настоящем этапе будет результативной только при условии активного освоения им и выведения на первый план в своей профессиональной деятельности востребованной временем другой образовательной функции—организатора обучающего взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у них умений и навыков самостоятельного информационного потребления. Главные задачи педагога, к решению которых он должен быть уже практически готов, состоят в том, чтобы стимулировать и поддерживать образовательную инициативу учащихся, создавать необходимые условия для их самостоятельного учения (и научения) в широкой информационно-образовательной среде, оказывать квалифицированную помощь в определении его значимых направлений, осуществлять корректировку успешности этого процесса и оптимизировать его с точки зрения средств и способов достижения результата. Новая образовательная парадигма: «от образования на всю жизнь, к образованию во всей жизни» меняет концепцию и стратегию современного образования. В развитых странах в основе данной концепции лежит ставшая актуальной в настоящее время идея электронного обучения (e-Learning). E-Learning определяется как важная составляющая системы образовательной подготовки молодежи и взрослых в условиях информационного общества. Согласно этой концепции информационные технологии надо уже не столько активно изучать, сколько активно применять во всей системе образования (начального, среднего, высшего, непрерывного).
Новые стратегические ориентиры, обусловленные изменением информационно-образовательной среды учения, определяют необходимость соответствующих преобразований модели обучения. Речь идет о комплексном преобразовании содержания, методов и организационных форм обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Активное использование компьютерных технологий обучения — ключевая характеристика современной модели обучения физике и важнейшее направление совершенствования учебного процесса по предмету. Использование в практической деятельности творческих профессиональных проектов позволяет преподавателю использовать в своей работе различные ИКТ, привлечь учащихся к исследовательской, научной работе. Разработка каждого проекта связана с дальнейшим исследованием психолого-педагогических и методических аспектов проблемы информатизации учебного процесса по физике и практической работой педагога по проектированию компонентов учебного процесса на основе широкого использования средств ИКТ в преподавании предмета. Успешно выполненные проекты могут составить основу будущей научно-исследовательской деятельности педагога по актуальным проблемам информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе
Информатизация учебного процесса это средство повышения его эффективности.
1. Значение применения новых технологий в обучении учащихся.
В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватны из которых метод проектов, обучение в сотрудничестве, «портфель ученика», индивидуальное и дифференцированное обучение, разноуровневое обучение, модульное обучение, технология коллективного обучения.
Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов. Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство училища в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно только активно применяя компьютерные, информационные технологии в учебном процессе.
Общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Отсюда современное информационное общество ставит задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
2. Применение ЭОР в учебном процессе
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Информационные технологии в обучении физике способствуют:
Интенсификации процесса обучения, увеличению доли продуктивной деятельности.
Расширению информационной и иллюстративной базы урока, повышение доступности учебной информации.
Дифференциации различной деятельности на уроке (возможность дифференцировать цели и задачи урока в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем обученности каждого учащегося; дифференцировать формы и типы учебной деятельности на уроке).
Обеспечению индивидуального подхода к каждому учащемуся в соответствии с уровнем его обученности, его пожеланий и мотивов.
Индивидуальному отбору контрольного материала, объективизации оценки знаний учащихся и повышению оперативности контроля знаний.
Развитию личности учащегося, самоподготовке учащихся к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
Тем не менее, ни одна образовательная технология не является универсальной и применимой в любых ситуациях. Очень часто применение ИКТ в обучении физике и астрономии не целесообразно. Можно привести примеры данных учебных ситуаций:
1. В течение всего урока (сообщение нового материала) учитель демонстрирует мультимедийный курс при объяснении, пользуясь рисунками, анимациями, а учащиеся читают текст, повторяющий текст учебника, на экране.
2. Реальный физический эксперимент, самостоятельные наблюдения учащихся заменяются демонстрацией компьютерных экспериментов в тех ситуациях, когда возможно и целесообразно проводить именно реальные наблюдения (колебания математического маятника, движение тела по наклонной плоскости и т.п.).
3. Живая речь, определяющий фактор коммуникативного поведения педагога, заменяется дикторским текстом, озвучивающим модели, анимации и определения в ЭОР.
3. Организационные формы применения ЭОР
Применение на уроках физики и астрономии ЭОР различается по организационным формам схема 1.
Схема 1. Организационные формы ЭОР на уроках.
Самая распространённая форма применения ЭОР на уроках – работа со всем классом одновременно, применяя видеопроектор или интерактивную доску. Именно такие модели уроков приводятся различными авторами, применяются на большинстве открытых уроков. Цель данной книги показать возможности применения не только мультимедийных курсов на уроках и моделей уроков с их использованием, но и разнообразных возможностей использования компьютерного класса.
Какая форма работы наиболее предпочтительна? Это зависит от целей данного урока, особенностей данного класса, изучаемой темы и т.п.
Например, при изучении физики на профильном уровне темы «Излучение абсолютно чёрного тела» интерактивную модель «Интерактивная модель «Излучение абсолютно чёрного тела» (рис. 1) можно использовать как элемент изучения нового материала в ходе самостоятельного исследования, проводимого учащимися с использованием модели. В рамках базового курса физики использование модели ограничивается иллюстративной ролью, хотя, при некоторой адаптации заданий, можно использовать работу с моделью и в ходе кратковременных лабораторных работ. То есть организационная форма – индивидуальная работа в компьютерном классе. Следовательно, необходимо подготовить вопросы и задания для учащихся, на которые они будут отвечать на особых печатных листах ответов или вносить в особые окошки ответов, тогда возможно применение электронного журнала.
Рис. 1. Модель «Излучение абсолютно чёрного тела».
Индивидуальные задания для учащихся:
Используя модель, по закону Вина определите примерную температуру Солнца.
Определите длину волны λm, на которую приходится максимум энергии излучения абсолютно чёрного тела при температуре 4000 К.
Определите частоту, на которую приходится максимум энергии излучения абсолютно чёрного тела при температуре 6000К.
Определите длину волны λm, на которую приходится максимум энергии излучения абсолютно чёрного тела при температуре 7000 К.
К организационным формам работы с ЭОР относится и формы взаимодействия с учащимися. Например, если работа проводится в компьютерном классе, в котором имеется сеть, то задания учащимся могут быть индивидуальными, разосланными по сети. Это возможно для профильных классов или для многопрофильных классов, когда число учащихся не превышают количества компьютеров. Результаты работы учащиеся также размещают в определенную папку учителя.
Можно также использовать для данных целей электронную почту, рассылая учащимся индивидуальные задания для лабораторных работ.
Если число учащихся существенно превышает число компьютеров в классе, то рекомендуется для выполнения компьютерных лабораторных работ разделять учащихся на подгруппы.
4. Виды уроков с использованием ЭОР
В основе организации процесса обучения в современной школе лежит классно-урочная система, характерными признаками которой являются:
1. Постоянный состав групп.
2. Наличие расписания уроков в строго определённое время.
3. Программы по предметам и профессиям различного уровня.
4. Систематическая проверка знаний учащихся на занятии.
Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет преподавателю организовывать новые виды учебной деятельности. В качестве примеров приведём пять видов уроков с использованием интерактивных моделей:
Урок формирования новых знаний
На уроке из мультимедийных курсов, ОМС или ЭОР для интерактивных досок могут использоваться статичные иллюстрации, анимации, интерактивные модели, видеоматериалы. Для рефлексии – тестовые задания. Учитель может заранее самостоятельно в ЭОР для интерактивных досок или мультимедиа библиотеки подобрать/создать иллюстративный материал по теме урока. К нестандартным видам уроков формирования новых знаний с использованием ИКТ можно отнести лекции, интегрированные уроки, уроки исследования.
Урок формирования и совершенствования умений и навыков
На уроке могут использоваться электронные тестовые материалы, в том числе в параметризованном виде, игровые задания, практические открытые модульные системы. Занятие может проходить в компьютерном классе (мобильном классе) и каждый учащийся может выполнять компьютерную лабораторную работу, индивидуально отвечать на тесты. При использовании интерактивной доски возможна работа с интерактивной моделью, индивидуальный опрос учащихся с использованием тестов.
Урок обобщения и систематизации знаний
На уроке обобщения и систематизации знаний педагог предлагает учащимся тестовые задания, в том числе параметризованные, имеющие решения с поэтапной проверкой ответов. Учащиеся могут поставить компьютерный эксперимент, выполнить компьютерную лабораторную работу, которая обобщает полученные знания. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает её по характеру к научному исследованию. Учащиеся могут работать с виртуальной лабораторией и самостоятельно строят модели, проводят исследование. Роль преподавателя заключается в помощи в создании модели, верном использовании шкал изменения параметров, в формулировании итогов компьютерного эксперимента. К нестандартным видам уроков обобщения и систематизации знаний можно отнести конференции творческих и проектных работ учащихся с применением компьютерных технологий.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
На уроке могут использоваться индивидуальный или групповой опросы, при работе с интерактивной доской учащиеся могут вызываться к доске для решения задач с компьютерной проверкой. В этом случае целесообразно применять контрольные модули ОМС-системы.
Комбинированный (смешанный урок)
На этапе усвоения новых знаний формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях возможно с помощью ЭОР для интерактивных досок, мультимедийных курсов. При проведении компьютерной лабораторной работы необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках могут иметь дифференцированный характер и располагаться по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера.
Отметим, что работа учащихся с игровыми заданиями, с заданиями творческого и исследовательского характера, повышают интерес учащихся к предмету, являются дополнительным мотивирующим фактором.
Эффективность обучения с использованием ИКТ в значительной степени зависит от качества ЭОР.
Педагогическая эффективность разрабатываемых программно-педагогических средств не только от самих ЭОР, но и от подготовки учителей к работе с ними, от наличия соответствующего оборудования (проектора, интерактивной доски).
5. Применение презентаций на уроках.
В последнее время учителя стали активно применять на уроках физики презентации, которые создают сами, используя Power Point. Сейчас практически ни один открытый урок не проходит без применения таких презентаций.
Положительные эффекты применения презентаций
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей педагога постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.
Преподаватели, применяющие презентации в Power Point отмечают, что это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал.
К положительным примерам применения презентаций можно отнести примеры, когда они создаются учащимися для подведения итогов собственной исследовательской или проектной работы. В данном случае презентация необходима.
Отрицательные эффекты применения презентаций
Отрицательных моментов применения презентаций может быть очень много. Часть из них заключается в том, что многие преподаватели не знают эргономических норм создания презентаций.
Часть некачественных презентаций обусловлена тем, что учителя не знакомы с техническими возможностями программы Power Point.
Мною разработан комплект презентаций по двум разделам физики «Молекулярная физика», и «Электродинамика». Этот комплект включает 42 презентации в виде кратких опорных конспектов содержащих видеоопыты, флеш-анимации, интерактивные задания (приложение CD-диск).
По предмету «Оборудование техника и технология сварочных работ» разработан «электронный учебно-методический комплект», содержащий информационные, практические и контрольные модули по всем темам и разделам курса, а так же теоретический материал, комплект плакатов в электронном виде и учебно-планирующую документацию. Для внедрения ИКТ-технологий в учебный процесс в нашем учебном заведении с 2006 года под моим руководством работает творческая группа.
6. Результативность применения ЭОР
Результаты применения электронных образовательных продуктов отражены в графиках. Из них можно увидеть небольшое повышение качества образования, повышение успеваемости и рост среднего балла по предмету физика в группах автомехаников за период с 2007 по 2011 год.
Как результатам так же можно отнести:
повышение мотивации к обучению – учащиеся всегда с оживлением идут заниматься в компьютерный кабинет;
хорошая накопляемость оценок – за пару каждый учащийся получает оценку, а иногда и по 2 и 3 оценки.
Результативность применения ЭОР по физике
Средний балл
2007
2008
2009
2010
2011
1 курс
2,83
3,13
3,22
3,19
3,42
2 курс
3,08
3,12
3,21
3,08
3,18
3 курс
3,35
3,17
3,13
Заключение
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса.
Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
В своей практике я применяю ИКТ во время теоретических, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Компьютер, несомненно, незаменимый помощник. Я его использую в разных целях:
— для индивидуализации учебного процесса (контрольные ОМС-модули),
— как средство наглядности учебного процесса (презентации),
— путь поиска информации из самых широких источников (Интернет),
— способ моделирования изучаемых процессов или явлений (модели в обучающих программах), организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.,
— средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т. д.
В презентациях я применяю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной, не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом. При необходимости можно вернуться к какому-либо фрагменту с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Обучающие программы предоставляют возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Учащиеся самостоятельно могут сконструировать атом, могут увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии и т. д.
Бесспорно, что компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
На сегодняшний день чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, “компьютерная грамотность” учащихся и преподавателей, которая подразумевает:- умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;- способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;- применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.
Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив педагога.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Литература:
А. Ф. Кавтрев. "Методика использования компьютерных моделей на уроках физики". Пятая международная конференция "Физика в системе современного образования" (ФССО-99), тезисы докладов, том 3, Санкт-Петербург: "Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена", с. 98-99, 1999.
Гомулина Н.Н. Применение презентаций на уроках физики.
Гомулина Н.Н. Требования к презентациям
М.М. Горбунов-Посадов, Т.А. Полилова «Сайт – «визитная карточка школы»
П. И. Белостоцкий, Г. Ю. Максимова, Н. Н. Гомулина "Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии". Газета "Физика" N20, с. 3, 1999.
Тимакина Е.С. Использование интерактивных моделей как средство формирования ключевых компетенций. Всероссийская научно-практическая конференции «Современная астрономия и методика ее преподавания», СПб, 2006г.- С 89-92
Тимакина Е.С. Создание электронных образовательных модулей – инновационных средств обучения физике. Физика в системе современного образования 2007» (ФССО-07). СПб, 2007.
Тимакина Е.С., Гомулина Н.Н. Поиск эффективных моделей педагогической деятельности: формирование у школьников ключевых компетенций по физике с помощью электронных образовательных изданий. V Международная научная конференция «Физическое образование: проблемы и перспективы развития».МПГУ, М. 2006г.-С.260-262.
https://sites.google.com/site/distancion/classroom-ews/thisweekisscienceweek
http://school-collection.edu.ru/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ