Организация и проведение лабораторной работы в 10 профильном классе (на примере лабораторной работы №10 «Измерение силы тока и напряжения»)
Организация и проведение лабораторной работы в 10 профильном классе (на примере лабораторной работы №10 «Измерение силы тока и напряжения»)
Турова Ольга Рудольфовна, учитель физики высшей квалификационной категории МКОУ Солнцевская СОШ Исилькульского района Омской области
В 2011-12 учебном году в 10 классе была организована профильная физико-математическая группа. В ней занимаются 7 человек. Число часов в неделю – 5.
Для обучения используется учебник «Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением физики: профил. уровень.» О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.
Очень важно в программе то, что есть возможность организовать выполнение лабораторных работ в полном объёме, а на наиболее важные выделить два урока. Эта возможность была предусмотрена и школьным расписанием при выделении в сетке часов сдвоенных уроков.
При выполнении работы за 2 часа проверяется повторение теоретического материала в необходимом объёме при предварительном собеседовании и полнота усвоения после выполнения работы при её защите.
Уроки строятся следующим образом.
Перед выполнением работы: после прохождения темы учащимся выдаётся зачетный лист с вопросами и задачами по теме. Учащиеся дома повторяют теоретический материал, оформляют основную часть работы, готовят вопросы к собеседованию, просматривают и при необходимости прорешивают задачи.
Во время урока:
1) Учитель проводит фронтальное собеседование для выявления степени понимания темы и хода выполнения работы;
2) Разбираются одна-две задачи из предложенных;
3) Учащиеся выполняют работу с соблюдением правил ТБ;
4) Учащиеся проводят необходимые расчёты;
5) Учитель принимает работу у групп, учащиеся обосновывают полученные результаты, отвечают на контрольные вопросы;
6) Выставляется оценка за работу с учетом всех этапов.
Лабораторная работа № 10 «Измерение силы тока и напряжения».
10 профильный класс. Групповая форма работы.
Цель урока: развивать умение учащихся применять теоретические знания на практике, умение верно собирать электрические цепи и подключать приборы с учетом их полярности, соблюдать во время выполнения работы правила техники безопасности, читать показания приборов, рассчитывать неизвестные величины и применять правила расчета погрешностей.
Предварительная подготовка.
Группы для выполнения работы состоят из 2 – 3 человек. Зачетный лист для группы.
1) Вопросы по теоретическому материалу.
1. Условия, необходимые для возникновения электрического тока.
2. Закон Ома для участка цепи.
3. Сопротивление проводника, его удельное сопротивление.
4. Последовательное соединение проводников, его применение.
5. Параллельное соединение проводников, его применение.
6. ЭДС и внутреннее сопротивление источника.
7. Природа электрического тока в металлах.
8. Закон Ома для полной цепи.
9. Амперметр, включение в цепь.
10. Вольтметр, включение в цепь.
11. Шунт и добавочное сопротивление. Цель применения, расчет величин.
2) Контрольные вопросы.
1. Что называют электрическим током?
2. Какие явления свидетельствуют о наличии тока в проводнике?
3. Какие величины характеризуют электрический ток?
4. Расскажите об измерении силы тока: прибор, его погрешность, величина тока.
5. Расскажите об измерении напряжения: прибор, его погрешность, величина напряжения.
3) Задачи для решения.
(взяты с сайта http://www.physel.ru/-mainmenu-29/mainmenu-32/385-s-54----.html)
54.1. Сопротивление амперметра равно 0,1 Ом. Чему равно напряжение на амперметре, если он показывает силу тока 10 А?
54.2. Сопротивление вольтметра равно 12 кОм. Какой ток проходит через вольтметр, если он показывает напряжение 120 В?
54.3. Вольтметр со шкалой 0—120 В имеет сопротивление 12 кОм. Какое сопротивление и каким способом нужно подключить к этому вольтметру, чтобы им можно было измерять напряжение до 240 В? Начертите схему включения. Изменится ли чувствительность вольтметра в предыдущей задаче, если указанное сопротивление включить параллельно вольтметру?
54.4. Вольтметр, присоединенный к горящей лампочке накаливания, показывает 220 В, а амперметр, измеряющий силу тока в лампочке,— 0,5 А. Чему равно сопротивление лампочки? Начертите схему включения вольтметра и амперметра.
План урока.
1. Оргмомент, постановка цели урока.
2. Актуализация знаний, получение допуска к работе.
1)Группы по очереди отвечают на вопросы из зачетного листа. Оценивание: все ответы группы верны – 5 баллов, неверные ответы минусуются.
2) Самостоятельное решение задачи по теме работы. Каждому выдается 2 листа и копировальная бумага. Верхний лист сдается учителю, второй остается у ученика. Полное решение – 5 баллов, 4 балла с недочетами, 3 балла – возможно получить правильный ответ, задача не доведена до конца, 2 балла – решение не позволяет получить верный ответ, 1 балл – задача только оформлена. При отсутствии оформления ставится 0 баллов.
3) Собеседование по выполнению работы: цель, оборудование, измеряемые величины, вычисляемые величины, погрешности, техника безопасности.
3. Выполнение работы
Учащиеся
Учитель
Оценивание
1. Расстановка оборудования по схеме, сборка электрической цепи
Проверка сборки, консультация, необходимая помощь
3б – самостоятельно и верно собрана цепь;
2б – 1 небольшая ошибка при сборке (отступление от схемы, нарушен порядок сборки);
1б – цепь собрана под руководством учителя;
0б – цепь собрана учителем
2. Измерение силы тока и напряжения
Консультация, необходимая помощь
3б – самостоятельно и верно проведены измерения;
2б – 1 небольшая ошибка при измерениях (ошибка при измерении одной из величин не более чем на цену деления);
1б – показания сняты под руководством учителя;
0б – показания записаны под диктовку учителя
3. Расчеты и заполнение таблицы
Консультация, необходимая помощь
3б – самостоятельно и верно заполнена таблица;
2б – 1 небольшая ошибка при заполнении (ошибка в одной из колонок);
1б – таблица заполнена под руководством учителя;
0б – таблица не заполнена полностью
4. Расчет погрешностей
Консультация, необходимая помощь
3б – самостоятельно и верно проведены расчеты;
2б – 1 небольшая ошибка при заполнении (ошибка в одном расчете);
1б –расчет проведен под руководством учителя;
0б – расчет не выполнен
5. Дополнительное задание согласно описанию
Консультация, необходимая помощь
3б – самостоятельно и верно проведены измерения;
2б – 1 небольшая ошибка при измерениях (ошибка при измерении одной из величин не более чем на цену деления);
1б – показания сняты под руководством учителя;
0б – показания записаны под диктовку учителя
4. Оценивание работы
(В таблице оптимальный результат на данную отметку)
оценка
Зач.лист
задача
собеседование
Сборка цепи
Измерение величин
Заполнение таблицы
погрешности
Дополнительное задание
Общий балл
5
5
5
5
3
3
3
3
3
26-30
4
4
4
4
2
2
2
2
2
19-25
3
3
3
3
1
1
1
1
1
12-18
2
2
2
2
0
0
0
0
0
6-11
1
5 и менее
Такой способ организации подходит как для выполнения текущих работ, так и для работ практикума.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ