Открытый урок по теме « Три вида теплопередачи – теплопроводность, конвекция, излучение»
Открытый урок по теме « Три вида теплопередачи – теплопроводность, конвекция, излучение»
Выполнил учитель физики Растяпин А.А.
Цели урока:
изучить виды теплопередачи- теплопроводность, конвекция. излучение; объяснить условия протекания данных процессов и выяснить их использование в быту, природе и технике;
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать , формировать техническую грамотность;
воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, штатив, медный стержень с прикреплёнными к нему гвоздиками, спиртовка, теплоприёмник, жидкостный манометр, источник инфракрасного излучения, сосуд с водой.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Садитесь.
II.Создание проблемной ситуации. Постановка целей урока.
Ещё на заре цивилизации древний мыслитель и философ Китая Конфуций говорил, что:
Перед человеком к разуму три пути:
путь размышления- самый благотворный
путь подражания – самый лёгкий
путь личного опыта – самый тяжёлый
Тем самым подчеркивая особое место числа три. Эту мысль о числе 3 можно подчеркнуть и в современном мире: на улицах города можно увидеть трёхцветный светофор, Земля третья планета от Солнца. В физике число 3 также занимает особое место: Ньютон открыл 3 своих закона, три агрегатных состояний вещества, мы живём в трёхмерном пространстве.
Поэтому сегодня на уроке мы ещё раз подтвердим особое место числа 3 изучив три вида теплопередачи – теплопроводность, конвекцию, излучение.
Выясним особенности данных видов теплопередачи, условия их протекания и проявление в быту природе и технике.
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему урока.
III. Изучение нового материала.
Изучим более подробно первый вид теплопередачи – теплопроводность.
Выходит ученик ( Никонова К) с табличкой теплопроводность и рассказывает о данном явлении.
Я теплопроводность!
Изучение меня происходило в основном опытным путем. Теплопроводность свойственно всем веществам во всех трех агрегатных состояниях в жидком, твёрдом и газообразном .
Самой высокой теплопроводностью обладают металлы и твердые тела, самой низкой теплопроводностью обладают газа.
У вас естественно возникает вопрос, как же происходит теплопроводность?
Теплопроводность в первую очередь связано с внутренней структуры тел и зависит от того как располагаются молекулы друг относительно друга как они движутся и как они взаимодействуют друг с другом.
При теплопроводности не происходит переноса вещества
вещество остается на месте оно никак не смещается
но передачи энергии происходит от частиц к частице или от одного тела другому телу при их непосредственном контакте.
Поэтому можно дать мне определение следующим образом :
Процесс передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной части тела к другой благодаря тепловому движению и взаимодействию частиц называется теплопроводностью.
Итак какие выводы мы можем сделать:
Белолипецкая - процесс передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной части тела к другой благодаря тепловому движению и взаимодействию частиц называется теплопроводностью.
Дубенская – при теплопроводности не происходит перенос вещества
Зубехин – наибольшей теплопроводностью обладают металлы
Киселёв – наименьшей теплопроводностью обладают газы
Камнева- жидкости плохие проводники тепла
Рассмотрим использование теплопроводности в быту и технике ( слайд - шоу)
Второй вид теплопередачи – конвекция.
Выходит ученик ( Плешивцева) с табличкой конвекция и рассказывает о данном явлении.
Я Конвекция!
Конвекции в переводе с латинского на русский язык означает как
«перенесение, перенос».
Для лучшего понимания меня как вида теплопередачи обратимся к опыту
Мы возьмем ложечку и в неё насыпи небольшое количество
марганцовки опустим эту ложечку в воду можно видеть как сейчас происходит небольшое окрашивания воды. Зажжём спиртовку и будем нагревать один конец сосуда, обратите внимание что сейчас будет
происходить. Жидкость нагревается температура ее увеличивается и увеличивается объем, плотность уменьшается и окрашенные потоки
жидкости начинает подниматься вверх ,чем дольше у нас горит спиртовка тем процесс происходит интенсивнее и соответственно мы наблюдаем как окрашенные жидкость доходит до перемычки и теперь распространяется по перемычке. Обратите внимание более нагретая часть жидкости поднимается вверх из другого колена более холодным
жидкость опускается вниз. Спустя некоторое время вся жидкость окрасится в розовый цвет. Так происходит процесс конвекции.
Итак какие выводы мы можем сделать:
Гречишникова - конвекция вид теплопередачи при котором энергия передаётся потоками жидкости или газа
Седова – при конвекции не происходит перенос вещества;
Терехова – конвекция может осуществляться только в жидкостях и газах;
Третий вид теплопередачи – излучение.
Выходит ученик ( Попова) с табличкой излучение и рассказывает о данном явлении.
Я излучение!
Солнце нагревает Землю, моря, океаны. Однако причиной такой теплопередачи не может быть ни теплопроводность, ни конвекция!
Излучение это явление передачи энергии отличный от теплопроводности и конвекции. Излучение играет в нашей жизни огромную роль. Дело все в том, что между солнцем и землей нет вещества, там в основном вакуум и поэтому поступления всей энергии от солнца на землю продолжается при помощи электромагнитных волн, а электромагнитные волны это и есть ни что иное, как один из видов излучение.
Итак какие выводы мы можем сделать:
Туровская - излучение это процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц.
Котельников – распространяется в любой прозрачной среде и даже в вакууме
Камнева – тёмные поверхности поглощают и излучают больше энергии чем светлые
IV. Первичное закрепление нового материала.
Сегодня утром на электронную почты школы пришло письмо адресованное вашему классу. Давайте прочитаем его
Уважаемые учащиеся 8 Б класса!
Администрация ИРО направляет ВАМ
задания первого тура конкурса
« Тепловые явления в нашей жизни».
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Желаем удачи!
Выполняются задания №1, №2, №3.
3) На выполнение задания № 4 отводится 8 минут. После выполнения задания выполнить взаимопроверку.
IV. Итог урока Домашнее задание.
Учитель – сегодня на уроке мы с вами познакомились с видами теплопередачи и проявления данных видов в природе, технике и быту.
Что было для вас положительного на уроке, а что отрицательного?
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:
Параграф 25,26; ТПО № 107,108, 109, 112,113.
Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку небольшие сообщения о применении теплообмена в авиации, в сельском хозяйстве, промышленности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ