Программа элективного курса "Простые механизмы" 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Простые механизмы»
(для учащихся 8 класса, 16 часов)
Автор: Козловская Зоя Георгиевна,
учитель физики
г. Урай, 2010
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Простые механизмы» рассчитана на 16 часов. Предусматривается проведение занятий один раз в неделю по 2 часа. Большая часть времени отводится на проведение опытов, решение расчетных и экспериментальных задач.
Элективный курс призван помочь ученикам 8 класса укрепить свой интерес к предмету, научиться решать задачи и подготовиться к участию в олимпиадах.
Тема «Простые механизмы» изучается в 7 классе в количестве 6 часов, что явно недостаточно для того чтобы научиться решать задачи , особенно олимпиадные . Поэтому данный курс предполагает изучение устройства и назначения всех простых механизмов, получение всех необходимых формул и применение полученных знаний для решения задач разного уровня. Кроме решения расчетных задач предполагается выполнение экспериментальных работ. Важность изучения этой темы связана с тем, что простые механизмы в древности и сейчас помогают людям поднимать и перемещать тяжелые предметы. Рычаги различного рода и блоки входят в качестве деталей в сложные машины и механизмы. Зная простые механизмы, легко понять работу более сложных устройств.
Вопрос о действии простых машин сводится к определению условий ,при которых простая машина находится в равновесии. Одной из наиболее распространённых простых машин является рычаг; рычаги часто применяются во всевозможных машинах и механизмах
Другим распространённым типом простых машин являются различные комбинации блоков: простой и двойной блок, подвижный и неподвижный блоки, ворот и др.
К числу простых машин относятся также клин и винт, имеющие многообразные применения
Цели курса:
Развитие логического и аналитического мышления, творческих способностей учащихся.
Ориентация учащихся на выбор профиля с углубленным изучением физики.
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.
Подготовка к участию в олимпиадах.
Задачи курса:
Научить учащихся самостоятельно проводить физический эксперимент.
Научить находить оптимальный метод выполнения работы, теоретически его обосновать.
Научить решать олимпиадные задачи .
Требования к подготовке учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны приобрести умения:
Находить плечо силы.
Правильно записать условие равновесие.
Применять условия равновесия для решения задач.
Применять рычаг для выполнения эксперимента.
Использовать в качестве рычага линейку, карандаш, лист бумаги и т.д.
Формы проведения занятий.
Мини-лекции
Демонстрация опытов.
Решение расчетных задач.
Проведение лабораторных работ.
Решение экспериментальных задач.
Содержание курса:
Простые механизмы: рычаг, неподвижный и подвижный блоки, двойной блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.
Общие условия равновесия. Понятие момента силы. Плечо силы и правило нахождения плеч.
Применение условия равновесия в каждом частном случае.
Практические работы:
Выяснение условий равновесия рычага. Изучение работы неподвижного, подвижного и двойного блоков. Изучение работы комбинации подвижного и неподвижного блоков.
Экспериментальные работы с применением рычага:
Определить плотность цилиндрической стеклянной палочки. Определить массу и плотность линейки. Определить плотность металла. Определить плотность жидкости. Определение К.П.Д. наклонной плоскости.
Решение задач :
Условие равновесия рычага. Блоки. Системы блоков. Системы из блоков и рычагов. Системы из блоков и наклонной плоскости.
Учебно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Что усваивается
1
Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия. Момент силы. Плечо силы.
2
Мини-лекция.
Практическая работа.
Понятия: плечо силы, момент силы. Условие равновесия.
2
Решение олимпиадных задач.
2
Практикум
Применение условия равновесия для решения задач.
3
Экспериментальные задачи с применением рычага.
2
Практикум
Учимся работать руками.
4
Подвижные и неподвижные блоки.
2
Мини-лекция.
Практическая работа.
Роль неподвижного и подвижного блока.
5
Двойной блок. Комбинация блоков. Решение задач.
2
Практикум
Назначение двойного блока.
6
Решение олимпиадных задач с блоками.
2
Практикум
Применение свойств блоков для решения задач
7
Экспериментальные задачи с применением рычага.
2
Практикум
Умение планировать эксперимент.
8
Итоговое занятие. Олимпиада.
2
Литература:
Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С. Ландсберга, том1.Механика. Теплота. Молекулярная физика. Издательство «Наука», Москва 1972.
А.В. Цингер.- Начальная физика, - М.: Изд-во УНЦ ДО,2005.
Физика. Школа решения олимпиадных задач. Часть 1,2: Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Университетская гимназия»,2008.
Лукашик В.И.Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. : Просвещение, 1987.
Варламов С.Д, Зильберман А.Р, Зинковский В.И Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.– М.МЦНМО, 2009.
В.А.Орлов Творческие экспериментальные задания.– Физика №38/97.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ