Рабочая программа по физике 7 класс (Перышкин)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области





УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________


Момзикова Г. И.


«_________» __________________ 2014 г.


МП










Рабочая программа по физике

(базовый уровень)

7 класс











Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,

учитель физики высшей категории.





2014 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: В.А. Коровин, В.А.Орлов, М.: Дрофа, 2011).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 7, М.: Дрофа, 2011 г.

Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: механическое движение, взаимодействие тел, плотность, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, давление и сила давления, закон Паскаля, выталкивающая сила, закон Архимеда, механическая работа, мощность, «золотое правило» механики.

В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Р. Гук, Б. Паскаль, Э. Торричелли, Архимед.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.



Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.







Основное содержание (68 часов, 2 часа в неделю)





  1. Физика и техника. 4 часа

  2. Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов.

  3. Взаимодействие тел. 22 часа.

  4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. 23 часа.

  5. Работа и мощность. Энергия. 13 часов.





Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса



знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.


Календарно – тематическое планирование 7 класс

68 часов, 2 часа в неделю

№ урока п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

1.Физика и техника. 4часа, 2 час в неделю

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения.

02.09.13 – 14.09.13


Физические величины. Измерение физических величин.

Точность и погрешность измерений. ЛР №1: «Измерение физических величин»

Физика и техника.


Итого

4 часа


2.Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов, 2 часа в неделю

Строение вещества. Молекулы.

16.09.13 – 05.10.13


ЛР №2: «Измерение размеров малых тел»

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Взаимное притяжение молекул.

Три состояния вещества.

Различие в молекулярном состоянии твердых тел.


Итого

6 часов


3.Взаимодействие тел. 22 часа, 2 часа в неделю

Механическое движение.

07.10.13 – 28.12.13


Равномерное и неравномерное движение.

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

ЛР №3: «Изучение зависимости пути от времени при прямолин. равномер. движении. Измерение скорости»

Инерция. Взаимодействие тел.

Масса тела. Единицы измерения.

Измерение массы тела на весах. ЛР №4: «Изм. массы тела на рычажных весах».

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.


ЛР №5,6: «Измерение объема тела», «Определение плотности вещества».

Решение задач.

Контрольная работа по теме «Инерция, масса тела, плотность вещества»

Сила.

Явления тяготения. Сила тяжести.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Динамометр.

ЛР 7: «Исследов. зависимости пути от времени при прям. равн. движении».

Сложение двух си, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

ЛР №8: «Определение центра тяжести плоской пластины»

Решение задач.

Контрольная работа.


Итого

22 часа


4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов, 23 часа, 2 часа в неделю

Давление. Единицы измерения.

13.01.14 – 24.05.14


Способы уменьшения и увеличения давления.

Давление газа.

Передача давления жидкости и газами. Закон Паскаля.

Решение задач.

Контрольная работа.

Давление в жидкости и газе.

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающиеся сосуды.

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Почему существует воздушная оболочка Земли.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Барометр – анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Решение задач.

Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе»

Гидравлический пресс.

Действие жидкости и газа на тело погруженное в них.

Архимедова сила.

ЛР № 9: «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Плавание тел. Плавание судов.

Воздухоплавание.

ЛР №10: «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Решение задач.

Контрольная работа


Итого

23 часа


5. Работа и мощность. Энергия. 13 часов, 2 часа в неделю

Механическая работа. Единицы работы.

10.04.14 – 24.05.14


Мощность. Единицы мощности.

Простые механизмы.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Момент силы.

Рычаги в технике, быту и природе. ЛР №11: «Выяснение условия равновесия рычага»

Применение закона равновесия рычага к блоку.

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия механизма. ЛР №12: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Энергия.

Потенциальная и кинетическая энергия.

Контрольная работа.

Превращение одного вида механической энергии в другой.


Итого

13 часов



Всего

68 часов


Литература

1. Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / В.А.Орлов, В.А.Коровин. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011.

2.   Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2006

3. Учебник «Физика-7», А. В. Перышкин, 2012 г.

4. «Поурочные разработки по физике. 7 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005

5. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2010 г.

8. «Физика-7». Самостоятельные и контрольные работы», Л. А. Кирик, 2008 г.

9. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе, ч. 1, под ред. А. А. Покровского, 1979 г.

10. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»  

11. Журнал «Физика в школе»

12. CD диски по предмету
13.Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008 г.







СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей физики

От____________________ № ________

Руководитель ШМО

___Лазарян Е. С.__________________

«________» ____________________2014 г.





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___Веденеева И. В._______________

«_________» _____________________ 2014г





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ