Рабочая программа по физике 10 класс по учебнику Тихомирова С.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике автор- составитель С.А. Тихомирова 2008 год. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м классе.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Учебник включён в Федеральный перечень учебников по физике.
УМК Тихомирова С.А.
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2008.
Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.
Тихомирова С.А. Программа и тематическое планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2011.
Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах. М.: Мнемозина 2011.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
• знать/понимать:
– смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;
– смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила;
– смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
– вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
• уметь:
– описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;
– применять полученные знания для решения несложных задач;
– отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
– приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
– воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
– рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Примерное календарно-тематическое планирование 10 класс 70 часов.
Четверть
Сроки
Тема
Кол-во часов
№ ЛР.
№ КР.
1
Введение.
1
-
-
Механика. 29 часов.
1
01.09-03.11
Кинематика.
10
1
-
Динамика.
9
2
1
2
13.11 – 29.12
Статика.
1
-
-
Законы сохранения.
9
-
2
Молекулярная физика и термодинамика. 18 часов.
Молекулярно-кинетическая теория.
1
-
-
Свойства газов.
7
3
3
3
11.01-22.03
Основы термодинамики.
4
-
4
Свойства твёрдых тел.
2
-
-
Свойства жидкостей.
4
4
-
Электродинамика. 20 часов.
Электростатика.
7
-
5
4
02.04-31.05
Законы постоянного тока.
7
5,6
6
Электрический ток в различных средах.
6
-
-
Резерв.
2
-
-
Итого
70
6
6
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
№ п/п
Наименование раздела и темы
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Повторение
по плану
фактически
1
Инструктаж ТБ. Методы научного познания.
1
1.09
МЕХАНИКА-(29 ЧАСОВ)
Кинематика.
10 часов
2
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.
1
5.09
1.1.1
3
Скорость. Решение задач.
1
8.09
1.1.3
4
Ускорение. Решение задач.
1
12.09
1.1.4
5
Перемещение при прямолинейном движении. Решение задач.
1
15.09
1.1.5
6
Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении». Инструктаж по ТБ.
1
19.09
7
Свободное падение. Решение задач.
1
22.09
1.1.7
8
Движение тел, брошенных под углом к горизонту.
1
26.09
9
Равномерное движение по окружности. Решение задач.
1
29.09
1.1.8
10
Центростремительное ускорение. Решение задач.
1
3.10
11
Повторение и обобщение темы «Кинематика». Проверочная работа №1.
1
6.10
1.1.7
Динамика.
9 часов
12
Первый закон Ньютона
1
10.10
1.2.1
13
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Решение задач .
1
13.10
14
Закон всемирного тяготения. Решение задач.
1
17.10
1.2.2
15
Вес. Невесомость. Перегрузка. Решение задач.
1
20.10
1.2.3
16
Первая космическая скорость.
1
3.11
1.2.4
17
Сила трения. Решение тестовых задач.
1
7.11
1.2.5
18
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Инструктаж по ТБ.
1
10.11
19
Повторение и обобщение темы. Решение задач.
1
14.11
1.2.6
20
Контрольная работа №1 по теме «Динамика».
1
17.11
Статика
1 час
21
Условия равновесия тел
1
21.11
Законы сохранения в механике
9 часов
22
Импульс тела.
1
24.11
23
Закон сохранения импульса. Решение задач.
1
28.11
1.2.7
24
Механическая работа. Мощность. Решение задач.
1
1.12
1.2.10
25
Кинетическая энергия. Решение задач.
1
5.12
26
Потенциальная энергия. Решение задач .
1
8.12
27
Работа силы упругости. Решение задач .
1
12.12
1.2.12
28
Закон сохранения механической энергии. Самостоятельная работа.
1
15.12
29
Решение задач на законы сохранения в механике.
1
19.12
1.2.14
30
Контрольная работа № 2 по теме «Законы сохранения в механике».
1
22.12
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА-(18 ЧАСОВ)
Основные положения МКТ
1 час
31
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ).
1
26.12
Свойства газов
7 часов
32
Модель газа.
1
12.01
1.3.3
33
Изотермический процесс.
1
16.01
34
Изобарный и изохорный процессы.
1
19.01
35
Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Инструктаж по ТБ.
1
23.01
36
Уравнение Клапейрона–Менделеева. Решение задач.
1
26.01
1.3.4
37
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение тестовых задач.
1
30.01
38
Контрольная работа № 3 по теме: «Свойства газов»
1
2.02
Основы термодинамики
4 часа
39
Внутренняя энергия и способы её изменения
1
6.02
40
Первый закон термодинамики. Решение задач.
1
9.02
41
Тепловые двигатели. Решение задач.
1
13.02
1.3.5
42
Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики».
1
16.02
Свойства твердых тел
2 часа
43
Кристаллические и аморфные тел.
1
20.02
1.3.5
44
Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел. Решение задач.
1
27.02
Свойства жидкостей
4 часа
45
Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости
1
2.03
1.3.6
46
Смачивание. Капиллярные явления.
1
6.03
47
Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. Проверочная работа №2.
1
9.03
48
Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха». Инструктаж по ТБ. Обобщение темы: «Свойства твердых тел и жидкостей».
1
13.03
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА- (20 ч)
Электростатика
7 часов
49
Закон Кулона. Решение задач.
1
16.03
50
Напряжённость электрического поля. Решение задач.
1
20.03
1.5.1
51
Работа сил электрического поля. Решение задач.
1
23.03
52
Потенциал.
1
3.04
1.5.3
53
Проводники в электрическом поле.
1
6.04
1.5.4
54
Электрическая ёмкость. Решение задач.
1
10.04
55
Контрольная работа № 5 по теме: «Электростатика»
1
13.04
Законы постоянного электрического тока
7 часов
56
Электродвижущая сила
1
17.04
57
Закон Ома. Работа с тестовым материалом .
1
20.04
1.5.5
58
Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Инструктаж по ТБ.
1
24.04
59
Соединение проводников. Решение задач.
1
27.04
60
Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». Инструктаж по ТБ.
1
4.05
61
Работа и мощность электрического тока. Решение задач.
1
8.05
1.5.6
62
Контрольня работа № 6 по теме: «Законы постоянного тока»
1
11.05
Электрический ток в различных средах
6 часов
63
Электропроводность металлов
1
15.05
1.5.7
64
Электрический ток в вакууме
1
18.05
1.5.8
65
Электропроводность электролитов.
1
22.05
66
Электропроводность газов.
1
25.05
1.5.9
67
Полупроводники.
1
29.05
68
Повторение темы «Электрический ток в различных средах» Проверочная работа №3
1
Повторение
2 часа
69
Урок решения задач. Работа с КИМами .
1
70
Итоговое тестирование.
1
Содержание программы курса
• Физика и методы научного познания. 1 ч
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
• Механика. 29 ч
Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.
Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации. Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы. Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
• Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.
• Электродинамика. 20 ч
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах.
Демонстрации. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Тексты контрольных и самостоятельных работ взяты из Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008, Тихомирова С.А. Физика. 10–11 классах. Контрольные работы и сборника И.В.Годова «Контрольные работы в новом формате 10 класс», Кирик Л.А., Нурминский А.И.Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате единого государственного экзамена.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература
Основная:
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2008.
Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.
Тихомирова С.А. Программа и тематическое планирование. Физика 10–11 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах. – М.: Мнемозина, 2011.
Тихомирова С.А. Физика. 10 – 11 классы. Контрольные работы. – М.: Мнемозина, 2011.
Годова И.В.Физика 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате – М.: «Интеллект - Центр», 2011.
Комплект таблиц по физике 10 класс.
Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Книга для учителя-М.: Просвещение, 2005.
Кирик Л.А., Нурминский А.И.Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате единого государственного экзамена.- М.: ИЛЕКСА, 2010.
Интернет-ресурсы для учителя:
http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования РФ;
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки единогогосударственного экзамена;
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений.
Компьютерные учебные материалы:
Электронная библиотека «Просвещение». «Физика. Основная школа. 7-9 классы: Ч. 1»
Класс: Мультимедийное учебное пособие нового образца.
Издательство: М.: Компания « Просвещение – МЕДИА», 2004г.
Интерактивный курс «Физика 7 – 11 классы»
Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.
Издательство: Долгопрудный: Компания « Физикон», 2005 г.
Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7 – 11 класс»
Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.
Издательство: Компания «Кирилл и Мефодий». М.: NMG,2003.
Уроки физики Кирилла и Мефодия 10, 11 класс.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Класс: электронный учебник.
Издательство: М.: Компания «Кирилл и Мефодий», 2005
1С: Школа. Интерактивный тренинг - Подготовка к ЕГЭ. ФИЗИКА 10 - 11.
Класс: тренажёры, репетиторы, электронные задачники и системы контроля знаний.
Издатель и разработчик «1С».- Долгопрудный: Компания «Физикон», 2004.
Учебный компьютерный курс «Открытая физика 2.5 Ч. 1,2»
Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.
Издательство: Долгопрудный: Компания «Физикон».2002 г.
Лабораторные работы и оборудование .
№ работы
Тема лабораторной работы
Необходимый минимум
(в расчете 1 комплект на 2 чел.)
1
Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.
· Желоб лабораторный -1
· Шарик диаметром 1-2 см -1
· Цилиндр металлический -1
· Метроном (1 на весь класс)
· Лента измерительная -1
2
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести .
· Штатив с муфтой и лапкой -1
· Лента измерительная - 1
· Динамометр лабораторный -1
· Весы с разновесами -1
· Шарик на нити -1
· Линейка -1
· Пробка с отверстием -1
3
Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
· Стеклянная трубка -1
· Запаянная с одного конца -1
· Цилиндрический сосуд с горячей водой -1
· Стакан с холодной водой -1
· Кусочек пластилина -1
4
Измерение относительной влажности воздуха.
· Термометр -1
· Кусочек ваты -1
· Стакан с водой -1
· Психрометрическая таблица -1
5
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
· Аккумулятор или батарейка(4,5В) -1
· Вольтметр -1
· Амперметр -1
· Ключ -1
· Соединительные провода -1
6
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
· Источник тока -1
· Два проволочных резистора -1
· Амперметр -1
· Вольтметр -1
· Реостат -1
· Соединительные провода -1

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ