Рандеву в кабинете физического прорицания и волшебства для 6-8 классов

Автор: Александрова Зинаида Васильевна, учитель физики и информатики

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №5 п.Печенга, Мурманская обл.




.


Рандеву в кабинете физического прорицания и волшебства


Цели:

  • создать условия для формирования нового взгляда учащихся на волшебство, как знания в разных областях науки, применённые на практике.

  • помочь учащимся в определении устойчивых интересов к физике

  • развивать познавательный интерес к физике, любознательность, наблюдательность.

Оснащение кабинета: компьютер, проектор, экран, мультимедийное сопровождение к мероприятию.

Оборудование для демонстрации опытов:

  • белый хлопчатобумажный платок, 2 чайных ложечки хлорида кобальта, пробирка, стакан воды, фен;

  • тарелка, кусок хозяйственного мыла;

  • штатив, электрофорная машина, пластины воздушного конденсатора, теннисный шарик, покрытый графитом на нитке, соединительные провода.

Аудитория: ученики 6-8 классов.

Форма: внеклассное мероприятие с мультимедийным сопровождением.

Время реализации: 45 минут

Действующие лица: ведущие – два старшеклассника, учитель, профессор Филиус Флитвик, профессор Дамблдор, профессор Сибил Трелоней.


Ход мероприятия

Слайд 1.

Учитель. Дорогие друзья, приятно приветствовать вас в кабинете физического прорицания и волшебства! Кто-то из вас верит в волшебство, а кто-то, быть может, и нет. Физика — не просто наука, но и немного магия. Веселое и увлекательное волшебство.

Но вы, так или иначе, оказались именно в этом месте, и именно сегодня. Каждый волшебник знает, что ничего не бывает случайным.


Ведущий 1. А что вы думаете о волшебстве и прорицании? Такой вопрос мы задавали ученикам разных классов нашей школы. И вот что они ответили:

«Верю, что волшебство есть в нашем мире и хотел бы стать волшебником»;

«Считаю, что волшебство — это детские сказки»;

«Являюсь поклонником Гарри Поттера и увлекаюсь волшебством».


Слайд 2.

Ведущий 2. Итак, давайте знакомиться! Кабинет физического прорицания и волшебства в нашей школе занимает ведущее место. Итак, приглашаем вас на первый урок волшебства.

Урок 1. «Начала волшебства»

Ведущий 1.

Если тебе нравится:

  • Проводить лабораторные опыты;

  • Распознавать мир вещества;

  • Исследовать что-то новое и загадочное;

  • Разбирать и собирать приборы;

  • Изобретать новые механизмы;

  • Решать необычные качественные задачи.


Слайд 1.

Ведущий 1.

Если ты хочешь:

  • Узнать секреты профессий инженера, электронщика, иллюзиониста и ряда других профессий.

  • Проникнуть в тайны волшебной теории физики;

  • Совершенствовать навыки исследовательских работ по физике на компьютере;

  • Проводить физические эксперименты и опыты.

Слайд 1.

Ведущий 2:

Добро пожаловать на краткий курс начинающих волшебников!

Я в волшебники пойду

Теория. Каждый волшебник должен знать.

Практика. Каждый волшебник должен уметь.

Результат. Я не волшебник, я только учусь.


Слайд 1.

Ведущий 2:

Каждый волшебник должен знать:

  • Технику безопасности;

  • Материал волшебных учебников по физике;

  • Магические заклинания (формулы, законы, физические величины, постулаты)

  • Условия проведения физических опытов и правила проведения виртуальных физических экспериментов на компьютере.

Слайд 1.

Ведущий 2:

Каждый Волшебник должен уметь:

  • Пользоваться лабораторным оборудованием;

  • Проводить волшебные опыты;

  • Составлять магические заклинания;

  • Предсказывать результаты опытов.

Слайд 1.

Ведущий 2:

Каждый Волшебник должен владеть навыками:

  • Исследовательской работы;

  • Общения с другими начинающими волшебниками;

  • Решения разных типов физических задач;

  • Творческого подхода к достижению поставленной цели.


Урок 2. «Весёлые вопросы и задачи по физике»

Учитель.

  1. Учитель: Почему шаровая молния называется шаровой?
    Ученик: Потому что от нее все шарахаются.
    Вопрос: Что вы знаете о шаровой молнии?

  2. На экзамене по физике профессор спрашивает:
    - Как называется прибор, предназначенный для измерения напряжения на проводнике?
    Ученик:
    - Называется… «напряжеметр»!
    Вопрос: А вы как считаете?

  3. Учитель говорит ученику на уроке труда:
    - Ты ударяешь молотком, как молния!
    - Вы хотите сказать, что я так быстро работаю?
    - Нет, просто молния тоже никогда не попадает в одно и тоже место дважды.
    Вопрос: Верно ли, что молния во время грозы не попадает в тоже место, куда она уже ударяла?

  4. В честь кого была названа единица напряжения - вольт?
    - В честь ученого - Вольтметра!
    Вопрос: Каков ваш ответ? Какие единицы физических величин, названные в честь великих

ученых, вы знаете?

Урок 3. «Магические опыты»

Учитель. Этот урок проведёт профессор Филиус Флитвик.

Профессор Филиус Флитвик.

Самое простое в искусстве магии - это левитация, т.е. поднятие и удержание предмета в воздухе. И сегодня они будут этому учиться. Один из секретов волшебства, заключается в том, что волшебство невидимо. Пусть вас это не разочаровывает. Урок необходим для того, чтобы не только освоить искусство волшебства, но и для того чтобы понять, есть оно, или нет. Вскоре вы узнаете, что иначе — невозможно. Но сначала надо выучить заклинание: «Вингардиум Левиоса!» Потом начинается практика.

При проведении опытов профессор Филиус Флитвик проводит пассы руками и обязательно произносит заклинание: «Вингардиум Левиоса!»

Опыт 1. «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: стакан с водой, тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы школьников)


Профессор Филиус Флитвик.

Где удивительное рядом, невозможное - возможно, а очевидное невероятно! Вы не верите?

Опыт 2. «Платок, меняющий свой цвет»

Оборудование: белый хлопчатобумажный платок, 2 чайных ложечки хлорида кобальта, пробирка, стакан воды, фен.

Проведение: Заранее в пробирке с водой растворить 2 чайных ложечки хлорида кобальта. Белый хлопчатобумажный платок намочить в этом растворе и высушить его. Платок становится голубого цвета. Почему это происходит? (Ответы школьников)

Секрет заключается в том, что надо показывать зрителям голубой платок, а потом скомкать и сжать в руке. Если несколько раз дунуть на платок, то он увлажнится и вновь становится белым. Затем разжать кулак и показать белый платок зрителям. Его можно использовать еще несколько раз: после просушки платок вновь станет голубым.


Опыт 3. «Заколдованный шарик»

Оборудование: штатив, электрофорная машина, пластины воздушного конденсатора, теннисный шарик, покрытый графитом на нитке, соединительные провода.

Проведение: Установить пластины воздушного конденсатора вертикально на расстоянии 11 – 20 см. Между ними расположить теннисный шарик на нити, закреплённой в штативе. К пластинам подвести провода от разрядников электрофорной машины. При вращении ручки машины шарик начинает совершать колебательное движение.

Кто раздает секрет этого волшебства? (Ответы школьников)

Профессор Филиус Флитвик.

Всем этим секретам я научился из великой науки, которая называется Физика.

Учитель: Профессор Филиус Флитвик, Вы как настоящий волшебник умеет принимать ответственные решения и предлагать мудрые советы. Вы умеете видеть разные грани одного и того же опыта. Спасибо за интересные опыты.


Урок 4. «Волшебные испытания»

Учитель. Дорогие ребята! Следующий урок проведёт Профессор Дамблдор.

Профессор Дамблдор.

Я рад встрече с вами. Приглашаю 5 юных волшебников для волшебных испытаний.

Слайд 15.

Испытание 1. Решить задачу.

Гарри Поттер летел на метле со скоростью 36 км/ч в течение 5 мин. Какое расстояние он преодолел за это время?

Испытание 2. Блиц – вопросы.

  1. Что мешает вам круглый год кататься на санках с горки? (Ответ: сила трения скольжения, которая к лету очень усиливается.)

  2. Почему водой нельзя тушить горящий керосин? (Ответ: потому что плотность керосина меньше плотности воды и керосин будет находиться над водой.)

  3. Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. В каком стакане чай будет холоднее? Почему? (Ответ: в стакане с сахаром, на растворение сахара расходуется дополнительная энергия.)

Испытание 3. Выразить ф.в.

  1. Из формулы р = р· g · h выразите величину р.

  2. Из формулы р = F/S выразите S.

  3. Из формулы F = m · g выразите m.

  4. Из формулы s = v · t выразите v.

  5. Из формулы A = F ·s выразите F.

(Подведение итогов, награждение победителей).

Урок 5. «Волшебные загадки»

Слайды 16, 17, 18.

Учитель. А теперь попробуйте угадать, о каких физических явлениях, предметах и устройствах идет речь.

  1. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. Что это такое? (Тень)

  2. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

  3. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

  4. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

  5. На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)

  6. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)

  7. Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)

  8. В доме комната гуляет, никого не удивляет. (Лифт)

  9. Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз. (Отвертка и шуруп)

  10. Чего в сундук не спрячешь? (Луч света)

(Подведение итогов, награждение победителей).


Учитель. Неделю назад в школе на доске объявлений мы поместили вопросы заочной викторины. Сегодня мы подводим итоги и объявляем победителей (Награждение победителей грамотами).

Заочная викторина

  1. Почему во время грозы нельзя укрываться под деревьями?

  2. Почему при мытье полов в помещении становится прохладнее?

  3. Можно ли не разбивая скорлупы яйца, узнать, сырое оно или вареное?

  4. Железо в воде тонет. Почему же пароход, который в основном сделан из железа, не тонет?

  5. Где пароход глубже погружается в воду : в реке или в море?

  6. С какой целью у грузовых автомобилей и колесных тракторов шины делают широкими?

  7. В какое время года телеграфные провода сильнее провисают?

  8. Почему цистерну не заливают полностью бензином?

  9. Какой дом теплее - деревянный или каменный, если толщина стен одинакова?

  10. Почему сырые дрова горят хуже?

  11. Почему ржавой иглой трудно шить?

  12. Почему невозможно писать чернилами на бумаге, пропитанной жиром?

  13. Почему шелковые шнурки ботинок очень быстро развязываются?


Урок 6. «Волшебный тест»

Слайды 19, 20.

Профессор Сибил Трелоней. Здравствуйте, юные волшебники! Наступило время для последнего урока. Я профессор Сибил Трелоней. Ребята, вы любите неизвестность? Да?

А теперь о главном, я буду задавать вопросы, а попробуйте правильно на них ответить. Но если будут возникать сложности, то обращайтесь ко мне, и я помогу вам. Для этого нужно нажать кнопку «Получить подсказку». Интерактивный тест состоит из 10 вопросов по три возможных ответа. Приглашаю 2 команды по 5 участников (команды формируются заранее).

(Необходимо выбрать один ответ из трёх возможных, если был выбран правильный ответ, то он остаётся на слайде, и начинает мигать зелёный индикатор, неверные ответы исчезают).

Слайды 21-30.

Вопрос 1. Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. Что это? (Мензурка)

Вопрос 2. Как называется аппарат для разговора по проводам при помощи электрической энергии? (Телефон)

Вопрос 3. Востружка-вертушка уперлась в винт ногой, потерял болтун покой. Что это? (Отвёртка)

Вопрос 4. Он был художник и поэт, он первый наш «университет». Пушкин так о нем сказал, теперь его ты угадал. Кто это? (Ломоносов М.В.)

Вопрос 5. Что из перечисленного является физическим телом? (Ножницы)

Вопрос 6. Вот о чем пойдет мой сказ: опыт проделал он для нас. В свойства «легких тел»

не веря, он вес воздуха измерил. Кто это? (Галилео Галилей)

Вопрос 7. Назовите специальный сосуд для хранения содержимого при постоянной температуре. (Термос)

Вопрос 8. История их изобретения насчитывает тысячи лет. При решении задач на движение без них трудно обойтись. Что это? (Часы)

Вопрос 9. Кому из физиков посвятил строки поэт С.Я. Маршак: «Был этот мир глубокой тьмой укутан. Да будет свет! И вот явился…» (Ньютон)

Вопрос 10. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. Что это? (Весы)

(Подведение итогов, награждение победителей).

Учитель. Сегодня мы с вами прикоснулись к тому, что называют волшебным миром физики. Но время нахождения в кабинете прорицания и волшебства ограничено. Все явления, о которых было рассказано, можно объяснить, только зная физику. Все машины, устройства, механизмы были созданы только благодаря ей. Поэтому физику заслуженно можно назвать волшебницей нашей жизни. (Подведение итогов, награждение самых активных участников мероприятия).

Слайд 31.

Установка школы волшебников для успешной учёбы: «Мы должны знать! Мы будем знать!»

Спасибо, дорогие друзья за искренность, за то, что вы все такие умные.

Слайд 32. Список использованных интернет - ресурсов.


Литература

  1. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985 г.

  2. Рахматуллина Г. Б. Загадки с физическим содержанием, «Физика в школе» №6 1999 г.

  3. Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения, Библиотека журнала «Физика в школе». Вып.24. Кн.2

  4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах, М., «Просвещение», 1977

  5. Перышкин А.В. Физика. 7 кл., М.: Дрофа, 2009 г.



6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ