Реализация межпредметных связей при изучении физики ( из опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Знаменская школа»
Старооскольского района Белгородской области
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
ПРИ МЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
(Из опыта работы)
подготовила
учитель физики и математики
Лисицына Валентина Яковлевна
с. Знаменка
2014
Содержание
Реализация межпредметных связей при изучении физики
Результативность опыта
Приложение к опыту
Список литературы
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дальнейшего его развития. Путей решения данной проблемы много. Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к взрослой жизни. Программа развития нашей школы, рассчитанная на несколько лет, ставит задачу подготовки сельских школьников к дальнейшему обучению, получению ими качественного образования наравне с городскими школьниками.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенное место занимает использование межпредметных связей в процессе преподавания.
Межпредметные связи - важнейший принцип обучения в современной школе. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность а процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную. На уроках физико-математического цикла прослеживается межпредметная связь не только с такими дисциплинами как физика, математика, информатика, но география, химия, биология, история, литература, изо. Особо выделяется роль учителя и ученика в организации межпредметных связей. Учитель преподает учащимся знания , выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания протекает под руководством учителя. Межпредметные связи используются успешно при многообразии видов деятельности учащихся:
1. Учащиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории, изучаемой в данном предмете;
2. Учащиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на других предметах, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине;
3. Учащиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.
Физика занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение физики способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет физики раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему интегративному характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные "узлы" систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной связи и ограничения.
Рекомендуются следующие основные формы связи физики с другими предметами:
раскрытие взаимосвязи физических явлений с биологическими, химическими и другими явлениями;
сообщение связей о применении физических явлений и закономерностей в других науках;
использование на занятиях по физике знаний и умений, которые учащиеся получили при изучении других предметов;
проведение комплексных экскурсий;
проведение внеклассных мероприятий комплексного характера (организация работы кружков, проведение вечеров, конференций);
выполнение учащимися учебных заданий, связанных с трудовым обучением: наблюдения и опыты по изучению процессов переработки материалов учебных мастерских,физические опыты и наблюдения по изучению физических свойств почв, воздуха и растений в связи с опытно-практической работой учащихся по сельскому хозяйству.
Учет межпредметных связей устраняет разобщенность школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим , не "своим" предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее. Дети не часто связывают разрозненные факты, которые мы сообщаем в рамках одного предмета. Отсюда вывод- большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека- способствовать к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
При переходе на ФГОС второго поколения нельзя не учитывать, что современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому образование на данном этапе должно быть ориентировано на развитие личности.
При обучении учащихся связь физики с другими предметами призвана решать следующие задачи:
– служить основой для формирования научного миропонимания;
– прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
– готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
– формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
– знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;
Осуществление связи физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех, и особенно естественно-математических и политехнических дисциплин, которые используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы. Важно также, что на занятиях по физике учащиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, что в равной мере межпредметные связи необходимы и для успешного изучения физики.
Реализация межпредметных связей по линии "математика- физика"
Физика неразрывно связана с математикой. Математика дает физике средства и приемы точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента или теоретических исследований. Программа по физике составлена так, что она учитывает знания учащихся по математике. Межпредметные связи физики и математики можно классифицировать на уровне а) знаний и б) видов деятельности. Первые из них раскрывают посредством языка, элементов теории и прикладной информации. Приведу примеры:
I. Межпредметные связи на уровне знаний, раскрываемые посредством языка
Этот вид основан на применении понятий и операций, взятых из другой науки.
Пример. Векторный язык использую в физике для иллюстрации третьего закона Ньютона к паре тел: "атомное ядро и обращение вокруг него электрона" .
II. Межпредметные связи на уровне знаний раскрываемые посредством элементов теории
Суть приема: использование отдельных правил, теорем, аксиом из теории другой науки.
Пример. В курсе физики при изучении электрического поля применяется математическая теорема "О проекции суммы векторов на ось" (Проекция суммы векторов на ось равно сумме проекций слагаемых на ту же ось)
III. Межпредметные связи на уровне знаний, раскрываемые посредством информации, играющей "прикладную" роль
Данный прием основан на применении методов из другой науки.
Пример. На уроках по кинематике рассматриваются задачи, при решении которых "сливаются" воедино графики движений (физика) и метод (материал и свойствах и признаках) подобных треугольников (геометрия). Метод подобных треугольников также используется при изучении темы " Последовательное и параллельное соединение проводников".
IV. Межпредметные связи на уровне видов деятельности
В курсе математики учащихся обучают умению составлять задачу по заданному уравнению. Аналогичный вид деятельности использую в курсе физики. Например, даю уравнение 28/(x+2) + 25/ (x-2) = 54/x , к которому необходимо придумать задачу.
Вариант ответа. Моторная лодка прошла 28 км по течению и 25 км против течения, затратив на весь путь столько времени, сколько ей понадобилось бы на прохождение 54 км в стоячей воде. Найти скорость моторной лодки в стоячей воде, если известно, что скорость течения реки 2 км/ч.
Основные трудности , возникающие при реализации межпредметных связей по линии "математика-физика".
1. Физические понятия, используемые на уроках математики, не всегда своевременно сформированы в курсе физики, и наоборот: математики не всегда своевременно знакомят с понятиями и действиями, необходимыми для курса физики.
2. В курсе физики применяют такие математические понятия, которые у рамках математической программы вообще не вводятся.
3. Несогласованность терминологии и обозначений в курсах математики и физики.
4. В курсах математики и физики одни и те же понятия поучают различную трактовку.
5. Стержневые идеи математики не всегда реализуются в курсе физики.
Для удобства преподавания физики в разных классах предлагаю отобранный материал по математике.
№
п/п
Учебный материал по физике
Математическая база
1
Единицы измерения физических величин. Международная система единиц (СИ).
Метрическая система мер.
2
Измерение длины, площади. Единицы длины, площади.
Прямоугольник. Квадрат. Площадь прямоугольника.
3
Измерение объема. Единицы объема.
Прямоугольный параллелепипед. Куб. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.
4
Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении.
Графики прямой и обратной зависимости. Графики линейной зависимости.
5
Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Блоки. Условие равновесия блока.
Пропорция.
6
Коэффициент полезного действия.
Нахождение процентного отношения двух чисел.
7
Параллельное соединение проводников.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
8
Построение изображений в плоском зеркале и тонкой линзе.
Признаки равенства прямоугольных треугольников и их свойства.
9
Путь, перемещение и координата при прямолинейном движении с постоянным ускорением.
Площадь трапеции.
Квадратные уравнения.
Квадратичная функция.
10
Сложение и разложение сил.
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
Теоремы синусов, косинусов.
Реализация межпредметных связей по линии "химия - физика"
Взаимосвязь с химией реализуются на уроке «Строение вещества”, “Строение атома”. Ученики получают первые знания о зависимости свойств элементов от их порядкового номера, знакомятся с Периодической системой Д. И. Менделеева. На уроке «Проводимость электрического тока» используются понятие о принадлежности к группе элементов Периодической системы для объяснения разной теплопроводности различных материалов. Уроки “Атмосферное давление” (Приложение 2) , «Законы электролиза Фарадея», «Кристаллы и кристаллическая решетка», «Строение атома», «Опыт Резерфорда», «Ядерные реакции», «Сгорание топлива», «Химическое действие света, фотография» связывают физические и химические знания.
Реализация межпредметных связей по линии "география - экология- - физика"
Взаимосвязь физики с географией и экологией реализуется на уроках: «Атмосферное давление», «Виды транспорта», «Тепловые двигатели и их значения», «Пути решения экологических проблем», «Работа с географической картой при определении давления на различных глубинах и высотах», «Озоновый экран нашей планеты», во внеклассной работе . В девятом классе в конце учебного года проводится интегрированный урок – конференция «Магнитное поле Земли и других планет», для проведения урока приглашаются учителя географии и биологии, учащиеся заранее готовят сообщения.
Реализация межпредметных связей по линии "биология - физика"
Взаимосвязь физики с биологией реализуется при изучении диффузии, на этом уроке приводятся примеры из ботаники. При прохождении звуковых и световых явлений – материал из зоологии и анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом восприятии, особенностях зрения рыб и человека). «Изучение фотосинтеза» - интегрированный урок физики, биологии и химии. На этом уроке показывается связь жизни растительного организма со светом, процесс образования органических веществ из воды и диоксида углерода при участии света в хлоропластах листа.
Школа по своим функциям не является лечебным учреждением, однако, ее значение для формирования здорового образа жизни и знаний о здоровье велико. Необходимо отметить, что наряду с другими предметами естественно-научного цикла, физика обладает большими возможностями в формировании здорового образа жизни, а особенно,знаний о здоровье. Эти возможности можно структурировать следующим образом:
1) обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке физики - создание благоприятного психологического климата, соблюдение правил безопасного поведения, проведение динамических пауз, релаксации;
2) базовая программа - актуализация в систематическом курсе "Физика" учебного материала, связанного со здоровьем человека;
3) интегрированные уроки - включение в тематическое планирование уроков или фрагментов уроков по теме "Человек и его здоровье" ;
4) внеклассная работа по предмету - выпуск тематических газет и бюллетеней "Здоровье человека и законы природы", организация исследовательской деятельности (Приложение 3 ).
Межпредметные связи во внеклассной работе
Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей, стимулирующих самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение кругозора в результате организованного общения.
Анализ опыта осуществления внеклассной работы на основе межпредметных связей позволяет выделить ряд условий, обеспечивающих эффективность в организации такой работы:
1) выдвижение комплексной проблемы, позволяющей группировать знания из разных предметов вокруг одного объекта познания;
2) включение воспитательных задач, вопросов практической деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания;
3) опора на уже имеющиеся устойчивые интересы учащихся и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
4)закрепление, расширение и углубление объема знаний, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь учебной и внеклассной работы.
Все эти условия реализуются при проведении недели физики и математики. В нашей школе традиционно неделя физики проходит в апреле месяце по определённой тематике: «Физика и космонавтика», «Физика в твоей профессии», «Связь физики с другими предметами», «Физики – лирики» и др. Во время недели учащиеся 9 класса готовят презентации к «Дню космонавтики», показываем их в младших классах..
Опыт показывает, что большой интерес у учащихся вызывают мероприятия, темы которых охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением двух и нескольких школьных предметов. Цель такого мероприятия в яркой увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках физики и применить в другой области, раздвинуть границы учебников, пробудить желание как можно глубже понимать факты. Исходя из этого, проводятся историко-физические викторины «Физики и исторические факты», «Вклад ученых физиков в дело Победы над фашизмом», биолого-физические викторины "Медицина и физика", "Глаз и зрение". На своих уроках часто использую стихи, призываю к беседе физиков и лириков, беру эпиграфом к уроку. Ученики обычно приходят к выводу: как точно подметил поэт какое-то физическое явление. Физический вопрос, заданный поэтическим обрывком почти всегда побуждает к мышлению, это очень важно!
Результативность
Реализация межпредметных связей в процессе преподавания физики позволяет решать ряд вопросов, которые стоят перед отечественным образованием в процессе перехода на профильное обучение:
1.Позволяет продемонстрировать единство образовательных задач, решаемых школьными предметами.
2.Оптимизирует учебную нагрузку школьников.
3.Делает обучение личностно-ориентированным.
Использование в работе уроков с межпредметными связями оказалось наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению физики, формирования устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний, создание педагогических условий для развития способностей учащихся.
Результативность выбранного похода к обучению:
1. Улучшение качества знаний по предмету. Учащиеся применяют знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе.
2. Межпредметный принцип обучения помогает развитию личности школьника, формирует потребность к учению и саморазвитию.
3. Развивает интерес к предмету, формирует целостность понимания единства "человек- природа-общество".
Применение межпредметных связей на уроках и во внеклассной работе позволило повысить интерес к предмету, поднять мотивацию к познавательному процессу, улучшить качественные показатели обучения физике (Приложение 6). Одним из главных показателей эффективной работы педагога является освоение обучающимися образовательных стандартов.
Познавательный интерес к содержанию предмета «Физика», к самому процессу учебной работы, опосредуются направленностью учащихся на продолжение образования после окончания школы, овладение выбранной профессией. Отмечается, что поступление выпускников в ВУЗы на специальности с профилирующей дисциплиной «Физика» значительно активизировались.
Работа с одаренными детьми дает хорошие результаты. Об этом свидетельствуют победы учащихся в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» на заочных олимпиадах по физике:
Лауреат III степени в Российском открытом заочном интеллектуально-творческом конкурсе Всероссийского заочного конкурса по физике ( I тур), 2010год;
Лауреат I степени в Российском открытом заочном интеллектуально-творческом конкурсе Всероссийского заочного конкурса по физике ( II тур), 2011год;
Лауреат III степени в Российском открытом заочном интеллектуально-творческом конкурсе Всероссийского заочного конкурса по физике за работу «Влияние физических факторов на экологическое состояние окружающей среды и здоровье человека»,2010год.
Приложение 1 .
Фрагмент исследовательской работы
«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Работу выполняла: Мороз Наталья Олеговна , учащаяся 9 класса
Руководитель Лисицына Валентина Яковлевна,
учитель физики Знаменской школы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Физика, техника и экология
Экстремальные воздействия на биосферу на территории области
Основные источники радиации в области
«Следы» Чернобыльской аварии
Мероприятия по защите человека от радиации
Электрическое поле и защита от него
Проблема шумового загрязнения
Список использованной литературы
Приложение:
Антропогенное воздействие на окружающую среду и изменение ее физических параметров
Физика и экология жилища
Физика и экология почвы
Физика и экология быта
Цель работы – изучить воздействие физических факторов на экологическое состояние окружающей среды и здоровье человека и способы защиты от их негативного воздействия.
ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать данные из учебных пособий и периодической печати о влиянии радиации, электромагнитных полей, шумового загрязнения.
2. Проанализировать данные медицинских учреждений, учреждений Государственного санэпидемнадзора о влиянии радиации, электромагнитных полей, шумового загрязнения на здоровье людей.
3. Проанализировать данные Знаменской врачебной амбулатории и администрации Знаменского сельского округа о влиянии последствий Чернобыльской аварии на здоровье населения Знаменского сельского округа.
4. Разработать рекомендации и способах защиты от вредного воздействия радиации, электромагнитных полей, шумов.
Анализ результатов исследований и выводы.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Радиация в дозах, превышающих допустимые, приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям. В настоящее время в Белгородской области проживает более 2600 человек, подвергшихся радиационному воздействию в результате Чернобыльской аварии. В структуре из заболеваемости на первом месте стоят болезни нервной системы, на втором – болезни системы кровообращения, на третьем – органов пищеварения.
Согласно нашим исследованиям при воздействии электромагнитных полей нарушается эндокринная система, обменные процессы, функции головного и спинного мозга.
С экологической точки зрения шум приводит к физиологическим последствиям для человека: деградация слуха, разрушение органа слуха.
Разработка (памятка)
Защита от негативных воздействий
Виды воздействий
Методы и способы защиты
Радиация
Для защиты от ионизирующего излучения могут служить некоторые постройки: специальные убежища ослабляют излучение практически полностью, деревянный дом – в 10-50 раз, погреба и подвалы домов – в5-100 раз, землянки – в 200-300 раз.
Однако главным мероприятием по защите человека от радиации на сегодняшний день является контроль за радиационной обстановкой, обеспечение населения дозиметрами
Электромагнитное поле
Находиться на расстоянии 0,5м от приборов;
Выключать прибор (особенно бра над кроватью) из розетки, если им не пользуешься;
Чтобы обезопасить пользование монитором компьютера,– можно скомпенсировать внешнее электрическое поле, используя явление электромагнитной индукции в проводниках, например в металлах.
Шумовое загрязнение
Устраняют или заменяют шумящие технологические операции, проводят своевременный ремонт механизмов, применяют специальные устройства – глушители на автомобилях, локомотивах, а также виброизоляцию в компрессорах, автомобильных двигателях, буровых станках. Для поглощения звука создают звукоизолирующие и звукопоглощающие ограждения.
Для непосредственной защиты от шума используют индивидуальные средства: наушники, резиновые заглушки и заглушки из пористого материала.
Приложение 2.
Фрагмент урока « Атмосферное давление»
Рассказ учителя: В сентябре 1862 года во Франции был завершен подъем на воздушном шаре «Зенит» на высоту 11 тысяч метров трех воздухоплавателей. На землю вернулся живым только один человек, и он находился в обморочном состоянии. Двое других погибли. Никто не мог объяснить причину гибели этих людей, ведь кислорода было достаточно на этой высоте и он начинает исчезать из атмосферы на высоте 80 км. Нашел эту причину русский физиолог И.М. Сеченов. В чем же она?
Вопросы к учащимся.
1. Что такое атмосферное давление? Как оно изменяется с подъёмом на высоту?.
Ответ: Атмосферное давление – это отношение силы давления, которую оказывает масса атмосферы на поверхность Земли. Атмосферное давление измеряется с помощью барометров. Раньше широко использовали ртутные барометры и измеряли атмосферное давление в мм.рт.ст. Теперь за международную единицу давления принят Паскаль. (1 Па. = 1Н/м2). Нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст. = 1.013 * 105. Н/м2. На высоте плотность воздуха и давление уменьшается.
Дополнение учителя: Воздух – это смесь газов, с подъёмом над уровнем моря уменьшается давление каждого газа, входящего в состав воздуха, в том числе и кислорода. Низкое давление кислорода препятствует его поступлению в организм, у человека начинается кислородное голодание, появляется учащённое дыхание, головокружение. Это признак горной болезни.
2. Как вы думаете, в чём состояла причина гибели воздухоплавателей?
Ответ: Низкое давление кислорода на высоте 11 км. Привело к кислородному голоданию и гибели организма.
Пояснение учителя: Давление каждого газа, входящего в состав воздуха, составляет часть от общего давления смеси газов. Поэтому давление отдельных газов (кислород, углекислый газ) называется парциальным ( от лат. слова « парс»- часть)
3 Как объяснить направление движения газов при дыхании? Почему кислород движется из воздуха в легкие, из легких в кровь, из крови в клетки, а углекислый движется в обратном направлении?
Ответ: Направление движения газов зависит от их давления. Кислород и углекислый газ движутся из области большого давления в область меньшего.
Приложение 3.
Фрагменты уроков с использованием межпредметных связей физика – биология.
При изучении темы "Оптика" наряду с обучающими целями ставится цель: формирование у учащихся представлений о глазе как оптической системе, действующей на основе геометрической оптики, разработка и объяснение с точки зрения физики безопасного для глаз поведения, глазной гимнастики, расширение знаний учащихся о применении оптических приборов в медицине.
За неделю до урока учащимся дается здание подготовить сообщение о нарушении зрения и их коррекции. Ну уроке учащиеся делают сообщение. Для закрепления изученного материала и проверки усвоения темы урока используются вопросы и задачи:
1. Почему близорукий может различать более мелкие предметы , чем человек с нормальным зрением?
2. Сможет ли пассажир поезда, идущего со скоростью 54км/ч, сосчитать вагоны встречного поезда, скорость которого 36км/ч, если зрительное ощущение сохраняется в течение 0,1с?
3. Во сколько раз изображение предмета на сетчатке глаза меньше самого предмета, находящегося на расстоянии 30м от наблюдателя? Фокусное расстояние оптической системы глаз принять равным 1,5см.
При изучении темы "Законы механики" наряду с обучающими целями ставится цель: формирование у учащихся представления о различных механических системах в организме человека, расширение знаний о гидродинамике, выработка правил и норм рационального для организма поведения.
Для рассмотрения простых механизмов в организме человека используется макет скелета из кабинета биологии. На основе теоретического материала и решения задач совместно с учащимися разрабатываются предложения по правильному поведению для сохранения осанки и прочности костей скелета.
Для закрепления изученного материала подбираются следующие задачи:
1. Почему большинство скелетных мышц человека развивает намного больше силы чем величины перемещаемых ими нагрузок, а перемещение нагрузки превосходит величину мышечного сокращения?
Определить нагрузку на ноги человека массой 72 кг при двойной опоре при статическом положении. Длина шага 80см, центр тяжести человека расположен на расстоянии 107см от точек опоры.(384Н)
Список литературы.
1. Зверев, И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе - М.: Просвещение,1990.
2. Ильченко, В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
3. Кац, Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. Для учителя. Из опыта работы. 2-е. изд. перераб. М.: Просвещение,1988.
4. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
5. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
6. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1984.
7. Семке, А.И. Задачи 8 кл. Физика + География. Физика + Биология // Физика
8. Тихомирова, С.А. Загадки с физическим содержанием // Физика в школе, 1999 г., № 6.
9. Хорошавин, С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6–7 кл. М.: Просвещение. 1988
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ