Сценарий «Инерция» 7 класс
Автор: Стариков Андрей Владимирович
Место работы: МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа», Пермский край
Должность: учитель физики и информатики
Отчет учителя физики МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа» о ходе и результатах проведенного урока с анализом эффективности применения компьютерных технологий обучения
Сценарий урока
Урок физики в 7 классе
Тема: «Инерция»
Цель урока – раскрыть сущность физического явления инерция.
Урок проводится по технологии проблемного диалога.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы учениками
На доске два утверждения.
1 слайд
Одно Аристотеля: «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»
2 слайд
Второе Г. Галилея: «Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно»
- Сравните эти два утверждения.
3 слайд
- Какой у вас возникает вопрос (проблема)?
Вопросы записывает на доске.
- Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
- Формулируют различные вопросы
Выделяют главный вопрос
Выдвижение версий решения проблемы
- Какие у вас есть версии решения проблемы?
- Предлагают различные версии (принимаются все)
Актуализация имеющихся знаний
- Что мы уже знаем по этой проблеме?
Просмотр видео демонстрации физика 7-9 2.6.3 (01:18 минут)
Работа в программе «Интерактивная физика» 10-11 3.4.11 (модель капельницы с грузом) (демонстрация на доске и работа в парах)
- Что необходимо сделать, чтобы покоящееся тело (тележка) начало двигаться?
- Как будет двигаться тело после прекращения воздействия?
- Что необходимо сделать, чтобы остановить движущееся тело?
- Как будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?
- Вспоминают ранее изученный материал (равномерное и неравномерное движение, скорость)
- Действие другого тела.
-Прямолинейно с постоянной скоростью.
- Действие другого тела.
- Будет покоится или двигаться прямолинейно и равномерно.
Поиск решения проблемы – открытие нового знания
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Какой вывод можно сделать?
- Получили закон, который в физике носит название закон инерции.
Слайд 4
Демонстрация опытов и их объяснение.
- Скорость тела меняется в результате действия на него другого тела.
- Тело покоится или прямолинейно и равномерно движется, если на него не действуют другие тела.
Применение нового знания
Задание 1:
Работа с программой «Интерактивная физика»: Репетиторы 3.4.8, 3.4.9, 3.4.10 (работа в парах)
Далее работа в группах
Задание 2:
Раздать карточки с заданием
На карточке записаны разные ситуации (пассажиры в тормозящем автобусе, тело летит вниз и т.п.). Выбрать те, где не проявляется явление инерции(вычеркнуть).
Задание 3:
Добавить свои примеры явления инерции.
- Всегда ли инерция приносит пользу?
Задание 4:
Примеры инерции на своих карточках разделить на полезную и вредную инерцию (добавить свои примеры)
Работают с программой «Интерактивная физика»
Выходят к доске, выполняют задания
- Не всегда
Домашнее задание
1)Демонстрация опыта грузик на нитке
Объяснить, используя закон инерции
2)Провести свой опыт (описать, объяснить)
Записывают домашнее задание
Рефлексия
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
урок
Я на уроке
итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
Приложение к сценарию урока
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Карточка с заданием
Ссылка на видео http://yadi.sk/d/RI9yEzruCiBUC
Отчет о ходе и результатах проведенного урока
Урок проводился в 7л классе по теме «Инерция». Количество учащихся, присутствовавших на уроке 21. Программа Интерактивная физика была установлена на 13 ноутбуках: один учительский, 12 ученических. На установку было потрачено 2 рабочих дня (устанавливается очень медленно). Перед уроком все ученические ноутбуки были зарегистрированы в системе мониторинга. Вот коды регистрации, использованные на уроке. За №8 работал учитель физики, присутствовавший на уроке.
На уроке были использованы следующие ВУО:
7-9 класс 2.6.3 (видео демонстрация, время просмотра 01:16 минут) - просмотр на доске
10-11 класс 3.4.11 (модель капельницы с грузом) – предполагалось, что попробуют поработать с моделью все учащиеся. В системе мониторинга видно, что не все учащиеся поработали с этой моделью. Также демонстрация модели была на доске.
Репетиторы 3.4.8, 3.4.9, 3.4.10 – в работе с этими ВУО приняли участие все учащиеся, правда на одном ноутбуке программа Интерактивная физика постоянно вылетала при переходе от одного ВУО к другому.
Чтобы показать, что происходит с телом, когда на него не действуют тела и когда действуют, пришлось покопаться среди ВУО. Нашел видео демонстрацию 7-9 класс 2.6.3, где это как раз объясняется. Затем нужно было провести эксперимент с тележкой. Это можно было сделать, например, с моделью 10-11 класс 3.4.11. Здесь хорошо то, что подставка для гири опускается и поднимается (можно менять время действия одного тела на другое). Кода сам работал с репетиторами 3.4.10 обнаружил, что при явлении инерции действие тел может компенсироваться. В учебнике в определении инерции про это ничего не сказано. Пришлось на уроке в определении закона инерции это добавить.
По данной теме (инерция) очень мало ВУО. Хотелось бы не только модель с тележкой, а ещё какие-нибудь модели (из жизни): насаживание лопаты (молотка) на черенок, поведение пассажиров в салоне автобуса. Хорошо было бы если была модель, где объясняется что действие одного тела может компенсироваться другим (причем так, чтобы понял ученик 7 класса). Могу также предложить задание на сортировку ситуаций, связанных с явлением инерции. Это на уроке у меня было в качестве задания после работы с репетиторами. Дается набор ситуаций (я использовал из ваших репетиторов), связанных с инерцией. Необходимо распределить на полезную и вредную инерцию. Это задание может вызвать спор среди учащихся, т.к. для каждого восприятие того, что вредно или полезно своё. А в споре как известно рождается истина.
Полезная инерция
Вредная инерция
Хотелось бы также отметить, что нет контрольных тестов по данной теме. А ещё тренажер не помешал бы. Например такой: спортсмен разбегается и прыгает в длину (или это ещё одна модель?).
Программа Интерактивная физика очень хороший продукт. Но есть некоторые моменты, когда программу использовать не совсем удобно. Во-первых, не получиться установить программу на все компьютеры, т.к. есть ограничение по количеству кодов активации (да и другие учителя тоже хотят эту программу на свои компьютеры). Это приводит к тому, что нет индивидуальной работы учащегося (на уроке), следовательно, система мониторинга здесь не сработает. Во-вторых, при такой ситуации демонстрация отдельных ВУО на доске тоже не даст нужного результата (репетиторы, тренажёры и др.)

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ