Урок для 7 класса на тему «Давление»

Урок для 7 класса на тему «Давление»


Большакова Е.В.,

учитель физики МБОУ СОШ № 9

г.Вязники


Цель: сформировать у учащихся понятие давления.

Задачи урока:

- обучающие: познакомить учащихся со способами изменения давления, с использованием этих способов в природе и технике, научить учащихся рассчитывать давление и силу давления твердого тела,

-развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений и логического мышления через решения интерактивных задач, развития критического мышления через выполнение интерактивных физических экспериментов; групповой самоорганизации, умения обнаруживать отличительные признаки, находить главное, существенное, выявлять закономерность, обобщать; создать условия для отработки учащихся навыков самостоятельной, практической работы с ЦОР.

-воспитательные: продолжить формирование личностных качеств, таких, как самоконтроля и взаимоконтроля, воспитание сознательной дисциплины, умений организовывать свое рабочее место.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, практическая работа в малых группах, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер и проектор, компьютеры для учащихся, экран, несколько одинаковых брусков, две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу, набор грузов, динамометр, коробочки с песком, кусочки поролона.

Структура и ход урока:




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Самоопределение к деятельности

Повторение ранее изученного: выяснение условий от чего зависит результат действия силы на тело?



Задает вопросы

(приложение1)

Настраиваются на урок, записывают дату, тему.

Отвечают на вопросы учителя




5 мин.

2

Выделение проблемного поля



Постановка проблемы: Почему нельзя давать маленьким детям острые предметы?



Поиск ответа на проблемный вопрос.












3 мин

3

Мотивационный этап урока.

Настраивает на изучение новой темы.

Вышел бычок на дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».
Одинаковый ли результат получится в итоге?
Итак, делаем вывод: масса бычка больше, поэтому и вес его больше, а значит, и воздействие бычка больше.


(Организует фронтальный опрос). Мы изучили действия тел друг на друга. Вспомним некоторые понятия:
? Какая величина характеризуют действие одного тела на другое?
? Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел?
(Организует ответы учащихся).
У. Действие тел друг на друга характеризуют «силой».
Силу измеряют динамометром. Сила имеет числовое значение (модуль), на¬правление и точку приложения, единица силы – 1 Н. В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость движения, либо изменяется форма (деформируется).
П. Отметим это у себя в конспекте.

Демонстрирует опыт с помощью модели;

Задает вопросы.(приложение2) Интерактивная модель "Зависимость давления от силы и площади".http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c27bbaf8-db87-48ed-8fed-7affc9db4358/?interface=pupil










Отвечают на вопрос учителя, делают вывод: масса бычка больше, поэтому и вес его больше, а значит, и воздействие бычка больше.





























Отвечают на вопросы, ведут записи в тетрадях.







































Наблюдают за демонстрацией; Отвечают на вопросы. Ведут записи в тетрадях- делают выводы: от чего зависит давление.

2 мин

4

Совместный поиск решения проблемы.















а)Закрепление во внешней речи.













б) самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой, самооценкой.













в) практическое закрепление опыта.


Пошаговое объяснение материала с использованием интерактивной лекции.



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1de4b8c-4149-4d53-9bd4-be409d600ca7/7_165.swf







Формирует группы и распределяет задания:

1.предлагает решить интерактивную задачу:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98df89fd-4335-4d82-a8e2-e8052e19cee3/7_158.swf



2.расчетная задача (приложение3)

3.Экспериментальные задания (приложение4)



























4.интерактивный тест:

http://www.fcior.edu.ru/card/8661/davlenie-tverdogo-tela-i-edinicy-ego-izmereniya.html

Изучают новый материал, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют определение силы давления.



Ученики приводят примеры.







Ведут записи в тетради

















Работают в малых группах:

выполняют качественные задания, решают расчетную задачу.













Учащиеся перечисляют этапы исследования: цель, план, прогнозируемый результат.


Ученик предлагает учащимся класса выбрать путь исследования, вместе с учащимися составляет план поэтапных действий.


Один учащийся оформляет результаты эксперимента на доске как задачу. Учащиеся на местах активно включаются в обсуждение, соревнуются при ответах на вопросы. В итоге на доске и в тетрадях решены и оформлены минимально – три, максимально – четыре задачи.













Отвечают на вопросы теста.











25 мин

5

Рефлексия.

Задает вопросы (приложение 5)Формулирует выводы. Выставляет оценки за урок.

Учащиеся проводят работу по определению уровня эффективности работы на уроке и диагностируют отработанные умения.

3 мин

6

Определение домашнего задания.

Учитель задаёт домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

2 мин


Приложение № 1



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивная модель "Зависимость давления от силы и площади". (N 187188)


И-типа, П-типа.

Интерактивная модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c27bbaf8-db87-48ed-8fed-7affc9db4358/?interface=pupil

2

Давление. Единицы давления.


И-типа

Интерактивная лекция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf

3

Интерактивная задача "Вычисли давление книги на стол"

П-типа

Интерактивная задача с вводом величин

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98df89fd-4335-4d82-a8e2-e8052e19cee3/7_158.swf

4

Давление твердого тела и единицы его измерения

К -типа

Интерактивный тест

http://www.fcior.edu.ru/card/8661/davlenie-tverdogo-tela-i-edinicy-ego-izmereniya.html


Приложение №1


Вопросы:

1. Почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?

2.Почему мягко лежать в веревочном гамаке, который сплетен из довольно твердых шнурков?

3.Может ли быть мягко на твердой поверхности?

  1. Если стакан сдавливать ладонями за горлышко и дно, то на одной ладони появится отпечаток, а на другой – нет. Почему?

  2. Когда летом случается буря, она почему-то ломает только живые деревья и не трогает сухие. Как ты думаешь, почему?

  3. Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом  одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Почему коньки  режут лед?

7. Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?

8.Мне ответ серьезный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте,

Лишь от ЖЕНСКИХ каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что девчата тяжелее?

Ответы:

1.Нетрудно догадаться. Сиденье простого табурета плоско; наше тело соприкасается с ним лишь по небольшой поверхности, на которой и сосредоточивается вся тяжесть туловища. У стула же сиденье вогнутое; оно соприкасается с телом по большей поверхности; по этой поверхности и распределяется вес туловища: на единицу поверхности приходится меньший груз, меньшее давление.

2. Все дело здесь в более равномерном распределении давления. Давление распределяется здесь по нижней поверхности тела довольно равномерно, так что на каждый квадратный сантиметр приходится всего несколько граммов...

3. Даже на самом твердом ложе нам может быть вовсе не жестко, если давление распределяется равномерно на большую поверхность. Вообразите, что вы легли на мягкую глину и в ней отпечатались формы вашего тела. Покинув глину, оставьте ее сохнуть. Когда она сделается твердой как камень, сохранив оставленные вашим телом вдавленности, лягте на нее опять, заполнив собой эту каменную форму. Вы почувствуете себя, как на нежном пуховике, не ощущая жесткости, хотя лежите буквально на камне.

4. Все дело в площади опоры. На одну ладонь действует широкое дно, а на другую только края стакана.

5. У живого дерева есть листва, следовательно дерево имеет достаточно большую общую поверхность. Сила ветра, действующая на дерево, большая. Сухое дерево не имеет листьев - площадь поверхности его мала, следовательно и давление со стороны ветра - мало.

6. "Режут лед" - т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.



  1. Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает.




Приложение №2



1.От чего зависит глубина, на которую гвоздь войдет в дерево за один удар молотка?

  • а) от силы удара;

  • б) только от площади острая;

  • в) от силы удара, площади острая и твердости дерева;

  • г) от давления гвоздя на доску и твердости дерева.

2. Выбери правильный пример

Когда и зачем давление увеличивают?

  • Фундамент здания

  • Топор

  • Шасси самолета

  • Нож

  • Широкие шины автомобилей

  • Гвозди, кнопки

  • Гусеницы вездеходов, тракторов

  • Иголки

  • Лыжи

  • Зубы, когти, клювы зверей

  • Шайбы под гайки

  • Шипы, колючки растений

  • Шпалы под рельсы

  • Жало осы

Делаем вывод

  • Уменьшение силы и увеличение площади ее приложения приведет к уменьшению давления.

  • Увеличение силы и уменьшение площади ее приложения приведет к увеличению давления.


Заполнить таблицу с примерами

Увеличение давления

Уменьшение давления

  1. Шипы, колючки растений

2.

3.


1. Шпалы под рельсы

2.

3.

Обратите внимание, как много вопросов ответы на которые связаны с давлением.

  1. Почему у трактора делают широкие гусеницы? А почему на гусеницах есть острые выступы? Почему не разрешено ездить по асфальту на гусеничных тракторах?

  2. Что произойдет, если шарики в шариковой ручке будут делать меньшего размера?

  3. Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе... (Продолжайте, ссылаясь на формулу р =

  4. Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю? Ведь давление, наверное, чудовищное?

  5. Может ли камень (большой, как кресло) быть таким, что человеку, на нем сидящему, будет удобно, как в кресле?

  6. Почему боксеры ведут бой в перчатках?

  7. Иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала — неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием! (р = —; 4 Р4=-р4.)

  8. Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?

  9. Как передвигаться по хрупкому льду?

  10. Какое простейшее приспособление можно соорудить из веток, чтобы безопаснее перейти болото?

  11. Какая обувь наиболее подходит для походов по разной местности? Кеды, кроссовки вряд ли, подошва мягковата, и если наступишь на камень... Резиновые сапоги? Жарковато, да и тяжелые. Зайдите в магазин. для туристов продают специальные ботинки. Рассмотрите их, особенно подошву.

  12. Отбирайте у малышей колющие и режущие предметы. Они еще не знают, что их крохотной силенки хватит, чтобы вызвать очень серьезные разрушения.





Приложение № 3




Задача

С какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала , а производимое им давление составляет Па?



























Приложение № 4










приложение 5




Фронтальный опрос:

  1. Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

  2. Достигнута ли наша цель?

  3. Что нового Вы узнали на уроке?

  4. Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?

  5. Отметьте положительные моменты урока.

  6. Что можно было сделать еще лучше?

  7. Почему нельзя давать маленьким детям острые предметы?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ