Урок физики по теме: «Свет. Источники света. Распространение света» 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Алексеевки Белгородской области











Урок физики

по теме:

«Свет. Источники света.

Распространение света»


8 класс






Подготовила и провела учитель физики

Левченко Т.В.











Алексеевка




Цели урока:

Обучающая: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых зна­ний и способов деятельно­сти по теме «Оптика»; показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света;

Развивающая: развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы;

Воспитательная: учить находить и воспринимать прекрасное в природе, воспитывать бережное к ней отношение, а также к людям, лишенным зрения.

Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерных технологий.

Место урока в учебном плане: первый урок по теме «Оптика».

Межпредметные связи: литература, биология, астрономия, изобразительное искусство.

Ход урока.

I. Организационный этап

Учитель.

«Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.»

Фирдоуси

( Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака “Зимняя ночь” и из оперы П.И.Чайковского «Иолапта». Либретто Модеста Чайковского по драматической поэме датского писателя Г.Герца «Дочь короля Рене».


Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нём источник бесконечный

Наслажденья красотой:

Небо, солнце, звёзд сиянье,

Море в блеске голубом -

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаём.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


Что объединяет эти произведения?

Учащиеся. Свет.

Учитель. Сегодня на уроке вы начнете изучать новый раздел физики - «Оптику». Вы узнаете, что такое свет, познакомитесь с источниками света, узнаете, как распространяется свет и каково его значение в нашей жизни.

III. Усвоение новых знаний, умений и навыков

Учитель.

Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение. Посмотрите фрагмент видеофильма “Микромир”…

Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке… Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир.

Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?… Эксперимент. Закройте глаза и представьте «жизнь во тьме». Каким вы увидели мир, закрыв глаз? (Фронтальная беседа о бережном отношении к слепым людям)

Учитель. Всё живое за­рождается и развивается под влия­нием света и тепла. Природа света очень сложна, её мы будем изучать только в 11-м классе, а сейчас рас­смотрим азы. Обратимся к нашему жизненному опыту, если поднести руку к включённой лампе, что мы наблюдаем. (В процессе обсуждения учитель подводит учащихся к выводу, что видимый свет - это излучение, но лишь та его часть, которая вос­принимается глазом человека.) Итак, свет - это видимое излуче­ние, - запишите в тетради.

  • Попадая на тело, свет отдает свою энергию и производит различ­ные действия. Известны четыре действия света, сегодня мы рассмотрим три из них.

  • Мы наблюдали, что свет нагрел руку, значит, он оказал тепловое действие.

  • А сейчас обратите внимание на ростки лука, выращенные на свету и в темноте. Чем они отличаются?

Учащиеся: стрелочки, выра­щенные на свету, длиннее и имеют зелёную окраску, а находившиеся долгое время в темноте - очень ма­ленькие и белого цвета.

  • Чем это вызвано?

Учащиеся: Под действием света в ра­стениях образуется хлорофилл - зелёный пигмент, содержащийся в хлоропластах. Другими словами, под действием света образуется новое вещество.

Вывод: свет оказал хими­ческое действие.

  • Обратимся к опыту. Напра­вим свет на тонкие листочки фоль­ги, насаженные на металлический стержень и помещённые в стеклян­ную колбу, из которой выкачан воздух. Под действием света эти листочки приходят в движение, т.е. свет производит давление.

Вывод: свет ока­зывает механическое действие.
Впервые световое давление в 1900 г. измерил русский физик Петр Николаевич Лебедев.

Итак, запишите в тетради дей­ствия света:

  • тепловое;

  • механическое;

  • химическое.

Учитель. Жизненный опыт показывает, что не все тела излу­чают видимый свет - одни его действительно излучают, а другие — лишь отражают. Тела, которые из­лучают свет, создают его, называ­ют источниками света. Источники света всегда привлекали внимание, осо­бенно людей искусства. Поэты, и художники не оставались равно­душными к красоте световых яв­лений. Посмотрим на репродукции картин В.Д.Поленова, В.Ван Гога, Клод Моне, В.М.Кустодиева, Е.М.Корнеева, И.К.Айвазовского, К.П.Брюллова.

Запишите изобра­жённые на них источники света в карточках.

(Парная работа учащихся, с последующим обсуждением)

Учащиеся. Пожар, костер, свеча, Солнце, звёзды, молния, извержение вулкана.

Учитель. Было дано индивидуальное задание: найти в произведениях описание северного сияния, свечи, Солнца, звёзд, молнии.

(Чтение отрывков из литературных произведений: «Ве­чернее размышление о Божием ве­личестве при случае Великого Се­верного сияния» М.В.Ломоносова («Открылась бездна...»); «Моей матери»и «Я шел к блаженству» А.А. Блока; «Фонарики» В. Брюсова.)

Учитель. В зависимости от происхождения источники можно разделить на две группы. Как вы думаете, на какие?

Учащиеся. Те, которые созда­ла природа, и те, которые создал человек.

Учитель. Правильно, первая группа - это естественные источ­ники, вторая - искусственные. А теперь разделите перечисленные источники света на искусственные и естественные с помощью стрелочек.

(Парная работа учащихся, с последующим обсуждением)

Учитель. Заполним таблицу:

Источники света

Источники света



Естественные


Искусственные












Вывод.

Учитель. Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Предметы мы видим потому, что свет, достигнув предмета, отражается от поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям.

На практике все источники света имеют размеры. При изучении световых явлений мы будем пользоваться понятием точечный источник света. Обратимся к учебнику, с. 148 (самостоятельная работа с учебником).

Учитель. Можно ли считать Солнце, лампу накаливания точечным источником света? Какие условия должны выполняться?

Учащиеся.

Учитель. То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). Вид Луны на небе постоянно меняется (происходит, как принято говорить, смена фаз Луны): иногда мы видим ее в виде узкого серпа, иногда - в виде полного яркого диска (демонстрация рисунка с фазами Луны). Происходит это из-за непрерывного изменения положения Луны относительно Земли и Солнца. Наблюдения за изменением лунных фаз позволили древнегреческому ученому Пифагору сделать еще одно открытие: Луна представляет собой не плоский диск, а шарообразное тело.

Учитель. Можно источники света разделить на две группы и по другому признаку: по процес­су, в результате которого возника­ет излучение. Тепловые источни­ки излучают видимый свет при на­греве выше 800 °С, например, лам­па, свеча, Солнце. Люминесцент­ные источники дают холодное све­чение. Это экран телевизора, лам­пы дневного света, рекламные трубки.

Заполним таблицу: (работа в парах, с последующим обсуждением)


Источники света

Источники света

Пламя свечи


Тепловые



Люминес­центные

Солнце

Северное сияние

Светлячки

Елочные игрушки

Лампа накаливания


Физкультминутка

  • Естественный источник света – руки вверх.

  • Искусственный источник света – руки перед собой.

  • Тепловой источник света – опустили руки.

  • Люминесцентный источник света – сели на место.


Учитель. Вернёмся к лампе. В каком направлении распространя­ется свет?

Учащиеся. По всем направле­ниям.

Учитель. Правильно, а вот ли­ния, вдоль которой распространя­ется световая энергия, называется световым лучом. Это определение вы найдете в учебнике на с. 148.

Учитель. Итак, мы выяснили, что свет распространяется по всем направлениям, но если между гла­зом и источником поместить не­прозрачный предмет (например, книгу), то источник света мы не увидим. Объясняется это тем, что свет в прозрачной однородной сре­де распространяется прямолинейно, - это закон распространения света.

Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Под прямолинейностью распространения света он имел в виду прямолинейность световых лучей. Сам Евклид, правда, отождествлял лучи света со «зрительными лучами», которые якобы выходили из глаз человека и в результате «ощупывания» предметов позволяли видеть последние. Такая точка зрения была достаточно широко распространена в древнем мире. Однако уже Аристотель спрашивал: «Если бы видение зависело от света, исходящего из глаз, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте?» Теперь мы знаем, что никаких «зрительных лучей» не существует, и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а наоборот, потому что свет от различных предметов попадает нам в глаза.

Прямолинейностью распространения света в однородной среде объясняется образование тени и полутени. ( Электронная демонстрация)

Тень - область пространства, в которую не попадает свет, от источника.

Полутень — область, в которую попадает свет от час­ти источника.

Учитель. Образованием тени при падении света на непрозрач­ный предмет объясняются такие яв­ления, как затмения Солнца и Луны. (Выступление учащегося, презентация)

Учащийся. Демонстрация солнечного и лунного затмений.

  • Затмение солнечное: тень от Луны падает на Землю.

  • Затмение лунное: Луна попа­дает в тень, отбрасываемую Зем­лёй.

Затмения вычисляют­ся на много лет вперёд. Полное сол­нечное затмение даёт возможность наблюдать внешнюю часть атмо­сферы Солнца (солнечную коро­ну). В обычных условиях солнеч­ная корона не видна из-за ослепи­тельного блеска Солнца.


IV. Первичное закрепление


Учитель. На столах карточки с изображением различ­ных источников света. На обороте каждой карточки вы найдёте воп­рос. Возьмите карточку, назовите источник, группу, к которой он принадлежит по происхождению, а потом уже отвечайте на вопрос. (Индивидуальная и групповая работа).








Вопросы на оборотах

  • Свеча. Свет - это...

  • Солнце. Тела, от которых ис­ходит свет - это...

  • Молния. Какое явление слу­жит доказательством прямолиней­ного распространения света?

  • Лампочка. При каких усло­виях наблюдается не только тень, но и полутень?

  • Экран телевизора. Назовите три действия света.

  • Рыба-удильщик. В чём состо­ит закон прямолинейного распро­странения света?

V. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

Тест

Вариант 1

1. Когда за окном на улице стемнело, девочка включила на­стольную лампу. Выберите правильное утверждение.

A. Лампа является естественным источником света.

Б. Свет лампы распространяется в воздухе прямоли­нейно.

B. Свет лампы огибает встречаемые препятствия.

2. Солнечным летним днем небо было безоблачным. Выберите
правильное утверждение.

A. Солнце — естественный источник света.
Б. Солнце — искусственный источник света.

B. Чем выше солнце над горизонтом, тем длиннее те­ни предметов.

3. За непрозрачным предметом наблюдается одна тень с чет­кими границами. Выберите правильное утверждение.

А. Свет идет от одного слабого источника любых размеров.

Б. Источник света один, но очень малых размеров.

В. Источник света один, но больших размеров.

4. На вершине Останкинской телевизионной башни в Москве горит яркая электрическая лампа. Выберите правильное утверждение.

A. Свет от лампы можно увидеть в ясную погоду во Владивостоке, используя мощный телескоп.

Б. Свет от лампы распространяется прямолинейно.

B. Лампа является естественным источником света.

5. Дополнительное задание.

В предлагаемую таблицу запишите, какие из перечислен­ные ниже источников света относятся к естественным, а какие — к искусственным. Источники: солнце; пламя свечи; экран включенного телевизора; молния; глаза кошки, све­тящиеся в темноте; «бенгальские огни»; светлячки; пожар.

Источники

естественные

искусственные






Вариант 2

1. Когда девочка выполнила домашнее задание, то включила телевизор. Выберите правильное утверждение.

A. Телевизор является естественным источником света.

Б. Свет от экрана телевизора огибает встречаемые препятствия.

B. Свет от экрана телевизора распространяется в воздухе прямоли­нейно.

2. Ночное звездное небо было безоблачным. Выберите правильное утверждение.

A. Звезда — искусственный источник света.
Б. Звезда — естественный источник света.

B. Чем выше звезды над горизонтом, тем длиннее те­ни предметов.

3. За непрозрачным предметом наблюдается одна тень с нечет­кими границами. Выберите правильное утверждение.

А. Свет идет от одного слабого источника любых размеров.

Б. Источник света один, но очень малых размеров.

В. Источник света один, но больших размеров.

4. На маяке горит яркий прожектор. Выберите правильное утверждение.

A. Свет от прожектора можно увидеть в ясную погоду во Владивостоке, используя мощный телескоп.

Б. Свет от прожектора распространяется прямолинейно.

B. Прожектор является естественным источником света.

5. Дополнительное задание.

В предлагаемую таблицу запишите, какие из перечислен­ные ниже источников света относятся к тепловым, а какие — к люминес­центным. Источники: солнце; пламя свечи; экран включенного телевизора; лам­па дневного света; лампа накаливания; северное сияние; рекламные трубки; пожар.

Источники

тепловые

люминес­центные







Ответ запишите в таблицу


Задание

Вариант ответа

1


2


3


4



Взаимопроверка ответов: поменяйся с соседом своим ответом, проверь у него и поставь количество баллов.


Ответы к тесту:


Задание

Вариант 1

Вариант 2

1

Б

В

2

А

Б

3

Б

В

4

Б

Б


Дополнительное задание:

Вариант 1

Источники

естественные

искусственные

Солнце

Экран включенного телевизора

Молния

Пламя свечи

Глаза кошки, светящиеся в темноте

«Бенгальские огни»

Светлячки

Пожар



Вариант 2

Источники

тепловые

люминес­центные

Солнце

Экран включенного телевизора

Пламя свечи

Лам­па дневного света

Пожар

Рекламные трубки

Лампа накаливания

Северное сияние



IV. Рефлексия


Отправь SMS сообщение.


VI. Домашнее задание.


§ 62.

Дополнительное задание:

найти загадки, пословицы и поговорки, в которых говорится об источниках света

9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ