Урок по физике в 7 классе по теме "Плавание тел"
Тема урока: «Плавание тел». 7 класс.
Цели урока:
образовательная : выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает;
развивающая: развитие умения наблюдать и делать выводы при решении поставленных вопросов, развитие речи, мышления, умения пользоваться таблицей плотностей;
воспитывающая : воспитание интереса к предмету и умения работать в группе.
Оборудование к уроку :
Компьютер, экран, видеопроектор, доска, рисунки, магниты;
сосуды с водой,
сосуд с спиртом,
сосуд с растительным маслом,
бруски алюминиевый и деревянный,
набор тел неодинаковой формы из различных веществ
(ключ, свеча, пробка)
сырое яйцо,
соль,
деревянная ложка
блюдце,
набор пластилина.
Предметные результаты:
Определять условия плавания тел.
Метапредметные результаты:
Организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи , наблюдать и формулировать выводы.
Личностные результаты:
Формировать познавательные способности учащихся и самостоятельное приобретение новых знаний и умений.
Тип урока:
Изучение нового материала по теме «Плавание тел»
Форма организации учебной деятельности:
Сочетание фронтальной работы и работы в группах.
Технология: проектно- исследовательская деятельность .
Этап урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1.
Организационный
Организует деятельность по подготовке к уроку, приветствует учащихся.
Готовят рабочее место, концентрируют внимание
1 мин
2.
Изучение новых знаний.
А) Проблемная постановка вопроса
Б) Выстраивание диалога
В) Исследовательская
Деятельность
Построение беседы
Построение беседы
Построение беседы
Построение беседы
Предлагает посмотреть презентацию и определить тему исследования.
Записывает число и тему урока «Плавание тел»
Предлагает в роли объекта исследования использовать русскую поговорку « Что в воду упало , то пропало?» и путём экспериментов, опытов и наблюдений либо опровергнуть, либо согласиться с этой поговоркой.
Проводит эксперимент №1
( погружение в сосуд с водой три разных тела - ключа, свечи, пробки)
совместно с учащимися определяет какие силы действуют на тела и как они ведут себя в воде( тонут, всплывают, плавают)
Вопросы:
-Действует ли на эти тела сила тяжести?
-А почему?
- А в воде действует?
-Проверим.
-Какой вывод можно сделать?
Обсуждает , формулирует и проводит теоретическое исследование ( с помощью известных формул) совместно с учащимися условия плавания тел, Предлагает на листах оформить
1 группе
условие ,когда тело тонет,
2 группе условие, когда тело плавает;
3 группе условие, когда тело всплывает;
Эксперимент №2
Опускает в сосуд с водой сырое яйцо
- тонет.
Вопрос:
-Что это значит?
-Как заставить яйцо плавать в воде?
-Почему?
Предлагает проделать опыт учащемуся.
-Какой вывод можно сделать?
-Плотность тела человека больше , чем воды, поэтому в пресной воде человек , который не умеет плавать утонет, а в соленой -нет.
Эксперимент №3
Два стакана с жидкостями .Кладет в 1 стакан парафиновую свечу -плавает. Кладет во 2 стакан- тонет.
Вопрос:
-Почему так происходит?
-Какая?
-Как можно узнать , что за жидкость налита в стакан?
-В какой жидкости будет плавать парафиновая свеча?
-Давайте проверим.
-Какой вывод можно сделать?
Эксперимент №4
Стакан с водой ставит на блюдце , сверху наливает подсолнечное масло.
Вопрос:
-Почему масло наверху?
-Что нужно сделать , чтобы можно было собрать масло в блюдце?
-Какой вывод можно сделать?
-Этот способ используется при добыче нефти: в скважину наливают воду и нефть всплывает.
Эксперимент №5
Формулирует задание для групп.
-У вас на столах имеется сосуд с водой и кусочки пластилина. Отломите небольшой кусочек пластилина и опустите его в воду. Что произошло?
- Почему?
-Как сделать так, чтобы пластилин не утонул?
-Какой вывод можно сделать?
Определяют тему исследования.
(Плавание тел)
Записывают число и тему урока «Плавание тел»
Соглашаются либо опровергают поговорку.
совместно с учителем определяют какие силы действуют на тела и как они ведут себя в воде( тонут, всплывают, плавают)
Ответы:
-Да.
-Если их выпустить из рук они упадут.
-Действует.
1-й ученик- бросает в воду ключ- тонет.
2-й ученик- бросает в воду свечу- плавает.
3-й ученик- бросает в воду пробку- всплывает.
-Поговорка частично подтверждена, т.к. на тела кроме силы тяжести в воде , которая направлена вниз, действует сила Архимеда (выталкивающая сила , действующая в жидкости и газе), которая направлена вверх.
Обсуждают , формулируют и проводят теоретическое исследование ( с помощью известных формул) совместно с учителем условия плавания тел, записывают на листе условия плавания тел.
Наблюдают за экспериментом.
Ответы:
-Сила тяжести больше архимедовой силы.
Добавить в воду соль.
-Плотность воды увеличится и увеличится архимедова сила, яйцо всплывет.
Ученик добавляет в воду соль до тех пор пока вода не поднимется.
Поговорка опровергнута.
Наблюдают за экспериментом.
Ответ:
-Во втором стакане другая жидкость.
-У которой плотность меньше плотности парафина
-Воспользо-ваться таблицей плотностей из учебника.Это спирт.
- В подсолнечном масле.
Выходит ученик и проделывает опыт.
Поговорка опровергнута.
Наблюдают за экспериментом.
Ответ:
-Плотность масла меньше плотности воды.
-Доливать воду в стакан до тех пор пока масло не окажется на блюдце.
Поговорка опровергнута.
Выполняют задание в группах.
- Пластилин утонул.
-Сила тяжести больше архимедовой силы.
- Изменить форму пластилина.
Сделать лодочку.
Поговорка опровергнута.
27 мин
3.
Итоги урока
Учитель предлагает детям систематизировать выдвинутые гипотезы и полученные ответы. Выводит на экран часть презентации с условиями плавания тел
Дети выясняют, что плавание тел зависит от соотношения плотности тела и жидкости. Записывают таблицу в тетрадь.
5 мин
4.
Рефлексия
Предлагает сопоставить корабль с теми формулами, которые были получены в течение урока.
Вопрос:
-Какой элемент корабля соответствует формуле Fтяж > FА?
-Какой элемент корабля соответствует формуле Fтяж =FА?
-Какой элемент корабля соответствует формуле Fтяж < FА?
Ответ:
-Якорь, он всегда тонет.
(Присоединяет формулу к якорю)
-Корабль, т.к. он частично погружен в воду.
(Присоединяет формулу к кораблю)
-Спасательный круг. (Присоединяет формулу к спасательному кругу)
5 мин
5.
Домашнее задание
Учитель задает домашнее задание:
Ученики записывают домашнее задание
2 мин
Список литературы и интернет источников:
Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.
http:/ festivail /september.ru/physics
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ