Урок по физике в 7 классе по теме "Плавание тел"

Тема урока: «Плавание тел». 7 класс.

Цели урока:

  1. образовательная : выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает;

  2. развивающая: развитие умения наблюдать и делать выводы при решении поставленных вопросов, развитие речи, мышления, умения пользоваться таблицей плотностей;

  3. воспитывающая : воспитание интереса к предмету и умения работать в группе.



Оборудование к уроку :

Компьютер, экран, видеопроектор, доска, рисунки, магниты;

  • сосуды с водой,

  • сосуд с спиртом,

  • сосуд с растительным маслом,

  • бруски алюминиевый и деревянный,

  • набор тел неодинаковой формы из различных веществ

(ключ, свеча, пробка)

  • сырое яйцо,

  • соль,

  • деревянная ложка

  • блюдце,

  • набор пластилина.

Предметные результаты:

Определять условия плавания тел.

Метапредметные результаты:

Организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи , наблюдать и формулировать выводы.

Личностные результаты:

Формировать познавательные способности учащихся и самостоятельное приобретение новых знаний и умений.

Тип урока:

Изучение нового материала по теме «Плавание тел»

Форма организации учебной деятельности:

Сочетание фронтальной работы и работы в группах.

Технология: проектно- исследовательская деятельность .



Этап урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

 Организационный

Организует деятельность по подготовке к уроку, приветствует учащихся.

Готовят рабочее место, концентрируют внимание

1 мин

2.

Изучение новых знаний.



А) Проблемная постановка вопроса













Б) Выстраивание диалога

















В) Исследовательская

Деятельность

























Построение беседы





























































































Построение беседы































































Построение беседы































Построение беседы




Предлагает посмотреть презентацию и определить тему исследования.



Записывает число и тему урока «Плавание тел»







Предлагает в роли объекта исследования использовать русскую поговорку « Что в воду упало , то пропало?» и путём экспериментов, опытов и наблюдений либо опровергнуть, либо согласиться с этой поговоркой.



Проводит эксперимент №1

( погружение в сосуд с водой три разных тела - ключа, свечи, пробки)

совместно с учащимися определяет какие силы действуют на тела и как они ведут себя в воде( тонут, всплывают, плавают)







Вопросы:

-Действует ли на эти тела сила тяжести?

-А почему?



- А в воде действует?

-Проверим.













-Какой вывод можно сделать?























Обсуждает , формулирует и проводит теоретическое исследование ( с помощью известных формул) совместно с учащимися условия плавания тел, Предлагает на листах оформить



1 группе

условие ,когда тело тонет,

2 группе условие, когда тело плавает;

3 группе условие, когда тело всплывает;





Эксперимент №2

Опускает в сосуд с водой сырое яйцо

- тонет.

Вопрос:

-Что это значит?





-Как заставить яйцо плавать в воде?

-Почему?









Предлагает проделать опыт учащемуся.







-Какой вывод можно сделать?



-Плотность тела человека больше , чем воды, поэтому в пресной воде человек , который не умеет плавать утонет, а в соленой -нет.



Эксперимент №3

Два стакана с жидкостями .Кладет в 1 стакан парафиновую свечу -плавает. Кладет во 2 стакан- тонет.



Вопрос:

-Почему так происходит?



-Какая?







-Как можно узнать , что за жидкость налита в стакан?



-В какой жидкости будет плавать парафиновая свеча?



-Давайте проверим.





-Какой вывод можно сделать?



Эксперимент №4

Стакан с водой ставит на блюдце , сверху наливает подсолнечное масло.

Вопрос:

-Почему масло наверху?



-Что нужно сделать , чтобы можно было собрать масло в блюдце?





-Какой вывод можно сделать?



-Этот способ используется при добыче нефти: в скважину наливают воду и нефть всплывает.



Эксперимент №5

Формулирует задание для групп.

-У вас на столах имеется сосуд с водой и кусочки пластилина. Отломите небольшой кусочек пластилина и опустите его в воду. Что произошло?

- Почему?









-Как сделать так, чтобы пластилин не утонул?



-Какой вывод можно сделать?






Определяют тему исследования.

(Плавание тел)

Записывают число и тему урока «Плавание тел»







Соглашаются либо опровергают поговорку.

























совместно с учителем определяют какие силы действуют на тела и как они ведут себя в воде( тонут, всплывают, плавают)



Ответы:

-Да.

-Если их выпустить из рук они упадут.

-Действует.

1-й ученик- бросает в воду ключ- тонет.

2-й ученик- бросает в воду свечу- плавает.

3-й ученик- бросает в воду пробку- всплывает.



-Поговорка частично подтверждена, т.к. на тела кроме силы тяжести в воде , которая направлена вниз, действует сила Архимеда (выталкивающая сила , действующая в жидкости и газе), которая направлена вверх.



Обсуждают , формулируют и проводят теоретическое исследование ( с помощью известных формул) совместно с учителем условия плавания тел, записывают на листе условия плавания тел.















Наблюдают за экспериментом.





Ответы:

-Сила тяжести больше архимедовой силы.

Добавить в воду соль.

-Плотность воды увеличится и увеличится архимедова сила, яйцо всплывет.



Ученик добавляет в воду соль до тех пор пока вода не поднимется.



Поговорка опровергнута.

















Наблюдают за экспериментом.









Ответ:

-Во втором стакане другая жидкость.

-У которой плотность меньше плотности парафина

-Воспользо-ваться таблицей плотностей из учебника.Это спирт.



- В подсолнечном масле.



Выходит ученик и проделывает опыт.



Поговорка опровергнута.



Наблюдают за экспериментом.





Ответ:

-Плотность масла меньше плотности воды.



-Доливать воду в стакан до тех пор пока масло не окажется на блюдце.



Поговорка опровергнута.

















Выполняют задание в группах.











- Пластилин утонул.

-Сила тяжести больше архимедовой силы.

- Изменить форму пластилина.

Сделать лодочку.



Поговорка опровергнута.


27 мин

3.

 Итоги урока

Учитель предлагает детям систематизировать выдвинутые гипотезы и полученные ответы. Выводит на экран часть презентации с условиями плавания тел

Дети выясняют, что плавание тел зависит от соотношения плотности тела и жидкости. Записывают таблицу в тетрадь.

5 мин

4.

Рефлексия

Предлагает сопоставить корабль с теми формулами, которые были получены в течение урока.

Вопрос:

-Какой элемент корабля соответствует формуле Fтяж > FА?





-Какой элемент корабля соответствует формуле Fтяж =FА?







-Какой элемент корабля соответствует формуле Fтяж < FА?










Ответ:

-Якорь, он всегда тонет.

(Присоединяет формулу к якорю)



-Корабль, т.к. он частично погружен в воду.

(Присоединяет формулу к кораблю)



-Спасательный круг. (Присоединяет формулу к спасательному кругу)


5 мин

5.

 Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание:










Ученики записывают домашнее задание

2 мин



Список литературы и интернет источников:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.

  2. http:/ festivail /september.ru/physics



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ