Урок в 9 классе по теме: «Источники звука. Звуковые волны»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа
имени Ф.А. Пушиной
Якшур - Бодьинского района Удмуртской Республики
Урок в 9 классе
по теме: «Источники звука. Звуковые волны»
подготовила
учитель физики
Лукина Наталья Николаевна
с. Большеошворцинское
2013
Цель урока: ввести понятие источника звука и звуковой волны, механизма ее возникновения и распространения в среде.
Задачи урока:
Образовательные:
-создание условий для формирования представлений об источниках звука и звуковой волны.
Развивающие:
-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;
-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учебному труду, коммуникативных умений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: наборы тел для получения звука, компьютер, проектор, таблица "Гортань человека".
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
1. Источники звука.
2. Звуковые волны.
3. Звук - друг или враг?
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
Структура урока
№
п/п
Этап урока
Приемы и методы
Время, мин.
1
Организационный
Проверка готовности учебного кабинета и учащихся к уроку.
1
2
Актуализация знаний
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися, коррекция пробелов.
7
3
Постановка проблемы
Обеспечение мотивации постановки темы урока учащимися и целей познавательной их деятельности на уроке.
5
4
Открытие нового знания
Выполнение индивидуальных, парных и групповых заданий.
20
5
Применение изученного материала
Установление правильных представлений о пройденной теме.
5
6.
Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в новой ситуации.
5
7.
Домашнее задание
Запись домашнего задания
2
Ход урока
№
п/п
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный момент - проверка готовности учебного кабинета и учащихся к уроку
Приветствие учителя и включение в урок
2.
Для проверки выполнения домашнего задания учитель предлагает:
1) первому ученику заполнить у доски таблицу из 3 колонок:
Величины, описывающие колебания, потом - волны
Единицы измерения
Обозначения
Амплитуда
м
А
Частота
Гц
Период
с
Т
Длина волны
м
Скорость
м/с
v
2) в это же время второй ученик у доски будет решать одну задачу базового уровня обязательно, и одну задачу классического или повышенного уровня - по его усмотрению:
а). Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с? (ответ: 0,3 Гц).
б). Мимо неподвижного наблюдателя за 20 с прошло 5 гребней волн, начиная с первого, со скоростью 4 м/с. Какова длина волны? (ответ: 16 м).
3) остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя устно (см. Презентацию - слайд № 2):
1. Что называется колебательным движением?
2. Какими физическими величинами описывают
колебательное движение? Дайте определения этих
величин.
3. Что называется волной?
4. Назовите источник волн?
5. Что переносит волна?
6. Какими физическими величинами описывают
волну?
7. Что называется длиной волны?
8. Назовите формулу скорости волны?
9. Какие Вы знаете виды волн?
10. В какой среде не могут распространяться
механические волны?
11. В какой среде распространяются продольные и поперечные волны?
Учащиеся слушают ответы первого и второго учеников у доски.
Первый и второй ученики дают самооценку.
Остальные учащиеся исправляют неточности в их ответах и оценивают работу.
Учащиеся слушают, исправляют ответы одноклассников и оценивают работу по третьему пункту.
Учащиеся оценивают работу класса за выполнение домашнего задания.
3
1. Учитель предлагает учащимся послушать английскую сказку и, исходя из нее, догадаться о теме урока (слайд № 3).
У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу.
Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять.
Черт шутя справился с этим и забрал себе души обоих путников.
Остался третий путник...»
«...А третий свистнул и сказал:
“Пришей к этому пуговицу!” – и черт был побежден».
Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадях.
2. Учитель называет тему урока: "Источники звука. Звуковые волны" и предлагает учащимся поставить цели урока через прием "Вопросительные слова": что? где? чем? можно ли? почему? и т.д.
Работа в парах. Ставят цели урока. Озвучивают по одному вопросу от каждой пары.
Что является источниками звука? Что называется звуковой волной?
В какой среде может распространяться звук? Чем улавливается звук? Можно ли разговаривать на Луне? К какому виду волн относится звуковая волна? Почему мы не слышим радиоволны?
4.
1. Делит класс на 4 группы исследователей и каждой группе предлагает получить звук из набора простых предметов, сделать вывод об источнике звука.
После отчета групп предлагает всем вместе анализировать о том, как человек издает звуки? Прекрасным примером естественного источника звука является гортань. Таблица.
Практическая деятельность учащихся. Учащиеся выбирают наборы предметов и получают звуки.
1 группа: гитара и тонкая полоска бумаги (чтобы показать, если догадаются, что струна гитары действительно колеблется).
2 группа: камертон, молоток, вата на нитке, штатив.
3 группа: пустой стакан и стакан с водой.
4 группа: мужская расческа и полоска тонкой бумаги.
Отчет групп перед классом.
Делают вывод, что источником звука является колеблющееся тело - это общее свойство источников звука. Записывают в тетрадях.
2. Учитель формулирует проблему: а сейчас я приведу в колебательное движение шарик на
нитке. Не звучит, хотя и колеблется. Почему?
Делают вывод, что оказывается, не всякое колеблющееся тело
звучит.
3. Откуда можем взять правильную информацию об источнике звука?
Учитель на доске записывает диапазон звуковых волн, инфра- и ультразвука и показывает слайд № 4.
Учитель дает задание найти из текста учебника про акустику.
Работа с учебником. Находят ответ из текста учебника на поставленный вопрос. Дополняют запись в тетрадях, что источником звука является колеблющееся тело с частотой от 20 до 20000 Гц.
Читают из учебника про инфразвук и ультразвук.
Находят информацию про раздел физики - акустику и что изучает данный раздел.
4. Учитель проводит опыт. Просит соблюдать в классе идеальную тишину.
Мы знаем из предыдущих уроков, что колеблющееся тело является источником волн и что волна переносит энергию. Докажем это и на примере звуковых волн, проведя опыт. Я беру два одинаковых камертона, издающих ноту ля, частоту 440 Гц, и молотком ударяю по первому из них, приведя его в колебание. Затем приглушаю пальцами колебания камертона. Что замечаете?
Объясните явление, работая в группах.
Наблюдают за действиями учителя.
Делают вывод, что начал звучать, хоть и слабо, второй камертон с такой же частотой.
Работа в группах. Отчет групп. Если версии одинаковые, то слушаем только одну из групп: раз начинает звучать второй камертон, то над ним совершается работа внешней силы. И этой внешней силой является звуковая волна, дошедшая по воздуху ко второму камертону. А для совершения работы необходимо затратить энергию. Поэтому этот опыт доказывает, что действительно волна несла с собой Вашу энергию. Кстати, явление называется звуковым резонансом (некоторые ребята знают об этом).
5. Учитель возвращается к вопросу учеников о возможности разговаривать и о возможности повторения предыдущего опыта на Луне.
Используя слайд № 5 расскажите о распространении звуковой волны в среде.
Фронтальная работа. Нет, т.к. на Луне нет среды, то колебания распространяться не будут. Поэтому звук в пустоте не распространяется. Механизм распространения звуковых волн в среде по слайду.
6. Сформулируйте, пожалуйста, определение звуковой волны и сравните его с культурным аналогом - учебником физики. К какому виду волн относится звуковая волна?
В парах формулируют определение звуковой волны и сравнивают с определением в учебнике физики.
Звуковая волна - это продольная волна. Записи в тетрадях.
7. Учитель показывает слайды № 6, 7, 8 о
приемниках звуковых волн.
Учащиеся делают вывод о приемниках звука. Дают небольшую информацию о том, как воспринимает звук ухо, применяя знания с уроков биологии.
5.
1. Учитель показывает слайд № 9.
Учащиеся сравнивают диапазон слышимых звуков человека и животных.
2.Учитель просит прочитать слова Бранта Себастьяна, немецкого сатирика, на доске:
"Язык у человека мал,
А сколько жизней он сломал".
Показывает слайд № 10 и ставит проблемный вопрос: Звук - друг или враг?
Давайте рассуждать в группах: две группы приводят аргументы, что звук - это друг, две другие - враг.
Работа в группах.
Слушают рассуждения групп.
6.
Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Сделайте выводы по уроку по вашим поставленным целям на урок. Что важного и интересного узнали на уроке?
Выставление оценок.
Возвращаются к вопросам, которые ученики поставили в начале урока и отвечают на них. Осуществляют анализ полноты достигнутой цели урока.
Оценка работы групп и класса в целом.
7.
Домашнее задание: на "5" - нарисовать на листе формата А4 настроение, когда тебя хвалят;
на "4" - почему гудят провода? Ты это уже слышал?; на "3" - применение ультразвука на практике - подготовить сообщение.
Запись домашнего задания в дневники. Всем: параграфы § 34,38, упражнение 29 (устно).
Список используемой литературы
1. Перышкин, А.В, Гутник, Е.М. Физика 9 класс. - М.: Дрофа, 2004. - С. 115-117, 124 - 125.
2. Громцева, О.И. Тесты по физике 9 класс. – М.: Экзамен, 2011 – С.73.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ