Урок "Закон сохранения импульса" 9 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Подробный конспект урока
«Импульс.Закон сохранения импульса»
9 класс
Подготовила: Петракова М.В.,
учитель физики
г. Кимры
Тверская область
2015
Подробный конспект урока
Организационная информация
Тема урока
Импульс.Закон сохранения импульса
Предмет
физика
Класс
9
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Петракова Марина Викторовна, учитель
Образовательное учреждение
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №4»
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
Центральный
Республика/край
Тверская область
Город/поселение
г.Кимры
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия)
Изучение нового материала
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательная: обосновать необходимость введения физической величины, называемой импульсом. Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса
развивающая: содействовать патриотическому воспитанию школьников, познакомив с разработками отечественных ученых и вкладов в освоение космоса русских космонавтов
воспитательная: умение выслушивать и анализировать рассуждения и выводы одноклассников
Задачи урока (мероприятия, занятия)
1.Научить решать задачи ,используя закон сохранения импульса
2. Формировать навыки решения практических и расчетных задач
Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
Информационно-коммуникативная технология, объяснительно-иллюстративные и частично-поисковые методы
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
45 мин.
Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока (мероприятия,
занятия)
1)развитие умения работать с лабораторными приборами
2)развитие умения анализировать проведенные эксперименты
3)развитие умения решать расчетные практические задачи
4) развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать;
5)совершенствование навыка работы с таблицами
6)воспитание чувства коллективизма, умение работы в группе
Необходимое оборудование и
материалы
Интерактивная доска, компьютер
Обучающая компьютерная программа
Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина
Демонстрации
Проблемный эксперимент демонстрации замкнутой системы тел
Список учебной и дополнительной
литературы
1. Сборник задач к учебникам А. В. Перышкина "Физика. 9 класс".
2. Учебник А. В. Перышкина "Физика. 9 класс".
Краткое описание
Урок может быть использован при работе по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» в 9 классе, которые продолжают работать по образовательным стандартам 2004 года, и с обучающимися 9 класса которые будут работать по новым ФГОС.
Ход и содержание урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Учебный материал
Организационный момент
Ознакомить обучающихся с планом урока, сформулировать задачи урока, поставить цели перед учащимися
Рабочая тетрадь, учебник, интерактивная доска, компьютер
Обучающая компьютерная программа
Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина
Повторение изученного материала
Актуализация знаний
Приложение 1
Самостоятельная работа учащихся
Карточки с заданиями
Объяснение нового материала
Подробное объяснение:
1.Исторические сведения:
Введение понятия Рене Декартом в 17 веке количества движения и закона сформулированном Декартом о сохранении количества движения , который в дальнейшем стал называться законом сохранения импульса
2. Обозначить причины введения в науку величины, называемой импульсом, ввести формулу и единицу измерения, направление вектора импульса
3.Вывод закона сохранения импульса. Формирование понятия замкнутой системы тел, абсолютно упругого и неупругого ударов
Учащиеся самостоятельно формулируют познавательную цель , анализируют проведенный эксперимент, строят логические цепи рассуждений
Попытка объяснить демонстрационные опыты
Приложение 2
Приборы для проведения демонстрационных опытов: : наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина
Первичное закрепление нового материала
Решение качественных задач
Приложение 3
Работа в группах по 4 человека Каждой группе по одной качественной задаче (2-3мин)
Дидактические карточки
Вторичное закрепление нового материала
Решение количественной задачи на закон сохранения импульса
Человек массой 40 кг , бегущий со скоростью 5м/с , догоняет тележку массой 50 кг ,движетсяся со скоростью 2м/с и вскакивает на нее . С какой скоростью они продолжат движение?
Решение расчетной количественной задачи в тетради
Тетрадь, калькулятор, ручка, таблица
Домашнее задание
учитель объясняет домашние задание:
Подведение итогов урока
.Выставление оценок за урок с пояснением
Рефлексия деятельности на уроке
учитель предлагает после окончания урока выразить смайликом свое отношение к тому, о чем узнали на уроке (показ смайлика ,
Дети при выходе из кабинета физики выкладывают на магнитной доске смайлики
Приложение 1
1)Под действием какой постоянной силы ранее покоящееся тело массой 300г в течении 5с пройдет путь 25м? (0,6Н)
2)Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9Н по истечении 5с (15 м/с)
1)Подъемный кран поднимает груз массой 500 кг с ускорением 0,5 м/с2 Определите силу натяжения каната (5150Н)
2)Поезд массой 500т , трогаясь с места, через25с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги (100кН)
Приложение 2
Проблемный эксперимент
1.Тележка скатывается по наклонной плоскости и сдвигает деревянный брусок стоявший на пути
2.Повторим опыт ,нагрузив тележку
3.Изменим угол наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки. Брусок сдвигается на большее расстояние, чем в предыдущем опыте
Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
Демонстрационный опыт №1
Соединить металлические шарики нитью и подвесить их на штативе, перекинув через него. Отведите один из шаров в сторону на высоту h и отпустите его.
Объяснить ,почему пришел в движение второй шар , а первый остановился, и почему процесс движения шаров продолжается.
Демонстрационный опыт №2
Возьмите 2 шара разной массы и установите их на горизонтальной поверхности так, чтобы они касались упругой пружины, сжатой и связанной нитью. Пережгите нить, наблюдайте за движением шаров. Расстояния , пройденные телами до полной остановки, будут обратно пропорциональными массам тел, а значит, и скорости этих тел также будут обратно пропорциональными их массам. ( Этот вывод ребята должны попробовать сделать сами)
Приложение 3
1.Человек стоит посреди замерзшего пруда, лед идеально гладок, лишен всякого трения. Как он сможет добраться до берега.
2.В книге А. Некрасова « Приключения капитана Врунгеля» описан следующий способ передвижения лодки: колесо приводят во вращение белки, несущиеся, «как бешенные одна за другой по ступенькам внутри колеса» (беличьего колеса). Будет ли двигаться лодка с подобным двигателем?
3.Чтобы сойти на берег, лодочник направляется от кормы лодки к ее носовой части. Почему при этом лодка отошла от берега?
4. Точка равномерно движется по окружности. Как при этом измениться направление и модуль ее импульса?
5. Применяя закон сохранения импульса, объясните механические явления, происходящие при движении теплохода.
Список используемой литературы
Сборник задач к учебникам А. В. Перышкина "Физика. 9 класс".
Учебник А. В. Перышкина "Физика. 9 класс".
Интернет-ресурс http://class-fizika.narod.ru/.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ