Урок-ролевая игра по физике в 9 классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"
Ларина Гайша Абзаловна,
учитель физики муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы № 30 посёлка Молодёжного
муниципального образования
Белореченский район,
Краснодарский край
УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА
по физике в 9 классе
Тема: РАДИОАКТИВНОСТЬ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО СЛОЖНОГО СТРОЕНИЯ АТОМОВ
Авторская разработка
2011-2012 гг.
Урок № 55* Предмет физика Класс 9
Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов
Тип урока: урок изучения нового материала в форме ролевой игры «Заседание Учёного Совета»
Цели: формирование у учащихся предметных, метапредметных, личностных компетенций в процессе внеаудиторной и аудиторной работы [3].
знать: историю открытия и исследования явления естественной радиоактивности, его значение для изучения строения атома.
уметь: классифицировать учебный материал по значимости, по содержанию, анализировать, излагать информацию, выделять главное.
Оборудование, наглядные пособия: 1/ таблица 18 «Радиоактивность», 9 класс, 2/ опорная таблица «Вглубь атома», 3/ таблица Менделеева, 4/обучающий диск №7 «Электронные уроки и тесты» (ЭУТ), раздел 7 «Элементы атомной физики»: 7.1.1 «Строение атома и атомного ядра», 7.1.2 «Радиоактивность»; 5/ авторский сборник самостоятельных работ (СР) [2], работы № 57, 6/ интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Виды самостоятельных работ: домашняя самостоятельная работа к уроку, § 65,66 [1] (по ролям: А.Беккерель, Э.Резерфорд, Д.Томсон, «журналисты»).
Содержание занятия.
1 .Актуализация прежних знаний.
Цель: подготовка к восприятию нового материала, постановка задач к изучению главы 4.
Средства: 1/ слайд: Демокрит; обсуждение: чей портрет, что связано с именем учёного? ЭУТ 7.1.1, фрагменты: учение Демокрита..
2/ слайд: ХХ век, имена: Беккерель, Резерфорд, Бор, Мария Склодовская, Пьер Кюри, Томсон, Содди, Чедвик…: информация в перспективе: эти учёные коренным образом изменили представления о строении вещества.
2 . Формирование новых знаний.
Цель: урока (что знать, что уметь)
Средства: 1/ постановка проблемной задачи: изучить открытия в области исследования атома и результаты этих исследований, узнать о современной физике и современных исследованиях.
2/ организация деятельности учащихся: ролевая игра «Заседание Учёного Совета».
Учитель знакомит учащихся Рабочие места учащихся расположены в
с программой урока виде зала заседаний
Повестка:
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Доклад: А.Беккерель.
*Нумерация урока дана по календарно-тематическому планированию, разработанному на основе рабочей программы по авторской программе Е.М.Гутник, А.В.Перышкина. Физика. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2008 г.
О результатах исследования радиоактивных излучений. Доклад: ассистенты
Э.Резерфорда.
3. О результатах исследования строения атома. Доклад: Э.Резерфорд.
«Заседание Учёного Совета» проходит в форме выступлений учащихся от имени учёных и исследователей в соответствии с изложением учебного материала в учебнике, § 65,66 [1].
Используются таблицы по физике: № 18, опорная таблица «Вглубь атома», таблица Д.И.Менделеева.
Бадирова Сонгюль рассказы-вает от имени Беккереля об открытии радиоактивности,
знакомит аудиторию с радиоактивными элементами в таблице Д.И.Менделееве
Степанова Валя рассказывает об исследовании свойств радиоактивных излучений
Жавахов Тимур в роли Э.Резерфорда – об исследовании радиоактивности и строения атома
Финаева Надя – об опытах Резерфорда по исследованию строения атома
3.Формирование умений и навыков.
Цель: урока ( что уметь)
Средства: 1/ первичный контроль усвоения материала: ответы на ключевые вопросы по изученному материалу, решение теста (ЭУТ, 7.1.2., выборочно, на интерактивной доске)
Рефлексия: не все на достаточном уровне усвоили материал! Ликвидируем пробелы.
2/ систематизация и обобщение знаний: работа с фрагментами ЭУТ 7.1.1., 7.1.2.
3/ контроль усвоения: решение заданий самостоятельных работ № 57, 58; составление отчётов (по выбору учащихся).
В поиске ответов на вопросы учителя. Часть учащихся решают задания СР-57
Часть учеников выступают в роли журналистов – пишут «статьи» в научные журналы, «репортажи» для информационных программ телевидения об открытии и исследовании радиоактивности
Итоги урока: анализ и оценка работы учащихся, отзывы учащихся об уроке.
Домашнее задание: § 66, 67, устно отвечать на вопросы.
Список использованной литературы:
Пёрышкин А.В. Физика. 9 кл. : учебник для общеобразоват.учреждений / А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» / О.И.Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009. – 80с. – (Стандарты второго поколения).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ