Выступление по теме «Развитие познавательного и творческого интереса на уроках физики»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
РФ. 646020. Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Советская 2а, тел. 20 – 903, эл. адрес: [email protected]
Выступление по теме « Развитие познавательного и творческого интереса на уроках физики»
подготовила учитель физики
Чернова Марина Владимировна
г. Исилькуль, 2012 г.
Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, я прихожу к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватностью мною понимается такой перечень личностных параметров, который позволяет их обладателю активно и творчески преобразовывать свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию данных преобразований как для себя и своего непосредственного окружения, так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.
Обучение - процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником. Оно будет эффективно только в том случае, если и учитель, и ученик проявят высокую активность. Причем активность последнего является решающей. Если нет активности школьника в усвоении знаний, то, сколько бы учитель ни требовал, ни «разжевывал» факты, никаких знаний, умений у учащихся не появится. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому сегодня учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности, а в этом ему помогает использование современных образовательных технологий. В своей системе работы наиболее важными и приоритетными я считаю использование технологии проблемного обучения.
Цель проблемного обучения – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
Сущность проблемного обучения – последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
Стимулирует мотивацию учения;
Повышает познавательный интерес;
Формирует самостоятельность;
Развивает творческие способности;
Закрепляет усвоение изученного материала;
Формирует убеждения;
Формирует навыки исследовательской деятельности;
Развивает коммуникативные навыки.
Проблемное обучение призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. Важный и ответственный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Вообще, чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, необходимо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов: 1) организация проблемной ситуации, 2) выдвижение гипотезы, 3) ее аргументация, 4) выводы.
Главным средством для создания проблемной ситуации на уроке служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью я использую демонстрационный и мысленный эксперимент; фронтальные опыты; экспериментальные задачи; занимательный материал и т.д.
Проблемные ситуации на уроках часто создаются путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь я имею возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, я создаю проблемную ситуацию специальными методическими приемами:
столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;
созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям;
побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.
Такие вопросы как: "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?" (Теплопроводность, 8 кл.), "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?" (Скорость движения молекул и температура тела, 7 кл.) "Почему дрова зимой колются хорошо?" (Изменение агрегатных состояний вещества, 8 кл), "Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?", " Почему заржавевшие коньки скользят хуже, чем коньки с гладкими лезвиями?" (Трение, 7 кл.), "Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?" (Плавление тел. 8 кл.) и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.
Ещё пример: Так, в 8 классе, заканчивая опрос по теме "Теплопроводность", я вновь показываю опыт "лед не тает в кипятке" и прошу учащихся объяснить его. Подчеркиваю вывод: опыт доказывает, что вода обладает плохой теплопроводностью. Предлагаю учащимся пронаблюдать за результатом опыта, в котором пробирку с плавающим в ней льдом подогревают снизу. Что происходит с льдом в этом случае? Какой вывод можно сделать на основе опыта? Вода, нагреваемая снизу, передает теплоту. Но почему? (Переход к следующей теме «Конвекция»)
Интерес учащихся вызывает умелое использование учителем на уроках занимательного материала, он должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.
Особенно интересно использовать текст, где имеются физические ошибки, неточности. Тогда перед учениками ставится задача найти ошибку и правильно объяснить явление.
Например, 7 класс «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» Найди ошибки: «Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 12 веке действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятно, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность вещества больше плотности жидкости».
Произведения художественной литературы полезно привлекать, рассказывая об ученых-физиках. А, подбирая задачи к уроку, я использую различные софизмы и парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию. Например, 9 класс «Законы взаимодействия и движения тел».
Прав ли был Аристотель? Жившего в IV веке до н.э. знаменитого греческого ученого Аристотеля не даром называют «отцом наук». Его вклад в развитие наук о природе, в том числе и в физику, огромен. Однако не всегда взгляды и умозаключения Аристотеля совпадали с принятыми в настоящее время. Рассмотрим для примера одно из принадлежащих ему рассуждений. Камень под действием собственной силы тяжести падает с огромной скоростью. Если положить на него еще один такой же камень, то лежащий сверху будет подталкивать нижний, в результате чего скорость нижнего возрастет. Между тем сейчас твердо установлено, что все тела, независимо от их массы падают с одним и тем же ускорением. В чем же заключалась ошибка Аристотеля?
11 класс, «Электромагнитное излучение» Замечательный американский ученый физик-оптик Р. Вуд (1868-1955) был большим шутником и любителем быстрой езды. Однажды он ехал в своем автомобиле по городу и, не сумев затормозить, выехал на перекресток, когда на светофоре загорелся красный свет. Нарушителя движения задержал полицейский, и между ними состоялся следующий разговор:
«- Я не виноват, - защищался Вуд.- Меня подвел эффект Допплера.
- Что, что ? — переспросил удивленный полицейский.
- Эффект Допплера, - ответил Вуд и пояснил.- Вы, вероятно, обращали внимание, как повышается тон гудка движущегося навстречу Вам паровоза или автомобиля. Это происходит потому, что в ухо попадает за единицу времени больше звуковых волн. Аналогичное явление наблюдается и для света. Если источник света приближается к Вам или Вы приближаетесь к нему, то свет Вам покажется другого оттенка, его цвет смещается к синему концу спектра. Я ехал довольно быстро, красный огонь светофора показался мне зеленым!» Неизвестно, чем кончился разговор Вуда с полицейским, но нас интересует другое: имел ли Вуд право ссылаться на эффект Допплера?
Проблемное задание - его выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты. Например, задача: Вы проводите каникулы в деревне (или на загородной даче). Единственная самодельная электрическая плитка, изготовленная вашим дедушкой, вышла из строя (перегорела спираль). Вам срочно нужна новая спираль. Проверив дедушкин сундук, вы обнаруживаете 3 одинаковых куска подходящей проволоки. Как их нужно соединить, чтобы получить спираль возможно большей мощности? Какие меры безопасности нужно предусмотреть перед использованием этой плиты? (8 класс, тема «Лампа накаливания. Электронагревательные элементы. Короткое замыкание».
Еще пример: экспериментальное задание “Расчитать силу давления атмосферы на учебник « Физика 7»”.( 7 класс, тема « Атмосферное давление»)
Так же я предлагаю учащимся, например, в качестве домашнего задания выполнение простых физических экспериментов, подготовку докладов и сообщений, изучение физических основ бытовых приборов и т.д.
Внедрение на уроках новых форм, методов и приемов позволяют мне добиться положительной динамики в росте уровня обученности, в заинтересованности обучающихся достаточно сложным предметом и подготовки их к успешной сдаче экзаменов для поступления в учебные заведения разного уровня. Главным является личность не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с быстрой реакцией на все новое, с полноценно развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельному действию, хорошими ориентировочными навыками и творческими способностями. Считаю, что и сам педагог не должен стоять на месте, он должен находиться в постоянном поиске, повышать уровень знания по предмету, отслеживать изменения в содержании образования, пробовать себя в чем- то новом. Умение учителя учиться, одновременно обучая и воспитывая своих учеников, позволяет ему стать педагогом – профессионалом.
Литература
Айдагулов Р.И. Решение задач на различных этапах урока.// Физика в школе-1980г.-№6.-стр. 40.
Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач
урока//Физика в школе – 1978г. - № 3. - стр.38.Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию
учебного материала//Физика в школе – 1983г. - № 5. - стр.55.Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. Москва,"Просвещение", 1980 г.
Охитина Л.Т. Психологические основы урока. Москва ," Просвещение",
1977 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ