Задания, реализующие межпредметную связь физики с информатикой (раздел «Кинематика», повышенный уровень сложности)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
Задания, реализующие межпредметную связь
физики (раздел «Кинематика»)
с информатикой
(повышенный уровень сложности)
подготовил
учитель физики
Семенов Валерий Валериевич
с. Качулька
2014
Задания, реализующие межпредметную связь физики (раздел «Кинематика») с информатикой (повышенный уровень сложности).
Данные задания можно применять на уроках физики при изучении раздела «Кинематика» в десятом классе. Так как задания имеют повышенный уровень сложности, мы предлагаем давать их более подготовленным ученикам. Уроки рекомендуется проводить в кабинете информатики.
Для реализации данных заданий необходимо программное обеспечение: Open Office Сalc (или его аналог Microsoft Excel ).
Разработанные нами задания отличаются по уровню сложности, это позволяет дифференцированно подойти к обучению физике. При разработке плана урока постарайтесь учесть, что длительность работы ребят за компьютерами не должна превышать 25 минут для девятиклассников и 30 минут для десятиклассников (по санитарным нормам).
Для полного понимания учениками поставленной задачи мы рекомендуем в начале урока показать работу готовой компьютерной модели (изменения шага времени, зависимость диаграмм от начальных параметров). Для каждого задания мы создали компьютерный шаблон (таблица №1), что позволяет ученикам соблюдать единое оформление решения задач.
Таблица №1. Модели и шаблоны к заданиям
Номер задания
Модель
Шаблон
1
Модель1.ods
Шаблон1.ods
2
Модель2.ods
Шаблон2.ods
3
Модель3.ods
Шаблон3.ods
Задание 1
Тема: Сбей ракету
Дано два тела, первое бросают с земли под углом 45 градусов к горизонту с начальной скоростью 20 м/с, а второе с высоты H=7 м горизонтально, как показано на рисунке 1. Создайте компьютерную модель движения этих тел в электронных таблицах (Шаблон № 1).
Исследуйте модель и определите:
При какой начальной скорости второго тела два тела встретятся в полете (число округлить до целых)
Перечислите три различные комбинации параметров движения второго тела, при которых первое и второе тело встретятся в полете. Если известно, что первое тело брошено с земли под углом 40 градусов к горизонту с начальной скоростью 20 м/с
Перечислите параметры движения первого и второго тел, при которых второе тело упадет в место падения первого тела
Максимальная дальность полета второго тела при начальной скорости, равной 11 м/с и H=20м (число округлить до целых)
Рис. 1
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
14 м/с
Так как комбинаций правильных параметров очень много, данное задание необходимо проверить на готовой компьютерной модели. Для этого:
откройте файл Модель1.ods
введите параметры ученика
проанализируйте получившиеся диаграммы, если на первой диаграмме графики двух тел имеют точку пересечения с положительной абсциссой и положительной ординатой, и на второй диаграмме графики двух тел совпадают, то ученик дал правильный ответ
Так как комбинаций правильных параметров очень много, данное задание необходимо проверить на готовой компьютерной модели. Для этого:
откройте файл Модель1.ods
введите параметры ученика
проанализируйте получившиеся диаграммы, если на первой диаграмме графики двух тел имеют точку пересечения, которая лежит на оси времени, и на второй диаграмме графики двух тел совпадают, то ученик дал правильный ответ
22 м
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Задание 2
Тема: движения двух тел, брошенных горизонтально
Дано два тела, первое бросают с высоты 5 м горизонтально с начальной скоростью 9м/с, а второе бросают горизонтально с высоты 19,6 м горизонтально с начальной скоростью 46 м/с одновременно с первым телом. Создайте компьютерную модель движения этих тел в электронных таблицах (Шаблон № 2). Исследуйте модель и определите:
Дальность полета первого тела (округлить до целых)
Время полета второго тела
Зависит ли время полета тела, брошенного горизонтально с некоторой высоты, от начальной скорости этого тела
Могут ли встретиться в полете два тела, брошенных горизонтально с разных высот и с разными начальными скоростями?
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
9м
2с
Нет
Не могут
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Задание 3
Тема: Движения тела, брошенного горизонтально
С 50 метров брошено тело в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с (ускорение свободного падения 9.8 м/с2). Создайте компьютерную модель движения этого тела в электронных таблицах (шаблон № 3). Исследуйте модель и определите:
Какова скорость тела через 2 с после начала движения? (ответ округлить до целых)
Какой угол образует с плоскостью горизонта вектор скорости тела в момент времени 2 с? (ответ округлить до целых)
Какой угол образует с плоскостью горизонта вектор скорости тела, когда скорость тела равна 50 м/с? (ответ округлить до целых)
Какова скорость тела через 0,5 с после начала движения на Юпитере? (ответ округлить до целых)
Справочная информация:
Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел (м/с2):
Венера - 8,8
Земля - 9,8
Луна - 1,6
Плутон – 0,61
Марс - 3,8
Меркурий - 3,7
Юпитер - 23,5
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
22 м/с
63 градуса
78 градуса
15 м/с
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Список использованной литературы
Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике 7-9.-М., Просвещение, 2009.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ