Мониторинг физического развития школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кругловская основная общеобразовательная школа
имени А.М.Жданова
Мониторинг физического развития школьников
Подготовил:
учитель физической культуры
Прокудин А.Н.
с. Круглое
Мониторинг уровня физического развития школьника
С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося Кругловской школы имени А.М. Жданова проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности, составил программу своего дальнейшего физического развития.
Таким образом, учитель попытался разрешить возникшее в его педагогической деятельности основное противоречие. Снижение интереса учащихся к предмету «Физическая культура», недостаточная учебно - материальная (спортивная) база школы, недостаточное финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным занятиям физической культурой вследствие заниженной самооценки своих физических возможностей и способностей привели педагога к необходимости достижения качества образования по физической культуре.
Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя следующее:
подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы;
ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению, и его изучение;
разработка и апробирование новых методических приемов обучения;
разработка технологии по проведению мониторинга физического развития школьников;
применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий обучения учащихся, в частности технологии разноуровневого обучения;
разработка «Карточки здоровья ребенка», включающая в себя наблюдение за уровнем физической подготовленности и физического развития учащихся.
При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:
Научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом.
Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности.
Определить влияние результатов «Карточки здоровья ребенка» на развитие осознанной мотивации к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям по повышению индивидуального уровня физической подготовленности.
Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом полученных результатов мониторинга.
Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод: педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития и выбирать индивидуальную траекторию обучения на уроках физической культуры.
Как же на практике осуществляются намеченные задачи?
Как уже было отмечено,проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности ребенка через «Карту здоровья».
Основным результатом медосмотра является определение медицинской группы (основная, подготовительная, специальная). Данная таблица отражает индивидуальные особенности детей, динамику их физического развития и дает учителю возможность дифференцированно работать над повышением физической подготовленности учащихся
Результаты обследования состояния здоровья школьников
Учебный год
Всего учащихся
Основная группа, %
Подготовительная группа
Спецгруппа, %
Освобождённые от занятий ф/к
2009-2010
66
58
нет
8
нет
2010-2011
67
56
нет
11
нет
2011-2012
68
62
нет
6
нет
Сравнительные результаты уровня здоровья школьников
Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что наблюдается тенденция увеличения уровня физического здоровья: уменьшился процент учащихся, занимающихся в специальной группе.
Для определения уровня физической подготовленности учитель также широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.
По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности учитель предлагает каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью которых педагог составляет индивидуальную программу для работы как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического развития.
Такая диагностика проводится учителем четыре раза в течение учебного года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать проблемы личностноориентированного подхода к обучению школьников.
Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутришкольный образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами проведена работа по корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по четвертям, введению в режим дня школьников физкультурно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Научно-методическое обеспечение предмета отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.
Анализируя учебные достижения учащихся за последние три года, отмечаем положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности соответствует возможностям учащихся.
Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся Кругловской школы
Результаты работы учителя физической культуры за три года
Учебный год
Предмет
Обучалось всего
«5»
«4»
«3»
«2»
%
успеваемости
Качество знаний
2009-2010
ФК
66
60
6
-
100
90
2010-2011
ФК
67
61
6
-
100
91
2011-2012
ФК
68
64
4
-
100
94
Приведенные выше результаты обученности школьников и уровни их физической подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что педагог выбрал верное направление своей деятельности и доказал состоятельность применяемых методических приемов обучения учащихся.
Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителем в течение учебного года 4 раза (сентябрь, декабрь, март, май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддержать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ обучения, а также своевременно вносить определенные коррективы в реализацию индивидуальной двигательной активности физического здоровья учащихся, то есть позволяет решить проблему личностно ориентированного подхода.
Педагог делает сводные протоколы по классам, определяя физические показатели юношей и девушек отдельно. Такие наглядные материалы учитель использует для информации и анализа на заседаниях педагогического совета школы и на родительских собраниях. Результаты тестирования используются при разработке учебного плана, содержания домашних заданий, а также рекомендаций для внеклассных занятий (учащимся с высоким уровнем физической подготовленности – в спортивных секциях, со средним или низким уровнем – в группах ОФП).
По результатам проведенного мониторинга педагог определяет уровень физической подготовленности учащихся.
Особый интерес в работе вызывает проведение тестов для определения уровня физической подготовленности школьника через выполнение заданий. Например, выполнение тестов на развитие физических способностей:
скоростные (бег 30 м., с.);
координационные (челночный бег 3х10 м., с.);
скоростно-силовые (прыжок в длину с места, см.);
выносливость (6-ти минутный бег, м.);
гибкость (наклон вперед из положения сидя, см.);
силовые (подтягивание на перекладине, поднимание туловища лежа на спине, поднимание туловища лежа на животе, количество раз).
Результаты таких тестов учащиеся заносят самостоятельно в «Карточку здоровья».
По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» школьники, используя цветовую гамму, определяют лично свой уровень подготовленности. Следует различать три уровня:
1-ый – высокий
2-ой – средний
3-ий – низкий
Приведем для большей убедительности некоторые результаты мониторинга:
Сила
1 – 4 кл
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 - 2010
23
8
7
8
2010 - 2011
21
8
6
7
2011 - 2012
23
9
8
6
5 – 9 кл.
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 - 10
43
13
17
13
2010 - 11
46
16
18
12
2011 - 12
45
17
18
10
Ловкость
1 – 4 кл
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 – 10
23
8
8
7
2010 - 11
21
9
6
6
2011 - 12
23
11
6
6
5 – 9 кл
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 – 10
43
14
16
13
2010 - 11
46
14
20
12
2011 - 12
45
15
20
10
Быстрота
1 – 4 кл
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 - 10
23
11
9
3
2010 - 11
21
10
10
4
2011 - 12
23
12
9
2
5 – 9 кл
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 - 10
43
12
18
13
2010 - 11
46
16
17
13
2011 - 12
45
18
17
10
Гибкость
1 – 4 кл
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 - 10
23
7
8
8
2010- 11
21
7
7
7
2011 - 12
23
8
8
7
5 – 9 кл
Год
Количество
Высокий
Средний
Низкий
2009 -10
43
13
15
15
2010 - 11
46
14
17
15
2011 - 12
45
15
16
15
Результаты подобного тестирования учащихся позволяют создать им собственные ситуации успеха или неуспеха. Сравнивая результаты, ребенок начинает понимать, что он представляет собой сейчас и каким он хотел бы стать в будущем. А это и есть ничто иное, как мотивация к учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых результатов.
Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в физическом развитии и физической подготовленности учащихся. Повысился процент учащихся - с нормальной массой тела, здоровых детей с нормальным физическим развитием, учащихся, выполняющих нормативы. Понизился процент детей со значительным отклонением в физическом развитии. Повысился процент уровня физической подготовленности учащихся.
Благодаря работе, проведенной в школе, по оздоровлению учащихся:
- проведение ежедневной утренней зарядки;
-Дней Здоровья;
-проведение физкультминуток и физкультпауз на уроках в начальной и средней школе;
-дополнительных занятий в спортивных секциях;
- проведения подвижных игр в группах продленного дня;
- привлечение тренеров ДЮСШ для проведения занятий в школьных спортивных секциях дали положительный результат.
По результатам фактических измерений и расчетов для каждого учащегося в мониторинге отслеживается динамика качественных и количественных характеристик.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ