Музыка в тренировочном процессе

9


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32








МУЗЫКА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ







Подготовил:

учитель по физической культуре

Праведная Ирина Михайловна









г.Сургут, 2014


МУЗЫКА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ


Музыка в спортивной гимнастике выполняет ряд специальных функций:

- благодаря музыке гимнастика является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий гимнастики знакомятся с понятиями ритма, структуры такта и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитание чувства красоты движения, культуры поведения;

- музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности;

- музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психические нагрузки, повышается работоспособность, ускоряются процессы восстановления;

- при создании композиций индивидуальных и групповых упражнений первостепенное значение приобретает выбор музыкального произведения. Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности спортсменки, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения.


МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ


Музыка на учебно-тренировочных занятиях должна быть простой, доступной выразительной.

Для музыкального сопровождения используются классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современная музыка.

Можно выделить две основные группы движений, применяемых в гимнастике. Одна группа объединяет упражнения, имеющие закругленную форму, мягкие переходы, широкую амплитуду движений.

К ним относятся волны, наклоны, упражнения на растягивание и т.п.,. Другая группа объединяет упражнения, имеющие четкие переходы, акцентированный характер. К ним относятся элементы классического танца (батман, жатэ), взмахи ногами, малые прыжки, повороты и т.п. Начало и конец отдельных движений, а также учебных комбинаций, этюдов должны совпадать с началом и концом музыкальной фразы.

При подборе музыкальных произведений в первую очередь надо отдавать предпочтение небольшим пьесам, написанным для одного инструмента.

К таким произведениям относятся: этюды, юморески, серенады, романсы, вальсы, полонезы, мазурки и др. Можно использовать музыку из балетов и вставные танцевальные номера из оперных спектаклей.

При составлении упражнений следует исходить из образно-эмоционального содержания музыки. При этом важна не только темпо-ритмическая структура музыкального произведения, но и правильная оценка развития музыкальной мысли и ее содержания. Необходимо детально разобраться в структуре частей произведения, в его динамических и темповых оттенках, акцентах. Характер и композиция упражнений гимнастики находятся в прямой зависимости от всех деталей музыкального произведения.

Структура упражнения, распределение элементов, передвижение по площадке зависят от музыкального текста, его мелодики, ритма, определяются музыкальной формой.

Форма музыкального произведения оказывает значительное влияние на распределение элементов в композиции. Так, при куплетной форме оцениваемые элементы распределяются обычно в равной мере в различных частях комбинации, а в трехчастных быстрые и кульминационные моменты содержат сложные элементы в значительно большем количестве, чем в медленной.

Музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски прыжков, поворотов, равновесий, поз.


СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ


Дети должны почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

У детей воспитывается восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для этого - развитие восприятия мелодии как главной носительницы содержания музыки разумеется, в единстве со всеми другими средствами музыкальной выразительности.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли – и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте; продолжать движение, пока не затихнут последние звуки напевной музыки; четко прекращать его, если музыка заканчивается коротким громким аккордом.

Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, над улучшением которой необходимо систематически работать.

Упражнения, в которых окончание музыки подчеркивается интересным игровым моментом, помогают детям на первых этапах обучения внимательнее следить за развитием мелодии. Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частыми, членением мелодии на отдельные предложения, фразы и т.п.) как музыкальный рассказ.

Упражнения, в которых это содержание передается связанными и мысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего музыкального произведения.

На всех этапах у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом неоднократно следует давать им послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям, действиям. Все это помогает воспитывать любовь к самой музыке, желание и умение ее слушать. И хорошо, когда дети просят сыграть еще раз, радуются: «Какая красивая музыка!» От этого их движение делаются выразительнее и одухотвореннее.


ЗАДАЧА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ


Задача музыкального движения - воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Творческая активность проявляется по разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умение детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Гимнастика. Под редакцией М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова Москва 2001.

  2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. Москва.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-448с.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физкультура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ