Основные правила перевозок групп детей в железнодорожном транспорте
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по дисциплине:
«Безопасность в туризме»
на тему: «Основные правила перевозок групп детей в железнодорожном транспорте»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2009
Содержание
 
 
Введение
- Требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов
- Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров на станциях отправления и станциях прибытия
- Гигиенические требования к экипировке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов при перевозке организованных детских коллективов
- Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в пути следования
5. Памятка для туристов, путешествующих по железной дороге
Список использованной литературы
 
 
Введение
 
 
Для организации перевозок группы детей необходимо не позднее, чем за трое суток до отправления направить информацию о количестве детей и сроках поездки в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по стандартной форме.
В обязанности организаторов перевозки группы детей входит организация полноценного горячего питания в вагонах-ресторанах пассажирских поездов совместно с директором вагона-ресторана и начальником поезда, если поездка длится более суток. При нахождении в пути менее суток организаторы должны обеспечить питание сухими пайками. Как в первом, так и во втором случае, ассортимент питания должен быть согласован с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. При этом продукты, входящие в сухой паек должны иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Любые группы детей, вне зависимости от их численности, должны сопровождаться медицинскими работниками: врачи или медицинские сестры, имеющие стаж лечебной работы с детским контингентом, прошедшие инструктаж по вопросам гигиены и эпидемиологии. Сопровождение медицинскими работниками должно быть подтверждено при приобретении железнодорожных билетов.
Также организаторы перевозки должны иметь при себе все необходимые документы на детей, особенно в случаях выезда за границу.
- Требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов
 
 
Организаторы коллективного отдыха детей в пункте отправления:
Формируют группы из детей в возрасте:
от 7 до 9 лет численностью до 25 - 30 человек;
от 10 до 12 лет - по 35 - 40 человек;
от 13 лет и старше - по 45 - 50 человек;
дети разных возрастов - по 30 человек.
В пассажирском поезде одновременно могут перевозиться несколько организованных групп детей.
- Для сопровождения организованных групп детей назначают воспитателей, преподавателей или родителей из расчета 1 сопровождающий на:
8 детей в возрасте от 7 лет до 9 лет;
12 детей от 10 до 12 лет;
12 детей от 13 и старше;
12 детей разных возрастов.
Сопровождающие лица должны иметь справку о состоянии здоровья.
- Осуществляют подбор квалифицированного медицинского персонала для медицинского сопровождения организованных групп детей до конечного пункта.
- Медицинские работники, выделенные для сопровождения детских организованных коллективов, должны быть своевременно проинструктированы и ознакомлены с рекомендациями и соответствующим образом экипированы организаторами коллективного отдыха детей.
- В пути следования организаторы коллективного отдыха предусматривают оказание медицинской помощи детям, в случае вынужденной госпитализации из пассажирского поезда и доотправку их до места жительства или места отдыха.
- Организаторы коллективного отдыха детей направляют информацию в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте о планируемых сроках отправки организованных детских групп и количестве детей не менее чем за 3 суток до отправления.
- Организаторы коллективного отдыха детей согласовывают с центрами госсанэпиднадзора ассортимент продуктов, входящих в дорожный набор - "сухой паек", и обеспечивают питание детей из таких наборов в пути следования.
- Организаторам отдыха необходимо заранее решить вопрос доставки детских групп от вокзала прямо к оздоровительному учреждению.
- При нахождении в пути свыше одних суток организуется полноценное горячее питание организованных детских групп в вагонах-ресторанах пассажирских поездов совместно организаторами коллективного отдыха детей, начальником поезда и директором вагона-ресторана.
- В состав организованных детских коллективов, направляющихся на отдых в оздоровительные учреждения, включаются дети, прошедшие медицинский осмотр. При выявлении во время посадки в поезд или в пути следования ребенка с признаками заболевания в острой форме данный ребенок должен быть госпитализирован. Посадка в пассажирский состав больных детей запрещается.
- Для организованных детских контингентов вне зависимости от численности групп продажа железнодорожных билетов осуществляется только при наличии официального подтверждения организаторами коллективного отдыха детей обеспечения соответствующего медицинского сопровождения.
- При заболевании ребенка во время нахождения в детском оздоровительном учреждении и госпитализации в изолятор или другой стационар выписка и отправка ребенка домой не разрешается до полного выздоровления. Факт выздоровления подтверждается справкой, выданной медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений.
- Главный врач центра госсанэпиднадзора, в зоне ответственности которого находится детское оздоровительное учреждение, обеспечивает полноту и своевременность проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в отношении детских организованных коллективов на территории оздоровительного учреждения.
- Главные врачи центров госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте, расположенных по маршруту следования поезда с детскими организованными коллективами, обеспечивают преемственность проведения санитарно-эпидемиологического контроля до станции назначения.
- Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров на станциях отправления и станциях прибытия
 
 
В местах отправления и местах прибытия по назначению организованных детских коллективов управлениями железных дорог и дирекциями по обслуживанию пассажиров назначаются ответственные работники за организацию посадки, высадки детей в пассажирские вагоны и размещения детей в помещениях вокзалов, обеспечивающие:
- Соблюдение поточности основных операций по отправлению и прибытию детских организованных коллективов.
- Соответствующие условия для кратковременного пребывания детских организованных коллективов в залах ожидания, и для длительного пребывания - в комнатах отдыха вокзалов.
- При необходимости - обеспечение услугами общественного питания в вокзальных ресторанах, буфетах и других разрешенных центрами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте точках общественного питания.
- Обеспечение необходимыми санитарно-бытовыми услугами (туалетами, умывальниками).
- Организацию безопасной и своевременной посадки в пассажирские вагоны и высадки из пассажирских вагонов детских организованных коллективов.
- Установление диспетчерского контроля за следованием поездов с организованными детскими коллективами с организацией ежесуточного отчета на железных дорогах и ежесменного доклада в МПС России об отправлениях, прибытии поездов с организованными детскими коллективами.
- Работники вокзалов, связанные с обслуживанием пассажиров и оказывающие услуги детским организованным коллективам, должны подвергаться профилактическим и периодическим медицинским осмотрам, иметь личные медицинские книжки.
- В условиях больших, средних и крупнейших вокзалов силами расположенных в них медицинских пунктов должна быть оказана неотложная медицинская помощь пассажирам (детям и сопровождающим их взрослым), заболевшим в пути, на вокзалах или пострадавших от несчастного случая. В медпунктах устанавливается круглосуточное дежурство медицинского персонала. Аптечки для оказания первой помощи должны быть полностью укомплектованы средствами оказания медицинской помощи и медикаментами.
- Гигиенические требования к экипировке пассажирских вагонов
и вагонов-ресторанов при перевозке организованных детских коллективов
 
 
- Контроль готовности железнодорожных составов, назначаемых для перевозки детских организованных коллективов, осуществляют комиссии в составе представителей пассажирской службы, дирекции по обслуживанию пассажиров, органов государственного санитарного надзора на железнодорожном транспорте, а также представителями организаций, отправляющих детей. Результаты осмотра оформляются актом общей формы.
- Для перевозки детей в пунктах экипировки выделяются пассажирские вагоны и вагоны-рестораны с минимальными сроками службы и техническим состоянием, соответствующим санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
- Подготовка пассажирских вагонов в рейс должна соответствовать установленному технологическому процессу на специально оснащенных пунктах экипировки.
- Вагон-ресторан должен экипироваться достаточным количеством провианта и бутилированной питьевой воды.
- Пассажирские вагоны и вагоны-рестораны должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с санитарными требованиями. Пищевые продукты по показателям безопасности должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, устанавливающими их качество.
- Пассажирские составы, осуществляющие перевозки детских организованных коллективов, должны быть обеспечены средствами для оказания медицинской помощи в пути следования. Аптечки и укладки должны быть в достаточной степени укомплектованы медикаментами и средствами оказания медицинской помощи.
4. Гигиенические требования к услугам, предоставляемым
организованным детским коллективам в пути следования
 
 
- При перевозке детских организованных коллективов проводники вагонов должны обеспечивать полное справочно-информационное обслуживание о санитарных зонах по маршруту движения поезда, об ассортименте оказываемых пассажирам услуг, о факторах риска и мерах по его предупреждению, о правилах внутреннего распорядка.
- Проводники совместно с сопровождающими детей взрослыми: 
- оказывают помощь в размещении детей на местах проезда; 
- осуществляют выдачу постельного белья и постельных принадлежностей; 
- производят по необходимости замену мест; 
- обеспечивают питьевой водой, чаем не менее 3 раз в сутки; 
- организуют специальные купе для детей-инвалидов. 
-. Контроль за соблюдением детьми чистоты в пассажирских вагонах и вагонах-ресторанах осуществляется взрослыми, сопровождающими детскую группу. Влажная уборка пассажирских вагонов должна проводиться проводниками не менее 2 раз в сутки, уборка туалетов - не менее 4 раз в сутки, вакуумное обеспыливание ковровых дорожек - не менее 2 раз в сутки.
- Постельное белье, запаянное в полиэтиленовые пакеты, и постельные принадлежности предоставляются каждому ребенку. Запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья. При этом проводники вагонов обеспечивают: раздельное хранение чистого и использованного постельного белья; уборку использованного постельного белья после высадки детей.
- Для приготовления и раздачи чая и кондитерских изделий проводник одевает специально предназначенную для этих целей куртку или передник. Кондитерские изделия должны выдаваться детям в мелкой фабричной расфасовке.
- Взрослые и медицинские работники, сопровождающие детские организованные коллективы, обязаны осуществлять контроль за питанием детей в вагоне-ресторане, совместно с директором вагона-ресторана организовать диетпитание нуждающимся в нем детям.
- Обеспечение питания детских организованных коллективов в вагоне-ресторане включает процессы приготовления, реализации и организации потребления детьми разнообразного ассортимента блюд и изделий всех основных групп, в том числе сложного изготовления (за исключением первых блюд - в поездах с продолжительностью следования до суток) из разрешенных видов сырья, покупных товаров и напитков.
- При организации горячего питания рекомендуется 4-разовое питание с распределением общей калорийности суточного рациона: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%.
Рекомендуемые величины калорийности (ккал/день): 6 лет - 1970, 7 - 10 лет - 2300, 11 - 13 лет (мальчики) - 2700, 11 - 13 лет (девочки) - 2450, 14 лет (юноши) - 2900, 14 лет (девушки) - 2600. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4.
- Ассортимент блюд и изделий в вагонах-ресторанах для питания, в том числе диетического, организованных детских коллективов должен быть в обязательном порядке согласован директором вагона-ресторана с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте в пунктах формирования.
- Удовлетворение потребностей в питании детских организованных групп в пути следования поездов также включает услуги по доставке работниками вагона-ресторана кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам в купе пассажирского поезда и доставку в купе скомплектованных рационов питания в индивидуальной упаковке.
- Перечень услуг, предоставляемых вагонами-ресторанами в пассажирских поездах при осуществлении организованных детских перевозок, согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.
- Проводники, включенные в рейс в составе поездной бригады, не должны иметь нарушений в состоянии здоровья, обязаны иметь личные медицинские книжки и отметки в них о прохождении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и сдаче зачета по программе гигиенической подготовки.
- Организация оказания медицинской помощи детям в пути следования поезда предусматривает наблюдение за состоянием здоровья детей, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пассажирских составов с организованными детскими коллективами, оказание первой медицинской помощи.
- Организаторы отдыха по окончании оздоровительной смены в обязательном порядке должны обеспечить медицинское сопровождение организованных детских коллективов до места жительства.
Каждый пассажирский состав должен иметь:
- две укомплектованные аптечки для оказания медицинской помощи - рабочую и аварийную; 
- эпидукладку на случай выявления в пути следования больного, подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией; 
- противопедикулезную укладку. 
 
 
- Памятка для туристов, путешествующих по железной дороге 
 
 
В настоящее время туристы предпочитают железнодорожный транспорт другому виду транспорта, так как он является наземным, что значит наиболее безопасным, чем авиатранспорт, и, по статистике, в нем меньше всего происходит аварийных происшествий. Многие туристы уверены, что это самый безопасный вид транспорта и часто бывает так, что туристы не предпринимают никаких действий для того, чтобы обезопасить себя в поездке на поезде. Можно предположить, что отчасти причиной этому может служить недостаток информации. Хотя на российских железных дорогах предоставляют памятки для пассажиров, где описываются рекомендации и порядок действий как вести себя в подобных ситуациях, но, к сожалению, они не охватывают полный спектр опасностей, которые могут возникнуть с туристами в период поездки. Поэтому мы разработали памятку для туристов, путешествующих по железной дороге, где описываются именно те опасности, которые с наибольшей вероятностью могут произойти на железной дороге.
Рекомендации по предупреждению причинения потенциального вреда пассажирам/туристам в случае аварии на железнодорожном транспорте:
- Если размещение происходит в купе, то выбирать следует полки расположенные в сторону движения. На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Поэтому укладываться в вагоне нужно на самые безопасные места - на нижние полки, в сторону движения поезда. 
- Следует убрать с пола и столика опасные (острые и т.п.) вещи. 
- Полностью, до фиксации, открыть или закрыть дверь купе. 
- Чтобы избежать падений с полок или хотя бы смягчить удар, надо 
- подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети, матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться; 
- убрать со столиков стеклянные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподобие кинжалов ложками и т.п.; 
- не перегружать верхние полки багажом; 
- крупногабаритные и тяжелые вещи необходимо закрепить с помощью ремней и веревок, чтобы при экстренном торможении не стать жертвой собственных чемоданов и коробок; 
- полностью, до фиксации, закрывать или открывать двери купе, чтобы они при резкой остановке не рубили (наподобие гильотины) попавшие в проем руки и головы. 
- При перевороте вагона необходимо схватится руками за выступающие части полок и закрыть глаза, что бы они не пострадали от осколков стекла. При резком торможении или когда человека, не смотря на ваши усилия, сорвало с полки, надо сгруппироваться и прикрыть голову руками, а лучше подушкой. 
- Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок. 
- Выбираться из вагона надо в противоположную от второго пути сторону. Если это невозможно, надо, чтобы не попасть под встречный поезд, внимательно оглядеть соседний путь, прислушаться, не слышно ли стука колес, и лишь потом выходить на него. 
- На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность! Передвигаться не спеша, внимательно осматривать дорогу перед собой. Любые свисающие или лежащие на земле провода обходить 
- К проводам, лежащим на земле, не подходить ближе 30 - 50 метров, чтобы не попасть под шаговое напряжение. 
- Если вагон не поврежден, обрел устойчивость, и нет угрозы возникновения пожара, лучше, помня об угрозе удара электрическим током, оставаться в нем до прибытия спасательной партии, используя время на то, чтобы помочь пострадавшим пассажирам, собрать и рассортировать вещи и пр. 
НЕЛЬЗЯ :
 Перегружать верхние багажные полки.
 Высовывать голову из открытых окон (известен случай, когда при столкновении поездов единственной жертвой был ребенок, ударившийся горлом о раму окна).
В момент аварии СЛЕДУЕТ
 Ухватиться за выступающие детали полок.
 В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.
 После аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы, деньги.
 Оказать первую помощь нуждающимся.
НЕЛЬЗЯ :
 Выпрыгивать из поезда до его полной остановки.
 Выходить в сторону, где располагается встречный путь.
 Уходить после аварии далеко от поезда.
Действия пассажиров/туристов при пожарах:
- В поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества. 
- Находясь в поезде - не курить, не подсвечивать себе спичками и зажигалками, не включать кипятильники в бритвенные розетки. 
- При малейшем запахе дыма вызвать проводника, если его нет – вызвать проводника из соседнего вагона. 
- Использовать для тушения локального местного пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами. 
- При начале пожара немедленно покинуть вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае, выбить оконные стекла подручными предметами: лестницами, стремянками, жесткими портфелями "дипломатами", вырванными из гнезд столиками и одежными полками. 
- При сильном задымлении вагона закрыть нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. 
- Брать с собой только обувь, чтобы не изранить ноги на путях, одеяло и одежду на случай холода и защиты от пламени и осколков стекла, а также документы и кошелек. 
- В движущемся поезде перейти в соседний вагон, желательно в вагон в сторону движения, так пожар по составу распространяется в сторону последнего вагона. В остановившемся поезде немедленно выйти из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей. 
- Не уходить далеко от поезда. 
- Если пожар набирает силу, прыгать из вагона. Выбить окно, чтобы иметь больше свободного пространства для маневра, надеть всю одежду, обхватить матрац, чтобы защитить тело и голову, встать на столик и сразу, после того как мелькнет очередной контактный столб, прыгать. 
Предотвращение опасностей, связанных с окнами железнодорожного транспорта:
- Укладываясь спать на нижней против хода поезда полке, лучше развернуться головой к проходу и зашторить окно. 
- Если путь проходит вблизи "горячих точек" - не высовываться лишний раз из открытых окон. Брошенный в поезд камень летит со скоростью как минимум равной скорости состава. 
- Зашторивать окна, чтобы избежать ранений от случайно разбитого окна. 
Хождение по путям в неустановленных местах.
- Переходить пути рекомендуется лишь в специально предназначенных для этого местах, обязательно под прямым углом к направлению путей, не наступая на головку рельса, чтобы не поскользнуться и не упасть. Стрелочный перевод – запрещенное для перехода место. 
- Следует стараться так же избегать перехода железнодорожных путей в местах, где видимость составляет менее 300 метров, для пригорода, и 150 в городской черте. Также стоит быть вдвойне внимательным при переходе полотна вблизи криволинейных участков и тоннелей. 
- При пересечении путей ни в коем случае нельзя выдвигаться на железнодорожное полотно сразу после проследования поезда: важно убедиться в отсутствии встречного состава, для чего требуется дождаться, когда хвостовой вагон поезда удалится из пределов видимости. 
- Нельзя подходить к вагонам (даже недвижующимся) ближе чем на 5 метров нельзя – любой вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую минуту. 
- Категорически запрещено находиться под стоящим или, тем более, перемещающимся подвижным составом. 
- Не разрешается вплоть до посадки в стоящий вагон заступать за ограничительную линию на платформе. 
- При посадке в электропоезд пассажир должен осознавать, что принудительное открывание входных дверей, проход в двери в моменты их автоматического открывания или закрытия недопустимы, ведь давление сжатия дверей эквивалентно 8 атмосферам. 
- Нельзя подходить близко. к контактным проводам, они находятся под напряжением. 
Предотвращение отравлений и ожогов от горячих напитков:
- Нельзя брать в поезд быстропортящиеся продукты или съедать их в первый день. 
- Кипяток брать только на стоянках или ровных участках путей, когда вагон не качает и не бросает из стороны в сторону. Заполнять стаканы и кружки не более чем на две трети объема, а лучше используйте специальные глубокие банки, обернутые, для того чтобы не обжечь пальцы, тряпкой. 
Предотвращение заражения заболеваниями и инфекцией:
- Мыло, полотенце, стаканы и т.п. туалетные и столовые принадлежности лучше использовать свои. 
- Спать желательно в трико или пижамах. 
При отставание от поезда:
При отставании от поезда – не стоит пытайться соревноваться с составом в беге наперегонки и прыжках с места в движущийся вагон. На железной дороге предусмотрены меры помощи пассажирам, отставшим от поезда. Надо лишь обратиться к дежурному по вокзалу или начальнику станции, и вам помогут - и на поезд посадят, и груз доставят, куда надо.
Опасности, которым подвергаются дети:
- перед поездкой руководитель группы должен собрать копии паспортов детей, на обратной стороне копии написать номер поезда, номер вагона и свой контактный номер телефона (сотовый); 
- во избежание кражи документов руководитель группы должен собрать все документы (паспорт, билет и т.п.) детей, и раздать им ксерокопии; 
- во время стоянок поезда детей на станцию не выпускать, а если и выходить, то только в сопровождении взрослого человека; 
- в процессе поездки руководитель группы должен: 
- периодически пересчитывать детей; 
- на остановках следить за детьми, заходить в вагон последним; 
- следить за вещами детей; 
- следить за соблюдением детьми правил гигиены; 
- укладывать детей спать в соответствии с правилами безопасности; 
- организовывать прием пищи и чая. 
Предотвращение криминальных опасностей на железнодорожном транспорте:
Чтобы не стать жертвой воров, СЛЕДУЕТ:
- прятать деньги в специальных, нашитых с внутренней стороны одежды карманах или засовывать в глубину "неподъемного" багажа, вытащить который незаметно невозможно; 
- ценный багаж складывать в сундуки под полками; 
- на багажных полках ценные вещи огораживать массивным багажом; 
- сделать простейшую сигнализацию из прищепки, металлических пластин и приемника, положив на нее багаж. Когда тяжелую вещь снимут с прищепки, контакты соединятся; 
- надо узнать, куда едут ваши соседи, и попросить проводника разбудить вас, когда они будут выходить. Это обезопасит вас от "случайного" обмена багажом. 
НЕЛЬЗЯ :
- постоянно проверять багаж или карманы, в которых спрятаны деньги, - это прямая подсказка вору; 
- хвастать, что у вас при себе большая сумма денег, например, рассказывая, что вы возвращаетесь с заработков; 
- показывать все деньги, расплачиваясь за мелкие покупки; 
- употреблять алкоголь: две трети пострадавших от воров - пассажиры в состоянии алкогольного опьянения; 
- пить, когда вас угощают, - в алкоголь могут быть добавлены психотропные вещества; 
- играть в карты на интерес; 
- на вокзалах оставлять багаж под присмотром случайных людей, как бы интеллигентно они ни выглядели. 
Чтобы избежать хулиганских действий, СЛЕДУЕТ:
- укладываться спать головой к проходу, так как нередки случаи метания в окна проходящих поездов камней; 
- избегать выходить в тамбуры, так как это самое криминальное место в вагоне; 
- в ночных электричках садиться в первый вагон; 
- в вагонах - возле пульта экстренной связи с машинистом или стоп краном; 
- все ценные вещи и украшения снять и спрятать; 
- если пристававшие к вам хулиганы выходят с вами на одной станции - ищите людей, с которыми можно почти вместе, или проезжайте свою остановку; 
- выходить из электрички лучше через первую дверь первого вагона, чтобы видеть машинистов и иметь возможность с ними связаться. 
НЕЛЬЗЯ :
- в поездах дальнего следования выходить "на разговор" в тамбур, все разговоры лучше вести в вагоне, где вам могут помочь; 
в электричках ехать в пустых вагонах и вагонах, где находятся подозрительные люди и "веселые" компании.
 
 
Список использованной литературы
 
 
1. Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. – М.: ИВФ Антал, 2002.
2. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. – М.: 2003.
3. Жорин, М. Т. Железнодорожный туризм развивается / М. Т. Жорин // РЖД. - 2006. - № 4. - С. 12-15.
4. Глазков В.Н. Железнодорожный туризм: проблемы и перспективы развития/ В.Н. Глазков // Железнодорожный транспорт. – 2006. № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zeldortrans-jornal.ru/publik/passagir/2006/sept09-06.htm Загл. с экрана. - Рус. Яз.
5. http://www.rzd.ru
6. http://www.travelglossary.ru
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ