План учебно-воспитательной работы по конному спорту на 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Борисоглебская детско-юношеская спортивная школа
Конно-спортивная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол №____от_________2014г Директор МБОУДО БДЮСШ «ФиС»
Педагогическим советом
от_______________2014г ______________________Ю.В.Волхов
План учебно-воспитательной работы
по конному спорту
на 2014-2015 учебный год
Разработал:
тренер-преподаватель
Д.В.Пелёдов
г. Борисоглебск
2014 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п\п
Содержание материала
НП-1
НП
свыше 1
УТ до 2-х лет
УТ свыше 2-х лет
1
Современный конный спорт в России и за рубежом
0,5
0,5
1
1
2
Правила безопасности спортсмена-конника
0,5
0,5
1
1
3
Сведения по анатомии и физиологии лошади.
1
1
1
1
4
Гигиенические знания и навыки всадника.
0,5
0,5
1
1
5
Режим содержания спортивной лошади.
0,5
0,5
1
1
6
Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь, спортивный массаж.
0,5
0,5
1
1
7
Виды спортивной амуниции для лошади и всадника.
0,5
0,5
1
1
8
Техническая подготовка всадника
0,5
1
1
1
9
Психологическая подготовка всадника
0,5
1
1
1
10
Правила организации и проведения соревнований по видам конного спорта
0,5
1
1
1
11
Места занятий конным спортом. Конюшенное и конно-спортивное оборудование и инвентарь.
0,5
1
1
1
ИТОГО ЧАСОВ
6
8
11
11
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№
п/п
Практические занятия
НП-1
НП
свыше 1
УТ до 2-х лет
УТ свыше 2-х лет
1
Общая физическая подготовка
133
150
152
165
2
Специальная физическая подготовка
74
131
139
170
3
Изучение и совершенствование техники
31
64
96
180
4
Изучение и совершенствование тактики
19
43
89
131
5
Учебно-тренировочные игры, соревнования
11
14
49
113
6
Инструкторская и судейская практика
-
-
4
41
7
Текущие и контрольно-переводные испытания
8
4
12
12
ВСЕГО ЧАСОВ
276
414
552
828
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Современный конный спорт в России и за рубежом.
Задачи:
Ознакомить спортсменов с историей возникновения и развития конного спорта в России и за рубежом
Сформировать представление о многообразии современных видов конного спорта.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Сведения о современном конном спорте как преемнике рода войск «кавалерия». Конно-спортивная терминология.
На этапах учебно-тренировочных:
Классификация видов конного спорта (олимпийские, племенного испытания, прикладные, национальные).
Правила безопасности спортсмена-конника.
Задачи:
Научить спортсменов правильным воздействиям на лошадь при обращении с ней.
Обеспечить личную и коллективную безопасность воспитанников во время учебно-тренировочного процесса.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Первичный инструктаж «Правила безопасности для учащихся КСШ» (Инструкция №4).Проводится в начале учебного года.
Текущий инструктаж. Проводится в начале каждого учебного занятия в устной форме. Тренер напоминает об опасных для всадника и лошади факторах, способах избежать опасность.
Дополнительный инструктаж. Проводится по мере необходимости в случае возникновения дополнительных опасных факторов (неблагоприятные погодные условия и т.п.). Тренер разъясняет суть опасности и указывает меры предотвращения.
Инструктаж по мерам противопожарной безопасности. Проводится руководителем КСШ.
На этапах учебно-тренировочных:
Повторные инструктажи тех же правил, что и на этапах НП. Дополнительно:
«Техника безопасности при полевой езде»
«Правила манежной езды»
«Техника безопасности при преодолении препятствий»
«Техника безопасности при погрузке и транспортировке лошадей»
«Техника безопасности при движении по городским улицам»
Сведения по анатомии и физиологии лошади.
Задачи:
Преподать спортсменам сведения об анатомии и физиологии лошади, имеющие практическое значение для применения их всадниками в конном спорте.
Обеспечить хороший контакт спортивной пары «всадник-лошадь», основанный на научном понимании спортсменом поведения лошади.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Происхождение лошади.
Современное использование лошади человеком.
Породы лошадей.
Масти лошадей.
Отметины, их описание.
Строение тела лошади.
Аллюры.
На этапах учебно-тренировочных:
Экстерьер лошади.
Типы высшей нервной деятельности.
Скелет лошади.
Мышцы и системы внутренних органов.
Оценка статей.
Постав конечностей.
Строение копыта.
Теория ковки.
Гигиенические знания и навыки всадника.
Задачи:
Разъяснить учащимся значение гигиены для сохранения здоровья и поддержания физической формы как всадника, так и лошади.
Сформировать навыки правильного ухода за организмом всадника и лошади.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Режим дня.
Режим здорового питания.
Оздоровительные и закаливающие процедуры.
Режим спортивных тренировок.
Костюм для верховой езды.
Гимнастика всадника.
Уход за лошадью во время учебно-тренировочного процесса.
На этапах учебно-тренировочных:
Те же, дополнительно:
Гимнастика спортивной лошади.
Уход за лошадью во время соревнований.
Уход за лошадью при транспортировке.
Уход за лошадью в период её лечения и реабилитации.
Режим содержания спортивной лошади.
Задачи:
Ознакомить воспитанников с особенностями содержания спортивной лошади, происходящих от её использования в спорте.
Научить спортсменов правильно заботиться о лошади во время спортивных занятий и в период отдыха.
Обеспечить комфортное содержание лошади и релаксацию её после нагрузок.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Распорядок дня на конюшне.
Режим кормления и поения.
Отбивка денников.
Поддержание чистоты внутри конюшни и на прилегающей территории.
Режим тренировочных занятий учебных лошадей.
На этапах учебно-тренировочных:
Те же, дополнительно:
Подвоз и складирование кормов.
Заготовка кормов.
Выгул.
Выпас.
Купание.
Моцион в руках и верхом.
Режим тренировочных занятий молодых и основных спортивных лошадей.
Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь, спортивный массаж.
Задачи:
Разъяснить учащимся необходимость медицинского контроля для поддержания здоровья спортсменов.
Сформировать навыки самоконтроля за состоянием организма.
Ознакомить с приёмами первой помощи при различных видах травм.
Рекомендовать профессиональный спортивный массаж при усиленных спортивных нагрузках
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Первичный медицинский допуск к занятиям.
Ежегодная диспансеризация спортсмена.
Индивидуальная медицинская карта спортсмена.
На этапах учебно-тренировочных:
Те же, дополнительно:
Основные антропометрические показатели.
Показатели состояния здоровья.
Разовый медицинский допуск к соревнованиям.
Приёмы первой помощи при наиболее распространённых травмах (ушибы, растяжения, переломы, кровотечения и т. д.).
Спортивный массаж: необходимость и эффективность применения.
Виды спортивной амуниции для лошади и всадника.
Задачи:
Ознакомить спортсменов с видами конно-спортивного снаряжения для всадника и лошади, их предназначением и применением.
Научить правильно использовать экипировку всадника и лошади для достижения наилучшего результата в обучении.
Обезопасить всадника и лошадь от травматизма вследствие неграмотного использования амуниции.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Шлем защитный.
Ботинки, краги, сапоги для верховой езды. Бриджи. Перчатки.
Недоуздок, чомбур.
Оголовье трензельное.
Мартингал.
Ногавки.
Бинты.
Развязки.
Седло спортивное учебное в комплекте.
Седло вольтижировочное.
Трок для вольтижировки.
Хлыст.
Корда.
Бич.
На этапах учебно-тренировочных:
Форма для преодоления препятствий.
Форма для высшей школы верховой езды.
Шпоры.
Оголовье мундштучное.
Скользящий повод.
Шпрунт.
Виды железа.
Виды капсюлей.
Сёдла для конкура.
Сёдла для выездки.
Техническая и тактическая подготовка всадника.
Задачи:
Овладение основами техники выполнения специальных физических упражнений всадника.
Формирование базовой подготовки спортсменов-конников к выполнению тестовых заданий.
Выработка навыков индивидуального и коллективного тактического мышления.
Повышение технической и тактической подготовленности воспитанников до уровня допуска к участию в играх и соревнованиях.
Развитие технико-тактического мастерства спортсменов для выполнения норм:
-в дисциплине «выездка» 3-1 юношеских, 3-1 взрослых разрядов;
-в дисциплине «конкур» 3-1 юношеских, 3-2 взрослых разрядов.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Приёмы обращения с лошадью во время подготовки к занятию и в ходе спортивной тренировки.
Техника седловки.
Техника посадки и спешивания.
Техника выполнения гимнастических упражнений всадника верхом.
Техника выполнения простейших упражнений вольтижировки на остановке и шагу.
Техника посыла лошади.
Техника посадки на шагу, рыси, галопе.
Техника выполнения базовых манежных фигур.
Техника управления лошадью при помощи основных и вспомогательных средств.
Тактика в конных играх.
На этапах учебно-тренировочных:
Те же, добавляется:
Техника посадки при преодолении препятствий.
Техника преодоления одиночных препятствий и систем.
Техника прохождения учебных маршрутов.
Техника прохождения квалификационных маршрутов.
Тактика езды по маршруту в конкуре.
Техника выполнения манежных фигур тестов по выездке ФЕИ для детей и юношей.
Тактика выступления в соревнованиях по выездке.
Техника преодоления естественных препятствий во время полевой езды.
Техника выполнения упражнений вольтижировки на рыси и галопе.
Психологическая подготовка всадника.
Задачи:
Общепсихологическая подготовка спортсмена-конника: формирование личности всадника и межличностных отношений воспитанников в группах и командах; развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка всадников к соревновательным нагрузкам .
Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов-конников и спортивных лошадей.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Выявление и развитие соревновательных черт характера.
Формирование соревновательной мотивации.
Выработка навыков самоконтроля.
Работа над эмоциональной устойчивостью.
На этапах учебно-тренировочных:
Формирование соревновательной психической боевой готовности к выступлению: уверенность в своих силах, воля к победе, оптимальный уровень эмоционального возбуждения, устойчивость к воздействию помех, самообладание, эффективность и высокое качество боевых действий.
Развитие спортивного интеллекта, оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия.
Укрепление морально-волевых черт характера.
Развитие способности к саморегуляции.
Выработка умения снимать нервно-психическое напряжение, восстанавливать работоспособность после спортивных нагрузок.
Правила организации и проведения соревнований по видам конного спорта.
Задачи:
Сформировать представление о современных олимпийских видах конного спорта: высшая школа верховой езды (выездка), преодоление препятствий (конкур), троеборье.
Изучить действующие национальные правила соревнований по выездке ФКСР (Федерации конного спорта России).
Изучить действующие национальные правила соревнований по конкуру ФКСР (Федерации конного спорта России).
Ознакомиться с действующими правилами соревнований по выездке ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта).
Ознакомиться с действующими правилами соревнований по конкуру ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта).
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Краткое содержание Правил соревнований по выездке
Краткое содержание Правил соревнований по конкуру
Тест «Элементарная езда».
На этапах учебно-тренировочных:
Тесты ФЕИ, ред 2009 г.:
Дети. Предварительный приз.
Дети. Командный приз.
Дети. Личный приз.
Юноши. Предварительный приз.
Юноши. Командный приз.
Юноши. Личный приз.
Малый приз.
Езда для молодых лошадей (4-5 лет).
Национальные правила соревнований по выездке ФКСР (Федерации конного спорта России).
Национальные правила соревнований по конкуру ФКСР (Федерации конного спорта России).
Правила соревнований по выездке ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта) - обзорно.
Правила соревнований по конкуру ФЕИ (Всемирной Федерации конного спорта) - обзорно.
Места занятий конным спортом. Конюшенное и конноспортивное оборудование и инвентарь.
Задачи:
Ознакомить спортсменов с конноспортивной базой, зданиями и сооружениями для занятий, их предназначением и применением.
Научить пользоваться сооружениями, оборудованием и инвентарём согласно требованиям техники безопасности.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Раздевалки для спортсменов.
Учебный класс.
Конюшня. Конюшенный инвентарь.
Амуничные комнаты.
Учебный плац.
Крытый манеж.
Левада.
Склады для кормов.
На этапах учебно-тренировочных:
Рулетка.
Секундомер.
Флаг.
Колокол.
Разминочные поля.
Боевые поля.
Бочка.
Манеж для выездки: размеры, типы грунта, разметка, оборудование.
Конкурное поле: размеры, типы грунта, оснащение, виды препятствий.
Маршруты для полевой езды. Виды естественных препятствий.
Общая физическая подготовка.
Задачи:
На этапах начальной подготовки:
Укрепление здоровья, улучшение физического развития воспитанников.
Приобретение разносторонней физической подготовленности.
Выявление задатков и способностей детей.
На этапах учебно-тренировочных:
Повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности воспитанников.
Развитие специальных физических качеств (гибкость, ловкость, быстрота, координация, сила, выносливость).
Освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Строевые упражнения: смена, дистанция, интервал, головной, замыкающий.
Разминка в пешем строю. Упражнения для разогревания и растягивания мышц корпуса и конечностей.
Гимнастика всадника в конном строю (смене). Упражнения для укрепления мышц корпуса и конечностей. Упражнения для развития равновесия, гибкости, координации движений.
Упражнения для формирования и укрепления посадки. Езда без стремян.
На этапах учебно-тренировочных:
То же, добавляются:
Упражнения для развития силы.
Упражнения для развития быстроты реакции.
Упражнения для развития общей выносливости.
Преодоление препятствий без стремян.
Езда без седла.
Специальная физическая подготовка.
Задачи:
На этапах начальной подготовки:
Овладение основами техники выполнения физических упражнений.
Привитие стойкого интереса к занятиям конным спортом.
Воспитание черт спортивного характера.
На этапах учебно-тренировочных:
Овладение основами техники в конном спорте.
Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях по различным видам конного спорта.
Уточнение конно-спортивной специализации (конкур, выездка, двоеборье, вольтижировка, джигитовка).
Совершенствование техники.
Повышение уровня функциональной подготовленности.
Накопление соревновательного опыта.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Обучение приёмам седловки-рассёдлывания, ведения в поводу, посадки-спешивания.
Обучение посылам.
Применение основных средств управления. Ознакомление со вспомогательными средствами управления.
Обучение вольтижировке (на остановке, на шагу, на рыси).
Обучение манежной езде (шаг, рысь). Учебные тесты.
Подготовительные упражнения к преодолению препятствий.
Полевая езда шагом, рысью по ровной местности.
На этапах учебно-тренировочных:
Вольтижировка на рыси и галопе.
Манежная езда: посылы, переходы, полуодержки и одержки, осаживания, сгибания продольные, сгибания боковые, выпрямление, вольты, боковые движения в два следа, полупируэты, перемены ноги. Фигурные смены. Квалификационные тесты. Участие в соревнованиях.
Преодоление препятствий: обучение прыжкам на корде, одиночные прыжки, учебные связки препятствий, гимнастические системы. Квалификационные маршруты. Участие в соревнованиях.
Полевая езда: шаг, рысь, галоп, пересечённая местность, подъёмы-спуски, естественные препятствия, водные преграды.
Конный театр (факультатив): номера цирковой дрессуры, музыкальные костюмированные показательные выступления.
Учебно-тренировочные игры.
Задачи:
Ознакомить с правилами учебно-тренировочных конных игр.
Ознакомить с правилами национальных прикладных конных игр.
Сформировать представление о многообразии конных игр народов мира.
Развивать специальные физические и морально-волевые качества спортсмена-конника (гибкость, ловкость, координацию, силу, быстроту, выносливость, настойчивость, сообразительность, находчивость, слаженность действий).
Воспитывать чувство командного единства в группах воспитанников.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Правила игр: «Огибание шестов», «Рабочая тропа».
На этапах учебно-тренировочных:
Обзор национальных конных игр народов мира.
Правила игр «Лисичка», «Кыз-куу».
Инструкторская и судейская практика.
Задачи:
Привлечение спортсменов-конников к организации занятий и проведению соревнований.
Организация наставнической работы.
Обеспечение преемственности поколений в конном спорте.
Подготовка собственных квалифицированных специалистов в области конного спорта.
Содержание:
На этапах начальной подготовки:
Построение группы к началу занятия.
Проведение разминки.
Выявление и исправление ошибок при выполнении упражнений.
Техническая помощь при проведении учебных игр и соревнований.
Организация хозяйственно-бытовых мероприятий.
На этапах учебно-тренировочных:
Проведение фрагментов занятия в группах начальной подготовки (под наблюдением тренера).
Руководство командой на соревнованиях.
Работа в секретариате соревнований.
Оказание помощи главной судейской коллегии на соревнованиях (стюардинг).
Судьи на разминке.
Судьи на боевом поле.
Текущие и контрольно-переводные испытания.
Задачи:
Проверка знаний и умений учащихся.
Оценка общефизической подготовленности спортсменов-конников.
Оценка специальной спортивной подготовленности воспитанников.
Содержание:
Контроль теоретической подготовленности: опросы по темам 1 раз в месяц по окончании изучения темы.
Контрольно-переводные нормативы по общефизической подготовке:
2 раза в начале и в конце учебного года согласно программе МБОУДО БДЮСШ:
бег на 30 метров
прыжки в длину с места
челночный бег 3 х 10 м.
подтягивание на перекладине.
бег на 1000 метров
Контроль за уровнем специальной физической и технико-тактической подготовленности:
Манежная езда - тестовые задания по схемам езд, по возрастным категориям. Квалификационные езды ФЕИ, ред.2009 г.
Преодоление препятствий – прохождение маршрута с контрольным временем; прохождение маршрута на чистоту и резвость.
Квалификационные маршруты.
Выполнение разрядов по видам конного спорта согласно нормативному документу Минспорта России «Нормы и условия их выполнения по виду спорта «конный спорт», Приложение № 30 к приказу Минспорта России от 20 декабря 2013 г № 1099.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ