Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР
Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР
Кандидат педагогических наук, профессор Г. Н. Германов
Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж
Доктор педагогических наук, профессор В. Г. Никитушкин
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва
Введение. Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспечения учебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическими документами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы по видам спорта. Поэтому возникла необходимость дальнейшего научного совершенствования и творческой переработки программных документов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, где обоснование нормативного и методического разделов программ становится актуальной научной задачей текущего времени. Как пример был разработан типовой план-проспект построения программ по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, учитывающий современные принципы спортивной подготовки юных спортсменов и базирующийся на результатах последних научных исследований, передовом опыте спортивной практики [15]. В основу типового плана-проспекта учебной программы легли требования нормативно-правового характера, регулирующие организационно - методическую деятельность спортивных школ, в нем представлены основные разделы типового положения о спортивной школе [11].
Методическая часть программ по видам спорта наряду с содержанием материала по основным видам подготовки, его распределением по годам обучения и в годичном цикле, рекомендуемыми объемами тренировочных и соревновательных нагрузок содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий. Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства (табл. 1).
Каждое ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность, количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и организационными указаниями. В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построения микроструктуры подготовки юных спортсменов.
Однако не во всех программах данная методическая установка решена в полной мере. Остаются неясными концептуальные подходы к пониманию сущности ТЗ и технологические аспекты их проектирования.
Опыт многих ведущих и зарубежных тренеров, работающих в различных видах спорта, в том числе со спортивными резервами, показывает, что основной организационной формой и элементом структуры спортивной тренировки является ТЗ. Как мы выяснили, ряд тренеров имеют набор направленных заданий (двигательных, игровых, смысловых и т. п.) с определенной тактикой их использования в тренировочном занятии. Однако многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт.
Таблица 1. Примерная схема тренировочного задания
Этап и год обучения
Содержание и характер упражнений
Дозировка нагрузки, режимы выполнения
Методические указания
Организационные указания
Таким образом, разработка блоков ТЗ, систематизация их по преимущественной направленности и остроте воздействия, обоснование возможности их включения в тренировочный процесс юных спортсменов остаются важным направлением научной и экспериментальной практики, требующим неотложного решения в большинстве видов спорта. Работ по экспериментальному обоснованию программированного построения микроструктуры спортивной тренировки явно недостаточно [4, 7, 8].
Постановка проблемы. Отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что теория построения спортивной тренировки [8, 9, 13] продолжает развиваться, пополняясь новыми теоретическими воззрениями и научными положениями, расширяющими наше представление о структуре тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов. До недавнего времени считалось, что основой спортивной тренировки является уровень микроструктуры, представленный отдельным ТЗ или совокупностью занятий, обозначенных как микроцикл спортивной тренировки. Вместе с тем в рамках отдельного ТЗ выполняется достаточно большое множество разнообразных по структуре и ответным реакциям двигательных действий, порой не только выстроенных по принципу кумулятивного наращивания тренированности, но и создающих отрицательную суммацию эффектов. Именно поэтому многие исследователи выделяют в качестве основы микроструктуры тренировки юных спортсменов ТЗ, целесообразное комплексирование и сочетание которых обеспечит эффективное построение каждого из них.
Итак, что же представляет собой ТЗ? Это - первичный элемент (звено) в структуре спортивной тренировки и процесса физического воспитания [1, 2, 14, 10, 12, 16, 5 и др.]. В системе программно-методического обеспечения подготовки спортивных резервов ТЗ сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование. Современные теоретические представления о сущности ТЗ как исходном элементе структуры тренировки довольно противоречивы. Многие исследователи при этом отождествляют ТЗ с нагрузкой. Однако нагрузка и отдых как компоненты методов упражнения только тогда приобретают педагогический смысл, когда, объединенные в ТЗ связаны педагогической целью по достижению программируемого тренировочного эффекта.
В. Г. Алабин [1, 2] предлагает следующее определение: "тренировочное задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящего из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых для решения определенных педагогических задач тренировочного процесса". В своих рассуждениях В. Г. Алабин оговаривает важное условие построения ТЗ - педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена в процессе выполнения этого задания. Таким образом, первоосновной в структуре ТЗ следует признать цель - тренировочный эффект, а всю замкнутую структуру представить в виде схемы (см. рисунок).
Тренировочное задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных) проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих факторов - компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха).
Вероятно, приведенные выше определение и методологический подход требуют уточнений, позиции и взгляды могут носить спорный, дискуссионный характер. Тем не менее данная проблематика представляет определенный научный интерес, требует научно-методического решения, проведения исследовательских изысканий, постановки практических экспериментов.
Экспериментальные результаты. Воздействие тренировочных нагрузок определяется основными компонентами методов упражнения - интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетание указанных факторов обуславливает величину и характер достигаемого тренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметров предопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активности организма. Анализ научно-методической литературы показывает, что в качестве воздействующих факторов при планировании нагрузок в ТЗ юных бегуний на 400 м используются различные количественные повторения, интервалы отдыха и скорость бега. Так, для развития гликолитической производительности рекомендуются отрезки от 150 до 600 м, интенсивность выполнения упражнения должна варьироватьcя в пределах 90-100 %, интервалы отдыха необходимо устанавливать в 2-8 мин, количество повторений может достигать 3-9 раз и т. д. Столь широкая вариативность значений компонентов методов упражнения не позволяет конкретизировать ТЗ и индивидуализировать процесс подготовки спринтеров.
Структура тренировочного задания
Для программирования нагрузки в ТЗ беговой направленности по методу повторного упражнения у бегуний на 400 м были использованы методы планирования эксперимента при поиске оптимальных условий, которые получили свою обоснованность в педагогических исследованиях.
В проведенном исследовании изучался характер срочных реакций на нагрузку собственно соревновательного упражнения, выявлялась роль энергетических процессов в результативности соревновательной деятельности бегуний на 400 м групп спортивного совершенствования СДЮШОР. В исследовании участвовала 41 спортсменка. Биохимический контроль эффективности соревновательной деятельности проводился в условиях республиканских соревнований по легкой атлетике.
Использовались следующие стандартные методики определения биохимических показателей крови: определение молочной кислоты (лактат) в мМоль/л, контроль за концентрацией неорганического фосфора в мМоль/л, глюкозы (Гл) в мМоль/л.
Сбор материала осуществлялся в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Пробы капиллярной крови из пальца брали непосредственно перед стартом и на 3-й мин восстановления после финиша. В период обследований все спортсменки были здоровы, а исходные значения биохимических показателей крови соответствовали норме.
Анализ зависимости скорости бега на дистанции 400 м у бегуний 16-17 лет (табл. 2) от характеристик энергетического метаболизма в соревновательной деятельности (СД) позволяет принять в качестве фактора оптимизации выброс лактата на 3-й мин восстановления (r=0, 909; [4]).
В проведенном экспериментальном исследовании (факторный эксперимент) в качестве основных факторов, влияющих на процесс энергообеспечения, были выбраны: Х1 - время (скорость) бега на дистанции, с, Х2 - интервалы отдыха (мин), Х3 - количество повторений (раз). Величины варьирования выбранных переменных факторов приведены в табл.3.
Анализ показателей выхода La'3 мин в стандартной матрице планирования тренировочных заданий для трех переменных факторов и соответствующая математическая обработка исходных данных [3] позволили получить уравнения регрессии, отобразившие влияние отдельных компонентов методов упражнения на параметр оптимизации. Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 150 м, приняло вид: у=14, 71+ 0, 98Х1+ 1, 02Х2 - 0, 07Х3 - 3, 39Х1Х2 - 3, 67Х1Х3 - 1, 46Х2Х3. Продукция La'3 мин при беге на отрезках 150 м равнозначно определяется показателями скорости бега - b1=0, 98 и интервалами отдыха - b2=1, 02, тогда как влияния количества повторений не наблюдается. Существенное отрицательное влияние наблюдается при повышении скорости бега и уменьшении интервалов отдыха - b1, 2= - 3, 39, повышении скорости бега и увеличении числа повторений - b1, 3= - 3, 67, уменьшении интервалов отдыха и увеличении числа повторений - b2, 3= - 1, 46. Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 300 м, приняло вид: у=14, 51 + 1, 32Х1+ 1, 34Х2 - 0, 07Х3 - 0, 28Х1Х2 - 0, 04Х1Х3 - 0, 19Х2Х3. В нем вновь подтвердилась зависимость выхода лактата от высоких показателей скорости бега - b1=1, 32 и малых интервалов отдыха - b1=1, 34. Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 500 м, приняло вид: у=16, 87 + 0, 46Х1 - 0, 23Х2 - 059Х3 - 1, 34Х1Х2 - 0, 06Х1Х3 + 0, 38Х2Х3. По-прежнему значимым остается влияние фактора скорости бега - b2=0, 46, влияние малых интервалов отдыха сказывается отрицательно - b2=-0, 23, отрицательным становится и увеличение числа повторений - b3=-0, 59.
Таблица 2. Характеристика метаболических реакций в СД девушек-спринтеров групп спортивного совершенствования СДЮШОР в беге на 400 м, ±
Группа и год об учения
Результат, с
Биохимические показатели
La'3 мин, мМ/л
Рн, мМ/л
Кр, мкМ/л
Гл, мМ/л
УТГ, 3-й
65, 75
13, 68±1, 99
1, 69±0, 16
106, 0±14, 23
4, 94±0, 60
УТГ, 4-й
62, 65
14, 56±0, 98
1, 74±0, 21
107, 5±21, 79
5, 33±0, 75
ГСС, 1-й
59, 08
15, 19±1, 34
2, 30±0, 35
134, 83±26, 58
6, 45±0, 47
ГСС, 2-й
57, 32
15, 83±1, 45
2, 45±0, 39
158, 11±33, 69
7, 23±0, 58
ГСС, 3-й
55, 37
16, 01±1, 40
2, 34±0, 31
148, 13±29, 69
7, 40±0, 62
Таблица 3. Вариативность компонентов упражнения при определении параметров нагрузки в тренировочных заданиях у бегуний экспериментальной группы
Дистанция; результат, м/с
Вариативность факторов
Центр эксперимента Оxi
Шаг,
i
Уровень, - 1, 682
Уровень,
-1
Уровень,
+1
Уровень,
+1, 682
150 м (18, 9 с)
I. 7, 937-7, 212
(18, 9-20, 8)
II. 2-8
III.3-9
7, 574
(19, 8)
5
6
0, 363
3
3
7, 212
(20, 8)
8
3
7, 358
(20, 4)
7
4
7, 790
(19, 3)
3
8
7, 937
(18, 9)
2
9
300 м (40, 5 с)
I. 7, 407-6, 726
(40, 5-44, 6)
II. 3-9
III.3-7
7, 066
(42, 5)
6
5
0, 341
3
2
6, 726
(44, 6)
9
3
6, 863
(43, 7)
8
4
7, 269
(41, 3)
4
6
7, 407
(40, 5)
3
7
500 м (1.20, 3 с)
I. 6, 227-5, 682
(1.20, 3-1.28)
II. 3-9
III.3-7
5, 954
(1.24, 0)
6
4
0, 273
3
2
5, 682
(1.28, 0)
9
2
5, 792
(1.26, 3)
8
3
6, 116
(1.21, 8)
4
5
6, 227
(1.20, 3)
3
6
В экспериментальной работе было проведено обследование СД девушек-спринтеров группы спортивного совершенствования (ГСС) 2-го года обучения СДЮШОР в условиях естественного участия в состязаниях (бег на 400 м). Для выявления соревновательной эффективности в целях индивидуализации процесса подготовки спринтеров предлагается контроль за изменениями в энергообеспечении у каждой отдельной спортсменки по показателям КИГ (коэффициент интенсивности глюкозы), КИФ (коэффициент интенсивности фосфагенных реакций), КИК (коэффициент интенсивности креатинкиназных реакций). Они имеют однотипную формулу расчета, например:
100 x La инд.(ср.), мМ/л
КИГ400 = - --------------------------------------------, где
V400 инд.(ср.), м/с
КИГ400 - коэффициент интенсивности глюкозы на дистанции 400 м; Lа инд. (ср), мМ/л - индивидуальный средний показатель лактата, наблюдаемый в процессе восстановления на 3-й или 10-й мин по окончании бега, выражен в единицах системы СИ; V400 инд. (ср.), м/с - индивидуальная средняя скорость бега на дистанции 400 м. Знание показателей указанных коэффициентов дает возможность осуществлять направленный выбор ТЗ с учетом индивидуальной эффективности соревновательной дистанции и вносить соответствующие коррективы в методику тренировки.
Изучение индивидуальных особенностей СД спортсменок позволило разделить их на три группы на основании временных различий в преодолении контрольных отрезков дистанции. В первую группу вошли спортсменки (условно обозначим их А1 и В1), структура СД которых характеризовалась высокой скоростью на первой половине дистанции, значительно большей, чем на второй (V2001>V2002 ); во вторую группу - спортсменки (А2 и В2), достигавшие относительно высокой скорости именно на второй половине дистанции (V2002>Vср.200 2); в третью группу - спортсменки (А3 и В3), удерживавшие высокую скорость до 300-метрового участка дистанции, после которого скорость значительно падала. Отметим, что индивидуально-групповые отличия бегуний экспериментальной (А) и контрольной (В) групп по характеристикам СД подтвердились данными, отражающими особенности энергетики мышечной деятельности этих спортсменок (табл. 4).
Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют, что отмеченные различия в уровне спортивных показателей и особенностях соревновательной структуры бега спортсменок обусловлены их энергетическими особенностями. У спортсменок группы А1 отмечаются высокие анаэробно-алактатные показатели по коэффициентам КИФ, КИК, что подчеркивает мощность креатинфосфатного механизма энергообеспечения. По-видимому, комплекс данных свойств функциональной подготовленности объясняется их предрасположенностью к достижению значительной скорости на первых 200 м.
У спортсменок группы А2, как это можно видеть из сравнительного анализа, намного выше средние групповые значения показателей КИГ, отражающие мощность гликолиза в энергетике мышечной деятельности. Отметим, что индивидуальные значения КИФ и КИК у спортсменок А2 уступают средним данным указанных коэффициентов для группы 17-летних спортсменок. Видимо, индивидуальность спортсменок группы А2 может быть учтена в случае, когда будет нивелирована функциональная недостаточность анаэробно-алактатных способностей.
У спортсменок группы А3 рассматриваемые коэффициенты находились в пределах нормальных величин, характерных для бегуний на 400 м ГСС 2-го года обучения. Вместе с тем направления индивидуальной подготовки указанных спортсменок предусматривали повышение функциональной готовности в пределах совершенствования гликолитического механизма энергообразования, обеспечивающего успех в СД бегуний на 400 м.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что среди бегуний ГСС 2-го года обучения встречаются спортсменки с различной структурой СД и функциональными особенностями. На основании полученных данных нами было рекомендовано подготовку спринтеров планировать следующим образом: спортсменкам А1 - основное внимание уделить подготовке к выступлению на дистанции 200 м, спортсменкам А2 и А3 - считать главной для себя дистанцию 400 м и строить подготовку согласно требованиям СД именно на этой дистанции. Практические рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса были разработаны применительно к этапу главных стартов соревновательного периода.
Таблица 4. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе ранних соревнований
Условное об означение групп спортсменок
Скорость бега на дистанции,
м/с
Показатели метаболических реакций, мМ/л
Значения коэффициентов, усл. ед.
Lа
Рн
Кр
КИГ
КИФ
КИК
А1
6, 867
15, 38
2, 46
0, 170
224, 0
35, 8
2, 48
А2
7, 055
16, 65
2, 22
0, 157
236, 0
31, 5
2, 23
А3
6, 960
15, 83
2, 34
0, 157
227, 4
33, 6
2, 25
Примечание. Для удобства восприятия все коэффициенты умножены на 100. КИГ - по М. Я. Набатниковой (1988).
Таблица 5. Система тренировочных заданий у спортсменок экспериментальной группы при реализации индивидуалъных программ подготовки
Условное обозначение групп спортсменок
Направленность заданий
Содержание ТЗ
Номера микроциклов и колич. повторений ТЗ в них
Дист
м
Время, с
Отдых,
мин
Колич. раз
1
2
3
4
А1
Совершенствование анаэробно-алактатного механизма
150
19, 8
5
6
1
1
150
19, 3
3
8
2
2
300
42, 5
6
5
2
1
А2
Совершенствование анаэробно-алактатного механизма
150
19, 3
3
8
1
1
300
41, 3
4
6
2
1
300
40, 5
3
7
1
2
А3
Совершенствование анаэробно-гликолитического механизма
300
41, 3
4
6
1
1
2
300
42, 5
6
5
1
1
500
1.24, 0
6
4
2
Таблица 6. Характеристика индивидуальной структуры СД на дистанции 400 м у спортсменок экспериментальной группы на этапе главных соревнований и достоверность различий результатов с этапом ранних соревнований
Группы
Стат. величины
Время (скорость) бега по отрезкам дистанции, с (м/с)
400
2001
300
200-300
2002
300-400
А1
X(t)
57, 70
26, 01
41, 03
15, 02
31, 69
16, 67
Х(V)
6, 933
7, 689
7, 312
6, 658
6, 311
5, 999
б (V)
0, 031
0, 118
0, 071
0, 026
0, 034
0, 056
V, %
0, 5
1, 5
1, 0
0, 4
0, 5
0, 9
t (2, 45)
2, 42
3, 12
2, 66
1, 29
1, 04
0, 29
Р
>0, 05
<0, 05
<0, 05
>0, 05
>0, 05
>0, 05
А2
X(t)
55, 35
26, 30
40, 25
13, 95
29, 05
15, 10
Х(V)
7, 227
7, 605
7, 454
7, 170
6, 885
6, 623
б (V)
0, 090
0, 081
0, 074
0, 260
0, 182
0, 136
V, %
1, 2
1, 1
1, 0
3, 6
2, 6
2, 1
t (2, 45)
3, 95
5, 21
5, 07
0, 10
0, 94
1, 97
Р
0, 01
<0, 001
<0, 001
>0, 05
>0, 05
>0, 05
А3
X(t)
56, 15
26, 99
40, 90
13, 91
29, 16
15, 25
Х(V)
7, 124
7, 410
7, 335
7, 189
6, 859
6, 557
б (V)
0, 039
0, 057
0, 028
0, 126
0, 031
0, 126
V, %
0, 6
0, 8
0, 4
1, 7
0, 4
1, 9
t (2, 45)
5, 65
1, 18
3, 39
1, 77
4, 52
3, 69
Р
<0, 01
>0, 05
<0, 05
>0, 05
<0, 01
<0, 05
Таблица 7. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе главных соревнований
Условное об означение групп спортсменок
Скорость бега по дистанции,
м/с
Показатели метаболических реакций, мМ/л
Значения коэффициентов, усл. ед.
La
Рн
Кр
КИГ
КИФ
КИК
А1
6, 933
15, 03
2, 38
0, 177
216, 8
34, 3
2, 55
А2
7, 227
16, 43
2, 59
0, 175
227, 3
35, 8
2, 42
А3
7, 124
16, 68
2, 08
0, 153
234, 1
29, 2
2, 15
C учетом закономерностей соревновательной деятельности (показатели скорости) и индивидуальных особенностей в высвобождении энергии у каждой спортсменки была разработана программа подготовки. В ее основу положено использование стандартных ТЗ моделирующих изменения в системах метаболического обеспечения, адекватные происходящим при СД. Коррекция предсоревновательных режимов двигательной деятельности опиралась на знания индивидуальных реакций в системах энергообспечения при СД и предусматривала использование стандартных ТЗ (табл. 5).
Очевидно, что способность к изменению динамики скорости в соревнованиях (табл. 6) достигнута в результате спецификации метаболических проявлений у спортсменок (табл. 7) и связана с освоением предложенных индивидуальных программ подготовки в виде стандартных ТЗ.
Показательно, что спортсменки экспериментальной группы А полностью выполнили нормативные требования к физической подготовленности, определенные программой по легкой атлетике для ДЮСШ и СДЮСШОР [11]. Данный факт связывается нами с индивидуализацией тренировки юных спринтеров при использовании программ подготовки в виде стандартных тренировочных заданий.
Выводы. Если учитывать, что ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки, то можно утверждать, что качество и результативность тренировочного процесса во многом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных ТЗ, соответствующих нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели СД, учитывающих другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов упражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления текущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, и спортивно-технической подготовленностью. Научно обоснованное построение ТЗ в структуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов. Если все выше рассмотренные подходы программно-целевого построения микроструктуры тренировки окажутся эффективными при проверке в других видах спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическое значение проведенной работы перерастает рамки частных знаний и принимает методологический характер.
Список литературы
1. Алабин В.Г., Алабин А.В. Тренировочное задание - первый "блок" в структуре тренировочного процесса // Теория и практика физ. культуры. 1986, № 12, с. 26-29.
2. Алабин В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 12, с. 30-31.
3. Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. - Л.: изд-во ЛГУ, 1971. - 78 с.
4. Бугаев Г.В. Построение индивидуальных программ тренировки в легкоатлетическом спринтерском беге девушек в соревновательном периоде подготовки на этапе спортивного совершенствования: Автореф. канд. дис. М., 1998. - 26 с.
5. Гожин В.В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте. - М.: МНПИ, 1998. - 176 с.
6. Купцов Ю.А. Programarea sarcinilor de antrenament in practicarea exercitiilor cu diferite regimuri de educare a rezistentei de forta locala la alergatorii juniori de semifond = Программирование тренировочных заданий в упражнениях с различными режимами при воспитании локальной силовой выносливости у юных бегунов на средние дистанции: Autoreferat al tezei de doctor in stiinte pedagogice. Chisinau, 2002. - 24 p.
7. Леньшина М.В. Программирование нагрузок скоростно-силовой направленности в микроструктуре спортивной тренировки юных баскетболистов 13-14 лет: Автореф. канд. дис. М., 1999. - 23 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - СПб.: изд-во "Лань", 2005. - 384 с.
10. Никонов Ю.В. Соотношение объемов тренировочных заданий различной интенсивности при совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации. Автореф. канд. дис. Минск, 1988. - 23 с.
11. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ / Сост. В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова; Гос. комитет РФ по физ. культуре и спорту. М., 1995. - 31 с.
12. Пархоменко А.Н. Структура тренировочных заданий, направленных на совершенствование работоспособности высококвалифицированных борцов: Автореф. канд. дис. М., 1988. - 19 с.
13. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
14. Соловцов В.В. Разработка и применение стандартных тренировочных заданий на этапе спортивной специализации юных легкоатлетов 10-12 лет в условиях спортивного класса: Автореф. канд. дис. Минск, 1987. - 22 с.
15. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сб. офиц. документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму. 2001, № 5, - с. 27-42.
16. Цандыков В.Э. Структура тренировочных заданий высококвалифицированных борцов вольного стиля на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: Канд. дис. М., 1993. - 203 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ