Сервисная деятельность
понятие сферы сервиса;
отраслевую структуру сферы сервиса.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Какие основные типы услуг в разных сферах применения вы знаете? Где они применяются? Перечислите виды услуг по принципу вещественности или невещественности. Приведите примеры стандартизированных и творческих услуг. Чем отличаются производственные и непроизводственные услуги? В чем суть коммерческих и некоммерческих услуг? Может ли частная фирма оказать государственную услугу (ответ обоснуйте)? Кем могут быть оказаны личностные и безличные услуги? Приведите примеры легитимных и нелегитимных услуг. Как вы считаете, существуют ли в практике сервиса идеальные услуги? Раскройте понятие «сфера услуг». Из чего состоит отраслевая структура сферы услуг в нашей стране?
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Гжельский государственный художественно-промышленный институт
Колледж Гжельского государственного
художественного промышленного института
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора колледжа
по учебной работе
__________ Колонина Т.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сервисная деятельность»
специальность 2307 (100104) «Туризм»
Гжель 2005
Составитель:
Рейстерман Т. В., старший преподаватель.
Рецензенты:
Шульга Н.И., кандидат педагогических наук.
народного хозяйства? Сравните государственные и кооперативные предприятия сферы услуг. Расскажите о развитии сервисной деятельности в современной России.
Литература:
Основная 1,2.
Дополнительная 3.
Раздел 2. Организация сервисной деятельности
Тема 2.1. Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса
Виды сервиса. Виды услуг и их характеристика. Виды услуг в туризме. Современное понятие сферы сервиса. Отраслевая структура сферы сервиса.
Студент должен:
знать:
виды услуг и их характеристику;
виды сервиса;
о росте бытовых услуг в эпоху развитого социализма;
Какие изменения в организации бытового обслуживания произошли в 1960-е годы;
о роли кооперативного движения;
об особенностях развития сервисной деятельности в современной России.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Какие изменения произошли в бытовом обслуживании после Великой Октябрьской социалистической революции? Расскажите о создании системы кооперации. Как развивалась служба быта в 60-е годы? Когда и как была начата исследовательская и конструкторская работа на предприятиях службы быта? Какие меры предпринимало государство для формирования бытового обслуживания в самостоятельную отрасль
Хорихин В.В., кандидат исторических наук.
Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотация курса и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание курса, примерные темы семинаров, вопросы для подготовки к зачету, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.
Программа курса обсуждена и утверждена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин
Протокол №____ от _________200__г.
Председатель цикловой комиссии:
___________________
«____»_________________200__г.
Литература:
Основная 1,2.
Дополнительная 3.
Тема 1.2. Основные этапы развития сервисной деятельности в России в ХХ веке
Развитие бытового обслуживания в первые годы советской власти. Служба быта в период довоенных пятилеток. Рост бытовых услуг в эпоху развитого социализма. Реформы в организации бытового обслуживания в 1960-е годы. Кооперативное движение(1980-е годы). Особенности развития сервисной деятельности в современной России.
Студент должен:
знать:
как развивалось бытовое обслуживание в первые годы советской власти;
состояние службы быта в период довоенных пятилеток;
Студент должен:
иметь представление:
о социальных предпосылках возникновения сервисной деятельности и развития сферы услуг;
знать:
основные этапы становления и развития сервиса в России;
развитие сферы услуг в дореволюционной России.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Расскажите о жизнедеятельности людей: а) в первобытных сообществах, б) в обществах древнего мира, в) в средневековом обществе Западной Европы. Что являлось социальными предпосылками возникновения и развития сервисной деятельности? Какие виды услуг в дореволюционной России были наиболее распространены? Как удовлетворяли свои бытовые потребности крестьяне и дворяне в этот период
Программа дисциплины «Сервисная деятельность» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (специальность «Туризм» утверждена приказом Министерства образования РФ от 02.07.2001 г.№2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования».)
На дисциплину отводится 46 часов (34ч. - аудит. + 12ч.- с/р)
1. Цель курса:
способствовать формированию у студентов целостного представления о сервисной деятельности, системного подхода к решению проблем сервиса.
2. Задачи курса
сформировать знания об особенностях сервисной деятельности;
ознакомить студентов с нормативными документами, регламентирующими сервисную деятельность, обращая внимание на то, когда и где полученные знания могут быть применены в будущей практической деятельности.
3. Место курса в учебном плане
Дисциплина «Сервисная деятельность» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений и освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
о месте сервиса в жизнедеятельности«потребность», «услуга», «сервис». Какие виды потребностей вы знаете? Какое место занимает сервис в жизнедеятельности человека? Какую роль выполняет сервис в экономической системе России?
Литература:
Основная 1,2.
Раздел 1. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
Тема 1.1. Возникновение сервисной деятельности.
Развитие сервиса в дореволюционной России
Возникновение потребностей в услугах на протяжении истории развития человечества. Социальные предпосылки возникновения сервисной деятельности и развития сферы услуг. Состояние сферы услуг в дореволюционной России удовлетворения потребностей человека. Место сервиса в жизнедеятельности человека. Роль сервиса в экономической системе России.
Студент должен:
иметь представление:
об учебной дисциплине “Сервисная деятельность”;
о роли сервиса в экономической системе России;
о видах потребностей;
знать:
основные понятия и определения, используемые в дисциплине “Сервисная деятельность”;
об удовлетворении потребностей с помощью сервисной деятельности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Что изучает дисциплина “Сервисная деятельность”? Дайте определение понятиям человека;
о принципах удовлетворения потребностей человека;
о способах и формах оказания услуг;
знать:
правила обслуживания населения;
нормативно-законодательную базу, регламентирующую сервисную деятельность.
5. Аннотация курса
Дисциплина «Сервисная деятельность» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Основы философии», «Основы права», Социальная психология», «Основы Экономики» и др. В ней рассматриваются: сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека; социальные предпосылки и основные этапы развития сервисной деятельности; понятияконтактная зона», «качество услуг и обслуживания», составляющие качества услуг и обслуживания; виды сервисной деятельности; предприятия, оказывающие услуги населению; формы организации обслуживания потребителей услуг; правила обслуживания населения и права потребителей; понятие сервисных технологий; новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания.
Большое внимание уделяется возможности использования знаний в практической деятельности студентов, которая будет связана с общением с людьми – клиентами. Программа включает перечень рекомендуемой литературы.
Изучение курса поможет студентам сформировать представление о сервисной деятельности, о системном подходе к решению проблем сервиса.
6. Текущий контроль успеваемости
Осуществляется преподавателем в ви
15
Тема 5.2 Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания
2
2
2
ИТОГО по 5 разделу
5
4
4
1
Отчетность-зачет
2
2
2
Итого по дисциплине
46
34
30
4
12
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими учебными дисциплинами. Основные понятия и определения: «потребность», «услуга», «сервис». Сервисная деятельность как форма
13
Тема 4.2 Пути повышения качества услуг и обслуживания
населения
3
2
2
1
ИТОГО по 4 разделу
6
4
4
2
Раздел 5. Понятие сервисных технологий
14
Тема 5.1 Новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания населения
3
2
2
1
оценки полноты и качества полученных знаний. В ходе учебно-воспитательного процесса преподаватель оценивает самостоятельную работу студента по изучаемой теме. Рекомендуется использовать методы и формы устного и письменного контроля.
Форма итогового контроля – зачет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего час
Всего аудит. час
Лекции час
Семинары час
1
Введение
2
2
2
Раздел 1. Социальные предпосылки возникновения
и развития сервисной деятельности
2
Тема 1.1. Возникновение сервисной деятельности. Развитие сервиса в дореволюционной России
2
1
1
11
Тема 3.2. Комплекс маркетинга в сфере сервиса и особенности его реализации
3
2
2
1
ИТОГО по 3 разделу
6
4
4
2
Раздел 4.Качество услуг
12
Тема 4.1 Показатели качества услуг и уровня обслуживания населения
3
2
2
1
9
Тема 2.6. Нормативные документы по обслуживанию населения и регулирование отношений в сервисной деятельности
4
2
2
2
ИТОГО по 2 разделу
21
16
12
4
5
Раздел 3. Услуга как специфический продукт
10
Тема 3.1. Изучение потребностей человека как основа формирования сервисной деятельности
3
2
2
1
3
Тема 1.2. Основные этапы развития сервисной деятельности
в России в ХХ веке
2
1
1
1
ИТОГО по 1 разделу
4
2
2
2
Раздел 2. Организация сервисной деятельности
4
Тема 2.1. Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы
сервиса
5
4
2
2
1
5
Тема 2.2. Формирование рынка услуг и его потребности
2
2
2
6
Тема 2.3. Предприятия, оказывающие услуги населению
2
2
2
7
Тема 2.4. Организация обслуживания потребительских услуг.
3
2
2
1
8
Тема 2.5.Понятие контактной зоны сервисных предприятий.
Психологическая, этическая и эстетическая культура сервиса
5
4
2
2
1
-о составе работников сервисного предприятия;
знать:
формы организации сервисного обслуживания;
основные подходы к осуществлению сервиса.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
Какие условия необходимы для создания полномасштабной службы сервиса? Назовите формы организации сервисного обслуживания. Где и как они могут применяться? Какие группы работников выделяются в организации предприятия в современных условиях? За счет чего может быть достигнуто сокращение числа рабочих? Какие подходы к осуществлению сервиса вы знаете?

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ