Экономическое районирование России 6

18
























































































Введение

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.
Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.
Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные округа (всего их 7) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.
В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
Цель работы исследовать экономическое районирование в России.
В соответствии с этой основной задачей в данной контрольной работе я изучу следующие вопросы:

1. Значение экономического районирования;

2. Основные принципы экономического районирования;

3. Типы экономических районов и их функции;

4.Комплексное развитие хозяйства региона на примере Поволжского округа;
































Значение экономического районирования

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов - основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой.

Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность. Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Экономический район - это территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Каждый экономический район активно участвует в обмене своей продукции с другими районами страны. Для каждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает район в целостную систему.

Экономический район отражает уровень развития производительных сил и соответствующих ему производственных отношений. В то же время хозяйственный комплекс экономического района представляет собой совокупность предприятий материального производства, внепроизводственной сферы, функционирующих на данной территории. Отдельно стоящее предприятие и отдельная экономическая связь между двумя предприятиями, могут рассматриваться в качестве первичных элементов хозяйственного комплекса. Под влиянием все большего вовлечения района в общественное разделение труда, эти связи постоянно усиливаются.

Формирование экономического района представляет собой скачок в экономическом развитии данной территории, когда накапливаемые количественные изменения, появление новых предприятий, совершенствование экономических - приводят к коренному качественному изменению ее экономики возникновению единого хозяйственного комплекса.

Первичные элементы региональных комплексов сформировались уже в докапиталистический период, т.е. в середине прошлого века. Естественной основой территориального разделения труда, явились различия в природных условиях. Но переход количественных изменений в коренные качественные - происходит тогда, когда территориальное разделение труда приобретает всеобщий характер.





Основные принципы экономического районирования

1.Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
2.Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3.Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.
Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК - Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы):
крупные экономические районы; районы среднего звена - края, области, республики; низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Существуют две экономические зоны - Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.[1,стр125]





Типы экономических районов их функции

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные - значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа - создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры - фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность - особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами - Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса - Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности и сельскохозяйственное районирование.

































Комплексное развитие хозяйства региона на примере Поволжского округа

В состав ПФО входят 15 субъектов РФ. Город Нижний Новгород является центром округа. Площадь - 6,1% территории России. Основу составляют городские жители, за исключением Коми-Пермяцкого автономного округа, где преобладает сельское население. ПФО - один из самых многонациональных округов. Крупнейшие города округа - Нижний Новгород, Самара, Уфа, Казань, Пермь.

ПФО имеет чётко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике региона наибольший удельный вес в добыче минеральных ресурсов принадлежит добыче нефти и газа. В округе сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов страны), крупные ресурсы фосфоритов, цинка, меди, цементного сырья, серебра, золота, минеральных вод. В округе имеются небольшие месторождения никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля. Широко развито производство строительных материалов на основе ресурсов песка, глин, гравия и строительного камня.

ПФО - один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции. В структуре промышленности округа важную роль играют такие отрасли, как машиностроение, особенно автомобилестроение, и топливно-энергетический комплекс. В регионе расположены также крупные предприятия химической и лёгкой промышленности. Характерная особенность - большая доля предприятий военно-промышленного комплекса. Основной производственный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Пермской и Нижегородской областях.

Важнейшей отраслью региона является топливная промышленность. Нефтегазодобывающий комплекс по масштабам уступает только Западной Сибири, но по объёмам нефтепереработки и газоперекачки является абсолютным лидером. По добыче нефти в регионе на первом месте Татарстан и Башкортостан. Нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Уфе, Перми, Сызрани, Новокуйбышевске, Саратове.

Нефтепроводы и газопроводы обеспечивают не только потребности региона, но и являются важным звеном на пути нефти из Западной Сибири в западные регионы России и на экспорт.

В рыночной специализации большое внимание уделяется электроэнергетике. В пр-ве электроэнергии лидируют тепловые электростанции, наиболее крупные из которых - Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС. Велика роль и гидравлических электростанций: Чебоксарская, Самарская, Саратовская ГЭС (на Волге). Атомная энергетика представлена самой крупной в регионе Балаковской АЭС

Особенность химической промышленности - её преимущественное развитие вместе в тесной связи с автомобилестроением. Крупные нефтехимические центры созданы в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Саратовской, Пермской областях.

ПФО - монополист в пр-ве и переработке калийных солей Верхнекамского соленосного бассейна.

В металлургическом комплексе выделяется цветная металлургия, в которой преобладают медная и никелевая промышленность. В чёрной металлургии преобладает предельная и малая металлургия.

Лесная промышленность отличается высоким уровнем развития: здесь производится 23% пиломатериалов от общероссийского объёма, велика роль лесозаготовок и выпуска целлюлозно-бумажной продукции.

В лёгкой промышленности, выделяются льняная, шерстяная, кожевенная и кожевенно-обувная, меховая и овчинно-шубная, ковровая.

ПФО отличается развитой транспортной сетью, включающей практически все виды транспорта: ж/д, речной, автомобильный, трубопроводный, воздушный. При этом ключевую роль в перевозках играет ж/д транспорт, на который приходится около 75% грузооборота ПФО. Помимо обеспечения потребностей округа, ж/д транспорт связывает восточные и западные регионы России. Важное транспортное значение имеет река Волга с разветвлёнными судоходными притоками.












Площадь территории1),
тыс. км
2

Числен- ность населения,
тыс. че-
ловек

Число жителей на 1 км2

Административно-территориальное деление2)

Столицы, центры
и наиболее крупные города субъектов
Российской Федерации

районы

города - всего

в том числе республикан-
ского, краевого, област-ного и ок-ружного подчи-нения

городские рай-
оны
(округа)

поселки городско-го типа

сельские
админи-страции
3)

ТЕРРИТОРИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1 января 2009 г.

Приволжский
федеральный округ

1037,0

30241

29,2

448

197

118

77

297

6973

Нижний Новгород

Республика
Башкортостан

142,9

4053

28,4

54

21

21

7

3

953

Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск,
Октябрьский, Белорецк

Республика Марий Эл

23,4

703

30,1

14

4

3

-

15

180

Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск,
Звенигово

Республика Мордовия

26,1

840

32,2

22

7

3

3

14

423

Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Краснослободск, Ардатов

Республика Татарстан

67,8

3763

55,5

43

21

14

7

19

916

Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск

Удмуртская Республика

42,1

1533

36,4

25

6

5

5

7

315

Ижевск, Сарапул, Глазов, Воткинск

Чувашская Республика

18,3

1282

69,9

21

9

5

3

7

351

Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш

Пермский край4)

160,2

2718

17,0

33

25

14

7

38

522

Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, Лысьва, Кунгур, Краснокамск, Чусовой

Кировская область

120,4

1413

11,7

39

18

5

4

42

558

Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны,
Слободской, Котельнич, Омутнинск

Нижегородская область

76,6

3360

43,8

48

28

4

8

62

533

Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас,
Саров, Бор, Кстово, Павлово, Выкса

Оренбургская область

123,7

2119

17,1

35

12

12

7

1

605

Оренбург, Орск, Новотроицк, Бузулук,
Бугуруслан

Пензенская область

43,4

1388

32,0

28

11

5

4

16

376

Пенза, Кузнецк, Заречный, Каменка, Сердобск

Самарская область

53,6

3173

59,2

27

11

10

12

16

294

Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск

Саратовская область

101,2

2584

25,5

38

18

13

6

27

618

Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск, Ртищево

Ульяновская область

37,2

1312

35,3

21

6

4

4

30

329

Ульяновск, Димитровград, Инза, Барыш

Таблица 1[2]







Заключение

Экономическая самостоятельность региона – это объективная необходимость формирования новых экономических отношений. Ее надо рассматривать прежде всего как экономическое пространство для деятельности предприятий в пределах определенной территории на принципах экономической эффективности, экономической целесообразности как относительно самостоятельную социально-экономическую систему воспроизведения.

«Россия на современном этапе находится на такой ступени своего экономического развития, что необходимы некие преобразования, дающие возможности, с одной стороны дать большую самостоятельность экономически агентам на микро уровне, ослабив государственное вмешательство в рыночные процессы, а с другой –  вовлечь регионы в систему самостоятельного "добывания средств" для развития. Решение данной проблемы сводится к разработке комплекса мероприятий по привлечению ресурсов в регионы. Именно инвестиции должны дать импульс к последовательному и поступательному развитию регионов, а в конечном итоге, и государства в целом.»[ 4]

Под экономической самостоятельностью региона понимается возможность решения вопросов комплексного экономического и социального развития, которые входят в компетенцию соответствующего уровня территориального управления на правовых началах с использованием финансовых, экономических и материально-технических ресурсов региона и при этом самостоятельно распоряжаться достигнутыми результатами, удовлетворять потребности региона с учетом общегосударственных интересов.

Экономическая самостоятельность региона состоит прежде всего в том, что она содействует удовлетворению, прежде всего, внутренних потребностей региона и обеспечению стойкого развития народного хозяйства без дотаций, субвенций, субсидий и других льгот. Самостоятельность регионов во многом определяется мерой их автономии от источников сырье и разных материалов, которые находятся в других областях и особенно в других странах.

Основным требованием реализации принципа экономической независимости территории есть ее участие в территориальном разделении труда всей республики.

Предпосылками экономической самостоятельности региона есть прежде всего перестройка экономических отношений, послабление влияния центральных органов управления на формирование стратегии и тактики функционирования территориально-административных образований и замена лимитно — распределительных отношений эквивалентными финансово-экономическими связями и зависимостями.

Важным условием экономической самостоятельности региона есть установления прямой зависимости его экономических возможностей от эффективности собственного хозяйствования, а также экономики государства.

Экономическая самостоятельность региона (области) возможная лишь при создании законодательных гарантий и соответствующих нормативных положений, к которым нужно отнести положение о региональных передплановые и плановые разработки, региональную финансово-кредитную систему, региональное программное планирование, региональную инвестиционную политику, взаимоотношения между субъектами региональной собственности, региональное управление, региональную систему налогообложения, ценообразование, оплату труда.

Непременным условием экономической самостоятельности есть наличие постоянных источников формирования финансово-экономических и материально-технических результатов. Речь идет об установлении долгосрочных нормативов распределения дополнительного продукта, определение компетенции территориальных органов управления в использовании местной продукции для формирования внутренне регионального рынка и обеспечения первоочередных нужд социально-экономического развития, участия региона во внешнеэкономической деятельности, формировании собственных ресурсов для реализации программ развития социально-экономического среды.

Экономическая самостоятельность региона – это состояние региональной системы, при которому органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют стратегию и тактику решения социальных, экономических и экологических проблем регионального развития.

Все принципы экономической независимости региона предусматривают расширение товарно-денежных отношений и их использование в управлении процессами регионального развития и для межрегионального взаимодействия.

Все финансовые ресурсы региона можно поделить на такие части: ресурсы, которые создаются и используются на месте, изымаются за границы территории и те, что поступают со стороны. Основная роль принадлежит накоплениям, которые создаются на месте. Именно они формируют большую часть денежных ресурсов населения, предприятий и местного бюджета.

«Российские экономисты в рамках борьбы с кризисом предлагают правительству РФ вернуться к прежней модели взаимоотношений с регионами и вернуть им утраченную самостоятельность. Ученые считают, что Россию может спасти опыт Китая, где децентрализация власти в сложный период дала мощный толчок экономическому развитию страны. В противном случае, уверены экономисты, страна не выдержит давления кризиса.

«Нам сейчас особо важно определить точки и направления роста российской экономики, которые обеспечат для России достижение целей устойчивого развития. Я придерживаюсь позиции, что эти точки роста, в первую очередь, надо искать в российских регионах. Ведь здесь сосредоточен не только основной промышленный потенциал страны, но и её главный «человеческий капитал», то есть те люди, кому предстоит радикально изменить российскую экономику и российское общество».[ 3]















































































Список используемой литературы:

1. Т.Г. Морозова Экономическая география России: Учебник для вузов /.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Российский статистический ежегодник. М.: Статистика. 2009

3. НЭП 08,Ежедневные экономические вести 2010;

4.Экономика региона №18, май 2009г., (часть 2)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ